Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:53, реферат
1. Социально-экономическое развитие России в XVII в..
2. Антигосударственные выступления.
3. Эволюция государственно-политического строя.
4. Внешняя политика России. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
5. Церковная реформа.
В середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Ее причины исследователями оцениваются по-разному. В исторической литературе преобладает точка зрения, согласно которой процесс становления абсолютизма вел с неизбежностью к лишению церкви ее феодальных привилегий и подчинению государству. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Церковные историки отрицают такую позицию патриарха, считая Никона последовательным идеологом «симфонии власти» . Инициативу в отказе от этой теории они усматривают в деятельности царской администрации и влиянии протестантских идей.
Важным фактом
русской истории XVII в. был церковный
раскол, явившийся результатом
В понимании
раскола в литературе
Другие исследователи
усматривают в расколе и
Причины проведения церковной реформы:
— церковная
реформа диктовалась
— требовалось
введение одинаковой церковной
обрядности во всем
— распространение
книгопечатания открывало
В конце 40-х гг. XVII в. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и др.
Сын мордовского
крестьянина Никон (в миру
Именно патриарх
Никон начал реформу по
Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором в 1654 г., были замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «аллилуйя» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него.
Потом патриарх
обрушился на иконописцев,
Никон боролся
с новшествами, но именно его
реформы часть московского
Активным
противником Никона и одним
из основоположников
Приверженцы
старой веры — старообрядцы
— спасали и прятали «
Вожди старообрядцев протопопы Аввакум и Даниил писали челобитные царю, но, видя, что Алексей не защищает «старину», объявили скорый приход конца света, потому что в Россию явился Антихрист. Царь и патриарх — «два рога его». Спасутся лишь мученики — защитники старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». Раскольники запирались в церквах и сжигали себя заживо.
Старообрядцы
не расходились с православной
церковью ни в одном догмате
(основном положении
В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиций русской культуры. Тут были князья и боирс, такие как боярыня Ф. П. Морозова и княгиня Е. П. Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было рядовых людей: горожан, стрельцов, крестьян, видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «прайды» и «воли». Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин.
Священный собор 1666—1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Ревнители старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолен и по сей день.
Предиодители
старообрядчества Аввакум и
Трагически сложилась и судьба главного врага старообрядцев патриарха Никона. Добившись титула «великого государя», святейший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстративно покинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси.
В 1666 г.
церковный собор с участием
александрийского и
Таким образом,
церковная реформа и раскол
явились крупным социальным и
духовным переворотом, который
не только отразил тенденции
к централизации и
Кроме того,
церковный раскол, ослабивший церковь
в XVH в., послужил предпосылкой
для последующего подчинения церкви
государственной власти, превращения
ее в идеологический придаток абсолютизма.
Меркантилизм
— экономическая политика раннего
капитализма (эпохи так называемого
первоначального накопления капитала),
выражавшаяся в активном вмешательстве
государства в хозяйственную жизнь. Заключается
в протекционизме, поощрении развития
отечественной промышленности, особенно
мануфактурной, поддержке экспансии (расширения)
торгового капитала.
Морозов Борис
Иванович (1590—1661 гг.) — боярин, государственный
деятель, в середине XVII в. возглавлял русское
правительство.
«Симфония власти» — византийско-православная теория, предполагавшая двуединстио независимо существующих светской и духовкой властей, но совместно отстаивающих православные ценности.