Россия в первой половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

В новый, XIX век Российская империя вступала могущественной державой. В русской экономике окреп капиталистический уклад, но по-прежнему определяющим фактором хозяйственной жизни страны оставалось дворянское землевладение, соединившееся в годы правления Екатерины II. Дворянство расширило свои привилегии, только этому «благородному» сословию принадлежала вся земля, ему же на унизительных условиях была подчинена значительная часть крестьян, попавших в крепостное рабство. Дворяне получили по Жалованной грамоте 1785 г. корпоративную организацию, которая оказывала большое влияние на местный административный аппарат. Власти зорко следили за общественной мыслью.

Содержание

Введение
Усиление полицейско-бюрократического характера
государства при Николае I (1825-1855)
Экономическое развитие. Кризис крепостничества
«Золотой» век русской культуры
Просвещение и образование
Наука
Просветительская деятельность и литература
Театр и балет
Музыка, живопись и архитектура
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 55.68 Кб (Скачать)

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно  развивались. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую  историю как важный элемент национальной культуры. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано «Слово о полку  Игореве» - выдающийся памятник древнерусской  литературы XII а. Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические раскопки на территории России.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Консервативно-монархическая  концепция этого труда вызвала  неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие декабристы) порицали его. 19-летний А. С. Пушкин откликнулся  дружеской и ироничной эпиграммой:

«В его «Истории» изящность, простота доказывают нам, без всякого  пристрастья,  необходимость самовластья  — и прелести кнута».7

Н. М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей  к отечественной истории. Под  его влиянием были созданы «Исторические  думы» К. Ф. Рылеева, трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина.

Исторические наблюдения использовались для обоснования  своих политических взглядов и программы  будущего устройства России. В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки  С. М. Соловьев. Его научная деятельность в основном протекала в 50—70-х  годах XIX в. Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времен» и  множество других работ по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи  с тем, что многие дворяне не умели  ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке. Существовали различные мнения о том, каким  быть русскому языку. Большое значение для решения этой проблемы имели  создание словесного отделения в  Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности. Разработка основ русского литературного  языка окончательно осуществилась  в творчестве писателей Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др. Публицист Н. И. Греч написал «Практическую русскую грамматику».

    1. Просветительская деятельность и литература

Особое значение для просвещения  народа играло издание книг. В первой половине XIX в. заметно оживилось  газетное и журнальное дело. Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным. Материалы патриотического  содержания публиковались в журнале  «Сын Отечества». Огромной популярностью  в 30—50-е годы пользовались литературно-художественные журналы «Современник» и «Отечественные записки», в которых сотрудничали В. Г. Белинский, А. И. Герцен и другие прогрессивные общественные деятели.

В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные музеи, ставшие местом хранения вещественных, письменных и изобразительных памятников, представлявших историческую, культурную и художественную ценность. В 1852 г. коллекция  произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа.

Распространению знаний способствовали также ежегодные с конца 20-х годов XIX в. всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки.

Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические  идеалы, гражданственность и чувство  национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже XVIII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р. Державин. Главным  представителем русского сентиментализма  был писатель и историк Н. М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза») и др.

Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В. А. Жуковского проявился «салонный» романтизм. В  балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в  романтизме представляли поэты и  писатели — декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, д. А. Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Во второй четверти XIX в. в  европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А. С. Пушкин («Евгений Онегин»). В  творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова  отчетливо проявились характерные  черты реализма: правдивое отображение  действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение  отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

Большое значение для развития литературы имела деятельность «толстых»  литературных журналов «Современник»  и «Отечественные записки». Основателем  «Современника» был А. С. Пушкин, а  с 1847 г. его возглавили Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. В 40-е годы XIX в. «Отечественные записки» сплачивали вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени  — И. С. Тургенева, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В  этих журналах возникло новое явление  для России — литературная критика. Они стали выразителями разных общественно-политических взглядов, в них отражалась не только литературная полемика, но и идейная  борьба.

Развитие литературы происходило  в сложных социально-политических условиях. Ее постоянное соприкосновение  с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство  применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. Цензор мог  по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и  церкви. «История нашей литературы, по словам А. И. Герцена,— это или  мартиролог, или реестр каторги» (А. И. Полежаев и Т. Г. Шевченко были отданы в солдаты, А. И. Герцен и Н. П. Огарев за свои первые литературные опыты  сосланы).

    1. Театр и балет

 В первой половине XIX в. в России театральная жизнь  вступила в новую фазу.  По-прежнему  широко были распространены крепостные  театры, принадлежавшие русским  аристократическим фамилиям (Шереметевым,  Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных  театров было немного, они находились  под мелочной опекой администрации,  которая постоянно вмешивалась  в репертуар и подбор актеров.  Это тормозило театральное творчество. Драматический театр развивался  под воздействием тех же тенденций,  что и литература. Большим успехом  пользовались сатирические комедии  Д. И. Фонвизина и И. А.  Крылова. В 30 — 40-е годы XIX в.  под влиянием отечественной литературы  в театральном репертуаре стали  утверждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное  искусство. Оно развивалось в  тесной связи и под влиянием отечественной  литературы («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский  пленник» А. С. Пушкина). Своим успехом  балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу  Ш. Дидло. Он создал основы русского классического  балета, использовав национальные мотивы и традиции европейского танцевального  искусства.

    1. Музыка, живопись и архитектура

 Особое место в истории  русского музыкального искусства  занимал композитор М. И. Глинка. В его творчестве искусно переплетались  классические каноны европейской  музыкальной культуры с русскими  народными мелодиями. Оперы «Жизнь  за царя» по либретто Н. В.  Кукольника, «Руслан и Людмила»  по мотивам поэмы А. С. Пушкина  заложили основы русского оперного  искусства. Кроме опер, М. И.  Глинка писал романсы, этюды,  хоры и струнные квартеты. Он  был родоначальником всех основных  жанров национальной классической  музыки.

Художественные и идейные  искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились и в  живописи (К. П. Брюллов «Последний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление Христа народу»).

В первой половине XIX в. в  русскую живопись входит бытовой  сюжет. Одним из первых к нему обратился  А. Г. Венецианов. Она посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро  помещицы» изображению крестьян.

На рубеже XVIII—XIX вв. наметился  подъем русской скульптуры. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник —  К. Минину и Д. Пожарскому на Красной  площади. По проекту А. А. Монфсррана была воздвигнута 47-метровая колонна  на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в  войне 1812 г. Б. И. Орловскому принадлежат  памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю  де Толли в Петербурге. П. К. Клодт  был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и  конной статуи Николая I. Ф. П. Толстой  создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной  войне   1812 г.

Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества, были созданы Исаакиевский собор — самое высокое здание России того времени. К. И. Росси закончил формирование петербургских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александринского театра и Михайловского дворца.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. Грандиозное здание Манежа было построено  в честь пятилетия победы над  Наполеоном и для смотра войск, возвращавшихся в 1817 г. из заграничного похода. В дальнейшем это здание использовалось для проведения парадов, для сельскохозяйственных и этнографических выставок, музыкальных  концертов.

К. А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 г.

Существенные преобразования затронули лишь центр старой стопины  России. В целом же ее облик изменился  мало, она оставалась деревянной и  архаично застроенной. Весьма образно  обрисовал Москву той поры поэт П. А.Вяземский: «...здесь чудо — барские  палаты с гербом, где венчан знатный  род. Вблизи на курьих ножках хаты и  с огурцами огород».

В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов  в области культуры. В мировой  фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания  русского литературного языка и  в целом — формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались  в последующее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

«История России со времен Петра Первого представляет беспрерывное почти колебание правительства от одного плана к другому. Сие непостоянство или, лучше сказать, недостаток твердых начал был причиною, что доселе образ нашего правления не имеет никакого определенного вида, и многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как возникали».

                     М.М. Сперанский.

Для России начало XIX века ˗ величайшая переломная эпоха.  Следы этой эпохи грандиозны в судьбе российской империи.  С одной стороны это – пожизненная тюрьма для большинства ее граждан, где народ находился в нищете, а 80% населения оставалось неграмотным. Если посмотреть с другой стороны, Россия в это время ˗ это родина великого, противоречивого, освободительного движения от декабристов до социал-демократов, которое дважды приводило страну вплотную к демократической революции.  В начале XIX века Россия спасла Европу от разрушительных войн Наполеона и спасла балканские народы от турецкого ига.

Анализ исторических событий  начала-середины XIX века позволяет сделать  вывод, что несмотря на реальную, диктуемую самой действительностью необходимость изменения пути развития России, нужные стране реформы не были проведены ни Александром I, ни Николаем I. Деятельность этих двух императоров поражает сходством. Энергия и стремления к изменениям, некоторый либерализм при приходе к власти, построение проектов отмены крепостничества и даже конституции (при Александре I) в секретных комиссиях, и смена первоначального настроя этапом реакции. При Александре I к власти фактически приходит А.А. Аракчеев, благодаря жестокости которого его имя стало нарицательным, преемник императора начинает царствование с разгрома цвета дворянства на Сенатской площади и заканчивает гонениями на очаги развития общественной мысли (кружки, славянофилы, западники). Но именно время их правления ознаменовано небывалым подъемом общественной мысли, центральным вопросом стоял вопрос путей общественного развития страны.

Как уже говорилось, основные течения можно разделить на несколько. Официальное - стремящееся сохранить  самодержавие, воплощенное в теории Уварова «самодержавие - православие - народность».

Помимо этого, в России было сильно течение славянофилов, в некоторых вопросах сходное  с триадой Уварова. Основная мысль  представителей этого течения ˗ Россия обладает своим особым путем развития, который не совпадает с развитием стран Запада.

Западники, напротив, предлагали ориентироваться на страны Европы, дабы преодолеть отставание России в  экономическом и политическом смыслах.

Информация о работе Россия в первой половине 19 века