Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:11, контрольная работа
К началу XIX в. Россия была мировой державой, игравшей заметную роль на европейской арене. Она занимала территорию в 17,4 млн. кв. км; на этой территории, по данным переписи 1795 г., проживало 37,4 млн. человек. Около 90% всего населе-ния составляли крестьяне: примерно 2% -- дворяне. Имело тенденцию к росту ведущее в экономике страны аграрное пpoизводство, происходили сдвиги в промышленности. Однако, говоря сло-вами современного исследователя Б. Г. Литвака, Русь-тройка «не мчалась, а еле-еле тащилась по ухабистой дороге истории». Первая половина XIX в. принесла немалые перемены. Не без основания историки подчеркивают, что с началом этого столетия Россия вступила в новый этап своего развития. Многих специа-листов интересовал, в частности, вопрос о причинах и сущности преобразовательной деятельности Александра I, занимавшего российский престол с марта 1801 г. по ноябрь 1825-го, причем ре-шают они его по-разному. Так, авторы многотомных трудов об Александре I и его времени генералы М. И. Богданович и Н. К. Шильдер развивали идею о стремлении царя к законности как главным мотиве его преобразований. Ненавидя деспотизм, Алек-сандр I, как утверждал Богданович, стремился «навсегда охра нить от произвола права всех и каждого».
Глава 1. Политические и социально-экономическое развитие России в начале XIX в. 3
Глава 2. Россия эпохи Николая I 8
Глава 3. Россия во второй половине XIX в. 11
Литература 16
ПЛАН
Глава 1. Политические и социально-экономическое развитие России в начале XIX в. 3
Глава 2. Россия эпохи Николая I 8
Глава 3. Россия во второй половине XIX в. 11
Литература 16
Глава
1. Политические и социально-экономическое
развитие России в начале XIX в.
К
началу XIX в. Россия была мировой державой,
игравшей заметную роль на европейской
арене. Она занимала территорию в 17,4
млн. кв. км; на этой территории, по данным
переписи 1795 г., проживало 37,4 млн. человек.
Около 90% всего населе-ния составляли
крестьяне: примерно 2% -- дворяне. Имело
тенденцию к росту ведущее в экономике
страны аграрное пpoизводство, происходили
сдвиги в промышленности. Однако, говоря
сло-вами современного исследователя
Б. Г. Литвака, Русь-тройка «не мчалась,
а еле-еле тащилась по ухабистой дороге
истории». Первая половина XIX в. принесла
немалые перемены. Не без основания историки
подчеркивают, что с началом этого столетия
Россия вступила в новый этап своего развития.
Многих специа-листов интересовал, в частности,
вопрос о причинах и сущности преобразовательной
деятельности Александра I, занимавшего
российский престол с марта 1801 г. по ноябрь
1825-го, причем ре-шают они его по-разному.
Так, авторы многотомных трудов об Александре
I и его времени генералы М. И. Богданович
и Н. К. Шильдер развивали идею о стремлении
царя к законности как главным мотиве
его преобразований. Ненавидя деспотизм,
Алек-сандр I, как утверждал Богданович,
стремился «навсегда охра нить от произвола
права всех и каждого».
Насильственное
устранение Павла I в 1801 г. и воцарение
его сына Александра I не только не вызвало
потрясения в стране, но пробудило ожидания
реформ, большей свобо-ды, конституции.
Манифест по поводу коронования Александра
I содержал либеральные идеи: подтверждались
основные права подданных, введенные Екатериной
II, было обе-щано введение законов, которые
обеспечат неприкосновенность личности
и частной соб-ственности, смягчение уголовного
права, отменялись ограничения, введенные
Пактом I (телесные наказания, цензура).
Александр I правил почти четверть века:
1801--1825 гг. О нем и его взглядах остались
самые противоречивые свидетельства современников.
Он высказывал прямо противоположные
взгляды, предпринимал такие же действия.
Эта осо-бенность породила у современников
впечатление неискренности императора.
Известно высказывание Наполеона: "Александр
умен, приятен, но ему нельзя доверял»;
он неискре-нен: это истинный византиец...,
тонкий, притворный, хитрый". Французский
писатель Ф. Шатобриан был более краток:
"Изворотлив, как грек". "Северный
Тальма" -- так часто называли Александра
I в европейских салонах, намекая на его
артистические способнос-ти. Очевидно,
что по взглядам император был умеренным
либералом. Он воспитывался в духе просвещенного
абсолютизма, был умен и не мог не считаться
с духом времени, преж-де всего с влиянием
Великой Французской революции. По признанию
современников, он имел большой политический
талант, но многие считали, что проявился
этот талант боль-ше в военной области
и внешней политике, чем во внутренней.
Первый
этап царствования Александра I, с 1801 по
1815 г., именуют периодом просве-щенного
абсолютизма. Если просвещенный абсолютизм
Екатерины II был связан с фран-цузским
просвещением, окрашен идеями Вольтера,
Монтескье, то просвещенный абсолю-тизм
ХIX в. подпитывался идеями Великой Французской
революции и теми процессами в Европе,
которые происходили под ее влиянием.
Вокруг царя сложился кружок друзей, который
получил название "Негласный комитет".
В него вошли молодые аристократы: графы
П. А. Сгроганов и В.Д. Кочубей, Н.Д. Довосильцев,
князь А.Д. Чарторыйский. Консер-вативные
круги общества окрестили этот комитет
"якобинской шайкой". Он заседал с
1801 по 1803 гг. и обсуждал проекты государственных
реформ, отмены крепостного права и т.п.
Но постепенно его деятельность сошла
на нет, дело реформ было передано в руки
государственной бюрократии. Большую
роль в подготовке преобразований в области
го-сударственного устройства сыграл
М. М. Сперанский. Сын бедного сельского
священника, он обладал блестящими способностями,
совершил стремительную карьеру и стал
в 1807 г. статс-секретарем и ближайшим советником
императора. Проект реформы общественно-политического
устройства России М. М. Сперанский изложил
в 1809 г. в документе, кото-рый назывался
"Введение к уложению государственных
законов". Предлагалось:
1.
Ввести в закон понятия
2.
Обеспечить разделение властей и
привлечение общества, обладающего гражданс-кими
правами, к управлению. Судебная власть
признавалась полностью независимой и
подчинялась Сенату. Законодательную
власть должны были представлять выборные
мес-тные думы и центральная Государственная
дума. Исполнительная же власть подчинялась
законодательной. Она была представлена
министерствами в центре и местными органами
управления внизу. Средоточием всех властей
являлся император.
3.
Провозглашалось правовое
4.
Предполагалось ввести выборность чиновников,
а это подразумевало их ответствен-ность
перед обществом.
Вся
система государственного управления,
по проекту М. М. Сперанского, строилась
снизу вверх. Предусматривалось, что
население будет выбирать местные
думы. Собираясь раз в три года, они, в свою
очередь, должны выбирать членов правления,
которым предла-галось вести местное хозяйство
до следующего собрания, а также представителей
в выше-стоящие думы (волостная -- в окружную,
окружная -- в губернскую, губернская --
в цен-тральную). Обосновывая необходимость
подобной реформы, М. М. Сперанский утверждал,
что Россия движется к неминуемой общественной
катастрофе, о чем свидетельствует паде-ние
престижа власти в народе. При этом следует
отметить, что М. М. Сперанский не предус-матривал
отмены крепостного права, однако взаимоотношения
крестьян с помещиком предполагалось
регламентировать законом, а помещичьим
крестьянам предлагалось дать право приобретать
движимую и недвижимую собственность;
но проект остался на бумаге.
Царь
был вынужден маневрировать между
активизировавшимися
В
1810 г. был создан Государственный
совет -- законосовещательный орган
при царе. Председатель и его члены
назначались царем. "Никакой закон
не может быть представлен на утверждение
императора помимо Государственного совета",
-- гласил императорский указ. Он централизовал
законодательную деятельность, упорядочил
введение новых юри-дических норм. Утверждалось,
что Государственный совет "учрежден
для того, чтобы вла-сти законодательной,
дотоле рассеянной и разбросанной, дать
новое начертание постоян-ства и единообразия".
Буквально первые же годы деятельности
Государственного совета показали, что
самодержавие не в состоянии следовать
даже тому порядку, который оно само санкционировало.
Принятая общая идея о введении в России
законного правопо-рядка на практике приходила
в противоречие с гораздо глубже укоренившимся
традици-онным произволом русского абсолютизма.
Многие важные законопроекты стали утверждаться
царем, минуя Государственный Совет, по
докладам председателя Комитета мини-стров,
председателей различных советов и комитетов.
С течением времени сфера компе-тенции
Государственного совета вообще стала
терять сколько-нибудь четкие очертания.
В
результате реформ, несмотря на негативные
стороны, структура власти организаци-онно
и функционально приблизилась к европейской.
Наряду с выделением судебных ор-ганов,
которое произошло при Екатерине II, теперь
оформилась исполнительная власть и появился
зародыш будущей законодательной. Хотя
вся система государственного управ-ления
была замкнута на императоре, а законодательной
власти как самостоятельной сфе-ры политической
деятельности еще не существовало, Россия
сделала новый шаг к разде-лению властей.
Однако общество по-прежнему не имело
никаких каналов влияния на си-стему власти
и целиком зависело от бюрократии. Реформаторская
деятельность М. М. Сперанского, возможность
действительного введения разделения
властей вызвала недоволь-ство бюрократии,
дворянства. Он был отстранен от государственной
деятельности и со-слан в Нижний Новгород,
а затем в Пермь.
Были
предприняты некоторые меры, направленные
на борьбу с отрицательными сторонами
бюрократического управления, придание
управленческой деятельности ци-вилизованных
начал. В 1809 г. указом царя был введен "экзамен
на чин". От него освобож-дались те чиновники,
которые закончили университет в России,
к остальным же предъяв-лялись следующие
требования: знание русского языка и одного
из иностранных, владе-ние основами естественного,
римского, гражданского и уголовного права,
знание россий-ской и всемирной истории;
овладение основами естествознания, географии,
математики, физики. Главной целью была
подготовка "исполнителей, сведущих,
обладающих твер-дым и отечественным образованием".
Указ был воспринят с неудовольствием,
т.к. на экза-мене требовалось показать
разносторонние знания. Знаменитый российский
историк Н. М. Карамзин, который также не
одобрял этого нововведения, писал: "У
вac председатель гражданской палаты обязан
знать Гомера и Феокрита, секретарь сенатский
-- свойство оксигена и всех газов, вице-губернатор
-- пифагорову фигуру, надзиратель в доме
сумас-шедших -- римское право, или умрут
коллежскими и титулярными советниками".
Одна-ко бюрократические меры борьбы с
бюрократизмом не могли быть эффективными.
Необходимость
реформирования почвенного уклада, особенно
отмены крепостного права, также
была очевидна. Император неоднократно
заявлял о необходимости
Запрещена
раздача или продажа
Ограничена
продажа крестьян: запрещено продавать
на ярмарках "в розницу", то есть
без семьи, без земли, публиковать
объявления о продаже, ссылать крестьян
в Сибирь за незначительные поступки.
Указ
1803 г. "О вольных хлебопашцах"
предусматривал выход крестьян на волю
по обоюдному согласию с помещиком.
Однако воспользоваться этим указом
было трудно, и к 1825 г. в соответствии
с ним освободились менее 0,5 % крепостных.
В
1804--1805 гг. началась отмена крепостного
права в прибалтийских губерниях (в Латвии
и Эстонии). Отмена крепостного права распространялась
на крестьян "дворохозяев" (то есть
необщинников). Они получали полную свободу,
но без земли, которую долж-ны были арендовать
у помещика за барщину, оброк.
Таким
образом, язва крепостного права
сохранялась. В почвенном укладе
по-прежне-му господствовала корпоративность
(община, уравнительные принципы). С
введением военных поселений
на казенных землях ряда губерний (Петербургской,
Новгородской, Могилевской, Харьковской)
ухудшилось положение государственных
крестьян. Факти-чески они потеряли личную
свободу, должны были жить в одинаковых
домах, по коман-де вставать, выходить
на работу и возвращаться домой. В особенно
тяжелом положении была помещичья деревня.
Рост задолженности помещиков привел
к тому, что к 1859 г. в государственных кредитных
учреждениях было заложено 65% всех крепостных.
Западный
уклад, по сравнению с "почвой",
развивался динамично: к I860 г. число
крупных предприятий выросло до 15 тысяч.
В 30-40- е гг. ХIX в. начался промышленный
переворот, переход от мануфактуры к фабрике,
от ручного труда к машинному. Города превращались
в промышленные центры, росла численность
городского населения. Улуч-шилась система
путей сообщения: появились пароходы,
были прорыты каналы, соеди-нившие внутренние
районы с морскими портами. Хотя и медленно,
шло классообразование. Сократилась доля
крепостных рабочих на крупных промышленных
предприятиях (к I860 г. до 18%). Создавались
условия для расширения слоя мелких собственников,
в том числе и в деревне: в 1801 г. купцы, мещане,
казенные крестьяне получили право покупать
землю в частную собственность. В 1858 г.
270 тысяч домохозяев имели в частной собствен-ности
свыше одного миллиона десятин земли.
Поскольку крепо-стной крестьянин не имел
прав на собственность, землей он владел
де-факто. (Юридичес-ки собственность оформлялась
на помещика.)
Сделаны были важные шаги в развитии образования. Созданы университеты: Казан-ский, Харьковский, Петербургский. В 1804 г. было открыто Московское коммерческое учи-лище, которое положило начало специальному экономическому образованию. Кстати, именно при Александре I были переведены на русский язык и изданы экономические труды Адама Смита, которые стало модно читать в высшем обществе. Важным нововведе-нием явилось то, что отныне в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий и на низших ступенях обучение было бесплатным (оплачивалось из государственного бюджета). Для царствования Александра I была также характерна безусловная веротерпимость, что было крайне важно для многонациональной России.
Информация о работе Россия эпохи Николая I. Россия во второй половине XIX в