Русская правда как древнейший памятник права

Автор: Наталья Кузнецова, 30 Мая 2010 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены уголовное, гражданское, наследственное, обязательственное право и основные редакции Русской правды

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......3
1. «Русская правда» как источник права Киевской Руси. Редакции Русской Правды……………………………………………………………………………..4
2. Гражданское право: а) право собственности; б) обязательственное право (система договоров: купля-продажа; заем, поклажа, личный найм, подряд, перевозка, комиссия); в) наследственное право………………………………...6
3. Уголовное право (общее понятие преступления, элементы состава преступления, система преступлений, система наказаний)…………………..13
4. Суд и процесс по «Русской Правде ………………………………................18
Заключение ………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………....22

Работа содержит 1 файл

Контрольная 1 вариант Русская правда Глеб.doc

— 111.00 Кб (Скачать)
justify">     В княжеских уставах предусматривались  и преступления против церкви, а также против семейных отношений. Церковь, насаждая новую форму брака, усиленно боролась с остатками языческих порядков.

     Система наказаний Русской Правды еще  довольно проста, а сами наказания  сравнительно мягкие.

     Высшей  мерой наказания, как уже отмечалось, был поток и разграбление. Сущность этой меры не совсем ясна. Во всяком случае, в разное время и в разных местах поток и разграбление понимались по-разному. Иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда - изгнание и конфискацию имущества, иногда - продажу в холопы.

    Следующей по тяжести мерой наказания была вира, назначавшаяся только за убийство. Если за преступника расплачивалась его вервь (община), то это называлось дикой вирой. Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.

       Жизнь представителей верхушки феодалов оценивается двойной вирой в 80 гривен. Жизнь же зависимых людей оценивается в 12 и 5 гривен, которые даже не называются вирой.

     До  второй половины XI в. в качестве наказания  за убийство применялась кровная  месть, отмененная в Русской Правде сыновьями Ярослава Мудрого.

     За  основную массу преступлений наказанием была так называемая продажа - уголовный штраф. Ее размеры различались в зависимости от преступления11.

     Виры  и продажи, шедшие в пользу князя, сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его семье. Вире сопутствовало головничество, размер которого нам неизвестен, продаже - урок.

     За  преступления, отнесенные к компетенции  церковного суда, применялись специфические  церковные наказания - епитимьи. Так, византийский закон предусматривал, например, за блуд с сестрой 15 лет  «поститися и плакати». Легкой епитимьей считались 500 поклонов в день. Епитимья часто соединялась с государственной карой. По мнению С.В. Юшкова, церковь применяла кроме епитимий членовредительные наказания и тюремное заключение12. 

     4. Суд и процесс  по «Русской Правде  

     И по уголовным, и по гражданским делам  применялся состязательный процесс, при  котором стороны равноправны  и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Обе стороны в процессе даже назывались истцами. Русская Правда знает две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела - гонение следа и свод.

     Некоторые процессуальные действия (например, гонение следа, свод) могли применяться только по уголовным делам. Гонение следа - это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривал специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считалось, что он и есть преступник (ст. 77 Троицкого списка). Если след привел просто в село, ответственность несет вервь. Если след потерялся на большой дороге, то на этом поиск прекращался. Институт гонения следа надолго сохранился в обычной практике. В некоторых местах, в западных районах Украины и Белоруссии, он применялся вплоть до XVIII в., обычно по делам об угоне скота13.

     Если  ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему ничего не оставалось, как  прибегнуть к закличу, т.е. к объявлению на торговой площади о пропаже, в  надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого  лица.

     Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например куплей. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т.е. указать лицо, у которого он приобрел вещь. При этом требуются показания двух свидетелей или мытника - сборщика торговых пошлин.

     Закон предусматривает определенную систему  доказательств. Среди них важное место занимают показания свидетелей. Древнерусское право различало  две категории свидетелей - видоков и послухов. Видоки - свидетели, в современном смысле слова очевидцы факта. Послухи - более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеют сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец - люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто как бы давали характеристику той или иной стороне в процессе. Впрочем, уже Русская Правда не всегда выдерживает четкое различие между послухами и видоками. Характерно, что и в применении свидетельских показаний появляется элемент формализма. Так, по некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля заключения договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием).

     В Древнерусском государстве появляется и целая система формальных доказательств - ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок - поле. Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. В Русской Правде и иных законах Древнерусского государства о поле не упоминается, что дало основание некоторым исследователям сомневаться в его существовании. Однако иные источники, в том числе иностранные, говорят о практическом применении поля14.

     Другим  видом суда божьего были испытания  железом и водой. Испытание железом  применялось тогда, когда не хватало  иных доказательств, причем в более  серьезных случаях, чем испытание  водой. Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. Более поздние источники сообщают, что испытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело.

     Особым  видом доказательства была присяга - рота. Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие.

     В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличия синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения.

     Исследователи полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный (розыскной) процесс со всеми его атрибутами, в том числе с пыткой.

     В Русской Правде видны определенные формы обеспечения исполнения судебного  решения, например взыскание виры с  убийцы. Специальное должностное  лицо - вирник приезжал в дом осужденного  с многочисленной свитой и терпеливо  ждал уплаты виры, получая каждый день обильное натуральное содержание. В силу этого преступнику выгоднее было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных гостей15. 

     Заключение

       

     Как видим,  под названием «Русская  Правда»  понимаются  три различных   памятника,  которые  могут  быть  названы  «Краткой», «Пространной»  и «Сокращенной»   Правдой.   Происхождение  этих памятников было различно,  различна была их судьба,  и по-разному они повлияли на другие юридические памятники древней Руси.

     Большинство историков согласно с тем,  что Краткая Правда по времени своего происхождения предшествует Пространной,  не говоря уже о Сокращенной,  которую большинство исследователей относит  к  позднему  времени. 

     Списки  Русской Правды названы или по их владельцам или по месту   их   нахождения: Академический  принадлежит  библиотеке Академии   Наук,   Археографический   –   получил   название  от Археографической  комиссии  для  издания  древних  документов.

     С введением христианства на Руси стало  складываться каноническое право, основанное в большой мере на византийском законодательстве.

     Вся совокупность законов и правовых обычаев создала основу довольно развитой системы древнерусского права. Как всякое феодальное право, оно  было правом-привилегией, т.е. закон  прямо предусматривал неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких прав. Весьма ограничена была правоспособность смерда, закупа. Зато права и привилегии верхушки феодального общества охранялись в усиленном порядке. 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995 (репринт с дореволюционного издания). – М., 2007.

2. Греков Б.Д. Киевская Русь.- М., 1953. С. 520

3. История   отечественного государства и  права. Часть 1: учебник (издание третье, переработанное и дополненное) / под ред. О. И. Чистякова). М., Юристъ, 2004.

4. Инкин В.Ф. «Гонение следа» в Галицкой общинной практике XV - XVIII вв. // Древнейшие государства на территории СССР. М., 1985. С. 131 - 140.

5. Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 1. М., 1984. С. 47 - 62.

6. Тихомиров М.Н. Пособие  для  изучения  Русской Правды.  М.:  Издание  Московского  университета,  1953.

7. Юшков С.В. История государства и права СССР. Ч. 1. М., 1947. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Русская правда как древнейший памятник права