Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:32, контрольная работа
В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества.
Введение………………………………………………………………………3
1 Екатерина II: политика просвещенного абсолютизма и апогей крепостничества………………………………………………………………4
1.1 Абсолютизм и просвещение………………………………………… . . ..4
1.2 Противоречие и власть …………………………………………………..6
1.3 Екатерина II как государственный деятель……………………………..9
2 Политический режим Павла…………………………………………….12
2.1 Характеристика императора, новый взгляд……………………………12
2.2 Указ о престолонаследии………………………………………………..13
2.3 Политические реформы, итог правления………………………………13
3 Завоевания и территориальные приобретения Российской империи......16
3.2 Хаос в Польше…………………………………………………………....16
3.3 Внешняя политика второй половины XVIII в………………………….17
Заключение……………………………………………………………………20
Библиография…………………………………………………………………21
Для содержания императорского дома было образовано ведомство "уделов", которое управляло землями, принадлежавшими императорской фамилии, и жившими на них крестьянами. Павел I ужесточил порядок службы дворян, ограничил действие жалованной грамоты дворянству. В армии насаждались прусские порядки.
Павел стремился к максимальной централизации, регламентам во всех сферах жизни. Большое значение он уделял армии, в которую вводит русские порядки. Большое внимание он уделяет парадам, смотрам. Из высших чинов были уволены 7 фельдмаршалов и более 300 генералов. Были уволены офицеры из недворян. В тоже время Павел проявлял заботу о солдатах. Создавались военные школы для солдатских детей-сирот. Отличившиеся солдаты получали право увольнения до окончания срока службы, по 100 рублей на обзаведение и земельный надел.
2.2 Указ о престолонаследии
5 апреля 1797 г. Павел издал Указ о престолонаследии (утверждавший преемственность власти по мужской линии), согласно которому глава государства мог сам по своему усмотрению назначать себе преемника: «…дабы сие было всегда в воле Правительствующего Государя, кому оной хочет, тому и определить наследство, и определённому, видя какое непотребство, паки отменить, дабы дети и потомки не впали в … злость, …имея сию узду на себе. … дабы все Наши верные поданные, духовные и мирские без изъятия, сей Наш устав пред Богом и Его Евангелием утвердили на таком основании, что вся, кто сему будет противен, или инако как толковать станет: тот за изменника почтён, смертной казне и церковной клятве подлежать будет».
В августе 1722 г. вышла книга Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей», в которой объяснялось и обосновывалось право императора распоряжаться будущим государства: «Как отец может лишить сына наследства, так и государь — престола». Феофан оставлял за народом право участвовать в назначении монарха лишь в тех случаях, когда не было прямого завещания государя, но не предложил механизм этого участия.
Российская практика XVIII столетия показала, что в условиях абсолютной монархии, когда личность императора имела огромное значение, такой способ престолонаследия подрывал стабильность государственного управления и служил одной из предпосылок дворцовых переворотов. Поэтому Павел I в день своей коронации 5 апреля 1797 г. подписал указ о престолонаследовании, отменявший Петровский указ.
Новый закон положил начало гарантированному переходу императорской власти от отца к старшему сыну. Ставя закон о престолонаследии выше воли монарха, император Павел выражал веру не в человека, свойственную закону Петра I, а в промысел Божий. Таким образом, преемственность монархической власти вновь стала независимой от влияний и желаний правящего класса, хотя и не гарантировала от заговоров.
2.3 Политические реформы, итог правления
Так же, в политике выделяется реформа государственного управления. На первый взгляд, осуществленная Павлом реформа государственного управления, так же как и политика Екатерины, имела целью дальнейшую централизацию власти, однако решалась эта задача иначе. Так, если при Екатерине особенно усилилось значение генерал-прокурора Сената, в ведении которого оказались многие государственные дела, в том числе вся финансовая политика, то при Павле генерал-прокурор превратился как бы в премьер-министра, сосредоточившего в своих руках функции министров внутренних дел, юстиции, частично финансов.
Дальнейшее изменение функций Сената в целом, которому Екатерина в своих позднейших проектах готовила по сути роль органа высшего правового надзора, связано с реорганизацией центрального и местного управления. Еще в 80-е гг. был ликвидирован ряд коллегий и оставлены лишь три – Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел. Связано это было с тем, что, декларируя свободу предпринимательства, Екатерина полагала возможным передать минимально необходимый контроль за развитием экономики в руки местных властей. Павел восстановил некоторые коллегии, считая, однако, необходимым преобразовать их в министерства, заменяя принцип коллегиального правления единоличным. Так, в 1797 г. было создано совершенно новое Министерство уделов, ведавшее землями, принадлежавшими непосредственно царской фамилии, а в 1800 г. - Министерство коммерции. Еще более решительно разрушил Павел всю систему местного управления, созданную на основе Учреждений 1775 г.
Во-первых, были ликвидированы должности наместников, пользовавшихся, по мнению нового императора, слишком большой самостоятельностью.
Во-вторых, были закрыты приказы общественного призрения, управы благочиния; городское сословное управление было слито с органами полиции, городские думы ликвидированы. Реформе подверглась и созданная Екатериной судебная система: ряд судебных инстанций был ликвидирован вовсе, а палаты гражданского и уголовного судов спиты в одну. В связи с этим вновь усилилась роль Сената как судебного органа.
Социальная политика Павла не затрагивала устоев феодально-абсолютистского государства, но стремилась несколько ослабить крепостной гнет. 5 апреля 1797 г. был обнародован Манифест о трехдневной барщине, предписывавший помещикам использовать барщинный труд крестьян не более трех раз в неделю, что вызвало недовольство помещиков. Законом 1798 г. вводился запрет на продажу дворовых людей и крестьян с молотка. Производилась замена накладной хлебной подати, взимавшейся с крестьян, умеренным денежным сбором. Кроме того, было издано высочайшее повеление принимать присягу на верность государю с владельческих крестьян. С другой стороны, раздача в частное владение 600 тыс. душ государственных крестьян, жесткое пресечение крестьянских жалоб на господ являлись логическим продолжением крепостнического курса Екатерины П.
Стремясь к централизации власти, Павел I заменил коллегиальную систему организации центрального аппарата на министерскую, поддающуюся более эффективному контролю свыше. Павлом I был разработан план учреждения семи министерств (юстиции, финансов, военного, морского, иностранных дел, коммерции и государственного казначейства). Сократилось количество губерний (с 50 до 41).
Перестройка государственной системы, сочетавшаяся с бюрократизацией управления, повлекла за собой ущемление дворянского самоуправления. Сначала были ограничены функции дворянских собраний, а в 1799 г. губернские дворянские собрания были упразднены. Указом от 23 августа 1800 г. аннулировалось право дворянских обществ избирать заседателей в судебные органы, что ограничило участие дворян в судопроизводстве.
В конечном счете именно ущемление интересов дворянства стало решающим моментом, определившим судьбу Павла I . В ночь на 12 марта 1801 г. Павел I был убит в Михайловском замке группой заговорщиков. Поддержку заговору оказал наследник престола великий князь Александр Павлович.
В
заключении хотелось бы
Правда, первому циклу российской модернизации через последовательность реформ - контрреформ предшествовал особый период (немногим более четырех лет) царствования Павла I, который попытался ревизовать итоги екатерининского правления, вновь подчинив дворянство государственному служению и лишив его обретенных ранее основ независимости, в т.ч. материальных. Казалось бы, есть смысл начать отсчет циклов именно с данного периода, приняв его за первую контрреформу. Однако контрреформаторский потенциал Павла I оказался ничтожным, и контрреформа (если можно так ее назвать) рухнула, почти не начавшись, и ее стоит рассматривать лишь как фактор, позволивший отчетливо проявиться реформаторскому, либеральному началу правления Александра I. Вместе с тем, не став периодом контрреформ, режим Павла I фактически сформировал своего рода генотип всех будущих российских контрреформ, смысл которых и состоял в первую очередь в удушении всяких основ свободы в стране, в стремлении возродить государственное закрепощение - по разным линиям - социума.
3 Завоевания и территориальные приобретения Российской империи
3.1 Хаос в Польше
Во второй половине XVIII в. Россия решила две внешнеполитические задачи: добилась выхода к Черному морю и распространила свою власть на все православные восточнославянские земли с православным населением. Это потребовало длительной борьбы с Турцией и вовлекло Россию в раздел Польши.
После смерти в 1763 г. польского короля Августа III в Польше началась борьба между магнатами - сторонниками разных кандидатов на престол. При поддержке России королем стал Станислав Понятовский, бывший во время своей дипломатической службе в Петербурге фаворитом Екатерины II, тогда еще жены наследника престола.
В XVIII в. Польша являлась ограниченной монархией. Реальная власть принадлежала сейму, избираемому шляхтой. Действовало правило "liberum veto" :принятым считалось лишь единогласное решение. В результате работа сейма оказалась парализованной и в политической жизни Польши царил хаос. Накануне выборов короля в 1764 г. группа магнатов добилась, чтобы решения принимались большинством голосов. Но соседи Польши - Россия и Пруссия - стремились сохранить "liberum veto", позволявшее им контролировать раздираемую борьбой шляхетских группировок страну.
Военное давление России заставило Польшу вернуться к прежнему порядку. В качестве предлога для введения войск был использован вопрос о правах "диссидентов" (не католиков). России и Пруссии добились предоставления православным и протестантам равных прав с католиками. В ответ противники равноправия диссидентов и "liberum veto" объединились в г. Баре в конфедерацию и вступили в борьбу с русскими войсками. Конфедератов поддерживала Франция, боровшаяся с Россией за влияние в Польше.
3.2 Боевые действия
Франция подталкивала к войне против России и Турцию. Турки, обеспокоенные ростом русского влияния в Польше, потребовали от России вывести войска из Польши. Получив отказ, Порта в конце 1768 г. объявила России войну.
По сравнению с первой половиной XVIII в. соотношение сил изменилось не в пользу Турции. Османская империя приходила в упадок, ее государственное устройство и армия были архаичны. Напротив, численность и опыт русской армии значительно возросли.
Кампания 1769 г. не принесла России успехов, так как боевые действия велись пассивно. Успехи пришли в 1770 г. В упорном восьмичасовом сражении на р. Ларге (приток Прута) русская армия под командованием П.А. Румянцева обратила в бегство турецкие войска и нанесла тяжелый урон крымской коннице.
В следующем сражении на р. Кагул Румянцев, имея всего 27 тыс. солдат, атаковал и разгромил 150-тысячную турецкую армию. Победа была достигнута благодаря искусному маневру, умелым действиям артиллерии и мужеству солдат в штыковом бою. Затем войска Румянцева овладели важными турецкими крепостями Измаилом, Килией и Браиловом. 2-я армия П.И. Панина заняла Бендеры.
Блестящая победа был одержана и на море. Балтийский флот под командованием адмирала Г.А. Спиридова, обогнув Европу, вошел в Средиземное море и атаковал превосходящий турецкий флот в Чесменской бухте. Использовав скученность турецких кораблей, Спиридов направил на них брандеры - корабли-факелы. Вся турецкая эскадра была уничтожена.
В 1770-1771 гг. войска Румянцева несколько раз переходили за Дунай. 2-я русская армия заняла Крым. Турки пошли на переговоры. Однако, опираясь на поддержку Франции, они отказывались предоставить Крыму независимость, на чем настаивала Россия. В 1773 г. бои возобновились. В 1774 г. русские войска численностью около 24 тыс. человек под командованием А.В. Суворова разгромили 40-тысячный турецкий корпус при Козлудже. Турция вынуждена была продолжить переговоры.
10 июля 1774 г. в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи был подписан мир. Россия получила полоску черноморского побережья между устьями Днепра и Южного Буга с крепостью Кинбурн, Керчь и Еникале в Крыму, Кубань и Кабарду. Крым был признан независимым от Османской империи. Молдавия и Валахия фактически перешли под российское покровительство. Турция уплатила также контрибуцию в 4 млн. руб.
3.3 Внешняя политика второй половины XVIII в.
Успехи России в войне против Турции беспокоили европейские державы. Стремясь разрушить австро-турецкий союз, русское правительство согласилось на раздел Польши, который предлагали Екатерине Австрия и Пруссия.
В 1772 г. три державы, совершив неприкрытую агрессию, разделили часть польских земель. Австрия присоединила Галицию, Пруссия - Поморье и часть Великой Польши, Россия - Восточную Белоруссию и польскую часть Лифляндии. Польша потеряла территорию в 3800 кв. миль с населением 4 млн. человек. Объявление независимости Крыма от Турции стало первым шагом к его подчинению России. В 1777 г. русские войска вторглись в Крым и обеспечили избрание на ханский престол российского ставленника Шагин-Гирея. Однако власть его была непрочной. В 1783 г. после сложных переговоров с Потемкиным Шагин-Гирей передал ханство России и отрекся от престола. За этот дипломатический успех Потемкин был удостоен титула "князя Таврического". Присоединение Крыма положило начало хозяйственному освоению причерноморских степей. Выросли новые города и порты: Екатеринослав, Николаев, Севастополь, Херсон. Началось строительство Черноморского флота.