Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:58, реферат
В России продолжалось поступательное развитие феодализма, что во многом объясняется возможностями для его распространения как вширь (экстенсивных), так и вглубь (интенсивных). В X VI веке шло активное освоение и присоединение новых территорий. Такой уровень экономики предопределял неизбежность внутренних конфликтов в процессе централизации страны. В политической сфере X VI век характеризуется процессами укрепления и дальнейшей централизации государственной власти.
Введение
1.Социально-экономическое развитие российского государства в XVI веке.
1.Территория и население.
2.Сельское хозяйство.
3.Города и торговля
2.Внутренняя политика и реформы Ивана IV (1533-1584)
1.Регентство Елены Глинской. Реформы периода регентства.
2.Годы боярского правления
3.Начало правления Ивана IV
4.Пожар в Москве
5.И. С. Пересветов
6. Государственный строй в период правления Ивана Грозного.
Реформы избранной Рады. Первый Земский собор. Приказы.
Судебник 1550 г.
1.Земский собор
2.Приказы
3.Судебник 1550 г
4.Реформа местного самоуправления
5.Военная реформа
6.Налоговая реформа
7.Стоглавый собор
8.Прекращение деятельности Избранной рады и приостановление реформ
9.Опричнина
1.Введение опричнины.
2.Отмена опричнины.
3.Цели опричнины. Мнения историков.
4.Последствия опричнины
3.Внешняя политика Ивана IV Грозного.
1.Южное направление.
2.Восточное направление.
3.Западное направление.
4.Культура XVI века
1.Просвещение
2.Литература
3.Архитектура
4.Изобразительное искусство
Заключение
4. Культура XVI века
Завершение процесса объединения русских земель сильно отразилось на духовной жизни страны. Русская культура была подчинена идее служения единому государству. Собственные художественные традиции ее сохранялись в различных землях страны. Но именно московские традиции легли в основу формирования общерусской художественной культуры. В русской литературе как никогда много внимания уделялось проблемам общественно-политического развития страны. В архитектуре и живописи отчетливо прослеживалась идейно-политические мотивы.
4.1. Просвещение
Важной особенностью русской культуры XVI века является распространение просвещения. Дети из зажиточных семей учились в школах при монастырях или у домашних учителей. В это же время Россия узнала о важнейшем достижении европейской технической мысли книгопечатании. Первая типография была открыта в Москве в 1553 году. Спустя 10 лет выдающийся просветитель Иван Федоров организовал Печатный двор. В 1564 году он выпустил знаменитую книгу «Апостол», отличающуюся высокой техникой оформления. Это было принято считать началом книгопечатания на Руси. Однако, «Апостол» был датированной книгой, но существуют и семь книг без точной даты издания – книги, изданные до 1564 г. Это так называемые анонимы. По неизвестным причинам Иван Федоров покинул русские земли и переехал в Белоруссию, а затем во Львов. . Кроме религиозных книг, Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 году во Львове выпустили первый русский букварь – «Азбуку».
До наших дней дошло множество книг по различным областям научных знаний, созданных в XVI веке. Математические знания были представлены в первом русском учебнике по арифметике. О развитии географии свидетельствуют первые отечественные карты, которые торга назывались чертежами. Ценные сведения по экономической географии содержались в «Торговой книге». Большой интерес для истории медицины представляют лечебники и травники. Значительного развития в XVI веке достигло литейное дело и особенно производство пушек. Пушечные дворы работали в Москве, Туле и Новгороде. В 1586 году мастер Андрей Чохов отлил знаменитую на весь мир «Царь пушку». Уникальное орудие весит около 40 тонн, его длина более 5 м.
4.2. Литература
Поистине XVI век стал эпохой расцвета русской публицистики. Особое место в ее истории занимают работы Ивана Семеновича Пересветова. Он много странствовал по Европе, жил в Венгрии, Польше, Румынии и Чехии. Размышляя над историческим опытом различных стран и народов, И.С. Пересветов рисует образ идеального правителя и отстаивает идею сильной государственной власти.
Такие же взгляды высказывает в своих посланиях Иван Грозный, несомненно, обладавший литературным талантом. Наиболее известна его переписка с князем Андреем Курбским, перешедшим на службу к польскому королю. После бегства из Москвы как уже отмечалось, князь написал своему бывшему повелителю обличительное письмо. Он обвинил царя в казнях и опалах лучших людей. В своем ответе царь опроверг все доводы А. Курбского и назвал бояр рабами и изменниками. Свои мысли Иван Грозный иллюстрировал воспоминаниями о сиротском детстве, нарисовав яркую картину боярских бесчинств и своевольств. Сохранив тему дискуссии, Курбский и Грозный, переписывались много лет. До наших дней дошло еще несколько посланий Ивана Грозного, адресованных различным людям.
Большой интерес представляет трактат «Правительства», написанный Ермолаем - Еразмом. Он проникнут мыслью о тяжелой доле русских крестьян, безжалостно угнетаемых своими господами и государственными чиновниками. Автор призывал улучшить положение простых людей, ограничить их повинности оброком в размере одной пятой доли урожая. Нарицательным стало название знаменитой книги «Домострой», написанной, вероятно, в Новгороде и переработанной священником Сильвестром. В этой книге описываются нормы поведения человека того времени в семье и обществе, утверждается патриархальный уклад русской семьи, возглавляемой отцом – домовладыкой.
В начале XVI века было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских», которое преследовало цель укрепить авторитет верховной власти. Оно выводило происхождение русской царской династии от римского императора Августа. Таким образом, делался вывод, что российского государство продолжало традиции Рима и Киевской державы.
В церковной среде был выдвинут тезис о Москве – «третьем Риме. Первый Рим – «вечный город» - погиб из-за ересей, «второй Рим» - Константинополь – из-за унии с католиками, «третий Рим» - истинный хранитель христианства – Москва будет существовать вечно.
Летописание в XVI веке приобрело отчетливо выраженный официальный характер. Летописи отражали идеологию Московского государства, показывали преемственность власти русских царей от князей и византийских императоров. Созданная в начале 1540-х гг. «Воскресенская летопись» была призвана отстаивать и. идеологическую концепцию: Москва- Третий Рим. В ней отражены события с первых лет правления Ивана Грозного до взятия Казани. «Степенная книга» описывает родословие русских монархов от Владимира I до Ивана Грозного.
«Никоновская летопись» была составлена на основе большого количества письменных и устных источников и содержит уникальные, нигде больше не встречающиеся сведения. Настоящим памятником русского летописания стал многотомный «Лицевой свод», который 16 тыс. замечательных миниатюр. К сочинениям этого жанра относится и «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси.
Основным жанром русского фольклора XVI века становится историческая песня. Любимые герои фольклорных произведений – царь Иван Грозный и покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. Исторические песни рассказывают о покорении Казани, походе в Сибирь, обороне Пскова от Стефана Батория и других событиях того времени.
4.3. Архитектура
В последние годы правления Ивана III и при его сыне Василии III продолжалась застройка Московского Кремля. Архитектором Алевизом Новым был построен Архангельский собор, а Боном Фрязином – колокольня Ивана Великого.
В течение всего XVI века строились городские укрепления Москвы, Смоленска, Зарайска и других городов. В период регентства Елены Глинской архитектор Петр Фрязин, как уже отмечалось, возвел Китайгородскую стену. Она защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В 1580-е годы Федор Конь построил Белый город, находившийся примерно в районе нынешнего Бульварного кольца. Наконец, в конце столетия вокруг Москвы был возведен Земляной вал (современное Садовое кольцо).
Отличительной особенностью архитектуры XVI века является строительство шатровых церквей. Своды таких зданий имеют вид высокой пирамиды (шатра). В шатровых церквях нет внутренних столпов, вся постройка держится на фундаменте. Основные принципы их строительства заимствованы у деревянного зодчества. Первой каменной шатровой постройкой стала церковь Вознесения в с. Коломенском, возведенная в честь рождения будущего царя Ивана Грозного. Как и деревянные храмы, она имела в плане квадрат, поставленный на основу – подклет. На нем размещена архитектурная деталь, имеющая в плане восьмиугольник (восьмерик). Он в свою очередь переходит в 20-метровый шатер, устремленный ввысь. Шатер увенчан небольшой главой с легким крестом. Недалеко от церкви Вознесения находится другой замечательный памятник архитектуры XVI века – храм Иоанна Предтечи в с. Дьякове.
Шедевром русского зодчества по праву можно считать возведенный в 1554-1560 гг. на Красной площади Покровский собор, который мы обычно называем собором Василия Блаженного. Его построили архитекторы Барма и Постник в честь взятия Казани Иваном IV. Архитектурные решения собора оригинальны и неповторимы. В центре находится главная шатровая церковь, а вокруг нее расположись восемь купольных церквей разной высоты.
Другим направление в архитектуре XVI века было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы – в крупнейших русских городах. Наиболее известны – Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове.
Еще одним направлением архитектуре XVI века было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Он являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому – покровителю данного ремесла.
4.4. Изобразительное искусство
К этому периоду относятся выдающиеся памятники монументальной живописи. Сыновья знаменитого Дионисия Феодосий и Владимир расписали Благовещенский собор Московского Кремля. В середине столетия созданы замечательные фрески Золотой палаты Московского Кремля и Покровской церкви Александровской слободы.
В иконописи XVI века отчетливо прослеживаются идейно-политические мотивы. Икона «Церковь воинствующая» посвящена покорению Казанского ханства. На ней изображено триумфальное возвращение русского войска из объятой пламенем татарской столицы. По своему жанру и манере исполнения икона близка к балльным полотнам последующих времен.
В последней четверти столетия в вотчинах Строгановых зародился новый иконописный стиль. Строгановские иконы характеризуются изящностью изображения и тщательно выписанными деталями
О высоком развитии искусства декоративной резьбы свидетельствует Царское место Ивана Грозного в Успенском соборе Кремля. Оно выполнено в виде небольшого возвышения с шатровым покрытием и кокошниками. Царское место украшено резным рельефом, изображающим сцены из русской истории.
Великолепными
образцами декоративно-
Заключение
Правление
Ивана Грозного во
многом предопределило
ход дальнейшей истории
нашей страны –
«поруху» 70-80 годов
XVI века, установление
крепостного права в
государственном масштабе
и тот сложный узел противоречий
рубежа XVI – XVII веков,
который современники
называли Смутой.
Список
использованной литературы