Русская архитектура XVIII века. Рыцарство в средневековой культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:12, реферат

Описание работы

Архитектура первой половины XVIII века: барокко. Архитектура барокко середины XVIII века. Предпосылки появления и развития классицизма. Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.). Архитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.).
Работа содержит две темы по "Культорологии".

Содержание

Введение……………………………………………………………………2

Истоки рыцарства………………………………………………………….4

Воспитание рыцарей………………………………………………..……13

Посвящение в рыцари…………………………………………………...17

Культ женщины…………………………………………………….….…23

Заключение…………………………………………………………..…...26

Список литературы…………………………………………………..…..27

Работа содержит 1 файл

История мировой культуры.docx

— 82.96 Кб (Скачать)

По мнению средневековых  авторов, любви между супругами  быть не может, ибо любовь требует  тайны и поцелуев украдкой; любовь к тому же не возможна без ревности, то есть без состояния тревоги  о том, как бы не потерять возлюбленную, а в браке ничего подобного нет.

Интересный пример можно обнаружить в произведении Дж. Чосера "Кентерберийские рассказы" (XIV век): некий дворянин рассказывает о даме, которая в отсутствие мужа обещала ответить на страсть влюбленного в нее пажа, если тот очистит побережье Бретани от подводных скал. Обещая это, она была уверена в неисполнимости этой задачи. Между тем ее поклонник совершил требуемое (при помощи чародея, которому заплатил 1000 фунтов). И дама очутилась перед необходимостью выполнить обещанное. Необходимость эту признал и возвратившийся муж, хотя по его словам, предпочел бы пасть с сердцем, пробитым в бою (благородный паж, видя его страдания, отказался от своего права) Дж. Чосер "Кентерберийские рассказы" М 1973 с.432.

Существует несколько  точек зрения на причины возникновения  этого культа. Мария Оссовская  в своей книге "Рыцарь и буржуа" рассматривает куль женщины как  игру, в которой женщина получает "пинок вверх". В мире где правит насилие, женщина по прежнему зависит от мужчины. Рукоприкладство и неверность мужа были делом обычным Оссовская М. "Рыцарь и буржуа" М 1987 с.92.

Есть мнение, что этот культ придумали и  поддерживали сами женщины. В пользу этой гипотезы говорит то, что легенда, изображавшая далеко идущую покорность мужчины женщине была инспирирована  женщиной - по заказу Марии Шампанской Кретьен де Труа написал "Ланселота, или рыцаря Телеги". Третья версия - этот культ возник благодаря странствующим менестрелям: путешествуя от замка к замку, они восхваляли хозяйку (муж которой обычно отсутствовал) в расчете на службу при ее дворе или хотя бы на добрый прием и подарки перед дальней дорогой.

Как бы то ни было, явившись, этот культ стал неотъемлемой частью культуры средневековья. Женщины  находили в этом утешение за грубость мужей, да и мужчин привлекала эта  фикция, которая приукрашенную любовь протвопоставляла простонародной.

Вот основные черты  рыцарской культуры, она существовала во времена тотального господства католической церкви. Но христианская оболочка рыцарства  была чрезвычайно тонка: вместо смирения - гордость, вместо прощения - месть, полное неуважение к чужой жизни; прелюбодеяние - необходимый атрибут рыцарской  доблести, а для христианства - нарушение  одной из заповедей. Все это позволяет  нам говорить об особенной рыцарской  культуре - ярчайшем явлении в то мрачное время.

Заключение

В Европе рыцарство  теряет значение основной военной силы феодальных государств с XV века. Предвестницей заката славы французского рыцарства стала так называемая “битва шпор” (11 июля 1302 г.), когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. Позже неэффективность действий французского рыцарского войска с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие (оно появилось в XV веке), рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В XVI-XVII веках рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства.

Воспитанные на военных традициях предков представители  старых рыцарских родов составляли офицерский корпус армий абсолютистского  времени, отправлялись в рискованные  морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты. Дворянская этика последующих  веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.

Однако в течение  многих столетий рыцарство было важным жиз-ненным идеалом средневекового общества, а рыцарский образ жизни и стиль поведения был важнейшим моральным эталоном средневековой аристократии. Рыцарство, как и прочие сословия, было необходимым элементом средневекового общества, обеспечивая ста-бильность социальной структуры, в которой «воюющие» были так же важны, как и «молящиеся» или «работающие».

Список  литературы

1. Борзова Е.П. История мировой культуры. 2-е изд., стер. - СПб.: Изд-во «Лань», 2002. - 672 с.

2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - М.: Юрайт, 1999. - 669 с.

3. Дж. Чосер "Кентерберийские  рассказы" М.:1973., с.432

4. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства: Пер. с ит. / Вступ. ст. В.И.Уколовой. Общ. ред. В.И.Уколовой и Л.А.Котельниковой. - М.: Прогресс, 1987 - 384 с.

5. Оссовская  М. "Рыцарь и буржуа" М.:1987., с.92

6. Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола/ Пер. с фр. М.О. Гончар; Научн.ред. Т.Д.Сергеева. - М.: Мол. Гвардия, 2004. - 239 с.

7. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 400 с.

8. Порьяз А. Мировая культура: Средневековье. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 479 с.

9. Чернокозов  А.И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997. - 480 с.

10. Записки Юлия  Цезаря. ''Галльская война''. М., 1962, 54с.

11. История мировой  культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс  лекций/ Под ред. С.Д.Серебряного. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 429 с.

12. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г.Багдасарьян, А.В.Литвинцева, И.Е.Чучайкина и др.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004. - 709 с.

13. Культурология: Учеб.пособие / В.А.Глуздов, И.И.Лукичева, А.А.Косьян и др.; Под ред. В.А.Фортунатовой и Л.Е.Шапошникова. - М.: Высш. шк., 2003. -303 с.

14. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. - 608 с.

15. Очерки по  истории мировой культуры. Учебное  пособие./Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. - М.: «Языки русской культуры», 1997. - 496 с.

16. Тайны, скрытые  забралом: Энциклопедический путеводитель  по истории рыцарства. - М.: Современник, 2002. - 416 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление 

Эпоха средневековья  составляет примерно около тысячи лет  человеческой истории. Этот исторический период в Европе отметился колоссальными  изменениями в общественных отношениях, появлением новых государств и их исчезновение, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, междуусобными войнами, диктатом Церкви и иными событиями, которые характеризуют этот период как один из самых мрачных в истории. Но что же может привлекать нас, людей ХХ/ века, в той далекой и мрачной эпохе? Ответ на этот вопрос дан в названии моего реферата - это рыцарство, особое сословие людей, которое ассоциируется у нас самыми высокими нравственными понятиями. Эта эпоха оставила нам в наследство очень своеобразную культуру, воспевшую духовные ценности, которые имеют непреходящее и универсальное значение. Понятия долга, чести, верности многие из нас впервые узнали знакомясь с той эпохой, читая литературные произведения или, что более свойственно современному человеку, видя ожившее средневековье на экранах телевизоров и кинотеатров. Эти понятия существуют и в настоящее время, хотя само рыцарство ушло с исторической арены достаточно давно. Рыцарская этика не исчезла вслед за средневековьем, она прошла через эпохи, сменившие средние века и продолжает оставаться эталоном, который должен служить примером для современных людей.

На этом я  хочу закончить вводную часть  своего реферата и приступить к описанию этого явления человеческой истории - средневекового рыцарства.  

 

Истоки  рыцарства 

Рыцарство часто  рассматривают как явление, исключительно  принадлежащее средневековью и  неразрывно связанному с христианством. Однако истоки рыцарства можно обнаружить в период, когда еще существовала Римская империя. В начале нашей  эры Римская империя вступила в период упадка, выражавшимся в кризисе внутренних социально-экономических отношений и внешней угрозы со стороны германских племен.

Некоторые черты  средневекового рыцаря восходят к древним  германцам. Описание их нравов, обычаев, культуры можно найти у древнеримских  авторов. Юлий Цезарь в / веке до нашей  эры описал германские племена и  их нравы:

Земельной собственности  у них нет. Через год тот, кто  получил участок земли для  обработки, должен переходить на другой, чтобы не привязался к одному месту, не утратил мужества и не потерял интереса к войне, променяв ее на занятия земледелием и скотоводством. Разбои за пределами собственной страны у них не считаются позорными; они даже хвалят их как лучшее средство для воспитания молодежи и для устранения праздности. Германцы не потакают себе ни в чем, поэтому для них нет ничего позорнее и трусливее, как пользоваться седлом.

В результате варварских завоеваний на территории Западной Римской империи образовались десятки варварских королевств. Вестготы в 419 г. основали в Южной Галлии королевство с центром в Тулузе. В конце V - начале VI века Вестготское королевство распространилось на Пиренеи и в Испанию. Столица его была перенесена в город Толедо. В начале V в. свевы и вандалы вторглись на Пиренейский полуостров. Свевы захватили северо-запад, вандалы некоторое время жили на юге - в современной Андалузии (первоначально называлась Вандалусия), а затем основали королевство в Северной Африке со столицей на месте древнего Карфагена. В середине Vв. на юго-востоке современной Франции образовалось Бургунское королевство с центром в г.Лионе. В Северной Галлии в 486 г. возникло королевство франков. Его столица находилась в Париже. В 493 г. остготы захватили Италию. Их король Теодорих царствовал более 30 лет в качестве "короля готов и италиков". Столицей государства был город Равенна. После смерти Теодориха остготскую Италию завоевала Византия (555 г.), но ее господство было непродолжительным. В 568 г. Северную Италию захватили лангобарды. Столицей нового государства стал город Павия. На территории Британии к концу VI в. образовалось семь варварских королевств. Созданные германскими племенами государства непрерывно воевали между собой, их границы были непостоянны, а существование большинства из них недолговечно. Во всех варварских королевствах германцы составляли меньшинство населения. (от 2-3% в остготской Италии и вестготской Испании до 20-30% в государстве франков). Поскольку в результате удачных завоевательных походов франки расселились впоследствии на значительной части территории бывшей Западной Римской империи, доля германских народов в среднем несколько увеличилась, но концентрация франков в Северной Галлии сократилась. Отсюда следует, что история средневековой Западной Европы - это история по преимуществу тех же самых народов, что населяли ее в эпоху античности. Однако общественный и государственный строй на завоеванных территориях существенно изменился. В V-VI вв. в пределах варварских королевств сосуществовали германские и позднеримские институты. Во всех государствах была проведена конфискация земель римской знати - в больших или меньших масштабах. В среднем, перераспределение собственности затронуло от 1/3 до 2/3 земель. Крупные земельные владения раздавались королями своим дружинникам, которые тут же переводили оставшихся в римских виллах рабов в положение зависимых крестьян, уравнивая их с колонами. Мелкие наделы получали рядовые германцы- общинники. Первоначально община сохраняла собственность на землю. Таким образом, на территории варварских королевств сосуществовали крупные вотчины новых германских землевладельцев, в которых работали превратившиеся в крепостных крестьян бывшие римские колоны и рабы ( по происхождению - часто коренные жители этих мест, обращенные в свое время в рабство за долги, так как отмененное в Риме долговое рабство сохранялось в провинциях), римские виллы, где прежние землевладельцы продолжали вести хозяйство позднеримскими методами, и поселения свободных крестьянских общин, как германские, так и общин коренного населения. Для государствен-ного строя также был характерен эклектизм. В городах продолжали существовать римские городские комитеты, которые теперь подчинялись варварскому королю. В сельской местности функционировали народные собрания вооруженных общинников. Сохранилась римская система налогообложения, хотя налоги были уменьшены и поступали королю. В варварских государствах сосуществовали две системы судопроизводства. Действовало германское право- варварские "правды" (для германцев) и римское право (для римлян и местного населения). Имелось два типа судов. На территории ряда варварских государств начался синтез позднеримских и германских институтов, но в полной мере этот процесс, результатом которого явилось становление западноевропейской средневековой цивилизации, развернулся в пределах государства франков, которое в VIII- начале IX вв. превратилось в обширную империю ( в 800 г. Карл Великий был коронован в Риме папой как "император римлян"). Империя объединила территории современной Франции, значительную часть будущих Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряд других земель. Вскоре после смерти Карла Великого это наднациональное образование распалось. Верденский раздел империи (843 г.) положил начало трем современным государствам: Франции, Италии и Германии, хотя их границы тогда не совпадали с теперешними. Становление средневековой европейской цивилизации происходило также на территориях Англии и Скандинавии. В каждом регионе Западной Европы обозначенный процесс имел свои особенности и протекал разными темпами. В будущей Франции, где римские и варварские элементы были уравновешены, темпы оказались самыми высокими. И Франция стала классической страной средневекового Запада. В Италии, где римские институты преобладали над варварскими, на территориях Германии и Англии, отличавшихся превалированием варварских начал, а также в Скандинавии, где синтеза не было вообще (Скандинавия никогда не принадлежала Риму), средневековая цивилизация складывалась медленнее и имела несколько иные формы.

Общественно-политический строй, утвердившийся в Средние  века в Европе, в исторической науке  принято называть феодализмом. Это  слово происходит от названия земельного владения, которое представитель  господствующего класса-сословия получал  за военную службу. Владение это  называлось феод. Не все историки считают, что термин феодализм удачен, поскольку  понятие, положенное в его основу, не способно выразить специфику среднеевропейской цивилизации. Кроме того, не сложилось единого мнения по вопросу о сущности феодализма. Одни историки видят ее в системе вассалитета, другие - в политической раздробленности, третьи - в специфическом способе производства. Тем не менее, понятия феодальный строй, феодал, феодально зависимое крестьянство прочно вошли в историческую науку. Поэтому постараемся дать характеристику феодализма, как общественно-политического строя, свойственного европейской средневековой цивилизации.

Характерной чертой феодализма является феодальная собственность  на землю. Во-первых, она была отчуждена  от основного производителя. Во-вторых, носила условный, в-третьих - иерархический  характер. В-четвертых, была соединена  с политической властью. Отчуждение основных производителей от собственности  на землю проявлялось в том, что  земельный участок, на котором работал

Записки Юлия Цезаря Галльская война М 1962

Информация о работе Русская архитектура XVIII века. Рыцарство в средневековой культуре