Русская архитектура XVIII века. Рыцарство в средневековой культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:12, реферат

Описание работы

Архитектура первой половины XVIII века: барокко. Архитектура барокко середины XVIII века. Предпосылки появления и развития классицизма. Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.). Архитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.).
Работа содержит две темы по "Культорологии".

Содержание

Введение……………………………………………………………………2

Истоки рыцарства………………………………………………………….4

Воспитание рыцарей………………………………………………..……13

Посвящение в рыцари…………………………………………………...17

Культ женщины…………………………………………………….….…23

Заключение…………………………………………………………..…...26

Список литературы…………………………………………………..…..27

Работа содержит 1 файл

История мировой культуры.docx

— 82.96 Кб (Скачать)

Общественно-политический строй, утвердившийся в Средние  века в Европе, в исторической науке  принято называть феодализмом. Это  слово происходит от названия земельного владения, которое представитель  господствующего класса-сословия получал  за военную службу. Владение это  называлось феод. Не все историки считают, что термин феодализм удачен, поскольку  понятие, положенное в его основу, не способно выразить специфику среднеевропейской  цивилизации. Кроме того, не сложилось  единого мнения по вопросу о сущности феодализма. Одни историки видят ее в системе вассалитета, другие - в  политической раздробленности, третьи - в специфическом способе производства. Тем не менее, понятия феодальный строй, феодал, феодально зависимое крестьянство прочно вошли в историческую науку. Поэтому постараемся дать характеристику феодализма, как общественно-политического строя, свойственного европейской средневековой цивилизации.

Характерной чертой феодализма является феодальная собственность  на землю. Во-первых, она была отчуждена  от основного производителя. Во-вторых, носила условный, в-третьих - иерархический  характер. В-четвертых, была соединена  с политической властью. Отчуждение основных производителей от собственности  на землю проявлялось в том, что  земельный участок, на котором работал  крестьянин, являлся собственностью крупных землевладельцев - феодалов. Крестьянин имел ее в пользовании . За это он был обязан или работать на господском поле сколько-то дней в неделю или платить оброк - натуральный или денежный. Поэтому эксплуатация крестьян носила экономический характер. Внеэкономическое принуждение - личная зависимость крестьян от феодалов - играла роль дополнительного средства. Эта система отношений возникла с оформлением двух основных классов средневекового общества: феодалов(светских и духовных) и феодально зависимого крестьянства. Феодальная собственность на землю носила условный характер, так как феод считался пожалованным за службу. Со временем он превратился в наследственное владение, но формально за несоблюдение вассального договора мог быть отобран. Иерархически характер собственности выражался в том, что она была как бы распределена между большой группой феодалов сверху вниз, поэтому полной частной собственностью на землю не обладал никто. Тенденция развития форм собственности в средние века заключалась в том, что феод постепенно становился полной частной собственностью, а зависимые крестьяне, превращаясь в свободных (в результате выкупа личной зависимости), приобретали некоторые права собственности на свой земельный участок, получая право продать его при условии выплаты феодалу особого налога. Соединение феодальной собственности с политической властью проявлялось в том, что основной хозяйственной, судебной и политической единицей являлась в Средние века крупная феодальная вотчина- сеньория. Причиной этого была слабость центральной государственной власти в условиях господства натурального хозяйства. В то же время в средневековой Европе сохранялось некоторое количество крестьян-аллодистов - полных частных собственников. Особенно много их было в Германии и Южной Италии.

Натуральное хозяйство - существенный признак феодализма, хотя и не такой характерный, как  формы собственности, поскольку  натуральное хозяйство, в котором  ничего не продается и не покупается, имелось и на Древнем Востоке, и в Античности. В средневековой Европе натуральное хозяйство существовало примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное под влиянием роста городов.

Одним из важнейших  признаков феодализма многие исследователи  считают монополизацию военного дела господствующим классом. Война  была уделом рыцарей. Это понятие, обозначавшее первоначально просто воина, со временем стало обозначать привилегированное  сословие средневекового общества, распространившись  на всех светских феодалов. Однако необходимо отметить, что там, где существовали крестьяне-аллодисты, они, как правило, имели право носить оружие. Участие в крестовых походах зависимых крестьян также показывает неабсолютность этого признака феодализма.

Феодальное государство, как правило, характеризовалось  слабостью центральной власти и  рассредоточенностью политических функций. На территории феодального государства часто имелся целый ряд фактически независимых княжеств и вольных городов. В этих мелких государственных образованиях иногда существовала диктаторская власть, так как некому было противостоять крупному земельному собственнику в пределах небольшой территориальной единицы.

Средневековой европейской цивилизации была свойственна  также феодально-католическая экспансия. Ее наиболее общей причиной был экономический  подъем XI-XIII вв., вызвавший рост народонаселения, которому стало не хватать пропитания и земель (рост народонаселения опережал возможности развития хозяйства). Основными направлениями этой экспансии были крестовые походы на Ближний Восток, присоединение Южной Франции к французскому королевству, Реконкиста (освобождение Испании от арабов), походы крестоносцев в Прибалтику и славянские земли.

На этапе освоения племенами германцев земель Западной Римской империи и начинает образовываться класс феодалов - рыцарей. До этого  времени крестьянин и воин были неразрывно связанными профессиями. Но с момента заселения новых территорий происходит разделение крестьянского труда и военной службы. Еще одной причиной образования сословия воинов-защитников была невозможность создать и содержать большую армию. Сложившаяся ситуация требовала, чтобы воин был хорошо вооружен, обучен и имел коня. Тяжелая кавалерия - вот основа армии того времени. Утяжеление вооружения ставит перед необходимостью сделать выбор между маневренностью и низкой стоимостью, с одной стороны, и ударной силой, скованностью - с другой. Одним словом, между войной ''народных масс'' и войной ''элиты'', судя по всему, уже в VII веке выбор был сделан в пользу ''элиты''.

Функциональное  расслоение общества свободных граждан, прежде чем оно началось у франков, уже имело место в лангобардской Италии VIII века. В 750 году лангобардский король Астульф предписывал, что сражаться верхом надлежит владельцам по меньшей мере 7 наделов или 40 югеров земли, то есть людям крупного и среднего достатка. Менее зажиточным предписывалось вооружаться как пехотинцам. Законы Астульфа показывают нам общество, расчлененное на несколько социальных слоев. Экономическая элита превращалась здесь и в военную элиту, тогда как основная масса свободного населения, будучи не в состоянии приобрести хотя бы щит, освобождалась от необходимости вооружаться. В германском обществе это означало утрату права на свободу и осязаемого ее символа - оружия.

Рост стоимости  и значения оружия, престижа самой  военной профессии приводил к  возвышению тех среди свободных, кто обладал богатством, выделял  их в отношении остальной массы  населения. При этом социальный статус неимущих резко падал, и они фактически оказывались в положении зависимых  людей, почти рабов.

Процесс разделения общества свободных людей на меньшинство  богатых и вооруженных, и большинство  неимущих и безоружных происходил таким  же образом и у франков. По обе  стороны Альп в середине VIII века древнее право-обязанность каждого  свободного германца быть при оружии постепенно исчезает. ''Народ'' и ''войско'' уже не были теперь синонимами. Вооружаться  теперь мог только тот, кто достиг известного экономического уровня. Внутри этой группы лишь небольшая часть  была в состоянии обеспечить себе обладание боевым конем и тяжелым  вооружением.

Основополагающая  роль в период становления рыцарства  принадлежит экономическому фактору. Он приходит в действие уже в эпоху  Карла Великого. В это время  от имущественного ценза зависит  то, какой тип оружия подобает тому или иному воину. Разрыв между  социально-экономическими классами углубился, затронув политические, военные и  юридические сферы. И неизбежно - сферу духовной жизни.

Для того, чтобы вооружиться как подобает необходимо богатство. Сколько же стоила полная экипировка? Очень и очень дорого. Тионвильский капитулярий 805 года подтверждает предыдущее, не дошедшее до нас постановление, согласно которому, родовое имущество, необходимое для исполнения обязанности ''полностью вооружиться'', не может быть менее 12 поместий.

Вскоре свободные, но безоружные бедняки, материальное положение  которых ставило их на столь низкую ступень социальной лестницы и также  угнетало духовно, практически ничем  не станут отличаться от зависимых  людей. Так уже капитулярий 808 года начинает проводить различие между  свободными и неимущими. Это различие весьма показательно: только тот, кто  располагает имуществом и в состоянии  позаботиться о своей вооруженной  защите и, таким образом, внести непосредственный вклад в оборону общества, может  всерьез называть себя свободным  человеком.

Тем временем продолжалось возвышение как тех, кто был достаточно богат, чтобы вооружаться, так и  тех, кто вопреки своему низкому  социальному положению получал  от своих господ необходимые средства для приобретения оружия благодаря  каким-то своим качествам. Возвышались  также члены господской свиты, входившие  в состав дружины сеньора. По этой причине потерять благосклонность  господина или лишиться имущества  означало для воина деградировать  до уровня безоружного крестьянина.

Годы, охватывающие период после смерти Карла Великого и до Оттона I (X век), стали решающими в формировании рыцарства. То были годы беспорядка и террора, когда не только политическая власть или то, что оставалось от нее, но и элементарное выживание большинства населения зависели от военной силы. В этот период становится безотлагательным вопрос о том, чтобы подчинить эту силу дисциплине, наделить ее этическим содержанием, поставить перед ней определенную социальную цель.

Воспитание  рыцарей

Чем более рыцарство  приобретало славы, значения и блеска, тем сложнее делался прием  молодых кандидатов, жаждавших вступить в это благородное звание. Только родовой по отцу и матери дворянин, достигший 21 года, мог попасть в  рыцари. Но одного дворянского происхождения  было далеко недостаточно; необходимость  требовала строгим и суровым  воспитанием с самых юных лет  приготовиться к перенесению  воинских трудов, необходимо было основательное  изучение всех рыцарских обязанностей. Долгими испытаниями на низших степенях поступавшему следовало доказать, что его мужество и доблесть в состоянии поддержать честь и славу сословия, в которое он желал поступить. Воспитание лица, предназначенного в рыцарское звание, начиналось с детства; игры и занятия ребенка должны были развивать в нем воинственный дух.

Пажи. С семи лет ребенок переходил из женских рук в мужские, и за начальными уроками под родительским кровом дворянство, по заведенному обычаю, отсылало своих детей к главнейшим рыцарям, с которыми считалось в дружбе или родстве. Их советы и пример составляли истинное и окончательное воспитание, называвшееся доброй снедью (bonne nourriture). Особою честью для себя считал рыцарь, когда отец поручал ему довершить образование сына.

Обычай отдавать молодых людей в учение другому  рыцарю был основан на справедливом опасении, что родительская нежность не решится подвергать своего сына тяжким испытаниям, которые были необходимы для рыцарской службы.

Расставаясь с  сыном, иногда на долгие годы, отец благословлял его и высказывал при этом свои последние наставления. Юноша уезжал верхом на парадной лошади, в сопровождении  старого служителя. По прибытии в  замок своего патрона, он получал  звание пажа или валета. Жизнь пажа скучной не была: пажи сопровождали патрона и его супругу на охоте, в путешествиях, в гостях, на прогулках, были на посылках и даже служили за столом. Почтительно, с поникшим взором, молодой паж, повинуясь, учился повелевать и, всегда храня глубока молчание, отвечать на вопросы умно. Помогая камергеру, он обязан был устилать комнату своего патрона зимой соломой, а летом тростником, содержать в порядке его кольчуги и конское вооружение, приготовлять омовения странствующим рыцарям.

Предметом первых уроков пажа была религия, уставы которой  он не только должен был соблюдать, как и всякий христианин, но и  охранять их ценой жизни и смерти. Преподавателем этого важного предмета юным пажам обыкновенно была одна из самых благородных, набожных и  добродетельных дам замка. Уроки  религии внушали им к священным  предметам неизгладимое уважение; в  то же время кротость, любезность и  достоинства преподавательниц порождали  в сердцах слушателей внимание и  почтительность к прекрасному полу, что составляло отличительную черту  рыцарства. Пример дам и рыцарей, которым пажи служили, постоянно  поддерживал в них скромность и благонравие. Но более всего  старались развить в пажах  почтение к величественному характеру  рыцарства и благоговение к тем  доблестям, которые возводят в это  звание. Самые игры и удовольствия способствовали такому преднамеренному  образованию: они заранее приучались к разнородным турнирам и вообще к рыцарским обязанностям. Так, например, они смиряли непокорных коней, бегали в тяжелых латах, перескакивали  ограды, бросали дротики и приучались владеть копьем и биться с деревянным рыцарем. Вслед за воинственными  играми шли разговоры о войне, об охоте, об искусстве вынашивать птиц и дрессировать собак. Иногда учили  молодого пажа играть в шахматы или  петь под аккомпанемент лиры песню  любви или военной славы.

Так проходили  жизнь и воспитание пажей.

Оруженосцы. Чтобы  показать молодежи назначение меча, - при  переходе пажа в оруженосцы, когда  меч впервые влагался ему в  руки, - совершали религиозный обряд. Отец и мать, или восприемники, держа  восковые свечи, подводили к алтарю вышедшего из пажей. Священнослужитель брал с престола меч и пояс и, благословив их несколько раз, препоясывал молодого дворянина.

Оруженосцы разделялись  на классы сообразно налагаемым на них обязанностям, как то: на оруженосцев, находившихся при особе рыцаря или  его супруги (первая из должностей была выше), на комнатных оруженосцев  или камергеров, на конюших или  шталмейстеров, в обязанность которых  была забота о конях; на кравчих или  форшнейдеров, которые накрывали на стол, подавали кушанья, разрезали еду и т.д.; на мундшенков, мундкохов и т. п. Почетнейшая из должностей была должность оруженосца, состоявшего при особе рыцаря.

В звании оруженосцев, которого обыкновенно достигали  в 14 лет, молодые воспитанники ближе  допускались к своим сеньорам и свободнее участвовали в  их беседах, поэтому лучше могли  изучать образцы, по которым должны были воспитываться. Они с большим  вниманием наблюдали за ними, стараясь заслужить и привязанность и  угождая благородным иностранцам  и придворным своего патрона; они  стремились приобрести грацию движений, приветливость, вежливость, Скромность, благоразумие, сдержанность в разговорах и развязность, когда она была нужна.

Информация о работе Русская архитектура XVIII века. Рыцарство в средневековой культуре