Россия в первой половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Отечественная историография XIX века отражает проблемы общества в переломные периоды развития нашей страны. В середине XIX в. в России начало формироваться новое, индустриальное общество. Это сопровождалось изменением господствующего мировоззрения.

Содержание

Введение 3
Основные тенденции социально-экономического развития страны. 4
Внутренняя политика Александра I. 8
Внутренняя политика Николая I. 14
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

контрольная история.docx

— 65.21 Кб (Скачать)

      В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший  высшим судебным и контролирующим органом  в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что  он получил право делать "представления" императору по поводу устаревших законов.

      Введение  принципа единоначалия затронуло и  управление православной церковью, которая  по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший  Синод, члены которого назначались  императором. Во главе Синода стоял  обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных  или гражданских чиновников. Его  роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора  исполнял в 1803-1824 гг. князь А.Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром  народного просвещения.

      Александру I удалось найти человека, который  с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Им стал Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839). Сперанский происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и трудолюбие выдвинули  его на важные государственные посты. В 1807 г. Александр приблизил его  к себе, а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на свидание с Наполеоном. Французский император  быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в  русской делегации. «Не угодно ли вам, государь, — в шутку спросил  он Александра, — обменять мне этого  человека на какое-нибудь королевство?»5

      Сперанский  отличался широтой кругозора  и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. Любой, самый запутанный вопрос в его  изложении приобретал упорядоченную  стройность. В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная  с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе  с Государственной думой —  всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

      Все власти — законодательная, исполнительная и судебная — соединялись в  Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось  законом. Если в Государственном  совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной  думе и Государственном совете.

      Реальная  законодательная власть по проекту  Сперанского оставалась в руках  царя. Но Сперанский подчеркивал, что  суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное». В этом и заключался его принципиально  новый подход: действия властей в  центре и на местах он хотел поставить  под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает  путь к безответственности властей.6

      По  проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может  быть наказан без судебного приговора». Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными.

      Единственным  результатом было учреждение Государственного совета в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции  при разработке важнейших законов (в таком виде Государственный совет просуществовал до 1906 г.). Но затем дело остановилось: Александр I все более входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на престарелого Г.Р. Державина, поэта и государственного деятеля: «Ты все хочешь учить, а я — самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе!»7

      Против  либерального проекта М.М. Сперанского  выступила консервативно настроенная  часть дворян, которая увидела  в нем опасность для самодержавно-крепостнической  системы и для своего привилегированного положения. Против Сперанского объединились все консерваторы, среди которых особо выделялся А.А. Аракчеев, бывший фаворит Павла, попавший в милость и к новому императору. Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н.М.Карамзин. В записке "О древней и новой России", адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, незыблемости самодержавия и крепостничества.

      Сперанский  был окружен платными и добровольными  шпионами, которые передавали царю каждое его неосторожное слово. В  марте 1812 г. он был арестован и  сослан в Нижний Новгород.

      В практическом плане реакционную  политику проводил граф А.А. Аракчеев, который, в отличие от М.М. Сперанского, стремился к укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической системы.

      Реформы 1802-1811 гг. не изменили самодержавной  сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию  в бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император  обладал верховной законодательной  и исполнительной властью.

      В марте 1818 г., в речи на открытии польского  сейма, император заявил о намерении  дать конституционное устройство всей России. Эту речь с восторгом восприняли все передовые русские люди. Тогда  же Александр поручил Н.Н. Новосильцеву разработать проект российской конституции.

      Работа  над проектом шла под непосредственным руководством князя П.А. Вяземского, поэта и государственного деятеля. За образец была взята польская конституция. Использовался и проект Сперанского. К 1821 г. работа над «Государственной уставной грамотой Российской империи» была закончена.

      Как и по проекту Сперанского, намечалось создание законосовещательного представительного  органа. Однако он должен был быть не однопалатным, как у Сперанского, а двухпалатным: верхней палатой  становился Сенат. Сенаторы назначались  царем, а члены нижней палаты отчасти  тоже назначались, а отчасти избирались на основании многостепенных выборов. Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган.

      Важное  значение имело провозглашение в  «Уставной грамоте» гарантий неприкосновенности личности. Никто не мог быть арестован  без предъявления обвинения. Никто  не мог быть наказан иначе, как  по суду. Провозглашалась свобода  печати. Если бы «Уставная грамота» была введена в действие, Россия вступила бы на путь к представительному строю и гражданским свободам.

      В 1820—1821 гг. произошли революции в  Испании и Италии, началась война  за независимость в Греции. Эти  события не на шутку испугали царя. Немного поколебавшись, он поступил так, как поступал неоднократно. Проект «Уставной грамоты» был положен  в дальний ящик стола и забыт. Царствование Александра близилось  к концу. Слова так и не воплотились  в дела.

      В последнее десятилетие правления  Александра I во внутренней политике все  больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название "аракчеевщина". Это была политика, нацеленная на упрочение  абсолютизма и крепостного права. Она выражалась в дальнейшей централизации  и мелочной регламентации государственного управления, в полипейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение  свободомыслия, в "чистке" университетов, в насаждении палочной дисциплины в  армии.  

Внутренняя  политика Николая I

      Никола́й I родился 25 июня 1796 года в Царском  Селе.

      Третий  сын Павла I и Марии Фёдоровны. Николай получил хорошее домашнее образование, но особого усердия к учёбе не проявлял. Николая не готовили к управлению Россией. В молодости он пренебрегал получением серьезного образования. Он не признавал гуманитарных наук, зато прекрасно разбирался в военном искусстве, увлекался фортификацией, был знаком с инженерным делом. Однажды ему было задано сочинение на тему о том, что военная служба — не единственное занятие дворянина, что есть и другие занятия, почетные и полезные. Николай ничего не написал, и педагогам пришлось самим писать это сочинение, а затем диктовать его своему ученику.8

      А.И.Герцен называл его солдатом "по призванию, по образованию, по наружности и по внутренности". Однако в армии  его не любили.

      Известно  увлечение будущего императора живописью, которой он обучался в детстве  под руководством живописца А. И. Акимова и автора религиозных  и исторических композиций профессора В. К. Шебуева.

   «Чувство юмора, присущее великому князю Николаю Павловичу, хорошо видно в его рисунках. Друзья и близкие, встреченные типажи, подсмотренные сценки, зарисовки лагерного быта — сюжеты его юношеских рисунков. Все они исполнены легко, динамично, быстро, простым карандашом, на небольших листах бумаги, зачастую в манере шаржа. „Он имел талант к карикатурам, — писал об императоре первый Поль Лакруа, — и самым удачным образом схватывал смешные стороны лиц, которых он хотел поместить в какой-нибудь сатирический рисунок“», гравированием, коллекционированием предметов искусства.9

      «Не желая ни в чём уступать Европе, он задумывает построить в Петербурге общедоступный музей по самому последнему слову музейной техники. Новый Эрмитаж — его детище, его гордость, его вклад в нашу культуру. Посетив его в последний раз незадолго до смерти, и окинув своим „инспекторским“ взором величественные и поистине великолепные залы, император с удовлетворением заметил: „Да, это действительно прекрасно“.

      В отличие от Александра I, Николай I всегда был чужд идеям конституционализма и либерализма. В быту он был очень  неприхотлив. Суровость сохранял даже в кругу семьи. Однажды, будучи уже  императором, он беседовал с наместником  на Кавказе. В конце беседы, как  водится, спросил о здоровье супруги. Наместник пожаловался на ее расстроенные нервы. «Нервы? — переспросил Николай. — У императрицы тоже были нервы. Но я сказал, чтобы никаких нервов не было, и их не стало».

      Будучи  верующим православным христианином никогда  не пропускал воскресных богослужений. Не курил и не любил курящих, не употреблял крепких напитков, много  ходил пешком, занимался строевыми  упражнениями с оружием. Известно было его строгое следование распорядку дня: рабочий день начинался с 7-ми часов утра, ровно в 9 часов —  приём докладов. Предпочитал одеваться  в простую офицерскую шинель, спал на жёсткой кровати.10

Отличался прекрасной памятью и большой  работоспособностью. Рабочий день царя длился 16 — 18 часов. По словам архиепископа Иннокентия (Борисова) «Это был… такой венценосец, для которого царский трон служил не возглавием к покою, а побуждением к непрестанному труду». По воспоминаниям фрейлины её императорского величества госпожи Анны Тютчевой любимой фразой Николая Павловича была: «Я тружусь как раб на галерах».11

      Общеизвестной была любовь царя к законности, справедливости, порядку. Лично бывал на военных  строях, смотрах, осматривал фортификационные сооружения, учебные заведения, служебные  помещения, государственные учреждения. Замечания и «разносы» всегда сопровождал конкретными советами по исправлению ситуации.

      Обладал выраженной способностью привлекать к  работе талантливых, творчески одарённых  людей. Сотрудниками Николая I были полководец фельдмаршал светлейший князь И. Ф. Паскевич, министр финансов граф Е. Ф. Канкрин, министр государственных имуществ граф П. Д. Киселёв, министр народного просвещения граф С. С. Уваров и др.

      В 1819 году император Александр I сообщил брату и его жене, что наследник престола великий князь Константин Павлович намерен отречься от своего права, поэтому наследником предстоит стать Николаю как следующему по старшинству брату. Формально Константин отрёкся от своих прав на престол в 1823 году, так как Константин не имел детей, был женат морганатическим браком с польской графиней Грудзинской.

      16 августа 1823 Александр I подписал манифест о назначении наследником престола в.к. Николая Павловича. Из манифеста: «… акт сего отречения ради достоверной известности, хранить в Московском Большом Успенском соборе и в трех высших Правительственных местах … — в Святейшем Синоде, Государственном Совете и Правительствующем Сенате…». На всех пакетах с текстом манифеста Александр I сам написал: «Хранить до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия».12

Информация о работе Россия в первой половине XIX века