Россия при первых Романовых в ХVII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:53, реферат

Описание работы

1. Социально-экономическое развитие России в XVII в..
2. Антигосударственные выступления.
3. Эволюция государственно-политического строя.
4. Внешняя политика России. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
5. Церковная реформа.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Соборное уложение рассматривало государственную  службу и общественную жизнь по следующим основным направлениям:

  трактовало  царскую власть как власть  помазанника Божьего;

 впервые ввело  понятие «государственное преступление».  Таковыми

 объявлялись  все деяния, направленные против  царя и его семьи, критика

 правительства.  За государственное преступление полагалась смертная казнь

(столь же  строго каралась и кража государева  добра);

 предусматривало  наказание за преступления против  церкви и патриарха;

 регулировало  отношения населения и местных  властей многими статьями. Каралось  неповиновение властям, но также назначались наказания для

 воевод и  прочих чиновников за вымогательства, взятки и прочие злоупотребления;

 прикрепляло  горожан к посаду; ,

 облагало  «белопоместинцев» — жителей  слобод, принадлежавших монастырям  и частным лицам, тяглом;

 защищало  интересы богатых горожан —  торговых людей, гостей (купцов) —  тем, что были объявлены суровые  наказания за посягательство  на их

 добро, честь  и жизнь;

 объявляло  «бессрочный» сыск крестьян и  возвращение их в поместья.

 Таким образом  был сделан последний шаг — крепостное право стало полным. Правда, еще действовал обычай — «с Дону выдачи нет». Можно было

 скрыться  в Сибири, откуда ни правительство,  ни хозяева не имели возможности  вернуть беглеца. 

Законодательный памятник, превзошедший Уложение царя Алексея Михайловича по полноте и юридической проработанности, — Свод законов Российской империи в 15 томах — появился только в 1832 г. при Николае I. А до этого Уложение почти два столетия оставалось сводом Российских законов.

 Монархия  Алексея Михайловича по-прежнему сохраняла черты сословно-представительной, но самодержавная власть царя усилилась. После собора 1654 г., решившего вопрос о воссоединении с Украиной, Земские соборы не собирались до конца царствования Алексея. Сложившаяся еще при последних Рюриковичах система органов власти с приказами и Боярской думой осталась непоколебима. Но и в ней произошли частичные изменения, способствовавшие большей централизации и созданию сложного государственно-административного аппарата с огромным числом чиновников — приказных дьяков и подьячих.

 Из состава  Боярской думы выделились Ближняя  дума и Расправная палата, решавшие  текущие судебные и административные  дела.

 Не желая  полностью зависеть от Боярской  думы и руководства приказов, Алексей Михайлович создал своего рода личную канцелярию — Приказ тайных дел (он стоял выше всех остальных, так как мог вмешиваться в дела всех государственных учреждений).

 Местничество  постепенно отходило в прошлое.  Все чаще на важные государственные  посты назначали «худородных людей».

 Таким образом,  во второй половине XVII в. начинается  формирование основных элементов  абсолютной монархии. Абсолютизм  — такая форма правления, когда  законодательная, исполнительная  и судебная власть полностью  сосредоточена в руках монарха,  а последний опирается на назначаемый и контролируемый исключительно им разветвленный чиновничье-бюрокра-тический аппарат. Абсолютная монархия предполагает централизацию и регламентацию государственного и местного управления, наличие постоянных армии и службы безопасности, развитой и подконтрольной монарху финансовой системы.

 После смерти  Алексея Михайловича в 1676 г.  царем стал его старший сын  Федор — болезненный мальчик  14 лет. Фактически власть захватили  его родственники по матери  Милославские и сестра Софья, отличавшаяся сильной волей и энергией. Правящий кружок при царевне возглавлял умный и талантливый князь В. В. Голицын — фаворит царевны. Был продолжен курс на возвышение дворянства, на создание условий для слияния дворянства и боярства в единое сословие. Сильный удар по сословным привилегиям аристократии, дабы ослабить ее влияние, был нанесен в 1682 г. с отменой местничества. Теперь при служебных назначениях на первый план выдвигался принцип личных заслуг.

 Со смертью  в 1682 г. бездетного Федора Алексеевича встал вопрос о наследнике престола. Из двух его братьев слабоумный Иван не мог занимать престол, а Петру — сыну от второго брака — исполнилось 10 лет. При дворе разгорелась борьба между родственниками царевичей по линии их матерей.

 За Иваном  стояли Милославские во главе с царевной Софьей, за Петром — Нарышкины, которых поддерживал патриарх Иоким,сменивший Никона. На заседании Освященного собора и Боярской думы Петр был провозглашен царем. Однако 15 мая 1682 г. в Москве восстали стрельцы, подстрекаемые начальником Стрелецкого приказа князем И. А. Хованским. Все видные сторонники Нарышкиных были перебиты. По требованию стрельцов на трон были посажены оба царевича, а правительницей при них стала царевна Софья. С наступлением совершеннолетия Петра летом 1689 г. регентство Софьи потеряло основание. Не желая добровольно отдавать власть, Софья, опираясь на своего ставленника, начальника Стрелецкого приказа Ф. Шакловитого, ждала поддержки от стрельцов, но надежды ее не оправдались, дворцовый переворот не удался. Софья была лишена власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее ближайшие сторонники казнены или сосланы.

 В целом  в конце XVII в. страна была  на пороге решительных перемен,  уже подготовленных предшествующим  развитием. Назревшие реформы  можно было проводить за счет уменьшения государственного давления на общество при одновременном поощрении частной инициативы и постепенном ослаблении сословной несвободы. Такой путь стал бы продолжением реформаторской деятельности А. П. Ордин-Нащокина и В. В. Голицына. Другой путь предполагал еще большее ужесточение режима, крайнюю степень концентрации власти, усиление крепостничества и — в результате непомерного напряжения сил — реформационный рывок. Традиции деспотической государственной власти в России и характер явившегося в конце века реформатора сделали более вероятным второй вариант.

Внешняя политика России. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Внешнеполитический курс России на протяжении XVII в. был нацелен на решение следующих задач:

 достижение  выхода к Балтийскому морю;

 обеспечение  безопасности южных границ от  набегов Крымского

 ханства;

 возвращение  отторгнутых в период Смутного  времени территорий;

 освоение  Сибири и Дальнего Востока. 

Длительное время  основной узел противоречий составляли отношения России и Речи Посполитой. Усилия правительства патриарха Филарета в 20-х— начале 30-х гг. были направлены на создание антипольской коалиции в составе Швеции, России и Турции. Провозглашенный Земским собором в 1622 г. курс на войну с Польшей на протяжении 10 лет выражался в экономической помощи противникам Речи Посполитой —Дании и Швеции. В июне 1634 г. между Россией и Польшей был подписан Поляновский мир.

 В 1648 г.  начинается освободительная борьба  украинского народа против польских  панов под руководством Б. Хмельницкого. Земский собор в 1653 г. принимает решение о воссоединении Украины с Россией. В свою очередь Переяславская рада в 1654 г. единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России. Начавшаяся война с Речью Посполитой продолжалась 13 лет, с 1654 по 1667 г., и завершилась подписанием Андрусовского перемирия (1667),

 условия которого  были в 1686 г. закреплены «Венным  миром». К. России отошли Смоленщина, Левобережная Украина и Киев. Белоруссия оставалась в составе  Польши. Кроме того, договор предусматривал совместные действия России и Польши против возможной турецко-крымской агрессии.

 С 1656 по 1658 г. шла война России со Швецией.  Попытка России овладеть побережьем  Финского залива закончилась  неудачно. В 1661 г. был подписан  Кардасский мир, по которому все побережье оставалось у Швеции.

 В 1677 г.  начиллсърусско-турецко-крымская война,  закончившаяся в 1681 г. Бахчисарайским  перемирием, по условиям которого  Турция признала права России  на Киев (незадолго перед тем  Турции удалось отвоевать у  Речи Посполитой Подолию, и она стала претендовать на Правобережную Украину). В 1687 и 1689 гг. князь В. В. Голицын возглавил походы на Крым, но оба закончились неудачно.

 Таким образом,  Россия так и не смогла получить  выходы к морям, и в этом  ее внешнеполитические задачи остались прежними. Крымские походы не принесли России ни крупных военных успехов, ни территориальных преобразований. Тем не менее основная задача «Священной лиги» (Австрия, Польша, Россия — 1684 г.) была выполнена — русские войска блокировали силы крымского хана, который не смог предоставить помощь турецким войскам, терпевшим поражение от австрийцев и венецианцев. Кроме того, включение России впервые в состав европейского военного союза значительно подняло ее международный престиж.

 Среди успехов  российской внешней политики — освоение Сибири и Дальнего Востока. В XVI в. русские люди завоевали Западную Сибирь, а к середине XVI1 в. покорили значительную часть Восточной Сибири. Гигантское пространство от Енисея до Охотского моря было «пройдено» казаками-первопроходцами за 20 лет.

 Из междуречья  Оби и Енисея русские землепроходцы  двинулись на юго-восток в Прибайкалье,  к Амуру и южным дальневосточным  землям, а также на восток и  северо-восток в бассейн реки  Лены — в Якутию, на Чукотку  и Камчатку.

 Между Обью, Енисеем и Нижней Тунгуской в те времена обитали ненцы (которых русские называли самоедами), ханты (остяки), манси (вогулы) и эвенки (тунгусы). Эти народы стали выплачивать России дань.

 С 1632 г.  России стала платить ясак  Якутия, завоеванная с помощью пищалей и пушек. Русские казаки, основавшие Якутск, стали новыми хозяевами края.

Бурятские племена  вошли в состав России в начале 50-х гг. XVII в. Главным городом Прибайкалья, куда свозился бурятский ясак, стал построенный в 1652 г. Иркутск. Столицей же всех российских владений в Западной и Восточной Сибири оставался Тобольск.

 Утверждение  русских в середине века на  реке Лене и в Прибайкалье  открыло возможность движения  первопроходцев и переселенцев  далее на восток, северо-восток  и юго-восток (экспедиции С. И. Дежнева на Чукотку, Е. П. Хабарова в Приамурье). Приамурье вошло в состав России, что вызвало недовольство правителей Маньчжурии. Нерчинский договор 1689 г. установил границу между владениями Китая и России по Амуру и его притокам.

 Москва установила в Сибири свою власть достаточно прочно. Сибирь, по словам историка А. А. Зимина, являлась своеобразным клапаном, в который уходили силы непримирившегося и непокоренного народа. Сюда устремились не только торговые и служилые люди, но и беглые холопы, крестьяне, посадские. Здесь не было ни помещиков, ни крепостного права. Налоговый гнет в Сибири был мягче, чем в центре России.

 Русские поселенцы  получали от назначенных царем  воевод хлеб, порох, свинец и  прочую помощь и поддерживали  порядок. В пользу казны переселенцы платили налоги, коренные жители — пушной ясак. И не напрасно Москва поощряла труды землепроходцев и промышленников: в XVII в. доходы от сибирской пушнины составляли четвертую часть всех государственных доходов.

Церковная реформа. Русская православная церковь занимает значительное место в истории русского государства. Православие определило этническое самосознание русского народа в период борьбы с монголо-татарским игом, что вместе с общерусской церковной организацией и наряду с социально-экономическими факторами способствовало политическому объединению земель и созданию единого Московского государства.

 В XVI—XVII вв. церковь, опираясь на государство,  подавила многочисленные ереси,  проникшие в высшие слои административного  аппарата и имевшие достаточно широкую социальную базу. В исторической науке эта борьба рассматривалась как подавление свободомыслия, течений общественной мысли, аналогичных западной реформации. Церковная история трактует разгром ересей как защиту веры, православной самобытности русского народа и российской государственности, причем размах и жестокость борьбы с ересями в России превосходили деятельность инквизиции или протестантских церквей.

 Церковь и  монастыри обладали значительной  экономической мощью, развитым  и эффективным хозяйством, были культурными центрами. Монастыри строились часто в стратегически важных местах и имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлятьдо 20тыс. ратников. Эти обстоятельства создали материальную базу для авторитета церкви (своего рода государства в государстве), который тем не менее не использовался в противостоянии светской власти.

 Освященный  собор как орган церковного  управления принимал активное  участие в работе Земских соборов.  В годы Смуты патриаршество  (учреждено с    1589 г.), несмотря на некоторые колебания, сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведской интервенцией (трагическая судьба патриарха Гермогена, гибель монахов при защите православных святынь, Материальная поддержка ополчения и т. п.). Патриарх Филарет фактически управлял Россией, являясь соправителем царя Михаила Романовича, укреплял самодержавие и новую династию, с одной стороны, и роль церкви — с другой.

Информация о работе Россия при первых Романовых в ХVII в