Россия в первой половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:14, реферат

Описание работы

Формирование капиталистического уклада. Сельское хозяйство. Промышленность. Внутренняя политика. Восшествие на престол Александра I. Эра либерализма. Внешняя политика. Восточный вопрос. Западное направление в русской внешней политике. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Тайное революционное общество. Либеральное направление. Развитие культуры в первой половине XIX века.

Содержание

1
Общественное и политическое развитие России в первой четверти XIX века 2
1. Внутренняя политика 2
2. Внешняя политика 3
Общественное и политическое развитие России во второй четверти XIX века 7
1. Внутренняя политика 7
2. Внешняя политика 8
Культура России первой половины XIX века 10
Использованная литература 13

Работа содержит 1 файл

Россия в первой половине 19 века.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

особенности православное мировоззрение. За свое выступление Чаадаев по

повелению царя был  объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Выступление Чаадаева коснулось проблемы, занимавшей лучшие умы России, и

способствовало более четкому оформлению исподволь вызревавших идейных

течений.

К концу 1830 годов  в русском обществе сложились  течения западников и

славянофилов. Западники (историки Т. Н. Грановский, П. Н. Екдрявцев, юрист К.

Д. Кавелин и  др.) исходили из мысли о единстве исторического развития

человечества, а  следовательно о единстве исторических путей России и Европы.

Поэтому, считали  западники, в России со временем должны утвердиться

европейские порядки. Западники были сторонниками конституционной  монархии,

политических свобод – свободы слова, совести и  др. Выступали за отмену

крепостного права  и развитие предпринимательства. Иных взглядов на

исторический путь России придерживались славянофилы (А. С. Хомяков, братья И.

В. и П. В. Киреевские,  Ю. Ф. Самарин). Они считали, что у каждого народа

своя судьба и  что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Это

однако не делало славянофилов сторонниками правительственной идеологии: они

были решительными противниками крепостного права, критиковали  деспотизм и

бюрократизм, с  которыми было связано самодержавие Николая I. Но изжить эти

пороки славянофилы  намеревались отнюдь не путем европеизации. Власть царя

должна остаться неограниченной, считали славянофилы, однако народ должен при

этом получить право свободно выражать свое мнение — в печати и на земских

соборах, получить свободу совести.

     Революционно-социалистические течения.

От западнического крыла постепенно откалывается особое направление,

представителями которого были А. И. Герцен, Н. П. Огарев и крупнейший

литературный критик В. Г. Белинский. Занимая радикальные  позиции в

западническом лагере, они постепенно пришли к отрицанию  уклада современной им

Европы: предоставляя гражданам формальные, этот уклад  не спасал тысячи людей

от нищеты. Спасение Белинский, Герцен и его единомышленники  видели в

социализме –  справедливом общественном строе, в  котором отсутствует частная

собственность и  эксплуатация человека человеком.

В 1844 г. в Петербурге возник кружок В. М. Буташевича-Петращевского  —

чиновника Министерства иностранных дел. На собраниях Петрашевского  бывали М.

Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский. Большинство петрашевцев, в отличие от

либералов, выступало за республиканское устройство, полное освобождение

крестьян без  выкупа. Наиболее популярно в среде петрашевцев было учение

Фурье. В кружке обсуждались планы народного  восстания.

Революционные и  социалистические настроения сильны были в Кирилло-

Мефодиевском обществе, действовавшем с 1845 г. на Украине. Члены  этого

общества, к которому принадлежал и великий украинский поэт Т.Г.Шевченко,

выступали за всеславянскую республиканскую федерацию.

В 1847-1848 годах правительство  разгромило общество петрошевцев и Кирилло-

Мефодиевское общество. Волна европейских революций 1848 повергла

правительство в  ужас: наступила мрачное семилетие  – время безудержной

реакции, которая  с 1855 года сменилась общественным подъемом.

     Развитие культуры в первой половине XIX века.

     Просвещение.

Социально экономическое развитие страны выдвигало задачи создания единой

системы народного образования. В связи с этим правительство вынуждено было

приступить в начале XIX в. к реорганизации школьного дела.

Дети крестьян, купцов и ремесленников получали начальное образование в

приходских (при  церковных приходах) и уездных  училищах. Вместо «главных

училищ», введенных  в царствование Екатерины II, в городах началось

систематическое устройство средних учебных заведений — гимназий, где

обучались дети дворян и чиновников. Во всей стране их насчитывалось до 50.

Гимназия давала право поступления в университет. Женского образования в

первой половине века, по существу, не было. В институты благородных девиц,

открывшиеся в царствование Екатерины II, большей частью закрытые,

принимались только лица дворянского происхождения.

Высшее образование  давали университеты, количество которых увеличилось в

первой половине века до 7. Кроме действовавшего —  Московского — были

учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский. Петербургский,

Киевский университеты.

Были открыты  Институт инженеров путей сообщения в Петербурге. Архитектурное

училище, Училище  гражданских инженеров.

Дети дворян могли  обучаться также в привилегированных учебных заведениях —

лицеях: Императорском  Александровском лицее. Императорском училище

правоведения, Ришельевском лицее в Одессе. Демидовском лицее  в Ярославле,

Нежинском лицее, Лазаревском институте восточных  языков в Москве и др. В

лицеях готовили высших государственных чиновников.

     Библиотеки. Музеи.

В развитии просвещения  определенную роль стали играть библиотеки. В 1814 г.

в Петербурге была открыта первая публичная библиотека в России, ставшая

национальным книгохранилищем (ныне Государственная публичная библиотека им.

М. Е. Салтыкова-Щедрина), хотя ее богатейшее книжное собрание оставалось

практически недоступным массовому читателю. В первой половине XIX в. уже

было 39 публичных  библиотек. В 30 —40-е годы на добровольные пожертвования

библиотеки открываются  в ряде губернских и в некоторых  уездных городах.

Появились и так  называемые коммерческие (т. е. платные) библиотеки. Самой

крупной из них  была библиотека издателя А. Ф. Смирдина.

Просветительскую  роль играли музеи. Создаваемые по инициативе научных и

исторических обществ, они становятся не только местами  хранения, но и

центрами изучения вещественных памятников, представляющих историческую,

культурную и  художественную ценность. Создаются  Феодосийский, Одесский,

Керчинский музеи  древностей.

     Народное образование.

В 60-е годы было положено начало новому типу учебных  заведений – воскресной

школе для взрослых. За короткое время в Петербурге, Москве и других городах

было открыто 300 воскресных школ. Ведущую роль в  них играли революционные

демократы, которые  использовали эти школы для революционного воспитания

народных масс. В 60-е годы появились средние женские  учебные заведения, в

которые допускались  лица всех сословий. Возникли женские  гимназии. В 70-е

годы по частной  инициативе начали образовываться высшие женские учебные

заведения, высшие женские курсы были созданы во многих города страны.

Для детей из низших слоев населения доступной формой образования оставалась

начальная школа: народные училища (городские, уездные, сельские), церковно-

приходские школы-грамоты. Разветвленная сеть начальных школ была создана

земствами. В 1870 году в стране действовало около 28 тыс. народных школ, в

которых обучалось  немногим более 830 тысяч человек. Основным типом средней

школы были классические гимназии, с преподаванием латинского и греческого

языков и реальные – без древних языков. В 70-е  годы реальные гимназии были

упразднены и  заменены реальными училищами. Преобладающим  типом высших

общеобразовательных учебных заведений оставались университеты. Вместе с ними

в стране действовали  институты – Петербургский технологический, Горный, Путей

сообщения, Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовское (ныне

Тимирязевская), сельскохозяйственная академия, Рижский политехнический

институт.

     Литература и искусство.

В начале XIX века в  искусстве и литературе существовало три художественных

направления классицизм, сентиментализм и романтизм. Определяющей чертой

классицизма было обращение к античности, которое  признавалось высшей нормой

эстетического совершенства. Культ формы, гармония целого и частей, логическая

ясность, простота и завершенность – характерные  особенности классицизма.

Принципы эстетики классицизма во многом обусловливались  сословных характером

дворянской культуры. Ориентируясь на возвышенное эстетические принципы

классицизма противоречили  общей тенденции русской жизни. В 20-х годах

классицизм начинает переживать кризис, а к началу 30-х  годов утрачивает свое

значение.

Родоначальником сентиментализма был Н. М. Карамзин. Демократическое по своей

направленности искусство сентиментализма обращалось к чувствам человека,

стремилось к  раскрытию его внутреннего мира. Не героическая личность, а

простой человек  становятся героем сентиментальных  произведений. Однако

ограниченность  сентиментализма как художественного  метода обнаруживалась в

том, что с сочувствием  относясь к простым людям он идеализировал  жизнь

крестьян, якобы  не испорченных цивилизацией.

В начале XIX века в  русском искусстве, прежде всего  в литературе,

утверждается романтизм, который наивысшего расцвета достиг в середине 20-х

годов. Это течение, возникшее под влиянием европейского романтизма в России

имело свою национальную основу. Романтизм в России вырастал на почве

недовольства окружающей действительностью, глубокого расхождения  между

идеалом и мрачной атмосферой всеобщей подавленности и угнетения в

крепостнической стране.

Ведущим жанром литературы первых десятилетий была поэзия. В  произведениях

декабристов в  «Думах» К. Ф. Рылеева в стихах А. И. Одоевского, В. Ф.

Раевского, А. А. Бестужева-Мардинского  и других представителей романтизма

звучал пафос  высокой гражданственности, поднимались  патриотические темы

родины и служения обществу. Декабристы были авторами многих революционных

стихов, которые  распространялись тайно.

В лучших романтических  произведениях развивались элементы демократизма, они

приобретали антикрепостническую  направленность. Вершиной романтизма в русской

литературе было ранее творчество А. С. Пушкина (1799-1837). Огромную

Информация о работе Россия в первой половине 19 века