Россия эпохи Николая I. Россия во второй половине XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

К началу XIX в. Россия была мировой державой, игравшей заметную роль на европейской арене. Она занимала территорию в 17,4 млн. кв. км; на этой территории, по данным переписи 1795 г., проживало 37,4 млн. человек. Около 90% всего населе-ния составляли крестьяне: примерно 2% -- дворяне. Имело тенденцию к росту ведущее в экономике страны аграрное пpoизводство, происходили сдвиги в промышленности. Однако, говоря сло-вами современного исследователя Б. Г. Литвака, Русь-тройка «не мчалась, а еле-еле тащилась по ухабистой дороге истории». Первая половина XIX в. принесла немалые перемены. Не без основания историки подчеркивают, что с началом этого столетия Россия вступила в новый этап своего развития. Многих специа-листов интересовал, в частности, вопрос о причинах и сущности преобразовательной деятельности Александра I, занимавшего российский престол с марта 1801 г. по ноябрь 1825-го, причем ре-шают они его по-разному. Так, авторы многотомных трудов об Александре I и его времени генералы М. И. Богданович и Н. К. Шильдер развивали идею о стремлении царя к законности как главным мотиве его преобразований. Ненавидя деспотизм, Алек-сандр I, как утверждал Богданович, стремился «навсегда охра нить от произвола права всех и каждого».

Содержание

Глава 1. Политические и социально-экономическое развитие России в начале XIX в. 3

Глава 2. Россия эпохи Николая I 8

Глава 3. Россия во второй половине XIX в. 11

Литература 16

Работа содержит 1 файл

История .doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     В первую очередь, была необходима отмена крепостного права. Секретный комитет по крестьянскому делу разработал следующий вариант реформы деревни: 1) сохранение помещичьих крупных хозяйств; 2) отмена крепостного права с передачей надельной (по-левой) земли крестьянам в личную собственность за выкуп. Фактически предполагалось перевести крестьян на фермерский путь развития, создать развитый многомиллионный слой мелких собственников.

     Первым  этапом реформы почвенного уклада явилась  отмена крепост-ного права, которая  решала судьбу 22 млн. помещичьих крестьян. Следует отметить, что на этот период крепостное право уже было отменено в прибалтийских губерниях, в Мол-давии и Бессарабии, отличались от центра России земельные отношения у горцев Кавка-за, народов Средней Азии. В Сибири практически не было крепостного права. Перед реформой 18б1 г. здесь насчитывалось 4000 крепостных мужского пола-- преимуществен-но дворовые, занятые не в хозяйстве, а в качестве слуг. Уже при Александре II было издан указ (1858 г.) о праве выхода из крепостной зависимости удельных (то есть сидящих на земле царской фамилии) крестьян, но без земли.

     После длительной борьбы, дискуссий и многочисленных корректировок появился Манифест 19 февраля 18б1 г. и ряд "Положений", которые разъясняли условия освобожде-ния  крепостных крестьян. Это был акт  исторического значения. Миллионы крестьян получили возможность выйти из крепостного, в условиях России почти рабского поло-жения. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лица-ми, т.е. обретали права, предоставляемые законами империи для крестьянского сосло-вия. Реформа ликвидировала власть помещика над личностью крестьянина и расширена сфера действия общинной демократии в бывшей помещичьей деревне. Вводилось крес-тьянское самоуправление в масштабах волости (волостное общество). Во главе с выбор-ным старшина (как правило из зажиточных крестьян). В рамках волости крестьяне само-стоятельно решали такие вопросы, как строительство школ, пропаганда агротехничес-ких знаний, организация пожарного дела, открытие библиотек, улучшение крестьянско-го быта, помощь и благотворительность для бедных. В законе была закреплена и первич-ная демократическая ячейка -- сельское общество.

     Однако  реформа 1861 г. не создала слоя собственников, поскольку земля передава-лась общине, а не лично крестьянину. Общинная собственность не могла отчуждаться (земля не подлежала купле-продаже), т.е. была исключена из рыночного оборота. Кресть-янин должен был выкупать земельный надел, собственником которого он не был, у помещика. Обосновывая необходимость выкупа земли крестьянами, Александр II писал в Манифесте: "..Законно приобретенные помещичьи права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности. Государство для облегчения положения крестьянства само расплачива-лось с помещиками, а крестьяне зятем с рассрочкой в 49 лет постепенно возвращали долг в казну. Выкуп был обязательным. Если крестьянин отказывался платить, власти прину-дительно взыскивали выкупные платежи. К 1881 г. 85% крестьян перешло на выкуп доб-ровольно, 15% плавили принудительно. До выплаты выкупных платежей крестьяне обя-заны были выполнять повинности в пользу помещика как собственника земли. Для того чтобы ограничить отток из деревни, поставить преграды на пути пролетаризации, крес-тьянину не давалось право отказаться от надела. Предполагалось, что это будет времен-ной мерой, распространяемой сроком на 9 лег с постепенным последующим послабле-нием. Однако это положение сохранилось вплоть до начала XX столетия, т.е. до нового этапа реформирования российской деревни, осуществленного П.Л. Столыпиным. В этих же целях власти выдавали паспорта крестьянам только при условии уплаты ими всех налогов (паспорта были введены при Петре I). Вот вам и предоставление крестьянам прав юридического лица!

     Второй  этап реформы "почвы" начался в  июне 1863 г., когда появилось "Положение  о поземельном устройстве удельных крестьян". На основании этого  доку-мента урегулировались земельные  отношения 2 млн. крестьян, которые уже имели право на личную свободу. Земля, которой они пользовались, передавалась по реформе в соб-ственность общине за выкуп (т.е. по аналогии с преобразованиями в помещичьей дерев-не), но условия реформы в удельной деревне были более благоприятными. Величина надела здесь была в полтора раза больше, чем у помещичьих крестьян. Оброчная подать царской семье, которую платили раньше удельные крестьяне, была преобразована в вы-купные платежи сроком на 49 лет.

     Третий  этап реформы почвенного уклада касался государственных кре-стьян (20 млн. человек). Они были лично свободны, жили общинами на государственной земле. Указ по поводу их землеустройства последовал в 1866 г. Вопрос этот был непрост и обсуждался с 18б2 г. Главная трудность состояла в том, на каких условиях крестьянам передавать землю, которая является государственной собственностью. В Главном коми-тете по устройству сельского состояния выявилось две точки зрения. Первая: землю госу-дарственным крестьянам надо передать на тех же условиях, что и помещичьим, т.е. за выкуп, который будет выплачиваться государству. Эту точку зрения поддержали M. И. Myравьев, П. А. Валуев и др. Вторая: государственные земли являются общественным имуще-ством, а не частной собственностью, поэтому они должны быть переданы крестьянам без выкупа. Великий князь Константин Николаевич, а затем и сам император, поддержали эту, вторую, точку зрения. Дело было решено: государственным крестьянам земля пере-давалась без выкупа, но они обязывались вносить в казну ежегодный платеж в виде "госу-дарственной оброчной подати" (при Александре III в 1886 г. эта оброчная подать практи-чески была превращена в выкупные платежи). По указу 1866 г. земля также переходила в собственность общины, а не лично крестьянина.

     Таким образом, крестьянские реформы, осуществляемые в 1861--1866 г. и касавшие-ся подавляющей части крестьянства, не создали слоя мелких собственников, а укрепили общинную структуру, передав ей право собственности на землю. Освободившись от кре-постной зависимости, зависимости от государства или царской семьи, вроде бы получив землю, крестьянство оказалось в плену общины. Только 1/5, всей земли стало личной соб-ственностью крестьян, a 4/5 -- принадлежало общине, которая несла ответственность за уплату податей, за содержание сельских церквей, школ, за починку дорог. За кресть-ян, которые были не в состоянии уплатить налоги, расплачивалась община (круговая порука), но в наказание крестьянский надел мог быть отобран в пользу общества. Исполь-зовались в общине и телесные наказания.

     Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, в принципе содержало статьи, допускавшие переход  на подворное землепользование, а  также выход из общины с наделом. Однако это было регламентировано таким  условием, что право практически было нереализуемым, -- требовалось получить согласие 2/3 членов обще-ства. Фактически крестьянин не имел возможности выйти из общины и стать частным собственником земли.

     В эпоху Александра II был предпринят еще ряд реформ: университетская, военная, судебная, местного самоуправления. Две последние, с точки зрения модернизации, име-ли особо важное значение. Судебная реформа быка проведена наиболее последователь-но. В ее основу были положены следующие принципы: равенство всех перед законом; разделение судебной и административной власти; несменяемость судей; независимая организация адвокатуры; гласность, устность и состязательность судебного процесса; создание суда присяжных. Бессословный суд с выборными мировыми судьями (низшая инстанция) формировал новую для России гражданственность. Особенно ярко это де-монстрировал суд присяжных, в котором общество являлось не слушателем, а участни-ком процесса. Характерно, что состав присяжных в целом отражал социальную структуру общества. В 1883 г. в числе присяжных было: дворян и чиновников --14,9%, мещан -- 18,3%, крестьян -- 57%. Введение гласного бессословного суда фактически ограничивало самодержавие. Это был первый элемент разделения властей, реализованный в России.

     Введение  выборною местного самоуправления принесло России:

     1. Самоуправление являлось важнейшим  элементом гражданского общества  за-падного типа.

     2. Ломалась корпоративность общества, складывалось общество граждан.

     3. Произошла частичная децентрализация:  часть властных функций от  государствен-ного аппарата перешла к органам самоуправления, что означало отделение общества от государства.

     Органы  самоуправления ведали делами местного значения, вели хозяйство, опреде-ляли смету доходов и расходов. Выборы не были равными. В них участвовали  землевла-дельцы, имевшие 200 десятин земли или доход не менее шести тысяч рублей, а также горожане с таким же доходом. Для крестьян имущественный ценз не определялся, но выборы для них были не прямыми, а многоступенчатыми. Преимущество при такой системе выборов получали дворяне. К земским учреждениям относились губернские и уездные земские собрания и управы. Уездное земское собрание состояло из земских глас-ных, избираемых: а) уездными землевладельцами, б) городскими обществами, в) сельскими обществами. Губернские земские собрания состояли из гласных, избранных уезд-ными земскими собраниями на три года. Предводители дворянства автоматически ста-новились председателями земских собраний. Неравенство прав было очевидным, но при этом новым важным явлением была всесословность представительства в органах местного самоуправления.

     Реформы потребовали изменений в экономической  области. Уже первое крупное мероприятие  нового министра финансов повлекло за собой настоящий переворот в  бюджетно-сметном деле. В декабре 18б1 г. было принято решение о публикации со следующе-го года государственной росписи доходов и расходов. Это подняло престиж российских финансов за границей и укрепило престиж страны на мировом рынке. С 1866 г. стали печататься в газетах и отчеты государственного контролера. Все финансовые средства го-сударства были сосредоточены в кассах казначейства, что способствовало упорядочению российских финансов и частичному смягчению произвола и расточительности в расходо-вании казенных сумм. Однако только частичному, поскольку в пореформенные десятиле-тия сумма сверхсметных расходов продолжала возрастать.

     В целом экономическая жизнь страны активизировалась. В короткий срок была со-оружена внушительная сель железных дорог. Если в 1857 г. ее протяженность  составляла лишь 979 верст, то в 1881 -- 21900 верст. Постройка велась исключительно частными акци-онерными обществами, развивалась промышленность. Крестьяне массами потянулись на заработки "на фабрику" в города.

     Военная реформа преследовала ряд целей: сократить армию, сохранив и укрепив  ее боеспособность, уменьшить военные расходы в бюджете, уменьшить степень централи-зации в военной системе, ввести элементы самостоятельности командиров, обеспечить возможность для проявления инициативы военнослужащих и т.д. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность (она не касалась кочевников, аборигенов Сибири), кото-рая составила стержень реформы. Призыву подлежало все мужское население, достигшее

     21 года. Срок службы в армии был  сокращен до 6 лет в строю и  9 лет в запасе (во флоте-- 7 лет  в строю). Предусматривались широкие льготы, связанные с семенным положением, получением образования. Длительность срочной службы значительно менялась в зависи-мости от уровня образования (имевшие высшее образование служили в строю всего пол-года). Началось перевооружение армии. Повысился уровень образованности офицерско-го корпуса (в середине 60-х гг. XIX в. половина офицеров не имела никакого образова-ния). В общей сложности военная реформа заняла 15 лет. 

     Изменения, происходившие в стране, не мощи не затронуть систему образования. В 18б3 г. университетам была возвращена автономия, вводилась выборность ректоров, де-канов, профессоров. Университетский совет стал самостоятельно решать все научные, учебные и административно-хозяйственные вопросы. Представитель царской админист-рации -- попечитель учебного округа -- только наблюдал за соблюдением уставных по-ложений и законов. Вместе с тем, если профессорско-преподавательский состав получил большие права, то студентам никаких прав предоставлено не было, что вызывало напря-женность в студенческой среде. Система высшего и среднего образования стала доступ-ной для всех сословий, возникла средняя и высшая школа для женщин.

     Литература  

     История средних веков М., 1986 г. 

     История СССР 1861-1917 Учебник / Под ред. В.Г. Бокавкина М., 1989 г. 

     История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н.И. Павленко М., 1998 г. 

     История России XIX -XX вв. Курс лекций Брянск, 1992 г. 

     История России / Под ред. Б.В. Личмана Екатеринбург, 1993 г. 

     Платонов  С.Ф. Лекции по русской истории М, 1993 г. 

     Россия  и мир в. 2 ч. М., 1995 г. 

     Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций Брянск , 1999 г. 

     Хозяйственные реформы в России Учебное пособие / Под ред. А.Н. Романова, А.А. Марковой М., 1993 г.

Информация о работе Россия эпохи Николая I. Россия во второй половине XIX в