Автор: Наталья Кузнецова, 30 Мая 2010 в 15:03, контрольная работа
В работе рассмотрены уголовное, гражданское, наследственное, обязательственное право и основные редакции Русской правды
Введение ………………………………………………………………………......3
1. «Русская правда» как источник права Киевской Руси. Редакции Русской Правды……………………………………………………………………………..4
2. Гражданское право: а) право собственности; б) обязательственное право (система договоров: купля-продажа; заем, поклажа, личный найм, подряд, перевозка, комиссия); в) наследственное право………………………………...6
3. Уголовное право (общее понятие преступления, элементы состава преступления, система преступлений, система наказаний)…………………..13
4. Суд и процесс по «Русской Правде ………………………………................18
Заключение ………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………....22
Система наказаний Русской Правды еще довольно проста, а сами наказания сравнительно мягкие.
Высшей мерой наказания, как уже отмечалось, был поток и разграбление. Сущность этой меры не совсем ясна. Во всяком случае, в разное время и в разных местах поток и разграбление понимались по-разному. Иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда - изгнание и конфискацию имущества, иногда - продажу в холопы.
Следующей по тяжести мерой наказания была вира, назначавшаяся только за убийство. Если за преступника расплачивалась его вервь (община), то это называлось дикой вирой. Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.
Жизнь представителей верхушки феодалов оценивается двойной вирой в 80 гривен. Жизнь же зависимых людей оценивается в 12 и 5 гривен, которые даже не называются вирой.
До второй половины XI в. в качестве наказания за убийство применялась кровная месть, отмененная в Русской Правде сыновьями Ярослава Мудрого.
За основную массу преступлений наказанием была так называемая продажа - уголовный штраф. Ее размеры различались в зависимости от преступления11.
Виры и продажи, шедшие в пользу князя, сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его семье. Вире сопутствовало головничество, размер которого нам неизвестен, продаже - урок.
За
преступления, отнесенные к компетенции
церковного суда, применялись специфические
церковные наказания - епитимьи. Так,
византийский закон предусматривал,
например, за блуд с сестрой 15 лет
«поститися и плакати». Легкой епитимьей
считались 500 поклонов в день. Епитимья
часто соединялась с государственной
карой. По мнению С.В. Юшкова, церковь применяла
кроме епитимий членовредительные наказания
и тюремное заключение12.
4.
Суд и процесс
по «Русской Правде
И по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Обе стороны в процессе даже назывались истцами. Русская Правда знает две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела - гонение следа и свод.
Некоторые процессуальные действия (например, гонение следа, свод) могли применяться только по уголовным делам. Гонение следа - это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривал специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считалось, что он и есть преступник (ст. 77 Троицкого списка). Если след привел просто в село, ответственность несет вервь. Если след потерялся на большой дороге, то на этом поиск прекращался. Институт гонения следа надолго сохранился в обычной практике. В некоторых местах, в западных районах Украины и Белоруссии, он применялся вплоть до XVIII в., обычно по делам об угоне скота13.
Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему ничего не оставалось, как прибегнуть к закличу, т.е. к объявлению на торговой площади о пропаже, в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица.
Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например куплей. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т.е. указать лицо, у которого он приобрел вещь. При этом требуются показания двух свидетелей или мытника - сборщика торговых пошлин.
Закон предусматривает определенную систему доказательств. Среди них важное место занимают показания свидетелей. Древнерусское право различало две категории свидетелей - видоков и послухов. Видоки - свидетели, в современном смысле слова очевидцы факта. Послухи - более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеют сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец - люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто как бы давали характеристику той или иной стороне в процессе. Впрочем, уже Русская Правда не всегда выдерживает четкое различие между послухами и видоками. Характерно, что и в применении свидетельских показаний появляется элемент формализма. Так, по некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля заключения договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием).
В
Древнерусском государстве
Другим видом суда божьего были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. Более поздние источники сообщают, что испытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело.
Особым видом доказательства была присяга - рота. Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие.
В
некоторых случаях имели
Исследователи полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный (розыскной) процесс со всеми его атрибутами, в том числе с пыткой.
В
Русской Правде видны определенные
формы обеспечения исполнения судебного
решения, например взыскание виры с
убийцы. Специальное должностное
лицо - вирник приезжал в дом осужденного
с многочисленной свитой и терпеливо
ждал уплаты виры, получая каждый день
обильное натуральное содержание. В силу
этого преступнику выгоднее было как можно
быстрее разделаться со своим долгом и
избавиться от неприятных гостей15.
Заключение
Как видим, под названием «Русская Правда» понимаются три различных памятника, которые могут быть названы «Краткой», «Пространной» и «Сокращенной» Правдой. Происхождение этих памятников было различно, различна была их судьба, и по-разному они повлияли на другие юридические памятники древней Руси.
Большинство историков согласно с тем, что Краткая Правда по времени своего происхождения предшествует Пространной, не говоря уже о Сокращенной, которую большинство исследователей относит к позднему времени.
Списки Русской Правды названы или по их владельцам или по месту их нахождения: Академический принадлежит библиотеке Академии Наук, Археографический – получил название от Археографической комиссии для издания древних документов.
С введением христианства на Руси стало складываться каноническое право, основанное в большой мере на византийском законодательстве.
Вся
совокупность законов и правовых
обычаев создала основу довольно
развитой системы древнерусского права.
Как всякое феодальное право, оно
было правом-привилегией, т.е. закон
прямо предусматривал неравноправие
людей, принадлежащих к разным социальным
группам. Так, холоп не имел почти никаких
прав. Весьма ограничена была правоспособность
смерда, закупа. Зато права и привилегии
верхушки феодального общества охранялись
в усиленном порядке.
Список
литературы
1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995 (репринт с дореволюционного издания). – М., 2007.
2. Греков Б.Д. Киевская Русь.- М., 1953. С. 520
3. История отечественного государства и права. Часть 1: учебник (издание третье, переработанное и дополненное) / под ред. О. И. Чистякова). М., Юристъ, 2004.
4. Инкин В.Ф. «Гонение следа» в Галицкой общинной практике XV - XVIII вв. // Древнейшие государства на территории СССР. М., 1985. С. 131 - 140.
5. Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 1. М., 1984. С. 47 - 62.
6. Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М.: Издание Московского университета, 1953.
7. Юшков
С.В. История государства и права СССР.
Ч. 1. М., 1947.
Информация о работе Русская правда как древнейший памятник права