Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:49, курсовая работа
Хронологические рамки работы ограничены 1927 – 1929 гг. Как известно, основные события, связанные с борьбой с “правым уклоном”, происходили в 1928 и особенно в 1929 гг., но первые признаки будущих столкновений появились уже в конце 1927г. В то же самое время начинается постепенное изменение политики партии и государства по отношению к религии, когда на смену относительно либеральному курсу приходит новая волна гонений на церковь.
Введение. 3
Глава 1. Русская Православная Церковь и большевистское государство в 1925-27 гг. 6
Глава 2. Внутрипартийная борьба 1928-1929 гг. и антирелигиозный вопрос. 11
§1. Сталин и Бухарин: варианты дальнейшего пути. 11
§2. II съезд Союза Безбожников и постановление Политбюро о речи Бухарина. 14
Выводы по главе. 19
Глава 3. Дискуссии о формах и методах антирелигиозной пропаганды в 1928-29 гг. 20
§1. Введение антирелигиозного воспитания в школах и критика Наркомпроса “слева”. 20
§2. Критика Ем. Ярославского в комсомольской печати (июнь 1929 г.) 24
Выводы по главе. 28
Глава 4. Антирелигиозная комиссия ЦК ВКП(б) в 1928-1929 гг. 29
§1. Кадровые изменения в АРК. 29
§2. Дискуссия об АРК в Политбюро (1929 г.) и роспуск комиссии. 36
Выводы по главе. 40
Заключение 41
Источники и литература. 43
Изменение обстановки вокруг антирелигиозной борьбы потребовало некоторого подведения итогов и определения дальнейшей работы. В 1929 г. (впервые после 1923-24 гг.) Политбюро наконец-то обратило внимание на деятельность АРК.88 После отчетного доклада Комиссии Политбюро должно было в специальной резолюции дать оценку ее работе в предшествующие годы. Однако именно в это время начинают разворачиваться интересные события.
6 июля 1929
г. Политбюро должно было
Почему же возникла такая ситуация, когда Политбюро сочло невозможным выполнить обычную рутинную процедуру? Как мы помним, именно в это время состоялся II съезд Союза Безбожников, на котором Бухарин произнес свою крамольную речь. Вплоть до 8 июля вокруг нее царило молчание, после чего Политбюро приняло разгромное постановление. В этой обстановке доклад АРК (членам которой импонировали взгляды Бухарина на антирелигиозную работу) мог стать своеобразной поддержкой его позиции. Этого допускать, конечно же, было нельзя. С другой стороны, после выхода постановления о речи Бухарина появился “канонический” текст, на основании которого можно было оценить позицию АРК. Как известно, уже в 1929 г. ход заседаний Политбюро и круг рассматриваемых вопросов полностью контролировались Сталиным, поэтому можно утверждать, что перенесение вопроса об АРК осуществлялось с его одобрения.
8 августа
1929 г. доклад Комиссии наконец-то
был заслушан. Политбюро создало
комиссию для выработки
Также признать правильной проявленную Антирелигиозной Комиссией осторожность в деле проведения административных мер, затрагивающих широкие слои верующих”.92
Проект
подчеркивал необходимость
Следов какого-либо обсуждения данного проекта в Политбюро не обнаружено. Зато оно рассмотрело другой документ – резолюцию об антирелигиозной пропаганде, внесенную Ярославским 14 августа 1929 г. Как он отмечал, проект был принят “единогласно, кроме т. Смидовича, у которого имеются несколько поправок”. 94
Данный проект значительно вырос в объеме по сравнению с резолюцией АРК, но суть его осталась та же. Все слова, одобрявшие деятельность Комиссии, были без изменений перенесены в новый документ.
15 августа
1929 г. Политбюро рассмотрело этот
документ и отложило его
Какие- либо поправки членов Политбюро на сегодняшний день не известны. Однако в том виде, как подготовила комиссия, резолюция не могла быть принята. Линия АРК была слишком похожа на ту политику, которую предлагал Бухарин и другие “правые” и которая только что была осуждена. Признать предложенную резолюцию означало одобрить взгляды “правых”, а такого, даже в непрямой форме, быть не могло.
Правда, Политбюро сделало еще одну попытку “улучшить” проект. 29 августа 1929 г. в состав комиссии по выработке резолюции вошли В.М. Молотов и Л.М. Каганович, верные сталинские прихвостни, и самой комиссии было поручено переработать проект.97 Новое пополнение должно было направить его в соответствии с “генеральной линией”.
Однако это было уже ни к чему. К осени 1929 г. поражение “правых” стало очевидным. В этой обстановке АРК была уже не нужна.
Очень интересно поведение Ярославского. 18 ноября 1929 г. он пишет в Секретариат ЦК о своем уходе в отпуск, в связи с чем просит оставить заместителем по АРК Красикова.98 Он, конечно, не мог не знать, что в ближайшее время будет решаться судьба комиссии, но решил не вмешиваться в это дело. Хитрый и опытный политик, Ярославский исчез в самый ответственный момент, чтобы появиться в стане победителей, когда все уже было кончено.
30 ноября
1929 г. Политбюро в последний
раз вернулось к рассмотрению
вопроса об АРК. Было принято
следующее постановление: “
Это решение было принято спонтанно, в первоначальной повестке дня заседания Политбюро вопроса об АРК не было. Сам текст постановления написан от руки на листе тетрадной бумаги, а не на соответствующем бланке, которые готовились заранее. Наконец последнее заседание АРК показывает, что ее члены планировали продолжить работу и никак не думали о роспуске.
Таким образом, на протяжении 1929 г. руководители Комиссии пытались отстоять ту же умеренную политику, которой они придерживались в предыдущие годы, тем самым непроизвольно “солидаризируясь” с “правым уклоном”. Упорное нежелание АРК принять новый курс в антирелигиозной работе предопределило ее судьбу.
Мы видим,
что в условиях очередного изменения
партийной политики по отношению
к религии АРК пыталась придерживаться
своей прежней линии, считая ее наиболее
эффективной. Проведенные в ней
кадровые реорганизации способствовали
сплочению старых большевиков, находившихся
в молчаливой оппозиции сталинскому
курсу. В условиях нового усиления антицерковных
репрессий АРК пыталась проведение
своих либеральных мер. Однако это
не могло не вызвать недовольства
Сталина, так как тем самым
АРК объективно оказывала поддержку
Бухарину. Между тем Сталин использовал
противоречия в антирелигиозном
вопросе между ним и “правыми
уклонистами” для обвинения последних
в предательстве интересов
В 1928-29 гг. начинаются изменения в отношениях большевистского государства и религиозных конфессий. На смену применяемому относительно умеренному курсу приходит новый репрессивный этап. Это было связано с целым рядом причин.
После разгрома
троцкистской оппозиции начали осложняться
отношения между И.В. Сталиным и
Н. И. Бухариным. Стремление к единоличной
власти вынуждало Сталина начать
борьбу теперь уже со своим недавним
союзником. Эта борьба развернулась
вокруг вопроса о методах
Существенные разногласия были и в среде самих антирелигиозников. Руководство Союза Безбожников стояло на радикальных позициях и стало надежной опорой Сталину. Старые большевики причастные к антирелигиозной работе и составлявшие ядро Антирелигиозной Комиссии ЦК ВКП(б), фактически поддерживали “правых уклонистов”, хотя открыто и не присоединялись к ним. Глава АРК Ем. Ярославский лавировал между этими группировками, надеясь в итоге присягнуть победителям.
Эти разногласия были умело использованы Сталиным в своих целях. Спровоцировав выступление Бухарина на втором съезде СВБ, где последний четко и последовательно изложил свои идеи, Сталин затем использовал это выступление для нападок на Бухарина. “Любимец партии” был обвинен в “мелкобуржуазном уклоне”, “примиренчестве” и т.д. Это существенно ослабило его позиции и способствовало поражению “правого уклона”.
В то же время была организована печатная компания с травлей старых большевиков, и в первую очередь Ем. Ярославского. Однако АРК на протяжении всего 1929 г. продолжала отстаивать свою линию. Обвинить их в “примиренчестве” и т.п. Сталин не мог, ибо они на словах были его союзниками. Но одобрить эту линию также было невозможно, ибо это означало реабилитацию только что осужденного Бухарина. Поэтому вопрос об оценке деятельности АРК неоднократно переносился, а затем Комиссия была распущена при первом удобном случае.
Победа Сталина в партийной борьбе одновременно означала и победу его варианта антирелигиозной политики. Начинаются новые гонения на религиозные конфессии, усиливаются репрессии, ужесточается законодательство, растет число закрытых церквей. Целью этих гонений было окончательное уничтожение церкви как социального института и разрушение ее организационной структуры, без чего, по мнению Сталина, была немыслима успешная коллективизация.
В итоге
к концу 1930-х гг. удалось добиться
почти полного уничтожения
Ф. Р – 5263 (Постоянная Комиссия по вопросам культа при Президиуме ВЦИК).
Ф. 5407 (Союз Воинствующих Безбожников СССР).
Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ)
Ф. 12 (Н.К. Крупская).
Ф. 89 (Ем. Ярославский).
Ф. 151 (П.Г. Смидович).
Ф. 17 (ЦК ВКП(б) – КПСС).
Оп. 3 (Беловые протоколы Политбюро ЦК ВКП(б)).
Оп. 60 (Агитпроп ЦК ВКП(б)).
Оп. 85 (Секретный отдел ЦК ВКП(б)).
Оп. 112,113 (Секретариат ЦК ВКП(б)).
Оп. 163 (Черновые протоколы Политбюро ЦК ВКП(б)).
Опубликованные источники.
Информация о работе Русская Православная Церковь и государство в XX в.