Россия в начале Нового времени XVII век

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:13, реферат

Описание работы

1. Причины и начало «великой Смуты»
2. Кризис власти и специфика её организации в 1605–1612 гг.
Проблема самозванства
3. Роль внешнего фактора в национальном кризисе начала века.
Проблема выбора альтернатив политического развития России
4. Итоги и уроки Смутного времени

Работа содержит 1 файл

РОССИЯ В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ XVII век.docx

— 56.99 Кб (Скачать)

     Лжедмитрий  II собрал войско из представителей угнетенных низов, казаков, служивых людей и отрядов польских авантюристов. Самозванец со своим войском подступил к Москве и расположился лагерем в Тушино (отсюда и его прозвище – «тушинский вор»). Используя недовольство против Шуйского, Лжедмитрий летом – осенью 1608 года установил контроль над значительными территориями к востоку, северу и западу от Москвы. Таким образом, значительная часть страны попала под власть самозванца и его польско–литовских союзников. В стране установилось двоевластие. Фактически в России было два царя, две Боярские думы, две системы приказов. В тушинской «воровской думе» заправляли бояре Романовы, Салтыковы, Трубецкие. Был в Тушине и собственный патриарх – Филарет. Бояре в корыстных целях неоднократно переходили от Василия Шуйского к самозванцу и обратно.

     Вопреки своим обещаниям, Лжедмитрий II продолжал политику усиления крепостничества и раздавал земли и крестьян своим приверженцам, производил поборы с народа в пользу польских войск. Началась открытая интервенция Речи Посполитой. Поляки проводили политику террора, грабежа, массовых зверств.

     Весной 1609 года М.В.Скопин–Шуйский, собрав отряды народного ополчения из Смоленска, Поволжья, Подмосковья, разбил войско Лжедмитрия II, а сам самозванец бежал в Калугу, где и был убит.

     России  грозила потеря национальной независимости. Происходящие события вызвали глубокое недовольство всех сословий Российского  государства. Не имея достаточной поддержки внутри страны, Василий Шуйский обратился за военной помощью к Швеции, на престол которой претендовал польский король. 28 февраля 1609 года Шуйский заключил договор со Швецией. Это дало повод польскому королю, находящемуся в состоянии войны со Швецией, объявить войну России. К Москве подошло польское войско под предводительством гетмана Жолкевского, которое одержало победу над войсками Шуйского. Царь окончательно потерял доверие подданных и в июле 1610 года был свергнут с престола. После свержения Шуйского в стране было установлено временное правительство из семи бояр, наступает период так называемой  «Семибоярщины». Но, опасаясь расширения вновь вспыхнувших крестьянских волнений, московское боярство пригласило на трон сына Сигизмунда III – Владислава, и сдало Москву польским войскам.

     Таким образом, все дела в государстве  стали вершить интервенты во главе  с польским полководцем  Гонсевским и русскими изменниками – боярином Салтыковым и купцом Андроновым. Бесчинства интервентов в Москве, ближних и дальних уездах вызвали нарастание национально–освободительного движения в стране. Недовольство действиями стоящих у власти, их нежелание изменить ситуацию в стране привело к началу формирования народного ополчения, явления характерного для России в те годы, когда ей угрожала потеря национальной независимости.

     После захвата поляками Москвы перед Россией  встала угроза утраты национальной независимости. Однако «великое разорение» земли Русской вызвало широкий подъем патриотического движения в стране. По ней получили хождение призывные грамоты городам главы Русской православной церкви патриарха Гермогена и рязанского воеводы Прокопия Ляпунова. Голос патриарха был услышан. Уже в начале 1611 года начинается широкое патриотическое движение в стране. Города переписываются между собой, чтобы собрать войско и идти на выручку к Москве.  Главный двигатель восстания был патриарх, по мановению которого, во имя веры, вставала и собиралась Земля.

     Зимой 1611 года в Рязани было образовано первое народное ополчение, которое возглавил  думный дворянин Прокопий Ляпунов. Ядром  ополчения стали рязанские дворяне, к которым присоединились служилые люди из других уездов страны, а также отряды казаков атамана Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого. Народное ополчение преследовало цель – изгнать из Москвы поляков и восстановить православную монархию. С этой целью в марте ополчение подошло к Москве и начало осаду столицы.

     Значительная  часть Москвы подверглась разгрому и сожжению со стороны польского гарнизона, желавшего предупредить восстание, причем было избито несколько тысяч жителей.

     Решающее  сражение состоялось 19 марта 1611 года, но освободить город не удалось: поляки подожгли город и этим остановили восстание. Тем не менее, в руках ополченцев остались районы Белого города, и поляки, контролировавшие только Кремль и Китай–город, оказались изолированными.

     Но  внутренние противоречия между руководителями ополчения не дали возможности добиться победы. Пришедшее под Москву земское ополчение состояло из двух различных элементов: это были, во–первых, дворяне и дети боярские, во главе которых стоял рязанский воевода Прокопий Ляпунов, а, во–вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские бояре, князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. Разногласия и раздоры вылились в вооруженные столкновения, в одном из которых 22 июля 1611 года Прокопий Ляпунов был убит казаками. Оставшись без предводителя и напуганные казацким самосудом, дворяне и дети боярские разъехались из–под Москвы по домам. Ополчение стало разваливаться, а после падения Смоленска, Новгорода и осады Пскова было полностью деморализовано.

     Таким образом, первое ополчение не реализовало  своих целей, попытки взять Москву закончились неудачей, и оно перестало представлять реальную военную силу.

     Осенью 1611 года Российское государство, не имевшее  центрального правительства и войска, стояло на грани национальной катастрофы. Но нашлась сила, которая спасла страну от иноземного порабощения. На вооруженную борьбу с польско–шведской интервенцией поднялся весь русский народ. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его земским старостой Кузьмой Мининым, который в сентябре 1611 года выступил в земской избе с призывами помочь Московскому государству, не жалея средств и жертв. По его инициативе создается «Совет всея земли», состоявший из представителей всех слоев населения. Совет явился временным правительством и руководил сбором средств и призывом ратных людей.

     Начальником земского ополчения был приглашен  князь Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с незапятнанной репутацией; хозяйственную и финансовую часть взял на себя Кузьма Минин. Таким образом, у ополчения стало два вождя, и в народном восприятии имена Минина и Пожарского слились в одно нерасторжимое целое. Благодаря их решительным действиям и полному согласию между собой Нижний Новгород вскоре стал центром патриотических сил всей России. Нижегородцы звали всех «бытии с ними в одном совете», чтобы избавиться от прежнего «межусобства», очистить государство от завоевателей, покончить с грабежами и разорением на родной земле, избрать царя только при общем согласии и обеспечить порядок в государстве. На  его призывы откликнулись не только Поволжье и старые города Московской Руси, но также Предуралье, Сибирь и отдаленные украинские земли. Со всех сторон сюда тянулись служилые дворяне, казаки и стрельцы. Всем им назначалось жалование. Минин и Пожарский добились, чтобы ополчение превратилось в хорошо вооруженное и сильное войско.

     В ноябре движение, начатое Нижним, охватило уже значительный приволжский район, а в январе ополчение двинулось из Нижнего Новгорода сначала к Костроме, а потом к Ярославлю, где оно оставалось около четырех месяцев. Это время прошло в напряженной работе над восстановлением порядка в стране, над созданием центральных правительственных учреждений, над собиранием сил и средств для самого ополчения. Здесь не только комплектовались новые отряды, но и создавались правительство и администрация. В городах работали местные советы из представителей всех слоев населения, а из Ярославля назначали в города воевод. Это помогло войску заручиться поддержкой, людскими, финансовыми и продовольственными ресурсами важнейших городов страны.

     Собрав  достаточно сильное войско, в августе 1612 года ополчение Минина и Пожарского вошло в Москву и объединилось с остатками первого ополчения. 22 августа гетман Ходкевич попытался прорваться на помощь осажденным в Москве соотечественникам, но после трехдневных боев был вынужден отступить с большими потерями. Польский гарнизон испытывал тяжелые лишения, начался голод. А после удачного штурма Китай–города польский гарнизон 26 октября капитулировал и сдал Кремль, и оба ополчения торжественно вступили в освобожденную Москву при звоне колоколов и ликовании народа.

     В итоге Москва была освобождена от интервентов. Попытка польских войск  вновь взять Москву провалилась, и Сигизмунд III потерпел поражение. Все эти победы были одержаны благодаря героизму русского народа, который смог мобилизовать все патриотические силы и освободить от интервентов русские земли.

     Таким образом, Смута, в период которой  политическая борьба за власть переплелась  с польско–шведской интервенцией и мощными народными и казацкими выступлениями, привела к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати. Как отметил современник, «оскудеша премудрые старцы и изнемогоша чудные советники». Экономика страны находилась на грани катастрофы, сложной оставалась геополитическая обстановка, тяжелые социально–психологические последствия имел массовый террор. Однако Россия, закалившаяся в борьбе с интервенцией,    восстанавливает монархию и начинается более чем 300–летняя эпоха династии Романовых.        

     Анализ  историографии показывает, что XVII век часто называют «бунташным веком». Начался он с гражданской войны под предводительством И.Болотникова и завершился массовым народным движением  под руководством С.Разина.

     В дореволюционной исторической науке  господствовало негативное отношение  к народным движениям XVII века, которые рассматривались как стихийные бунты разнузданной черни. По мнению С.Соловьева, восстание С. Разина – это бой, который казачество как антигосударственная  сила дало российскому государству. В советской исторической науке народные движения XVII века рассматривались исключительно с классовых позиций, а восстания Болотникова и Разина считались крестьянскими войнами. Многие современные историки в качестве крестьянской войны признают лишь казачье–крестьянское движение под предводительством С.Разина. При этом в нем часто видят не только крестьянскую, но и гражданскую войну, в которую были втянуты различные сословия и народы российского общества.

     Таким образом, народные восстания XVII века имели двойственное значение для развития страны. Во–первых, они отчасти играли роль ограничителя эксплуатации и злоупотребления властей. А во–вторых, еще больше подталкивали правительство к централизации и укреплению госаппарата и армии.       

 

      Итоги и уроки  Смутного времени

       К концу XVI века Московское государство переживало тяжелое время. Постоянные набеги крымских татар и разгром Москвы в 1571 году; затянувшаяся Ливонская война, длившаяся 25 лет, достаточно измотавшая силы страны и закончившаяся поражением; так называемые опричные «переборы» и грабежи при царе Иване Грозном, потрясшие и расшатавшие старый уклад жизни и привычные отношения, усилившие общий разлад и деморализацию; постоянные неурожаи и эпидемии. Все это в итоге привело государство к Смуте конца XVI– начала XVII веков – периоду Гражданской ойны, глубокого социально–экономического, политического и духовного кризиса русского общества. Но все же основной причиной Смутного времени историки выделяют династический кризис – прекращение царской династии Романовых.

     Смута, в период которой политическая борьба за власть переплелась с польско–шведской интервенцией и мощными народными и казацкими выступлениями, привела к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворянской знати. Экономика страны находилась на грани катастрофы, сложной оставалась геополитическая обстановка, тяжелые социально–психологические последствия имел массовый террор. Однако в России была восстановлена монархия и началась более чем 300–летняя эпоха династии Романовых.

     Основное  содержание царствования первых двух царей из династии Романовых – Михаила и Алексея – заключалось в восстановлении пришедшего в полный упадок после полутора десятилетий Смуты и войн хозяйства и в укреплении расшатанного государственного аппарата. Михаил Романов восстановил прежние управленческие учреждения, в частности заметно активизировалась деятельность Земских соборов, развивалась и усложнялась система приказов. Продолжалось закрепощение крестьянства, были установлены дипломатические связи с Европой, реорганизована армия, осваивалась Сибирь. При Михаиле Романове церковь восстановила свое пошатнувшееся положение.

     Алексей Михайлович Романов вошел в историю  как устроитель и успокоитель государства. В экономической области он поддерживал отечественное купечество, поощрял промышленную деятельность. При этом царе прекратилась деятельность Земских соборов, уменьшилась роль Боярской думы. Таким образом, можно сказать, что в России формируется абсолютизм, формирующийся на базе феодальной системы в отличие от Западной Европы.

     Алексей Михайлович проводил активную внешнюю  политику, наиболее крупным успехом которой было воссоединение в 1654 году Украины с Россией.

     Одним из главных достижений царствования Алексея Романова было принятие Соборного  уложения 1649 года – кодекса законов  Русского государства, которое оставалось основным законом России вплоть до первой половины XIX века. Его принятие явилось важной вехой в развитии самодержавия и крепостного строя, оно отвечало интересам господствующего класса дворян.

     При этом царе в середине XVII столетия Никоном была проведена церковная реформа, в результате которой все русское общество раскололось на никонианцев (приверженцев новой веры) и старообрядцев, а в русской истории впервые появился феномен раскольничества. Церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который не только отразил тенденции к централизации и определенной унификации церковной жизни, но и повлек за собой существенные социокультурные последствия.

Информация о работе Россия в начале Нового времени XVII век