Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы, понять, что такое интеллигенция, какова ее социальная природа, какова ее судьба в 1917 г., каковы были ее умонастроения, как интеллигенция относилась к старому, и как будет относиться к новому режиму власти.
1. Введение
2. Понятие и социальная сущность интеллигенции
3. Политический выбор интеллигенции осенью 1917 г.
4. Отношение интеллигенции к новой власти
5. Заключение
6. Список литературы
Из анализа
всего комплекса документов по истории
саботажа можно определить, что данная
форма интеллигентского сопротивления
большевикам имела несколько
форм. Во-первых, это активный саботаж,
— намеренный срыв работы путём
полного от неё уклонения. Во-вторых,
пассивный саботаж —
Если пассивный саботаж был явлением повсеместным, то в активные формы он выливался только там, где антибольшевистская борьба достигала особой остроты — вплоть до вооружённых столкновений.
Как массовое явление саботаж охватывает период с Октябрьского вооружённого восстания и до начала исторического периода Гражданской войны, то есть октябрь 1917 года — май 1918 года. В это время "саботаж спецов" проходил под политическими лозунгами, которые превалировали над стремлением наносить экономический вред государству, временно, как считали саботажники, находящемуся под властью большевиков. И, хотя в большевистских партийно-государственных документах, а также в периодической печати слово "саботаж" активно упоминается и после 1918 года, под данным термином тогда чаще всего уже подразумевается нечто другое, а именно вредительство или диверсия. И самое главное, что тогда саботаж именно интеллигенции и служащих уже не носит массового характера14.
Отказ
большой части интеллигенции
от профессионального
Практически
приостановились научные
Таким
образом, сложная и быстро меняющаяся
социально-политическая, культурно-историческая
обстановка в России периода революций
отмечена сомнениями, мятежными и
противоречивыми исканиями
Стремясь усилить поддержку в среде интеллигенции, СНК 29 октября 1917 г. обратился с воззванием "К интеллигенции России", в котором призывал ее участвовать в социалистическом строительстве, в изменении существовавших порядков. В своем обращении нарком, просвещения А. В. Луначарский объявил первой заботой правительства - "добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности", введения всеобщего обязательного бесплатного образования, призывая интеллигенцию к сотрудничеству в решении этих и других задач15. Призыв к искоренению пороков старого общества, созданию новой культуры нашел определенную поддержку, но ее явно было недостаточно в условиях разворачивающегося саботажа большей частью интеллигенции советской власти.
Опыт
становления новой
Заключение.
Во время революции интеллигенция занималась творческой, организационной работой. Были интеллигенты, которые разными способами работали для организации рабочего класса; другие - соединяли крестьян для борьбы за их интересы, как потребителей, арендаторов земли, продавцов рабочей силы; третьи – работали над просвещением народа, земские деятели трудились над начатками местного самоуправления. Все это, несомненно, органическая, творческая работа, составляющая историческое дело. Но известно также, что результаты этой работы, требовавшей громадных сил и полного самоотвержения, были сравнительно очень малы: общее развитие страны двигалось вперед медленно.
Все социальные события, которые происходили, происходили не без участия интеллигенции. Революции 1917 гг. была раскрытием ее характера и вместе с тем исторической проверкой действительного содержания и смысла ее идеологии, испытанием нравственной состоятельности ее мировоззрения. Но, несмотря на это интеллигенция занимала не одинаковую позицию. Раскол этот произошел задолго до революции 1917 г.
Интеллигенция
составляла костяк и революции, и
контрреволюции. Она говорила за пролетариат,
за средний класс. Интеллигенция, говорившая
за рабочий класс (а по сути - за крестьянство,
поскольку Россия была мужицкой страной
и лишь условно могла считаться
индустриализованной), внесла свой активный
вклад в то, чтобы дать идеологическое
обоснование потокам крови, которые
пролила революция.
Информация о работе Российская интеллигенция и революция 1917 г