Россия во второй половине XVIII в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Екатерина II: политика просвещенного абсолютизма и апогей крепостничества………………………………………………………………4
1.1 Абсолютизм и просвещение………………………………………… . . ..4
1.2 Противоречие и власть …………………………………………………..6
1.3 Екатерина II как государственный деятель……………………………..9
2 Политический режим Павла…………………………………………….12
2.1 Характеристика императора, новый взгляд……………………………12
2.2 Указ о престолонаследии………………………………………………..13
2.3 Политические реформы, итог правления………………………………13
3 Завоевания и территориальные приобретения Российской империи......16
3.2 Хаос в Польше…………………………………………………………....16
3.3 Внешняя политика второй половины XVIII в………………………….17
Заключение……………………………………………………………………20
Библиография…………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 62.12 Кб (Скачать)

    Издана была лишь четвертая часть "Наказа". Часть статей Екатерина II уничтожила сама в процессе работы над "Наказом". Когда же в Москву съехались депутаты Комиссии Уложения, она призвала "нескольких персон, вельми разномыслящих", для предварительного обсуждения "Наказа". "Тут при каждой статье родились прения, я дала им волю чернить и вымарывать все, что они хотели, они более половины того, что написано было мною, помарали, и остался "Наказ Уложения" яко напечатан".

    Более всего было уничтожено глав о крепостном состоянии, где было сказано об освобождении крестьян. Этого-то больше всего и боялись цензоры-депутаты из дворян. Екатерина, воспитанная на освободительных теориях XVIII века, не могла не желать освобождения крестьянам.

    В ее бумагах находили интересные проекты постепенного уничтожения крепостной зависимости. Но на полное освобождение крестьян Екатерина не имела ни смелости, ни желания. Она была, как бы вынуждена изменить свои взгляды, уступая своим консервативным советникам. Но это "отступничество" не было искренним. Впрочем, "Наказ", даже рецензированный, вызвал сильнейшее волнение, как в России, так и за границей. Во Франции он даже был запрещен для распространения.

     "Наказ" содержит в себе двадцать глав (двадцать первую и двадцать вторую главы Екатерина приписала уже после 1768 года) и более пятисот параграфов. "Наказ", как того и желала Екатерина, есть только изложение принципов, коими должен руководствоваться государственный человек, пишущий законы.

     По результатам исследования Академии наук (1907 год), "Наказ" - это компиляция, составленная по некоторым произведениям просветительской литературы того времени. Главные из них - "О духе законов" Монтескье и сочинения итальянского криминалиста Беккариа "О преступлениях и наказаниях" (1764 год). Всего в "Наказе" 655 статей, из них 294 заимствованы у Монтескье. Также некоторые статьи "Наказа" заимствованы из французской "Энциклопедии" и сочинений немецких публицистов того времени Бильфельда и Юсти.

    Приступая к созданию "Наказа", Екатерина ставила перед собой две цели. Она хотела создать свод принципиально новых законодательных принципов (в общих чертах), а затем приступить к выработке "подробностей". Однако первую часть своего плана ей не удалось выполнить полностью из-за консерватизма ее советчиков, а вторую его часть - выработку подробностей - и вовсе постигла неудача: они так никогда и не были выработаны.

    В  «Наказе» императрица высказывала мысли о распространении просвещения, искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, об умножении народного благосостояния. Кроме того, в документе обосновывалась «естественность» неограниченного самодержавия в России и общественного неравенства. «Наказ» должен был служить руководством в работе, собравшейся в июле 1767 г. комиссии по подготовке нового Уложения.

    Первая Комиссия Уложения была составлена еще в 1700 году для пересмотра Уложения 1649 года. С тех пор над этой проблемой неудачно работали несколько комиссий, но она так и не была разрешена. Депутатов, выбранных специальными комиссиями 1754 и 1761 годов, в 1763 году распустили, но Комиссия просуществовала вплоть до созыва новых депутатов в 1767 году. Екатерине II предстояло закончить давнее дело. Во многих отношениях она поступала иначе, чем раньше. Начала она решение этой проблемы манифестом от 14 декабря 1766 года о созыве депутатов для сочинения проекта нового Уложения.

    Сенат, Синод, коллегии и главные канцелярии центрального управления посылали по одному представителю. От каждой провинции выдвигались четыре депутата из различных слоев населения. Число депутатов от казаков определялось их высшими командирами.

    Таким образом, в Комиссии были представлены центральные правительственные учреждения, некоторые сословия, инородческие племена и места жительства. Комиссия не захватывала всех слоев тогдашнего населения империи.

 Пропорциональное соотношение представительств по классам:

- правительственные  учреждения около 5%

  - дворянство 30%

  - города 39%

  - сельские  обыватели 14%

  - казаки, инородцы, остальные классы 12%

    Депутатам было назначено жалованье. Они находились под "собственным охранением" императрицы, на всю жизнь освобождались от смертной казни, пытки и телесного наказания, имущества лишались только за долги. Никто из подданных в те времена не пользовался такими привилегиями.

    Самым важным новшеством Комиссии 1767 года были депутатские наказы. В них избиратели должны были внести свои "общественные нужды и отягощения". Депутат мог ходатайствовать и сверх наказа, не мог только противоречить ему. В случае несогласия с наказом он был обязан сложить с себя полномочия.

   В подробностях устройства Комиссии и порядка ведения дел образцом служили парламентские обычаи конституционных стран Западной Европы.

    Уложенная комиссия была особой временной формой привлечения представителей свободных сословий к управлению государством на административно-бюрократических началах и стала еще одним шагом по пути оформления сословного представительства. В ней заседало 564 депутата, в том числе 161 представитель от дворянства, 208 - от городов, 167 - от свободных крестьян. В декабре 1768 г. под предлогом войны с Османской империей Уложенная комиссия, начавшая тяготить императрицу, была распущена.  

    Главная задача Уложенной комиссии (создание нового свода законов) так и не была выполнена.

 

 

1.3 Екатерина II как государственный деятель

    Дальнейшее укрепление абсолютизма потребовало концентрации власти в руках императрицы и максимального ограничения полномочий Сената. 15 декабря 1763 г . Сенат был разделен на 6 департаментов, два из которых были переведены в Москву. Раздробление функций Сената и наполнение его послушными чиновниками существенно ослабили его значение. Таким образом, уже в начале царствования были приняты меры, призванные пресечь любые ограничения самодержавия.

    В царствование Екатерины II с наибольшей полнотой выявились абсолютистские тенденции, направленные на устранение различий в управлении, поэтому правительство начало упразднение автономий окраин ( 1775 г. - Запорожской Сечи, автономии Дона, Эстляндии и Лифляндии).

    26 февраля 1764 г. принят указ о дальнейшей секуляризации владений церквей и монастырей и переводе их крестьян в категорию государственных, под управление Коллегии экономии.

    Во второй половине XVIII в. значительно расширилось крепостническое законодательство. Указом 1765 г. помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на каторгу в Сибирь, а указом 1767 г. крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещиков. Началась торговля крестьянами.

    В 1775 г. Екатерина II провела областную реформу: вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тыс. чел.) и уезды (20-30 тыс. чел.), в основе которого лежал принцип численности податного населения. Во главе администрации стоял наместник или генерал-губернатор. Губернские чиновники назначались правительством, а уездная администрация находилась в руках местного дворянства.

    Начали проводиться экономические реформы. В 1775 г. объявлена свобода предпринимательства, а с 1762 г. упразднена монополия в торговле и промышленности. Заплатив сбор, купцы могли освободиться от подушной подати и рекрутской повинности.

    В 1785 г. были обнародованы жалованные грамоты дворянству и городам. Первая подтверждала все привилегии, которые дворянство приобрело в XVIII в., кроме того, оно освобождалось от обязанностей государственной службы и телесных наказаний. Грамота завершила юридическое формирование первого сословия и предоставила ему широкие права, в том числе право на самоуправление в дворянских собраниях.

    Жалованная грамота городам включила в себя освобождение верхушки купечества от подушной подати и рекрутской повинности. Городское население было разделено на шесть разрядов (каждый со своими правами и обязанностями). Она же вводила городское самоуправление.

    К концу царствования Екатерины II в правительственном курсе наметился резкий поворот вправо, связанный с реакцией на Великую Французскую революцию и крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева. Идеи Просвещения дискредитировали себя, став идеологической базой Великой Французской революции, в ходе которой была свергнута монархия, а монарх был казнен. Естественно, что императрица не могла больше использовать идеологию, под знаменами которой свергалась монархия и отрубались головы королей.

    Боясь повторения истории Французской революции, правительство запрещало «вредные» идеи, карало за участие в тайных организациях, а все оппозиционные силы внутри страны были разгромлены. В 1790 г. был арестован и приговорен к смертной казни А. Радищев, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Императрица усмотрела в книге распространение французских идей. В 1792 г. был арестован книгоиздатель Н. Новиков, обвиненный в принадлежности к масонскому обществу. Стареющая императрица уже не могла контролировать общественную мысль, расстройство финансов и бюрократию.

    В заключение необходимо отметить, что в эпоху Екатерины II были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, развивавшиеся ранее. Способность ее доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, которые ей ставила история, заставляет признать в ней первостепенного исторического деятеля независимо от ее личных ошибок и слабостей. Конечно, ошибочно было бы утверждать, что личные взгляды Екатерины II прошли бесследно для ее правительственной деятельности. Они сказались, с одной стороны, в общих приемах, просвещенных и либеральных, всей государственной деятельности Екатерины и во многом отдельных ее мероприятий, а с другой - отразились на самом русском обществе и весьма содействовали распространению образования вообще и гуманно-либеральных идей XVIII века в частности.

   Отличительной чертой характера Екатерины было то, что в каком бы обществе она ни вращалась, она всегда чувствовала себя как бы на сцене и больше думала о том, что скажут про нее, чем о том, что выйдет из задуманного дела. Отсюда ее слабость к рекламе, шуму, лести, туманившим ее ум и соблазнявшим ее далеко не мечтательное сердце. Она больше дорожила вниманием современников, чем мнением потомков, и поэтому ее самое помнят дольше, чем ее деяния.

   Однако из вышесказанного можно сделать вывод, что эти черты характера Екатерины в большей мере определены тяжелыми условиями ее юности, нежели природой. Екатерина никогда не была груба с людьми, даже если они стояли ниже ее. Правда, в старости она ворчала на своих горничных, но почти всегда извинялась, ссылаясь на усталость.

     Однако заслуги Екатерины II перед Россией куда более значительны, чем недостатки ее характера. Некоторые из екатерининских учреждений функционируют и доселе в старых формах, но в духе новых потребностей и понятий. Екатерина положила начало развитию народного образования, и не ее вина, что в России никогда не хватало денег на благие начинания.  

    Благодаря ее заботам о гигиене в России появились квалифицированные врачи, которые хоть немного могли облегчить людские страдания. Многие из предложений и мечтаний Екатерины были осуществлены после нее, а некоторые были упразднены самой жизнью за нецелесообразностью.

    Таким образом, Екатерина II является одним из наиболее выдающихся государственных деятелей XVIII столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Политический режим Павла

2.1 Характеристика императора, новый взгляд

    «Об  императоре Павле принято обыкновенно  говорить как о человеке, чуждом  всяких любезных качеств, всегда  мрачном, раздражительном и суровом,  – вспоминал полковник Н. А.  Саблуков, близко знавший императора. – На деле же характер его вовсе был не таков. Остроумную шутку он понимал и ценил не хуже всякого другого, лишь бы только в ней не видно было недоброжелательства или злобы…

    Павел Петрович был полон жизни, остроумия и юмора, был добродетелен и ненавидел распутство; был весьма строг относительно всего, что касалось государственной экономии, стремясь облегчить тягости, лежащие на народе; в преследовании лихоимства, несправедливости, неправосудия был непреклонен; был весьма щедр при раздаче пенсий и наград. Глубоко религиозный Павел высоко ценил правду, ненавидел ложь и обман.

    В основе характера этого императора лежало истинное великодушие и благородство, и, несмотря на то, что он был ревнив к власти, он презирал тех, кто раболепно подчинились его воле в ущерб правде и справедливости, и, наоборот, уважал людей, которые бесстрашно противились вспышкам его гнева, чтобы защитить невинного».

    Павел I , отстраненный матерью от участия в государственных делах, отличался неуравновешенностью и вспыльчивым характером. С другой стороны, ему были присущи обостренное чувство долга и ответственности перед страной, приверженность к дисциплине и порядку. Внутренняя политика Павла I характеризовалась отходом от преобразовательной политики Екатерины II она несла противоречивый характер. Став императором, Павел попытался укрепить режим путем усиления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и свободомыслия. Он считал, что все в стране должно быть подчинено установленным монархом порядкам; на первое место ставил исполнительность и точность.

Информация о работе Россия во второй половине XVIII в.