Российская интеллигенция и революция 1917 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, понять, что такое интеллигенция, какова ее социальная природа, какова ее судьба в 1917 г., каковы были ее умонастроения, как интеллигенция относилась к старому, и как будет относиться к новому режиму власти.

Содержание

1. Введение
2. Понятие и социальная сущность интеллигенции
3. Политический выбор интеллигенции осенью 1917 г.
4. Отношение интеллигенции к новой власти
5. Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 45.29 Кб (Скачать)

                                   
 
 

                                              КУРСОВАЯ РАБОТА 

Российская  интеллигенция и революция 1917 г. 

                                                                                                                      Студента 3 курса

                                                                                                    очного отделения

                                                                                                  факультета истории, 

                                                                                                политологии и права                                               

                                                                                           Научный руководитель: 
 
 
 

Москва, 2011 
 
 

Содержание.

  1. Введение
  2. Понятие и социальная сущность интеллигенции
  3. Политический выбор интеллигенции осенью 1917 г.
  4. Отношение интеллигенции к новой власти
  5. Заключение
  6. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Интерес к проблеме интеллигенции в дореволюционный  и революционный период остается актуальным до сих пор. Разговор о  судьбе отечественного интеллектуального  слоя остается уместным, потому что  сейчас стали популярны идеи того, что идет возрождение России, что  она возвращается к своей культуре, а это невозможно без интеллигентов. Возрастает интерес не только к истории отечественной интеллигенции, но и к ее взглядам, а особенно к ее общественно-политическим позициям.

Российская  интеллигенция 1917 г. играла серьезную  роль не только в отечественном государстве, но и за ее пределами. С этого момента  она положила начало созданию нового общества. Новая российская общественность должна была заключать в себе умонастроения всех слоев общества.

Русская интеллигенция трудно, противоречиво  принимала Революцию 1917 г. Ее настроения были от крайне-отрицательных до положительных; одни считали, что новая власть принесет только боль и разочарования русскому народу, что погибнет отечественная  культура, другие же, наоборот, воспринимали революцию как переход к чему-то новому, что Россия встанет на новую ступень в развитии и это поможет ей развиваться.

Изучая  историю российской интеллигенции  должно помощь нам разобраться в  том, какое место она занимает в современной России, какую она  играет роль и зачем нужна интеллигенции.

Цель  данной курсовой работы, понять, что такое интеллигенция, какова ее социальная природа, какова ее судьба в 1917 г.,  каковы были ее умонастроения, как интеллигенция относилась к старому, и как будет относиться к новому режиму власти.

Главным источником для этой курсовой является сборник статей о русской интеллигенции  «Вехи», который был издан в 1909 г. в Москве. В этой книге напечатаны такие авторы как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, П.В. Струве, С.Л. Франк, Б.А. Кистяковский, М.О. Гершезон. Авторы не скупятся на критику русской интеллигенции. Они настроены очень критично к интеллигенции. Но все же освещают такие интересные вопросы, как правосознание интеллигенции, ее отношение к философии.

Так же использована работа профессора МГУ  Квакина А.В. «Выбор политической позиции  интеллигенцией России осенью 1917 г.: историографическая ситуация». Его работа поможет нам  отчасти разобраться в политических предпочтениях интеллигенции, в  том каковы были настроения интеллигенции  к осени 1917 г.

Так же использована статья Лихачева Д.С. «О русской  интеллигенции». Эта статья освещает вопросы о том, что такое русская интеллигенция как социальная группа, как этическое и культурологическое понятие. О русской интеллигенции пишут же сами интеллигенты и это позволяет более глубинно понять ее сущность.

Но, прежде перейти к рассмотрению темы отношения  интеллигенции к революции 1917 г. нужно сначала понять смысл термина  «интеллигенция». 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и социальная сущность интеллигенции.

    Интеллигент  - это представитель профессии, связанной  с умственным трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий умственной порядочностью. Но существует такое выражение как "творческая интеллигенция. Можно подумать, что нет на свете «не творческой» интеллигенции. Все интеллигенты в той или иной мере "творят", а с другой стороны, человек пишущий, преподающий, творящий произведения искусства, но делающий это по заказу, по заданию в духе требований партии, государства с идеологическим уклоном, не является интеллигентом. Такого человека можно охарактеризовать другим термином: этот человек является наемником.

    К интеллигенции  могут относиться только те люди, которые  обладают своими свободными убеждениями, только те люди, которые не зависят  от каких-либо принуждений, будь то политические либо какие бы то ни было другие. «Основной  принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода,- свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести  и от своей мысли»1.

    Некоторые интеллигентные люди могут обладать безнравственностью, но это только те, кто не могут правильно и  грамотно отстаивать свою точку зрения по какому бы то ни было вопросу, а так  же те, кто меняют свое мнение по убеждениям выгодности. Каждый человек должен иметь право на смену своих  убеждений, но только в том случае, если человек в процессе размышления  самостоятельно приходит к выводу о  том, что он не прав.

    Так же можно часто слышать выражение, что русская интеллигенция является «гнилой», т.е. многие могут представить  ее слабой и неустойчивой. Такое  впечатление могло сложиться, потому что многие работы написаны под влиянием марксистской идеологии, но это было из-за того, что многие документы были выгодны для следовательской версии.

    Многие  представители интеллигенции оказывали  сопротивление, но ответы власти были еще ожесточеннее. Многие университеты и кружки были разогнаны, а люди, работающие в них, подвергались пыткам. Детей интеллигентов вообще никто  не воспринимал, они не могли ни работать, ни учиться.

    Если  обратиться к истории интеллигенции, то истинных интеллигентов на Руси не было даже в XVII в. Да, у нас были образованные люди, но высокой русской  интеллигенции в это время  еще не было.

    Неправильно думать, что интеллигенция появилась  непосредственно после перехода России на позиции западноевропейской (европейской она была всегда) культуры.

    Петр I опасался появления независимых  людей. Он как бы предчувствовал их опасность для государства, он избегал  встреч с западноевропейскими мыслителями, но всегда стремился к мастерам.

    Первые  настоящие русские интеллигенты появились в конце XVIII - начале XIX века: Сумароков, Новиков, Радищев, Карамзин. К ним нельзя отнести даже Державина, поскольку он сильно зависел от власти. Пушкин несомненный интеллигент.

    К одному из первых интеллигентских  обществ  можно отнести выступление декабристов. Всех людей этого выступления  можно отнести к свободным, они  выступали против своих сословных  и профессиональных интересов, они  не были привязаны к какой-либо идеи того времени. 

    Неоднозначное положение интеллигенции в социальной структуре общества, противоречивые взаимоотношения и с властью, и с народом привели к тому, что некоторые ученые России в начале XX в. рассматривали интеллигенцию как новый эксплуататорский класс.

    Интеллигенция все это время была главным  врагом советской власти, так как  была независима.

     Годы  борьбы государства с интеллигенцией  были одновременно годами, когда  в официальном языке исчезли  понятия чести, совести, человеческого  достоинства, верности своим принципам,  правдивости, беспристрастности,  порядочности, благородства.

    Так что же на самом деле представляет из себя интеллигенция?

    Существует  два различных подхода к определению  интеллигенции. Социологи под интеллигенцией понимают социальную группу людей, профессионально  занимающихся умственным трудом, развитием  и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. Но существует и другой подход, наиболее популярный в России, согласно которому к интеллигенции  причисляют тех, кого можно считать  нравственным эталоном общества. Исходя из этого, можно утверждать, что второе определение более верно, чем  первое, поскольку более полно  отражает сущность понятия интеллигенция.

    Массовое  употребление понятия «интеллигенция»  в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П.Д. Боборыкин2 стал употреблять его в массовой прессе. Но сам ученый не скрывал то, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Он настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда»3. По его мнению, интеллигенция в России — это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским. 

    Интеллигенция – это достаточно сложное и  многогранное понятие, поэтому о  ней спорят на протяжении многих лет. Как относиться к интеллигенции? Нужна ли России интеллигенция? И  последний, самый тревожный вопрос – а существует ли она еще?

    Проблема  Интеллигенции – одна из узловых  в русской истории; она многолика, противоречива, запутанная. Да и в  самом понятии «интеллигенция»  до сих пор нет ясности.

    Интеллигенция в большей степени, чем какая-либо другая часть общества, стремится  сообщить своё мировоззрение широкой  публике и способная оспаривать идеологию – ту, которую требуют  старые сословные связи, свою собственную, либо какую-то еще, в зависимости  от разных обстоятельств.

    Не  стоит забывать, что интеллектуальный слой является «лицом» общества, выразителем  его достижений, он так же определяет способность данного общества к  конкуренции на мировой арене, его  вклад в мировую цивилизацию. 
     
     

  1. Политический  выбор интеллигенции  осенью 1917 г.

    Российское  общество встретило Февральскую  революцию с глубоким равнодушием. Атрибуты старого режима сразу стали ненавистны многим. Все желали крушения всех устоев, взывали к лучшему миру. Все смотрели с оптимизмом в будущее, потому что хотели для себя лучшего4.

    С таким  энтузиазмом приветствовала революцию  как искупительную акцию не только интеллигенция, представшая в массе  своей непрактичными мечтателями, но и простой русский мужик, который  увидел в ней исполнение своей  затаённой мечты о наступлении  Царства Божьего на земле5. Он полагал, что для наступления нового мира достаточно лишь отменить старый порядок и поэтому пребывал в первое время после Февральской революции в благостном ожидании.

    В прежнем  порядке, который ассоциировался с  политическим устройством Российской Империи, видели причину всех недостатков  старого мира. Все сходились на необходимости переустройства политической системы, поэтому многие оправдывали  даже террор, а в террористах видели героев.

    Были, конечно, и сторонники эволюционистского  пути, которые вообще всё видели иначе, но их предостережения никто  не хотел слушать. Люди, привыкшие  к порядку, чувствовали угрозу надвигавшейся  анархии, но и они, сознавая, как сильно скомпрометировал себя старый режим, открыто  не протестовали и в основном отмалчивались.

    Февральская революция, не выполнив своих задач, лишь породила в стране хаос и анархию, которыми, как известно, умело воспользовались большевики. В восприятии Октябрьской революции интеллигенцией не было уже того оптимизма и радостного энтузиазма, с которым была принята Февральская революция. Во взглядах  интеллигенции обозначились различные позиции.

Информация о работе Российская интеллигенция и революция 1917 г