Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:56, контрольная работа
Отечественная историография XIX века отражает проблемы общества в переломные периоды развития нашей страны. В середине XIX в. в России начало формироваться новое, индустриальное общество. Это сопровождалось изменением господствующего мировоззрения.
Введение 3
Основные тенденции социально-экономического развития страны. 4
Внутренняя политика Александра I. 8
Внутренняя политика Николая I. 14
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Неожиданная смерть 17 ноября 1825 в Таганроге Александра I выявила всю сложность и двусмысленность сложившейся династической ситуации. По вскрытии этих документов, вел. кн. Николай Павлович отказался провозгласить себя императором до окончательного выражения воли старшего брата. 27 ноября население было приведено к присяге Константину, и сам Николай присягнул Константину I как императору. Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга. Создалось двусмысленное и крайне напряжённое положение междуцарствия, которое продолжалось 25 дней, до 14 декабря.
Николай решился, наконец, объявить себя императором, так и не дождавшись от брата формального акта отречения. Вечером 12 декабря М. М. Сперанским был составлен Манифест о восшествии на престол Николая. Николай подписал его 13 декабря утром. К Манифесту прилагались письмо Константина к Александру I от 14 января 1822 года об отказе от наследования и манифест Александра Павловича от 16 августа 1823 года. В Манифесте 12 декабря 1825 года днём вступления на престол Николая I называлось 19 ноября 1825 года. Была назначена вторая присяга, как говорили в войсках, «переприсяга», — на этот раз уже Николаю I. Переприсяга в Петербурге была назначена на 14 декабря.13
В этот день группа офицеров, членов тайного общества приняли решение выступать. Было решено, что как только войска блокируют Сенат, в котором сенаторы готовятся к присяге, в помещение Сената войдёт революционная делегация в составе Рылеева и Пущина и предъявит Сенату требование не присягать Николаю I, объявить царское правительство низложенным и издать революционный манифест к русскому народу.
Восстание декабристов поразило императора и вселило в него боязнь к любым проявлениям свободомыслия. Восстание было подавлено, а пять его руководителей были повешены (1826).
Природный ум и железная воля, умение подбирать способных исполнителей его предначертаний дали Николаю возможность достаточно эффективно управлять государством. Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной "заразы".
Правление Николая как заметил А. И. Герцен, «торжественно открылось виселицами». Он всячески подавлял малейшие проявления свободомыслия и вольнодумства. “Россия на пороге революции, но клянусь, она не проникнет в неё пока во мне остаётся дыхание жизни, пока... я буду императором”. Эти слова вместили в себя всю программу его царствования.14
Николай
I, вырабатывая свой внутриполитический
курс, не мог не видеть углубляющегося
экономического и социально-политического
отставания России от передовых западно-европейских
стран. Не мог он также не учитывать
недовольство крестьян, выпивавшееся
в восстания и бунты, и подъем
общественно-политического
Вскоре после воцарения Николай удалил Аракчеева. Это, однако, не означало конец аракчеевщины. Многие люди, выдвинутые Аракчеевым, оставались при должностях и пользовались доверием Николая. Аракчеевские традиции были сильны до конца его царствования.
Тем не менее в первые годы правления в числе ближайших сподвижников Николая оказался ряд крупных государственных деятелей. Это, прежде всего, М.М. Сперанский, П.Д. Киселев и Е.Ф. Канкрин. С ними связаны главные достижения николаевского царствования.
При
Николае I роль Государственного совета
как законосовещательного органа значительно
уменьшилась. Система министерств,
созданная при Александре I, была
подменена разросшейся
Особое место занимало III-е Отделение С.Е.И.В. канцелярии и приданный ему корпус жандармов, осуществлявшие политический сыск в России и за ее пределами. В 70-тысячной армии чиновников половину составляли военные. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свитские генералы флигель-адъютанты. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю.15
Бюрократизация
имела двоякий результат. С одной
стороны, она действительно на какое-то
время могла обеспечить больший
порядок в стране. С другой стороны,
она привела к пробуксовыванию
государственного механизма, к волоките,
коррупции, казнокрадству и
Оставив
мечты о конституции, Сперанский
теперь стремился к наведению
порядка в управлении, не выходя
за рамки самодержавного строя. Он считал,
что эту задачу невозможно решить
без четко составленных законов.
Со времени Соборного уложения 1649
г. накопились тысячи манифестов, указов
и «положений», которые друг друга
дополняли, отменяли, противоречили
один другому. Отсутствие свода действующих
законов затрудняло деятельность правительства,
создавало почву для
Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех граждан букве закона обеспечит порядок в стране и по его распоряжению работы по составлению Свода законов были поручены группе специалистов под руководством Сперанского. Прежде всего были выявлены в архивах и расположены по хронологии все законы, принятые после 1649 г. Они были опубликованы в 51 томе «Полного собрания законов Российской империи».
Затем
началась более сложная часть
работы: были отобраны, расположены
по определенной схеме и отредактированы
все действующие законы. Иногда действующих
законов не хватало для заполнения
схемы, и Сперанскому с помощниками
приходилось «дописывать» закон, на
основании норм зарубежного права.
К концу 1832 г. закончилась подготовка
всех 15 томов «Свода законов Российской
империи». «Император всероссийский
есть монарх самодержавный и
19 января 1833 г. «Свод законов» (15 томов) был одобрен Государственным советом. Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. Таков был путь этого крупнейшего государственного деятеля. Начинал он с конституционных проектов, которые теперь пылились в архивах. Закончил — составлением «Свода законов» самодержавного государства.
Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.
В
целом высшее государственное управление
России перестраивалось в первой
половине XIX в. по линии укрепления личной
власти царя и усиления централизации.
Проведенные преобразования не затронули
основ самодержавного строя. Созданная
в первой половине XIX в. система государственного
управления просуществовала с небольшими
изменениями вплоть до начала XX столетия.
Заключение.
Анализ
исторических событий начала-середины
XIX века позволяет сделать вывод,
что несмотря на реальную, диктуемую
самой действительностью
Основные течения можно разделить на несколько. Официальное - стремящееся сохранить самодержавие, воплощенное в теории Уварова «самодержавие - православие - народность».
Помимо этого, в России было сильно течение славянофилов, в некоторых вопросах сходное с триадой Уварова. Основная мысль представителей этого течения - Россия обладает своим особым путем развития, который не совпадает с развитием стран Запада.
Западники, напротив, предлагали ориентироваться на страны Европы, дабы преодолеть отставание России в экономическом и политическом смыслах.
Еще одно течение, имеющее свою трактовку развития страны появилось в России в это время - социалистическое.
Наличие нескольких разных теорий говорит о сложности положения страны и о необходимости перемен.
Во
внутренней политике конца первой половины
19 века реакционно-репрессивная линия
еще больше усилилась. Россия стала
образцом бюрократически-полицейского
государства. Цензура свирепствовала,
деятельность жандармов и Ш-го отделения
устрашала всю страну. Однако это
не снизило назревания в обществе
антиправительственных
Но при императорах Александре I и Николае I было так же сделано и много полезного. Были приняты законы облегчающие положение крестьян. Государственные крестьяне перестали быть обузой для государства. Многие крестьяне получили больше земли (часто за счёт переселения в необжитые районы). Много было сделано и в других областях человеческой жизни.
В целом
же внутренняя политика в первой половине
19 века оказалось не эффективной, так
как не был решён крестьянский
вопрос. Крепостничество тормозило
развитие страны. Императоры того времени
понимали это, но не смогли сильно повлиять
на ситуацию. Тем не менее, они сделали
многое для того, чтобы реформы 60-х
годов стали возможны.
Список
использованной литературы
1. Власть и реформы. От самодержавной к советской России [Текст]. СПб., 1996.
2. Горинов М.М., Горский А.А. и др. История России. Т.1. - М.: Владос, 1995.
3. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. - М., 1996.
4. Сахаров А. Н. Александр I. — М.: Наука, 1998.
5. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты, М.: Изд. "Московский рабочий", 1991. - 286 с.
6. Шильдер Н. К. Император Николай I, его жизнь и царствование. В 2-х кн. М., 1996.
7. Реформы и реформаторы царской России. / Под ред. Глебучева Т.В. - М.: Знание, 1996.
8. Александр I //
Википедия: [web-сайт] <http://ru.wikipedia.org/wiki/
9. Николай I // Википедия:
[web-сайт] <http://ru.wikipedia.org/wiki/
10. Потребительские
хозяйства – родоначальники потребительской
кооперации // Об обществе: [web-сайт] <http://www.apexd.ru/history/