Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:46, контрольная работа
Целью контрольной работы является выявление предпосылок перехода к нэпу, раскрытие сущности новой экономической политики и ее противоречий, подведение итогов. Так же необходимо проанализировать особенности политического развития страны в условиях нэпа, раскрыть предпосылки образования СССР.
Введение
1. Предпосылки перехода к нэпу
1.1. Внутреннее положение страны после гражданской войны
1.1.1. Кризис конца 1920-1921 гг. и его уроки
1.1.2. Необходимость изменения экономической политики
2. Новая экономическая политика: сущность, противоречия, итоги
2.1. Переход к новой экономической политике и её сущность
2.2. Противоречия нэпа
2.3. Итоги проведения новой экономической политики и ее значение
3. Политическое развитие страны в период нэпа. Образование СССР.
3.1. Образование СССР
3.2. Анализ основных процессов в политической жизни страны в годы нэпа.
3.3. Почему в СССР была свернута новая экономическая политика
Заключение
Список использованной литературы
Для предоставления крестьянам дешёвого кредита и вытеснения из деревни ростовщиков в 1924 г. создан Центральный сельскохозяйственный банк. Государство начало продавать крестьянам сельскохозяйственные орудия по довоенным ценам в кредит. Рост экспорта хлеба за границу, рост государственных закупок хлеба, повышение заготовительных цен, а также недород 1924 г. привели к тому, что цены на сельскохозяйственные продукты повысились.
Государственные кредиты на восстановление и поднятие крестьянского хозяйства направлялись в деревню через кооперацию. В 1925 г. в стране насчитывалось 21,9 тыс. колхозов, объединявших 293,5 тыс. (1,2%) по преимуществу бедняцких и маломощных крестьянских дворов. Преобладали товарищества по совместной обработке земли. Немало было и коммун. В 1925 г. имелось 5864 совхоза с посевной площадью в 1361 тыс. десятин—1,2% посевной площади страны. Таким образом, социалистический сектор в сельском хозяйстве был еще очень слаб. Деревня представляла собой океан мелких крестьянских хозяйств — до 22 млн. хозяйств.
Значительно расширился товарооборот в стране, достигнув в 1924/25 г. довоенного уровня. Если в первые годы нэпа частному капиталу удалось занять преобладающее место в розничной и весьма значительное место в оптово-розничной торговле, то с 1924 г. началось вытеснение капиталистических элементов из торговли. В 1924/25 г. три четверти всей торговли находилось уже в руках государства и кооперации. С начала 1922 года возникли крупные государственные торговые организации – ГУМ, Мосторг и др.
В мае 1924 г. были созданы Наркомат внутренней
торговли СССР и наркоматы торговли
в республиках, основной задачей
которых являлось овладение рынком
со стороны государственной
Все эти меры способствовали вытеснению частного капитала из торговли: с октября 1923 г. по март 1925 г. частная торговая сеть сократилась на 21%. За это же время государственная торговля увеличилась более чем вдвое, а кооперативная торговля – почти в три раза, особенно на селе.
В годы восстановления народного хозяйства были достигнуты значительные успехи в повышении материального и культурного уровня жизни рабочих и трудящихся. Важнейшим источником подъема материального уровня жизни общества является национальный доход и его распределение. Национальный доход в СССР вырос с 8 млрд. руб. в 1921 г. до 21,7 млрд. в 1926 г.
Заработная плата рабочих в октябре 1925 г. почти достигла довоенного уровня, а в отдельных отраслях промышленности (текстильной, пищевой, химической) она была выше уровня 1913 г. Заметно отставала заработная плата от довоенного уровня в горной, металлургической, электро-технической промышленности. Это объясняется тем, что в этих отраслях огромные средства вкладывались в основной капитал, что сказывалось на размерах средств для заработной платы.
Для рабочих и служащих были отменены
обязательные сверхурочные работы, введённые
в годы гражданской войны, установлены
8-часовый рабочий день, оплачиваемые
ежегодные отпуска и т. д. Неуклонно
повышался культурно-
Впервые в нашей стране была создана
государственная система
При сельсоветах и волисполкомах были созданы крестьянские комитеты взаимопомощи для организации помощи семьям малоимущих крестьян и красноармейцев.
Широко развивалось социальное страхование, осуществляемое за счет государства: в 1924/25 г. число застрахованных достигло 6,7 млн. человек, а фонд
социального страхования составил 422 млн. руб. Крупные суммы расходовало государство на восстановление и расширение жилищного фонда страны. К концу 1926 г. было восстановлено и вновь выстроено 26 млн. кв. м. жилой площади.
Расходы на здравоохранение в 1924/25 г. в 4 раза превышали довоенный уровень, сеть лечебных заведений по РСФСР выросла на 2,5 тыс. единиц. Детская смертность сократилась в полтора раза по сравнению с довоенным периодом.
Серьезно улучшилось материальное
положение крестьянства. Рост доходов
крестьянского хозяйства, стабилизация
рубля, снижение цен на промышленные
товары, уменьшение налогов (в конце
восстановительного периода крестьяне
платили налогов в 2,5 раза меньше,
чем в начале этого периода) —
имели своим результатом рост
покупательной способности
Однако имелись и большие трудности. Велика была еще безработица: в октябре 1925 г. на биржах труда было зарегистрировано 920 тыс. безработных. Правительство всячески стремилось рассосать безработицу в стране: оно ввело общественные работы, в которые в 1924/25 г. было вовлечено 140 тыс. безработных, организовало трудовые коллективы, охватившие до 150 тыс. безработных, оказывало материальную помощь безработным. Существование безработица объяснялось главным образом притоком рабочей силы из деревень. По мере дальнейшего развития промышленности, а также перестройки деревни безработица исчезала.
В целом, за 1921-1928 года среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18 %. Никогда в нашей стране не до и не после советская экономика так не развивалась. К 1928 году национальный доход на душу населения возрос на 10 %, что превысило это же в США. Люди чувствовали улучшение.
Самым важным итогом нэпа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений.
В промышленности ключевые позиции
занимали государственные тресты, кредитование,
государственные и
Совершенно новыми оказались в условиях нэпа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешел к регулированию цен, пытаясь косвенными, экономическими методами обеспечить сбалансированный рост.
В конце 1922 г. был образован СССР. В него вошли 4 республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская федерация, объединявшая Азербайджан, Армению и Грузию. Все республики, вошедшие в СССР, ранее составляли территорию Российской империи. Между ними существовали исторически сложившиеся экономические связи. После Октябрьского переворота 1917 г. коммунисты республик, боровшиеся за установление советской власти, создали военно-политический союз. Так, 1 июня 1919 г. был заключен военный союз России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии» для борьбы с мировым империализмом». В 1922 г. в связи с подготовкой Генуэзской конференции между республиками сложился дипломатический союз. Представлять интересы всех республик на конференции было поручено РСФСР. В начале 20-х годов между отдельными республиками и Советской Россией были подписаны военно-хозяйственные договоры.
В процессе развития военного, хозяйственного и дипломатического сотрудничества ведущая роль принадлежала РСФСР, т.к. руководство этим процессом осуществлялось ЦК РКП(б). В итоге функции общего органа стали выполнять Совет Труда и Обороны, Госплан РСФСР и СНХ РСФСР, в работе Всероссийских съездов Советов начали принимать участие представители всех советских республик.
10 августа 1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки к Пленуму вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых советских республик.
В августе - сентябре 1922 г. комиссия Политбюро ЦК РКП(б) под руководством Сталина подготовила проект объединения (так называемый «план автономизации»). В соответствии с этим проектом все советские республики должны были войти в РСФСР на правах автономий. Такой подход встретил резкие возражения со стороны Ленина, который предложил создать новое союзное государство путем объединения всех советских республик на равноправной основе. Пленум ЦК одобрил это предложение.
30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В этих документах были зафиксированы главные принципы образования нового государства, в основе которых лежал федерализм. I съезд Советов СССР избрал высший законодательный орган - Центральный исполнительный комитет (ЦИК СССР) и его четырех председателей - по одному от каждой республики.
Провозглашенное создание Союза ССР
на федеративной основе реального воплощения
в жизнь не получило. В процессе
разработки Конституции СССР в ее
проект был занесен ряд поправок,
расширяющих компетенцию
31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята первая Конституция СССР. В соответствии с Конституцией к компетенции высших органов власти СССР относились следующие вопросы: внешняя политика, границы, вооруженные силы, транспорт, связь, планирование народного хозяйства, объявление войны и заключение мира. Формально каждая республика имела право выхода из Союза. Высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между ними - ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Проявляя определенную гибкость в хозяйственной политике, большевики не колеблясь укрепляли контроль правящей партии над политической стороной жизни общества. Здесь важнейшим инструментом в руках большевиков были органы ВЧК, переименованной с 1922 г. в Государственное политическое управление (ГПУ). Этот аппарат насилия непрерывно развивался, все плотнее охватывая госуд., воен., хозяйствен., партийные и прочие институты. Основной удар наносился по все еще сохранившимся структурам оппозиционных политических сил. В 1922 г. закрываются легально издававшиеся газеты и журналы левых эсеров, эсеров-максималистов, анархистов. Вскоре они и сами прекращают свое существовование под давлением ГПУ. К середине 1920-х гг. окончательно ликвидируется эсеровское и меньшевистское подполье. Через разветвленную систему секретных сотрудников ВЧК-ГПУ был налажен контроль над политическими настроениями государственных служащих, интеллигенции, рабочих и крестьян. Органы тайного сыска оперативно выявляли, отправляли в тюрьмы и концлагеря всех активных противников Советской власти. Особенно бдительно следили за кулаками и городскими частными предпринимателями (нэпманами), которые стремились обеспечить политические гарантии своим хозяйственным интересам. Это выражалось в требованиях разрешить независимые крестьянские союзы, расширить избирательные права, демократизировать политическую систему.
Обилие общественных противоречий нэповской эпохи, нерешенность многих важнейших проблем российской жизни обусловили в 20-е гг. острые споры в большевистской партии, монополизировавшей право на политическую деятельность. Широко практикуя диктаторские методы во взаимоотношениях с различными слоями общества, большевики очень скоро обнаружили, что подобным же образом партийное начальство стало относиться к массам рядовых коммунистов, Советам, организациям рабочего класса. Х съезд РКП(б) под угрозой исключения из партии запретил “фракционную деятельность”, а фактически - возможность любого коллективного выражения мнений на определенной политической платформе.
После смерти
Ленина в январе 1924 г. в партии развернулась
борьба за лидерство между тремя
наиболее влиятельными членами Политбюро
- Сталиным, Каменевым и Зиновьевым,
которая окончилась выдвижением
на первое место генерального секретаря
Сталина. В партии большевиков произошло
утверждение жестких
В реализации национальной политики советского государства главенствовали два принципа. Во-первых, пытались реализовывать ленинские тезисы о праве наций на самоопределение, в результате чего признали государственную независимость Финляндии. Однако возобладал второй принцип, который требовал сохранить бывшую Российскую империю в прежних границах, не допустить развала страны и отделения различных народов. Поэтому эти народы получали формальную автономию на уровне республик и областей.
Таким образом,
в партии шли процессы усиления централизма,
укрепления жесткой дисциплины, очищения
от инакомыслящих, укрепления власти партаппарата.
Политическая ситуация и процессы,
которые шли в обществе и компартии,
свидетельствовали о
К объективным причинам свертывания НЭПа относится непропорциональное развитие сельского хозяйства и промышленности (в отношении 60% к 40%), которое необходимо было менять. Другой причиной являются социальные контрасты в обществе. Финансовые ресурсы перекочевали в руки нэпманов, а рабочие по-прежнему жили впроголодь. Увеличивались масштабы безработицы. Рабочие существовали в тяжелых условиях: в то время как зарплата у текстильщиц составляла 93 коп. за см, пуд хлеба стоил 3,5 руб.
Субъективными
причинами свертывания НЭПа являются
проблемы, возникшие в результате
конъюнктурных ошибок Бухарина. Это
прежде всего кризис хлебозаготовок,
произошедший в связи с переходом
к золотому рублю. Крестьяне быстро
утрачивали интерес к поставкам
зерна на рынок, к продаже его
хлебозаготовителям, так как на вырученные
деньги не могли купить промышленных
товаров. Из-за нехватки промышленных
товаров государство