Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 18:14, реферат
В начале XIII века в степях Центральной Азии образовалось могущественное Монгольское государство. К концу XII – началу XIII века монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на Севере.
Введение
3-7 Образование Монгольского государства. Их нравы и быт.
8-10 Начало монгольских завоеваний.
11-12 Внутренние и внешние дела Руси до монголо-татарского нашествия.
13-20 Монголо-татарское иго на Руси. Золотая Орда.
21-23 Куликовская битва.
24-25 Свержение монголо-татарского ига.
26-29 Заключение. Споры о последствиях монголо-татарского ига.
Из событий в других княжествах летопись упоминает об усобице в Смоленске, из-за споров кто должен занять смоленский престол после смерти Мстислава Давыдовича (1230). Что касается внешних дел Юго-Западной Руси, здесь мы видим столкновения с Польшей и Венгрией по поводу Галича.
Монголо-татарское иго на Руси.
Золотая
Орда.
В 1227 года умер Чингисхан. Ему наследовал его сын Удегей (Окатай). Старший сын Чингиса, Джучи, назначенный владельцем страны Кипчака (между Яиком и Днепром), умер при жизни отца, оставив свои владения сыну Бату = Батыю. Угедей отправил Батыя на завоевание западных стран. Тот двинулся с целой ордой подвластных ему татар и вступил в Европейскую Русь через реку Урал (Яик). На Волге разгромил Волжских болгар и разорил их столицу Великий Булгар. Переправляясь через Волгу, в конце 1237 года Батый подошел к пределам Рязанского княжества, где в то время княжили Ольговичи. Он потребовал от рязанцев дани – «со всего десятину» и получил отказ. Рязанцы просили помощи у других русских князей, но не получили ее и были вынуждены сами отражать татар. Рязанская область была разгромлена, города сожжены, население перебито и пленено. А Батый пошел дальше на Север. Татары разорили город Москву, бывший прикрытием с юга Суздалю и Владимиру, и вторглись в Суздальскую область. Великий князь владимирский Юрий Всеволодович, бросив свою столицу Владимир, ушел на северо-запад собирать войско. Татары взяли Владимир, убили княжескую семью, сожгли город с его великолепными храмами и опустошили всю суздальскую землю. Князя Юрия они настигли на реке Сити, и 4 марта 1238 года состоялась битва. Русские были разбиты, а великий князь убит. Батый двинулся на Тверь и Торжок и вступил в Новгородские земли. До Новгорода шли, «посекая» людей как траву, но до самого города не дошли ста верст. По некоторым известиям, татары испугались приближения весеннего времени, разлива рек, таяния болот, и пошли к юго-востоку в степь. Но причина столь странного поведения татарского войска не выяснена по сей день и остается загадкой.
По пути в степь Батыю пришлось долго осаждать городок Козельск (на реке Жиздре). Войско было задержано на семь недель. Жители городка решили не сдаваться врагу: «хотя князь наш и молод, - сказали они, - но положим живот свой за него; и здесь славу, и там небесные венцы от Христа бога получим». После семи недель тяжелого боя, татары разбили городские стены и взошли на вал, но и тут встретили упорное сопротивление: горожане резались с ними ножами, а другие вышли из города, напали на татарские полки и перебили 4000 неприятеля, пока сами не были истреблены. Остальные жители, жены и младенцы подверглись той же участи; что случилось с князем Василием, неизвестно; кто-то говорит, что он утонул в крови, потому что был еще молод. С тех пор, прибавляет летописец, татары не смели называть Козельск настоящим его именем, а называли злым городом.
Итак, в 1237 – 1238 годах Батый совершил покорение северо-восточной Руси. Основав свои кочевья на нижнем течении Дона и Волги, Батый оттуда предпринял завоевание Южной Руси. В 1239 году он разорил Переяславль и Чернигов, а в 1240 году пошел большим походом на Киев. В конце 1240 года татары овладели Киевом после жестокого сопротивления и разорили город и область. По словам летописца, киевлянам нельзя было расслышать друг друга от скрипа татарских телег, рева верблюдов и ржания лошадей. Батый поставил пороки подле Лядских ворот, потому что около этого места были дебри; пороки били беспрестанно, день и ночь, и выбили, наконец, стены. Тогда граждане взошли на остаток укреплений и все продолжали защищаться, тысяцкий Дмитрий был ранен, татары овладели и последними стенами и расположились провести на них остаток дня и ночь. Но в ночь граждане выстроили новые деревянные укрепления около Богородичной церкви, и татарам на другой день надо было брать их опять в кровопролитном бою. Граждане спешили спастись со своим имуществом на церкви. Но церковные стены рухнули под ними от тяжести. Окончательно татары овладели Киевом 6 декабря 1240 года. От Киева Батый двинулся на Волынь и Галич, овладел ими и перешел через Карпаты в Венгрию и Польшу. Там он не удержался и, встретив мужественный отпор в Чехии, повернул назад в степи, где основал Золотую или Кипчакскую орду; ее столицей стал новый город Сарай на низовьях Волги.
Некоторое время государство Золотая Орда находилось в номинальном подчинении великого монгольского хана, пребывающего в Каракоруме (место на территории Монголии). Со временем ордынские ханы стали пользоваться полной самостоятельностью. Под властью Золотой Орды в период ее расцвета находились огромные территории Восточной Европы, Западной Сибири, Средней Азии. Шедшие с Батыем монголы сравнительно быстро были ассимилированы местным тюркоязычным населением, слившись в единый этнос, получивший название "татары". Ведущей отраслью хозяйства Орды оставалось кочевое скотоводство, переход к оседлому существованию затянулся на длительное время. Стоявшие у власти ханы должны были постоянно считаться с мнением знати и с мусульманским духовенством, особенно с 30-х годов XIV века, после принятия ислама в качестве государственной религии.
Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале XIV столетия она могла выставить трехсоттысячное войско. Расцвет государства приходится на правление хана Узбека (1312-1342). В эту эпоху (1312 год), как уже было отмечено, государственной религией Золотой Орды стал ислам. Затем, так же как и другие средневековые государства, Орда переживала период раздробленности. Уже в XIV веке отделились среднеазиатские владения Золотой Орды, а в XV веке выделились Казанское (1443 год), Астраханское (середина XV века) и Сибирское (конец XV века) ханства.
Вернемся к татаро-монгольскому игу на Руси. С образованием Золотой Орды началась постоянная политическая зависимость Руси от татар. Будучи кочевниками, татары не остались жить в русских областях, богатых лесами. Они ушли на юг, в открытые степи, а на Руси оставили для наблюдения своих наместников, баскаков, с военными отрядами. Особые татарские чиновники, численники или писцы, изочли и переписали все население Руси, кроме церковных людей, и наложили на него дань, получившую название «выхода». Сбором этой дани и вообще управлением татарским на Руси заведовали в Орде особые чиновники, даруги, или дороги, посылавшие на Русь данщиков для дани или и послов для других поручений. Пока Золотая Орда сохраняла свою зависимость от великих ханов в Монголии, русские князья должны были ездить в далекую Монголию на поклон великим ханам.
Татарские порядки
были очень тяжки для Руси. Баскаки
с вооруженной свитой сильно обижали
народ; татарская дань была тяжела и
унизительна. Во многих городах (Новгороде,
Ростове, Суздале, Владимире, и др.) народ
не выдерживал, поднимался против татар
и избивал численников и
Первое время татарской власти на Руси всем казалось очень мрачным и постыдным. Легче стало только тогда, когда князьям удалось добиться у татар позволения самим собирать дань для орды и самим же доставлять ее ордынским «дорогам». Этот порядок избавлял население от прямых сношений с татарами, а стало быть, и от частых татарских обид и насилий.
Необходимо отметить, что в первое время татарского ига церковные и политические порядки на Руси оставались в прежнем виде. Татары назвали Русь своим «улусом», то есть своей волостью, но оставили в этом улусе его старое устройство. К русской вере и русскому духовенству они относились терпимо, как относились терпимо вообще ко всем иным религиям с их духовенством или жречеством. Русский митрополит с церковными людьми был освобожден от татарского «выхода» и прочих платежей и повинностей в пользу татар. Русская церковь получала от ханов особые льготные грамоты, ярлыки, которыми обеспечивались права духовенства. Такие же ярлыки получали от ханов и русские князья на их княжение. Первым ярлык на княжение получил Ярослав Всеволодович, князь владимирский. Батый, по словам летописца, принял Ярослава с честью и, отпуская, сказал ему: «Буде ты старший между всеми князьями в русском народе». Вслед за Ярославом отправились к Батыю и все его родичи.
Татары оставили на Руси прежний порядок княжеского владения и обычно только утверждали во власти князей-Рюриковичей на великом княжении или на уделах.
Светлым пятном на протяжении всего ига было правление Ивана Даниловича Калиты. Этот московский князь в 1328 году добился великого княжения, которое с той поры уже не выходило из рук московской династии. Сел он на великом княжении и, как говорит летописец, «бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и престаша татарове воевати Русскую землю». Именно этому князю приписывается та важная заслуга, что он исхлопотал себе разрешение доставлять «выход» в орду своими средствами без участия татарских сборщиков дани. Таким образом был уничтожен главный повод для въезда татар в русские земли и было достигнуто внутреннее спокойствие и безопасность на Руси. По преданию, Иван Калита очистил свою землю и от «татей», то есть внутренних разбойников и воров. Тишина и порядок во владениях Калиты привлекали туда население. Самым главным успехом было привлечение в Москву Русского митрополита. Постепенно, благодаря сосредоточению и политической, и церковной власти в городе, прежде малый город Москва стал центром «всея Руси». Опираясь на свою силу и богатство, имея поддержку в орде, московские князья явились действительной властью, способной поддержать порядок и тишину не только в своем уделе, но и во всей Владимиро-Суздальской области. Это было очень важно и так желанно для измученного татарами и внутренними неурядицами народа. Вообще Московское княжество отличалось внутренним спокойствием еще и потому, что было заслонено от пограничных нападений окраинными княжествами (Рязанским, Нижегородским, Смоленским и др.); оно было в дружбе с ордой. Этого было достаточно, чтобы внушить желание поселиться поближе к Москве, под ее защиту. Так множилось население в московских волостях, а вместе с тем вырастали силы и средства у московских князей.
Сыновья Ивана Калиты умирали в молодые годы, не оставляя за собой детей. Таким образом, семья московских князей не умножалась и московские удельные земли не дробились, как это бывало в других уделах. Сила Московского княжества не ослабела. Через некоторое время после смерти Калиты началось княжение его сына, Дмитрия Ивановича Донского. При нем Русь впервые отважилась на открытую борьбу с татарами. Это стало возможным лишь тогда, когда в орде началась «замятня многа», иначе говоря, длительное междоусобье. Один хан убивал другого, с необыкновенной быстротой сменялись властители, кровь лилась постоянно, и, наконец, орда разделилась надвое и терзалась постоянной враждой. Мало того, явилась нужда взяться за оружие против отдельных татарских шаек. Во время междоусобий из орды на север выбегали татарские изгнанники и неудачники, которым в орде грозила гибель. Они сбивались большими военными отрядами и жили грабежами русских и мордовских поселений в области рек Оки и Суры. Сопротивление Руси озлобляло татар и заставляло их собирать против нашей страны все большие и большие силы. Они собрались под начальством царевича Арапши в 1377 году и нанесли русским войскам сильное поражение на реке Пьяне, разорили Рязань и Нижний Новгород. За это москвичи и нижегородцы разорили мордовские места на реке Суре, в которых держались татары. Борьба становилась открытой и ожесточенной. Тогда овладевший Ордой и затем провозгласивший себя ханом князь Мамай отправил на Русь свое войско для наказания строптивых князей. Нижний Новгород был сожжен, пострадала Рязань. Но Дмитрий Иванович Московский не пустил татар в свои земли и разбил их в Рязанской области на реке Воже. После Вожской битвы московский князь не мог надеяться, что Мамай ограничится местью в Рязанской области, которая имело место быть в сентябре того же года, когда татары взяли города Дубок и Переяславль Рязанский.
Куликовская
битва.
Битва на вожже убедила русских в возможности побеждать татар. Но отношения должны были измениться, когда Мамай, правивший до сих пор именем хана Абдула и потом Магомеда, избавился, наконец, от последнего и провозгласил себя ханом. Теперь он имел возможность двинуть всю орду для наказания московского князя, которого нельзя было смирить одним отрядом. Получается, чтобы снова поработить Русь, ему нужно было повторить Батыево нашествие. Говорят, что Вожское поражение привело в ярость Мамая, и он не хотел успокоиться до тех пор, пока не отомстит Дмитрию. С ним в союз вступил Ягайло литовский, который имел много причин не доброжелательно относиться к московскому князю. Соединиться они решили 1 сентября 1380 года. Узнав об этом, Дмитрий стал немедленно собирать войска. Ему на подмогу не пришел только князь Олег рязанский, так как был запуган совсем недавними набегами татар. А так как Рязань – пограничный орде город, первый удар пришелся бы именно на нее. Поэтому Олег предпочел соединиться с Мамаем и Ягайло.
Дмитрий Донской вступил в поход в августе 1380 года. Перед началом похода он был у преподобного Сергия в Троицком монастыре. Сергий благословил его на войну обещая победу, хотя и соединенную с сильным кровопролитием, и отпустил с ним в поход двух монахов, Пересвета и Ослябя, отличавшихся в миру своим мужеством. Дмитрий собрал огромную рать, какой прежде не видывали на Руси – 150 000 человек. (Хотя некоторые источники сообщают, что их было всего несколько тысяч.) Когда весть о сильном вооружении дошла до Мамая, он попытался закончить дело миром, но Донской отклонил это предложение.
8 сентября в
третьем часу утра, когда утренний
туман немного рассеялся,