Автор: Наталья Кузнецова, 30 Мая 2010 в 15:03, контрольная работа
В работе рассмотрены уголовное, гражданское, наследственное, обязательственное право и основные редакции Русской правды
Введение ………………………………………………………………………......3
1. «Русская правда» как источник права Киевской Руси. Редакции Русской Правды……………………………………………………………………………..4
2. Гражданское право: а) право собственности; б) обязательственное право (система договоров: купля-продажа; заем, поклажа, личный найм, подряд, перевозка, комиссия); в) наследственное право………………………………...6
3. Уголовное право (общее понятие преступления, элементы состава преступления, система преступлений, система наказаний)…………………..13
4. Суд и процесс по «Русской Правде ………………………………................18
Заключение ………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………....22
1 вариант
«Русская правда»
как памятник древнерусского законодательства
Содержание
Введение ………………………………………………………………………...
1. «Русская правда»
как источник права Киевской
Руси. Редакции Русской Правды…………………
2. Гражданское
право: а) право собственности;
3. Уголовное право (общее понятие преступления, элементы состава преступления, система преступлений, система наказаний)…………………..13
4. Суд и процесс по «Русской Правде ………………………………................18
Заключение ………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………
Введение
Возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского феодального права.
Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в следующие периоды истории, и не только для русского права.
Русская Правда сохранилась в большом количестве (свыше 110) списков XIII–XVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе каких-либо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разделены на три основных памятника:
Первоначальный текст Русской Правды до нас не дошел. Однако известно, что сыновья Ярослава во второй половине XI в. существенно дополнили и изменили его, создав так называемую Правду Ярославичей. Объединенные потом переписчиками Правда Ярослава и Правда Ярославичей составили основу так называемой Краткой редакции Русской Правды. Владимир Мономах произвел еще более крупную переработку этого закона. В результате сложилась Пространная редакция.
В
последующие века создавались новые
редакции Русской Правды, которых
С.В. Юшков насчитывал в общей
сложности до шести. Все редакции
дошли до нас в составе летописей
и различных юридических
Учитывая
вышеизложенное, можно сказать, что
Русская Правда - древнейший памятник
славянского права. Во всех своих
редакциях и списках это
документ большого исторического значения.
Долгое применение Русской Правды
в судебных делах объясняет
появление таких видов пространной
редакции Русской Правды, которые
подвергались переделкам и дополнениям
еще в XIV-XVI вв.
1. «Русская правда» как источник права Киевской Руси.
Редакции
Русской Правды
Русская Правда сохранилась в большом количестве (свыше 110)списков XIII–XVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе каких-либо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разделены на три основных памятника:1) Краткую, 2) Пространную и 3) Сокращенную Правду.
Списки первой, или краткой, редакции немногочисленны, известно только два древних списка, относящихся к половине XV в.Краткая Русская Правда находится в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода, где она помещена под 1016 г. Оба списка Краткой Правды (Академический и Археографический) по своему тексту чрезвычайно близки друг к другу и, по-видимому, произошли от общего источника или протографа. Сохранилось и несколько списков Краткой Правды, переписанныхв XVIII в., которые, впрочем, восходят к тексту, приготовленному к печати В.Н.Татищевым в 1738 г., и дают мало дополнительных сведений о древнем тексте Правды. В списках Краткой Правды текст написан сплошь без разделения на статьи. Однако вторая часть Правды выделена начальной буквой П («Правда оуставлена» и т.д.), написанной красной киноварью.
Списки Пространной Правды сохранились в наибольшем количестве (свыше 100). Пространные списки в четыре или пять раз по тексту длиннее кратких и заключают большое количество новых статей. Кроме того, текст Пространной Правды разбит в них киноварными заголовками и заглавными буквами. Впрочем, заголовки не покрывают содержания всех статей, следующих за ними.
По своему тексту списки Пространной Правды могут быть разделены на три вида. Первый, наиболее многочисленный вид входит в состав юридических сборников, известных под названием Кормчих и Мерил Праведных. Кормчая, или Номоканон, представляет собой собрание церковных правил и гражданских законов. Самое слово «кормчая» значит руководящая или направляющая. Слово «Номоканон» происходит от греческого «номос» (закон) и «канон» (правило). Кормчая была важнейшим юридическим пособием в древней Руси и сохранилась во множестве списков разного состава. В текст славянской Кормчей Русская Правда была внесена не позднее третьей четверти XIII века.
Синодальный и Троицкий списки восходят к общему протографу, возникшему уже ранее последней четверти XIII в. Синодальный список имеет яркие черты новгородского говора. Некоторые новгородские особенности заметны и в тексте Троицкого списка.
Поэтому можно думать, что их общий протограф возник в Новгороде. Остальные списки Пространной Правды, помещенные в составе Кормчих и Мерил Праведных, относятся к XV–XVIII вв. По своему тексту они делятся на несколько видов, или изводов. Каждому изводу соответствует определенный состав Кормчей или Мерила Праведного. Эти поздние списки Пространной Правды имеют большой интерес для истории права в Северо-Восточной Руси в XIV–XV вв. и дают некоторый материал для восстановления первоначального текста Правды.1
Ко второму виду Пространной Правды принадлежат списки, входящих в состав особых юридических сборников. Наиболее древний список этой группы, Пушкинский (принадлежал А.И. Мусину-Пушкину). В начале XV в., по-видимому, уже в Московской Руси, появился новый, третий вид Пространной Правды. Он представлен несколькими списками XV–XVI вв.; один из них принадлежал князю Оболенскому, другой – Карамзину. Этот вид списков Пространной Правды можно назвать Карамзинским, так как он впервые был открыт Н.М.Карамзиным. В его основу положен текст какого-то списка Пушкинско-Археографической ветви, дополненный по спискам Троицко-Синодальной. В результате получился сводный текст. Отличительной чертой Карамзинского вида являются дополнительные статьи о резах (процентах) и Устав о мостех, вставленные в текст Правды. Большинство исследователей предпочтительно пользовались Карамзинским видом, вследствие его полноты и кажущейся исправности. В действительности он имеет интерес только для истории текста Пространной Правды в XIV–XV вв. и мало дает для восстановления ее протографа.
Таким образом, под названием «Русская Правда» понимаются три различных памятника, которые могут быть названы «Краткой», «Пространной» и «Сокращенной» Правдой.
Происхождение
этих памятников было различно, различна
была их судьба, и по-разному они
повлияли на другие юридические памятники
древней Руси.
2.
Гражданское право:
а) право собственности;
б) обязательственное
право (система
договоров: купля-продажа;
заем, поклажа, личный
найм, подряд, перевозка,
комиссия); в) наследственное
право
Гражданское право в Русской Правде описано достаточно четко и подробно для своего времени. Право собственности отличается своей развитостью. Система обязательств достаточно проста.
Собственность феодалов возникла как частная и основанная на княжеских пожалованиях, в виде доменов, боярских и монастырских вотчин. Источником её приобретения первоначально была заимка, освоение свободных земель руками холопов и зависимых крестьян.2
Вотчинники присваивали леса, устраивали бортные заповедники, захватывали охотничьи угодья и промысловые участки добычи меда. Об этом, в частности, говорят статьи 69 и 70 ПП, охраняя интересы собственников.
Охрана частной собственности – одно из назначений Русской Правды. Так, согласно статье 71 ПП, истребление знака собственности на бортных деревьях влекло штраф в 12 гривен. Высокий штраф означал, прежде всего, защиту самого принципа частной собственности.
В XI веке летописи упоминают о сёлах народных дружинников. В XII веке вотчины бояр были частной собственностью. Князья раздавали земли под условием службы. Условные держания могли быть и в самой боярской иерархии. В Русской Правде нет сведений о землевладении феодалов, но в ней упоминаются лица, жившие на этих землях: титул боярский (ст. 1), боярские холопы (ст. 46), боярские рядовичи (ст. 14).
Субъектами права собственности могут быть только люди не рабского положения. Деление вещей на движимость и недвижимость не нашло юридического оформления, но статус движимости разработан в Русской Правде довольно обстоятельно.
Собственность, её содержание и различные виды владения не нашли специальных обобщенных терминов, однако на практике законодатель различал право собственности и владения.
Собственник имел право на возврат своего имущества из незаконного владения. На основе строго установленной процедуры за причинённую «обиду», назначался штраф в 3 гривны.
Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбиралось при необходимости перед сводом из 12 человек (ст. 13, 14, 15, 16 КП; ст. 34, 35 ПП). Прежде всего, в системе обязательств рассматриваемого периода нет обязательств из причинения вреда. Эти обязательства сливались с понятием преступления и назывались обидой.3
В рассматриваемый период обязательство падало и на лиц, принадлежащих к семье обязанного лица. Система обязательства и договоров в первоначальный период является весьма несложной. Число договоров незначительно: мены, купли-продажи, личного и имущественного найма, займа, закупничества. Характерно, что поклажа рассматривалась в большей степени как личная услуга, нежели договор.
Характерной чертой обязательственного права периода развития феодальных отношений является то, что лица, не исполнившие обязательств, превращаются в холопов.
Что касается способов заключения обязательств, то они, как правило, заключались устно, причем употреблялись различные формы – литки, магарыч, рукобитье, связывание рук и. т. д.
Добросовестный приобретатель может очистить себя простым свидетельством двух свободных свидетелей или мытника, подтверждающих, что он купил эти вещи у определенного лица – виновника кражи. Если он не может указать, у кого купил эту вещь, однако утверждает, что купил, а не украл ее, то факт покупки может быть подтвержден присягой свидетелей. После этого законный собственник берет разысканную путем свода вещь, но не может претендовать на возвращение того, что пропало вместе с ней. Добросовестный приобретатель, поскольку он не знает, у кого купил вещь, остается без возмещения убытков. Но если он в конце – концов узнает, кто являлся виновником кражи, то он может взыскать с него деньги уплаченные за проданные вещи.
Договор займа. Договор займа подвергся в источниках, в частности в Русской правде, довольно подробной регламентации. Достаточно указать, что ряд ее статей специально говорит об условиях признания данного договора действительным. Изучая эти статьи, мы приходим к выводу, что форма заключения договора изменялась в зависимости от лиц, заключавших заем, в зависимости от суммы долга и в зависимости от кредитоспособности лица. Основным условием, для признания договора займа действительным является присутствие послухов, которые могут в случае спора доказать его заключение присягой.
Исследователи давно обратили внимание на особые условия заключения договора между купцами и объяснили, чем это было обусловлено. Именно они правильно указывали, что облегчение формы сделок было вызвано необходимостью увеличить товарооборот в торговле.
Информация о работе Русская правда как древнейший памятник права