Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 12:40, курсовая работа
Актуальность. Современному образованному человеку, стремящемуся реализовать себя, добиться определённых успехов, необходимо разбираться в стремительно меняющейся политической и общественной ситуации как в мире в целом, так и в своей стране. Эта осведомлённость требует, в свою очередь, безукоризненного знания истории общества в целом, происходящих в нём отдельных социально-экономических процессов, знания истории формирования и развития философских теорий и политических идей. Именно через это разностороннее знание и представляется возможным постичь законы и внутренние механизмы государственного устройства. Поэтому абсолютно твердо можно утверждать, что только так можно воспитать в себе то «политическое чутьё», благодаря которому человек не будет жестоко обманут разнообразными силами, пытающимися внедрить в сознание масс свои субъективные идеи построения очередной утопии. Именно по этой причине следует обратиться к столь противоречивой и разносторонней теме как либерализм и его исторические корни.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности либерализма в России……………………………5
Глава 2. Либерализм в общественно-политической мысли славянофилов, их сущность и основные идеи…………………………………12
Глава 3. Либерализм в общественно-политической мысли западников, их сущность и основные идеи……………………………………………………..19
Глава 4. Отличительные особенности западников и славянофилов…..23
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………....28
У либералов не было единой политической организации. Не имели они и достаточно разработанной политической идеологии. Серьезной поддержкой среди населения они не располагали. Крестьяне либералам не доверяли, поскольку считали их чужими, «барами» – в чем опять же проявляется характерная черта российского либерализма, указанная ранее. Значительная часть дворянства, разочаровавшаяся экономическими трудностями реформ, занимала консервативные позиции. Предприниматели, которые в Европе были наиболее последовательными сторонниками либеральных принципов, в России конца 19-го века самостоятельной политической роли не играли. Захваченные начинавшейся индустриализации страны, они предпочитали делать большие деньги под крылом сильной монархической власти.
Представителям российского либерализма в XIX веке гораздо чаще доводилось критиковать действия властей, чем активно участвовать в политике. Даже наиболее либерально настроенные самодержцы (такие, как Александр ) с опаской привлекали их к государственным делам. В результате сами либералы стали видеть в себе, прежде всего, носителей знания, теоретиков, призванных путем пропаганды разрушить вековые устои российского деспотизма. Столь важные черты либерализма, как уважение к закону и частной собственности, отступали на второй план перед стремлением «победить врага», то есть царизм (Энциклопедия для детей. «Аванта+», том 5, часть вторая, Москва, изд. «Аванта+», 1997 г., с. 93).
Конечно, российские либералы открыто не «покушались» на жизнь царя или на правительство в целом. Но большинство из них на страницах печати, в университетских лекциях, в залах суда, в частных разговорах оправдывали, хотя и с оговорками, «крайности революционной борьбы». Религии и национальные традиции в глазах либеральной общественности выглядели препятствием на пути прогрессивного развития и подлежали моральному осуждению и забвению.
Итогом
«подпольного» существования
Таким образом, для России характерны следующие особенности развития либерализма:
Для
понимания специфики развития теории
и практики либерализма в Росси
важной задачей является рассмотрение
исторических условий, в которых
данная идея зарождалась и развивалась.
Глава 2. Либерализм в общественно-политической мысли славянофилов, их сущность и основные идеи.
Началом
славянофильства принято
К ним присоединились Ю.Ф.Самарин, И.Д.Беляев, братья Константин и Иван Аксаковы. Членов нового кружка стали называть славянофилами.
Славянофилы выдвинули тезис: "Сила власти - царю, сила мнения - народу", это означало, что русский народ не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Но правитель должен управлять страной, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, считаясь с его мнением.
Основные идеи славянофилов заключались в следующем:
Главные
особенности русского исторического
процесса они видели в наличии
земельной общины и в господстве
православной церкви. Славянофилы идеализировали
русскую старину и отрицательно
относились к реформам Петра I. Они
выступали за освобождение крестьян
с землёй, но были сторонниками сохранения
помещичьего землевладения, феодальных
повинностей, власти помещиков над
общиной. Они высказывались за созыв
Земского собора - представительного
собрания от всех сословий, за свободное
выражение общественного
Рассмотрим взгляды видных из деятелей славянофилов.
Славянофилы
А. Хомяков, К. Аксаков, И. Аксаков, И. Киреевский
исходили из того, что у России свой
особый путь, определяемый ее историей,
положением в мире, огромностью территории
и численности населения, географическим
положением и особенно своеобразными
чертами русского национального
характера, русской “души”. К этим
чертам они относили: ориентацию на
духовные (религиозные), а не материальные
ценности, примат веры над рациональностью,
первенствующее значение мотивов коллективизма-“
Главной
особенностью России, отличающей ее от
Запада, славянофилы называли “общинное
начало”, “соборность”, единодушие и
согласие. В славянском мире личность
органически включена в общность.
“Общинный быт славян основан
не на отсутствии личности, – писал
Самарин, – а на свободном и
сознательном ее отречении от своего
полновластия”. Самосознание и внутренняя
свобода славян опираются на “просветление
общинного начала общинным церковным
(началом)”. Это просветление и гарантии
внутренней свободы даются православием,
сохранившим подлинное
Общие
верования и обычаи славян делают
лишними насильственные законы. Государство
и внешняя свобода, по учению славянофилов,
– ложь и неизбежное зло; славяне
для того и призвали варягов, чтобы
избежать государственных забот
и сохранить свободу
Славянофилы утверждали, что до Петра I Московская Русь была единой великой общиной, единением власти и земли. Петр I разрушил это единство, внедрив в государство бюрократию и узаконив “мерзость рабства”. Насаждение Петром западных начал, чуждых славянскому духу, нарушило внутреннюю, духовную свободу народа, разъединило верхи общества и народ, разобщило народ и власть. С Петра I берет начало “душевредный деспотизм”.
Резко осуждая “петербургскую бюрократию”, славянофилы одобряли самодержавие: самодержавие лучше всех других форм именно по той причине, что любое стремление народа к государственной власти отвлекает его от внутреннего, нравственного пути. К. Аксаков принципиально отрицал надобность каких бы то ни было политических свобод: “Отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему возможность жить этой общественной жизнью”. Необходимость и полезность самодержавия объяснялись тем, что народ не стремится к политической свободе, а “ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной – народной жизни внутри себя”.(Философия : Учебник для ВУЗов – Ростов н/д.: Феникс, 1997 г., 354с.).
Самарин
возражал против дарования народу какой
бы то ни было конституции еще и
на том основании, что такая конституция,
не основанная на народных обычаях, неизбежно
будет чужой, антинародной – немецкой,
французской или английской, но не
русской конституцией.(Н.С.
Исходя
из суждения, что “государство как
принцип – ложь”, славянофилы
пришли к своей знаменитой формуле:
“сила власти – царю; сила мнения
– народу”. Они утверждали, что
в допетровской Руси проявлением
единства власти и народа были Земские
Соборы, которые выражали свободное
мнение народа. Прежде чем принимать
решение, власть должна выслушать землю.
Единство власти и народа в Московской
Руси XVII в. понималось как союз самоуправляющихся
земледельческих общин при
Развивая свои мысли о соотношении внутренней и внешней свобод, славянофилы порой приходили к радикальным для России того времени выводам: “Правительству – право действия и, следовательно, закона, народу – сила мнения и, следовательно, слова”.
Славянофилы, как и западники, выступали за освобождение крестьян. Хотя, по мнению славянофилов, противна всякая революция русскому духу, – “рабы сегодня – бунтовщики завтра; из цепей рабства куются беспощадные ножи бунта”. Славянофилы первыми обратили внимание на сохранение у славянских народов общинного землевладения. В крестьянской общине они видели проявление соборности, коллективных начал славянского быта, преграду против частной собственности и “язвы пролетариатства”, “балласт разумного консерватизма против наплыва всяких чужеземных теорий демократизма и социализма”. При отмене крепостного права славянофилы предлагали наделить крестьян землей, сохранив общину как залог “тишины внутренней и безопасности правительства” ( Н.С.Бердяев «Философия неравенства – опыт русского либерализма» М.,1999).
Славянофилам были присущи идеи панславизма и мессианской роли России. Порицая порядки буржуазного Запада, они утверждали, что православный русский народ – богоносец с его старинными формами общинности избавит от “скверны капитализма” сначала славян, а затем и другие народы.
Ряд
идей славянофильства совпадал с
лозунгами официальной