Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:26, контрольная работа
Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.
Введение.
1. Абсолютизм и государственное устройство
2. Политические преобразования.
3. Социально-экономические преобразования.
4. Культурные преобразования.
Заключение.
Список литературы.
Другой
крупнейшей инициативой в области
государственного регулирования социальных
отношений явилась попытка
В то же время он имел важное значение, так как с этого момента дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной, различий между ними не стало — поместье, как и вотчина, стало наследуемым. Этот указ знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами.
Если Уложение 1649 г. оформило крепостное право для основной массы сельского населения, то податная реформа распространила крепостную зависимость на слои населения, которые были либо свободными (гулящие люди), либо имели возможность обрести свободу после смерти господина (холопы). И те, и другие навечно становились крепостными.
Результаты переписи, проведенной Петром, дают представление о численности населения России — оно составляло 15,5 млн. человек, из них 5,4 млн. были мужчины, с которых и взималась подать.
Усиление налогового гнета повлекло массовое бегство крестьян. В 1724 г. Петр издал указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без письменного разрешения. Так в России было положено начало паспортной системе.
Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный усилиями Петра, все же нельзя не считать поистине титаническим.
По мнению С. Ф. Платонова,
разделяемому большинством
Не менее значимые
Преобразования в технике и
промышленности относятся,
Заинтересовавшись привезенной князем Долгоруковым астролябией и случайно найденным в сарае старым английским ботиком, который, к изумлению молодого царя, обладал способностью ходить галсами против ветра, он на всю жизнь сохранил увлеченность техникой. Петр сам был мастером многих ремесел – умел работать руками. Его увлечением, которому он часто посвящал свободное время, было токарное дело. Технический прогресс был непременным условием военно-политического могущества России.
При Петре русская промышленность выходит на новый уровень развития. В России при активном участии государства устраиваются мануфактуры, совершенствуется их техническое оснащение, появляются современные армия и флот. Петр вникал во все мелочи. Издавались указы, регламентировавшие ширину холстов, указы, под страхом ссылки на галеры запрещающие выделывать кожу для обуви дегтем и требующие обрабатывать ее ворванным (китовым) салом, указы, касающиеся обработки пеньки. Трудно сказать, были ли мелочная опека и жестокое принуждение необходимым условием проведения реформ. Вполне возможно, что в стране, население которой было ориентировано на дедовские традиции и не спешило расставаться со средневековыми методами хозяйствования, другого пути не было. Сам Петр в одном из своих указов высказался на этот счет так: «наш народ яко дети, <…> которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят».
Одной из важнейших задач,
С учениками в учебных
Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого, которую М. В. Ломоносов назвал в числе книг, ставших для него «вратами учености».
Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. «В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской Академии», – писал академик С. И. Вавилов. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие европейские знаменитости Бернулли, Эйлер. При академии были открыты гимназия и академический университет.
В начале XVIII в. резко возрастает
объем выпуска печатной
Суровые меры, к которым приходилось
прибегать Петру, порождали
Большая творческая задача
Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой.
Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира.
Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев. Иван Никитьевич Никитин (1690–1742) родился в семье московского священника. С ранней юности он проявил способности к рисованию. Петр, узнав о его способностях, велел брать уроки живописи и рисунка, а для завершения образования отправил его на стажировку в Италию. Вернувшись, И. Н. Никитин был пожалован званием «гофмалера» (придворного художника).
Работ, принадлежавших кисти Никитина, сохранилось немного. Наиболее известная из них – портрет канцлера графа Г. И. Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля.
В
области архитектуры к наиболее
значительным новшествам можно отнести
возникновение регулярной городской
застройки. Не имеющим аналогов экспериментом
было строительство Петербурга –
первого города в России, строительство
которого велось по заранее продуманному
плану. В разработке плана принимали участие
как иностранные, так и русские архитекторы:
Ж. — Б. Леблон, П. М. Еропкин. Новая столица
кардинально отличалась от традиционного
древнерусского города – прямые, пересекающиеся
под прямым углом улицы-проспекты, типовые
проекты домов, европейский облик архитектуры.
Во многом внешний вид города был определен
творчеством уроженца итальянской Швейцарии,
приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670
– 1734). Им были построены такие замечательные
архитектурные шедевры, как Петропавловский
собор, здание Двенадцати коллегий.