Российская интеллигенция и революция 1917 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, понять, что такое интеллигенция, какова ее социальная природа, какова ее судьба в 1917 г., каковы были ее умонастроения, как интеллигенция относилась к старому, и как будет относиться к новому режиму власти.

Содержание

1. Введение
2. Понятие и социальная сущность интеллигенции
3. Политический выбор интеллигенции осенью 1917 г.
4. Отношение интеллигенции к новой власти
5. Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 45.29 Кб (Скачать)

Из анализа  всего комплекса документов по истории  саботажа можно определить, что данная форма интеллигентского сопротивления  большевикам имела несколько  форм. Во-первых, это активный саботаж, — намеренный срыв работы путём  полного от неё уклонения. Во-вторых, пассивный саботаж — предумышленное торможение какой-либо деятельности или намеренное её некачественное выполнение. Но в практике конца 1917 — начала 1918 годов отчётливо проявилась тесная связь данных форм. Нередко открытый саботаж в форме забастовки вырастал из пассивного поначалу сопротивления. И наоборот, активный саботаж, после подавления его большевистской властью переходил в пассивную форму и достаточно долго не затухал, проявляясь в поведении интеллигенции различных профессий.

Если  пассивный саботаж был явлением повсеместным, то в активные формы  он выливался только там, где антибольшевистская борьба достигала особой остроты  — вплоть до вооружённых столкновений.

Как массовое явление саботаж охватывает период с Октябрьского вооружённого восстания и до начала исторического периода Гражданской войны, то есть октябрь 1917 года — май 1918 года. В это время "саботаж спецов" проходил под политическими лозунгами, которые превалировали над стремлением наносить экономический вред государству, временно, как считали саботажники, находящемуся под властью большевиков. И, хотя в большевистских партийно-государственных документах, а также в периодической печати слово "саботаж" активно упоминается и после 1918 года, под данным термином тогда чаще всего уже подразумевается нечто другое, а именно вредительство или диверсия. И самое главное, что тогда саботаж именно интеллигенции и служащих уже не носит массового характера14.

Отказ большой части интеллигенции  от профессионального сотрудничества с советской властью, особенно в  первые месяцы ее существования, привел к тяжелым последствиям для многих отраслей культуры. Забастовали государственные  чиновники Министерства народного  образования, и комиссия Луначарского, созданная первым советским правительством для руководства культурой, повисла в воздухе. Система государственного руководства культурой была разрушена, и новые органы формировались практически на пустом месте. Была разрушена старая система финансирования отраслей культуры. Нарастание экономического кризиса в условиях войны и революции неизбежно сказывалось на бюджетных средствах, выделяемых на культурные нужды. Экономическая экспроприация, начатая новым правительством, подорвала меценатство. Финансирование культуры сокращалось.

 Практически  приостановились научные исследования, с большими перебоями работали  университеты и школы, боролись  за выживание музеи, библиотеки, театры. Разрушалось нечто более  важное, чем отдельные учреждения  культуры. "Прежней культурной  среды уже нет - она погибла, - писал в 1919 г. К. Чуковский, - и нужно столетие, чтобы создать  ее".

Таким образом, сложная и быстро меняющаяся социально-политическая, культурно-историческая обстановка в России периода революций  отмечена сомнениями, мятежными и  противоречивыми исканиями русской  интеллигенции, которые оказали  существенное влияние на дальнейшее развитие отечественной культуры.

Стремясь  усилить поддержку в среде  интеллигенции, СНК 29 октября 1917 г. обратился  с воззванием "К интеллигенции  России", в котором призывал ее участвовать в социалистическом строительстве, в изменении существовавших порядков. В своем обращении нарком, просвещения А. В. Луначарский объявил  первой заботой правительства - "добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности", введения всеобщего обязательного  бесплатного образования, призывая интеллигенцию к сотрудничеству в решении этих и других задач15.  Призыв к искоренению пороков старого общества, созданию новой культуры нашел определенную поддержку, но ее явно было недостаточно в условиях разворачивающегося саботажа большей частью интеллигенции советской власти.

Опыт  становления новой интеллигенции  уникален, потому что в ре-зультате появился такой интеллектуальный слой, который по составу и качеству заметно отличался от дореволюционного: многократно увеличилась численность, изменилось поведение и сознание большинства представителей этой социальной группы.

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Во  время революции интеллигенция  занималась творческой, организационной  работой. Были интеллигенты, которые  разными способами работали для  организации рабочего класса; другие - соединяли крестьян для борьбы за их интересы, как потребителей, арендаторов  земли, продавцов рабочей силы; третьи – работали над просвещением народа, земские деятели трудились над  начатками местного самоуправления. Все это, несомненно, органическая, творческая работа, составляющая историческое дело. Но известно также, что результаты этой работы, требовавшей громадных  сил и полного самоотвержения, были сравнительно очень малы: общее  развитие страны двигалось вперед медленно.

    Все социальные события, которые происходили, происходили не без участия интеллигенции. Революции 1917 гг. была раскрытием ее характера и вместе с тем исторической проверкой действительного содержания и смысла ее идеологии, испытанием нравственной состоятельности ее мировоззрения. Но, несмотря на это интеллигенция занимала не одинаковую позицию. Раскол этот произошел задолго до революции 1917 г.

    Интеллигенция составляла костяк и революции, и  контрреволюции. Она говорила за пролетариат, за средний класс. Интеллигенция, говорившая за рабочий класс (а по сути - за крестьянство, поскольку Россия была мужицкой страной  и лишь условно могла считаться  индустриализованной), внесла свой активный вклад в то, чтобы дать идеологическое обоснование потокам крови, которые  пролила революция. 
     
     

  1. Литература.
  2. Квакин А.В. Выбор политической позиции интеллигенцией России осенью 1917 г.: историографическая ситуация [Электронный ресурс]: http://www.kvakin.ru/Documents/glav.doc
  3.   Д.С.Лихачёв «О русской интеллигенции» [Электронный ресурс]: http://lib.ru/POLITOLOG/lihachev.txt
  4. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История советской России Санкт-Петербург, 2001.
  5. Струве П.Б. Интеллигенция и революция //Вехи (Сборник статей о русской интеллигенции). Из глубины (Сборник статей о русской революции). М., 1991.
  6. Октябрьская революция и интеллигенция // Великий Октябрь и крах непролетарских партий в России. Сборник научных трудов. Калинин, 1989.
  7. Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. М., 1987.
  8. Октябрьская революция и идейно-политическое размежевание российской интеллигенции: Теоретико-методологические, источниковедческие и историографические аспекты. Учебное пособие для студентов исторического факультета. Саратов, 1989.
  9. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История советской России Санкт-Петербург, 2001.

Информация о работе Российская интеллигенция и революция 1917 г