Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 12:40, курсовая работа
Актуальность. Современному образованному человеку, стремящемуся реализовать себя, добиться определённых успехов, необходимо разбираться в стремительно меняющейся политической и общественной ситуации как в мире в целом, так и в своей стране. Эта осведомлённость требует, в свою очередь, безукоризненного знания истории общества в целом, происходящих в нём отдельных социально-экономических процессов, знания истории формирования и развития философских теорий и политических идей. Именно через это разностороннее знание и представляется возможным постичь законы и внутренние механизмы государственного устройства. Поэтому абсолютно твердо можно утверждать, что только так можно воспитать в себе то «политическое чутьё», благодаря которому человек не будет жестоко обманут разнообразными силами, пытающимися внедрить в сознание масс свои субъективные идеи построения очередной утопии. Именно по этой причине следует обратиться к столь противоречивой и разносторонней теме как либерализм и его исторические корни.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности либерализма в России……………………………5
Глава 2. Либерализм в общественно-политической мысли славянофилов, их сущность и основные идеи…………………………………12
Глава 3. Либерализм в общественно-политической мысли западников, их сущность и основные идеи……………………………………………………..19
Глава 4. Отличительные особенности западников и славянофилов…..23
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………....28
Тема: «Российский либерализм в общественно-политической мысли славянофилов и западников первой половины XIX в.»
План:
Введение……………………………………………
Глава
1. Особенности либерализма в
Глава 2. Либерализм в общественно-политической мысли славянофилов, их сущность и основные идеи…………………………………12
Глава 3. Либерализм в общественно-политической мысли западников, их сущность и основные идеи……………………………………………………..19
Глава
4. Отличительные особенности
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………....28
Введение
Актуальность. Современному образованному человеку, стремящемуся реализовать себя, добиться определённых успехов, необходимо разбираться в стремительно меняющейся политической и общественной ситуации как в мире в целом, так и в своей стране. Эта осведомлённость требует, в свою очередь, безукоризненного знания истории общества в целом, происходящих в нём отдельных социально-экономических процессов, знания истории формирования и развития философских теорий и политических идей. Именно через это разностороннее знание и представляется возможным постичь законы и внутренние механизмы государственного устройства. Поэтому абсолютно твердо можно утверждать, что только так можно воспитать в себе то «политическое чутьё», благодаря которому человек не будет жестоко обманут разнообразными силами, пытающимися внедрить в сознание масс свои субъективные идеи построения очередной утопии. Именно по этой причине следует обратиться к столь противоречивой и разносторонней теме как либерализм и его исторические корни.
Научно-теоретическая и практическая значимость. Данная работа основана на появлении и развитии основных идей либерализма, поможет проследить этапы возникновения либерализма в целом, причины развития этой общественной ситуации в России. Заключается она в том, что может быть использована как доклад на региональных конференциях, на уроках истории.
Историографический обзор. В работе использовались труды известных политических деятелей того времени (Кавелин К. Д., Чичерин Б. Н., Кошелев А. И. Герцен А. И. и др.); монографии (Леонтович В. В. и др.); энциклопедический словарь (Аверинцев С. С. и др.)
В силу необъятности проблемы в своей работе я поставила цель подробно проанализировать политико-правовую концепцию более узкого спектра, а именно русского либерализма. По ходу своего исследования решить следующие задачи:
Предметом нашего исследования является Российский либерализм как гибкая и динамичная система, подвергающаяся влиянию со стороны других течений, чутко реагирующая на изменения в общественной жизни и модифицирующая в соответствии с новыми реальностями.
Методы:
сравнительно- исторический; периодизации; анализа источников
Положения, выносимые на защиту:
Хронологические рамки: 1920-1940-е гг.
Территориальные рамки: западная и восточная части России
Ввиду
многоплановости данных задач попытаемся
построить исследование отталкиваясь
от узловых проблем, характеризующих
специфичность русского либерализма.
Глава I. Особенности либерализма в России.
Либерализм— (от латинского слова liberalis— свободный) по прямому смыслу — свободомыслие, вольнодумство; - это политическая идеология, обосновывающая процесс обособления и становления самостоятельного индивида, ставящая в центр внимания защиту его естественных прав и свобод от вмешательства властей (Мухаев Р.Т.История либерализма в Росси, М., 2001., с. 290).
Такое
определение либерализма можно
встретить почти в каждом учебнике
по политологии или политической
истории. Оно является классическим
в своем роде. Но для настоящего
понимания либерализма его не
достаточно. Либерализм имеет много
ипостасей как в историческом,
так и в национально-культурном
и идейно-политическом измерениях.
В трактовке основополагающих вопросов,
касающихся взаимоотношений общества,
государства и отдельного индивида,
либерализм представляет собой весьма
сложное и многоплановое
Очевидно,
что либерализм - это комплекс принципов
и установок, которые лежат в
основе программ политических партий
и политической стратегии того или
иного правительства или
Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему, открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения в общественной жизни и модифицирующуюся в соответствии с новыми реальностями. Об этом свидетельствуют все перипетии и основные вехи формирования и эволюции либерализма.
При
всей своей многовариативности либерализм
имеет общие корни и
Развитие
либерализма в России и на Западе
происходило в существенно
В России же либерализм всегда
развивался под влиянием
Что характерной для российского либерализма и в прошлом, и в сегодняшние дни, является двусмысленность и противоречивость.
Что характерно для российского либерализма и в прошлом, и в сегодняшние дни, так это:двусмысленность и противоречивость.
Рассмотрим эти два основных понятия:
Мышление
российской интеллигенции включало
превращение любой идеи, мысли, любого
элемента культуры, нравственного принципа
в средство для достижения заранее
поставленной цели. Данный подход в
первую очередь означал, что любой
элемент западной культуры рассматривался
не как отдельная ценность или
как элемент личностного
Таким образом, либерализм в России выступал по крайней мере в двух формах: как деятельность духовной элиты, пытающейся вырабатывать и защищать либерализм на уровне общих идей, теорий, и как растворенный в интеллигентском сознании некий либеральный элемент.
Последний превращался в содержание культуры различных политических и социальных групп, а также нес в себе веру в науку и технику широких слоев народа. Тем самым либерализм, несмотря на слабость своей непосредственной почвенной базы, с определенного момента оказался постоянным участником русской истории.
Для
российских либералов установление
связи с народной почвой, ее поиск
оказались сложной, в некотором
смысле неразрешимой проблемой. Либералы
всегда нуждались в массовом тяготении
к социально-экономическому и культурному
развитию, в массовой хозяйственной
инициативе, в растущей ценности личности.
Вся история русского либерализма
полна попыток практического
решения этой проблемы посредством
проведения реформ. В истории страны
были моменты, когда либералы могли
оказывать достаточно сильное влияние
на правящую элиту и на каком-то отрезке
времени определять внутреннюю политику
страны. Смысл проводимых в таких
условиях реформ в наиболее общем
виде заключался в попытках дать импульс
обществу для его движения из промежуточного
состояния к либеральной
Либерализм в России с самого начала противопоставил себя традиционализму, по крайней мере, теоретически. Однако в минуты кризиса он становился элементом государственной политики. Либералы (по крайней мере, их часть) шли на службу к власти, надеясь, что соединение правящей и духовной элит как раз и является залогом либерального развития России. Одной из важнейших вершин этой политики стали реформы Александра II, когда на какое-то время вся либеральная Россия объединилась вокруг власти. Но этот союз не оценил всю глубину и значимость для общества, для судьбы реформы расхождений между ценностями крестьянства, составлявшего в то время подавляющее большинство населения, и центральной власти, принявшей в той или иной форме либеральные ценности. Оказалось невозможным наладить коммуникации либеральной власти и крестьянства даже в процессе подготовки реформы, а тем более в процессе ее воплощения.
Казалось
бы, вполне очевидное на либеральном
языке понятие «земля»
Несомненной особенностью развития либерализма в России является полное его непризнание православной религией. По словам ярых ревнителей церкви: идея «либерально-консервативного синтеза» на церковной почве в лучше случае является утопией, а в худшем – опасной для православия иллюзией (Леонтович В.В. История либерализма в России. Монография.- М, 1995, 548 с.) А следовательно крещеная Русь с ее православными патриархальными взглядами на мир просто не в состоянии была принять свободу и частную собственность, как высшее благо. Ведь испокон веков считалось, что царь – наместник Бога, значит, власть его ничем не может быть ограничена. Церковь убеждала человека, что личное имущество – прах, и нельзя (грешно) ценить материальные блага. Как после этого православный народ мог оценить преимущества частной собственности? Церковь делала все возможное, чтобы не допустить развития либерализма, но в принципе можно было не тратить на это время: еще со времен принятия христьянства на Руси доктрины православия прочно засели в голове русского человека.