Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:25, реферат
Основной задачей является вопрос о том, что имели ли эти проблемы какое-то значение для русского человека.
В западных сочинениях образ России был очень популярен. О нашей стране в это время писали многие: немцы, датчане, шведы, англичане, голландцы, итальянцы и другие. Они, несомненно, дивились Московии и тем самым пытались описать увиденное. Большой интерес к нашей стране проявили иностранцы. По моему мнению, они проявили его прежде всего к традиция и обычаям русского народа, а так же и к нравам.
Изначально, иностранцев приезжало в Московию довольно таки мало, поэтому особого культурного влияния они не смогли оказать. Тем самым тесная торговля и сотрудничество в области перевооружения армии с западными странами дали о себе знать. Воспоминания, дневники и записки иностранцев составляют целую библиотеку. В стране присутствовали люди из всех стран мира, такие как: купцы, военные, ремесленники, врачи, специалисты, туристы и многие другие. Огромная страна явилась темой бесчисленных сочинений.
Введение 3-4 стр
Основная часть 4-22 стр
2.1Российское государство 5-6 стр
2.2Государственная власть в России 7-8 стр
2.3Управление государственного устройства 9-13 стр
2.4Россия в XVI веке глазами иностранцев 14-20 стр
2.5Иностранцы о России 21-22 стр
Заключение 23-24 стр
Список литературы 25 стр
Министерство высшего образования и науки РФ
Московский государственный технический университет
«МАМИ»
Кафедра
«История и политология»
Реферат по
истории
Тема: Русь
XV-XVI веков глазами иностранцев
Выполнил: студентка гр. 1ЭФМнк-8
Кирнос Ю.С.
Руководитель: к.н.ф доцент
Рогожкин В.А.
Москва - 2011
Содержание
2.1Российское государство
2.2Государственная
власть в России
2.3Управление государственного
устройства
2.4Россия в XVI веке
глазами иностранцев
2.5Иностранцы о России
Введение
В своем реферате я хочу рассмотреть несколько важных проблем, которые являются актуальными в настоящее время: какой представляли и видели иностранцы Русь XV-XVI веков, каковы их мысли, предположения и выводы.
Основной задачей является вопрос о том, что имели ли эти проблемы какое-то значение для русского человека.
В западных сочинениях образ России был очень популярен. О нашей стране в это время писали многие: немцы, датчане, шведы, англичане, голландцы, итальянцы и другие. Они, несомненно, дивились Московии и тем самым пытались описать увиденное. Большой интерес к нашей стране проявили иностранцы. По моему мнению, они проявили его прежде всего к традиция и обычаям русского народа, а так же и к нравам.
Изначально,
иностранцев приезжало в
Я хочу сказать, что очень много писал о России С. Герберштейн. Он хорошо знал русский язык, что очень важно, у него не было языкового барьера при общении, и круг его общения не ограничивался. Следовательно, сведения его можно считать более достоверными, чем у иностранцев, не знавших русского языка. Он оставил нам свои «Записки о Московии», где мы можем подробно узнать о культуре и обычаях русского народа. Очень много Герберштейн писал о религии, о церковных обрядах и о роли религии в жизни общества. Кроме того, в «Записках о Московии» изложена краткая история России, начиная с князя Владимира. Не оставляет Герберштейн без внимания такие темы как война и русское войско, население России, торговля в России. Пишет он также и о городах русских.
Кроме Герберштейна, о городах России писали очень многие иностранные путешественники и дипломаты. Все иностранцы описывали Москву, столицу России, и каждый добавлял туда что-либо свое, отмечая в ней что-либо особенное, показавшееся ему наиболее интересным.
Но
не только о городах писали иностранцы.
Они писали и о государственном
устройстве страны, о власти в России
и о масштабах этой власти. Эти
сведения можно почерпнуть у О. В.
Ключевского в его «Сказаниях
иностранцев о Московском государстве»,
где множество иностранных
Российское государство
Герберштейн первый дает довольно точное определение главного народа, живущего в северо-восточной Европе за Польшей, и довольно подробно обозначает пределы занимаемой им области. Русскими, говорит он, называются вообще все народы, говорящие по-славянски и исповедующие христианскую веру по обряду греческому. Они так размножились, что вытеснили все живущие между ними чужие племена или распространили между ними свои обычаи. Позднее писатели сообщают нам об окраинах Московского государства известия, которые позволяют в общих чертах следить за постепенным его распространением на юго-восток. Интересны заметки о краях, мало изведанных и потому неизвестных иностранцу.
Так,
например, территория за Обью, названная
Лукоморьем, описывается следующим
образом: «В Лукомории, горной и лесной
стране, лежащей за Обью подле Ледовитого
океана, есть город Серпонов, где живет
народ серпоновцы, с грустинцами и серпоновцами
ведут немой торг черные люди, лишенные
дара слова человеческого, которые приходят
от озера китайского с разными товарами,
преимущественно с жемчугом и драгоценными
камнями. В Лукомории живут другие дикие
люди с одним очень странным и баснословным
свойством: рассказывают, что каждый год
в ноябре они умирают или засыпают, а на
следующую весну, в апреле, оживают, подобно
лягушкам или ласточкам. Грустинцы и серпоновцы
торгуют и с ними, но особенным образом...».
Автор «записок о Московии», Герберштейн,
относясь к ним с недоверием, не опровергает
их совсем. Писатели в XVII веке пытаются
по возможности объяснить эти баснословные
рассказы. Примером этого может служить
Олеарий. Рассказы о людях с собачьими
головами, покрытых шерстью и т. п., по его
мнению, произошли оттого, что жители берегов
Ледовитого океана носят особенного рода
верхнюю одежду из звериных шкур, обращенных
шерстью наружу. Она закрывает тело с головы
до ног и имеет один разрез около шеи. Рукавицы
пришиваются к рукам, так что, когда в зимнее
время дикарь наденет эту одежду, у него
видно только лицо из отверстия около
шеи.
Государственная власть в России
Далеко
от столицы, с первых шагов на почве
Московского государства, наблюдательный
иностранец начинал уже чувствовать
вокруг себя, на людях, которых он встречал,
могущественно действовавшее
«Что касается величины русского двора, то должно заметить, что государь, правящий сим государством, есть монарх неограниченный над всеми своими народами; что он делает все по своему усмотрению, может располагать имуществом и жизнью своих подданных, с низшими до самых высших, и, наконец, что всего удивительнее, что власть его простирается даже на дела духовные, устроение и изменение богослужения по своей воле», – пишет К. де Бруин.
Ясно и скоро, даже не изучая обычаев, поняли иностранцы значение московских вельмож, их характер и отношение к государю. Поссевин делится отсутствием всякого аристократического гонора в этих вельможах, рассказывая, как большие послы московские, приехав на Кивярову гору для заключения мира с Польшей, привезли с собой товары и бесцеремонно открыли лавки для торговли с польскими купцами.
Неудивительно, что люди, привыкшие к другим порядкам, побывав при московском дворе, уносили с собой тяжелое воспоминание о стране, в которой все рабствует, кроме ее властелина.
О
составе двора государева иностранцы
в XVI веке сообщает немного подробностей.
Иовию русские послы говорили, что двор
государя составляют важнейшие князья
и военные сановники. Подле царя всегда
находится окольничий, принадлежавший
к числу высших советников государя, тот
окольничий, по словам Герберштейна, занимал
должность претора или судьи, назначенного
от государя. Из других придворных сановников
в конце XVI века упоминаются: конюший боярин,
смотревший за царскими лошадьми, – первый
сановник при дворе; потом дворецкий, казначей,
контролер, кравчий, главный постельничий
и три фурьера.
Управление государственного устройства
Одной из целей управления в России было управление служивых людей за счет не служивого народонаселения и соответственно, управление отличалось некоторыми особенностями, исходившими из этой цели.
Гербейштейн ставит «профектуры» рядом с поместьями, как средства, служащие для одной и той же цели. На образованного западного европейца, внимательно всматривавшегося в устройство Московского государства, не могло, конечно, произвести выгодного впечатления это смешение совершенно различных занятий и целей, какое представляло им гражданское управление посредством военных людей. Таковы же были органы и центрального управления, сосредоточившиеся в думе и в приказах столицы. В устройстве управления Московского государства я вижу важное движение: тогда произошли две перемены: появление и развитие приказной системы и в новом значении дьяков. Явились новые более сложные органы и более пригодные к делу деятели.
Еще в начале XVI века при дворе считали значение боярина тождественным со значением советника, и первое слово заменили последним.
Однако впоследствии отношение к боярам несколько изменились. Герберштейн следующим образом отзывается об отношении бояр-советников к великому князю: «Никто из них, как бы велико ни было его значение, не смеет ни в чем противоречить государю».
Иностранцы ясно дают понять, что боярская дума имела только совещательное значение, что дела часто решались до обсуждения их в думе и без ее утверждения приводились в исполнение. Думные бояре, по отзыву Поссевина, были недалеки познаниями: некоторые не умели ни читать, ни писать.Под думой, как высшим правительственным местом, стояли приказы, ведавшие отдельные отрасли государственного управления.
Вообще трудно составить себе не только по иностранным, но и по отечественным известиям ясное понятие об устройстве и ходе управления посредством приказов именно потому, что ведомства не были точно разграничены и определены по известным началам. По описанию Флетчера, Разрядный приказ управлял делами, относящимися к войску, ведал земли и доходы на жалования ратным людям, получавшим его; Поместный вел список поместий, розданных служилым людям; Казанский вел дела царств Казанского и Астраханского с городами по Волге.
Областные правители и дьяки назначались по царскому указу, и через год обыкновенно сменялись.
Более ранний путешественник говорит, что московский государь имел обыкновение ежегодно объезжать разные области своих владений. Москва была под прямым ведением царской Думы, члены которой в известных судебных местах выслушивали все важные дела городских жителей.
Одной из важнейших отраслей ведомства боярской думы, приказов и областных правителей было правосудие.
Герберштейн приводит в своем сочинении небольшой отрывок из судебника Иоанна III о судных пошлинах. Флетчер говорит, что единственный закон в Московии есть изустный, то есть воля государя и судей.
Все иностранцы, рассказывая о московском судопроизводстве, резко отзываются о жестоком обращении и о суровости форм, в которые облекался суд даже в незначительных делах.
«Тяжелые преступления наказываются здесь сожжением, – пишет один из иностранных гостей, – кроме того, отсекают топором голову на плахе, иных вешают, других зарывают живых в землю по самые плечи. Но, несмотря на жестокость свою, эти казни совершаются там тихо и без шуму, что если они исполняются в одном конце города, то о них и не знают жители другого конца. Преступников, не заслуживших смертной казни, наказывают кнутом. Наказание батогами назначаются за преступления не столь значительные. Но самое мучительное наказание состоит в том, что преступнику выбривают маковку головы и каплют на нее по капле холодной водой».