Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:26, контрольная работа

Описание работы

Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

Содержание

Введение.
1. Абсолютизм и государственное устройство
2. Политические преобразования.
3. Социально-экономические преобразования.
4. Культурные преобразования.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Petya 1.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

      Другой  крупнейшей инициативой в области  государственного регулирования социальных отношений явилась попытка Петра I стабилизировать правящий класс экономически и политически. В этом отношении важную роль сыграл Указ о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 г., известный как указ о майорате. По новому закону все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии — одному из членов семьи. В длительной исторической перспективе петровский указ сохранил бы крупные земельные владения неделимыми, воспрепятствовал бы их раздроблению. Однако русское дворянство чрезвычайно враждебно его встретило. Указ о майорате, несмотря на неоднократные напоминания и угрозы, так и не был проведен в жизнь, а в последующие царствования был отменен. История этого законодательного положения хорошо показывает пределы и возможности государственного вмешательства в рационализацию социальных отношений, регулирование правящего сословия.

      В то же время он имел важное значение, так как с этого момента  дворянское поместье уравнивалось в  правах с боярской вотчиной, различий между ними не стало — поместье, как и вотчина, стало наследуемым. Этот указ знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами.

      Если  Уложение 1649 г. оформило крепостное право для основной массы сельского населения, то податная реформа распространила крепостную зависимость на слои населения, которые были либо свободными (гулящие люди), либо имели возможность обрести свободу после смерти господина (холопы). И те, и другие навечно становились крепостными.

      Результаты  переписи, проведенной Петром, дают представление о численности  населения России — оно составляло 15,5 млн. человек, из них 5,4 млн. были мужчины, с которых и взималась подать.

      Усиление  налогового гнета повлекло массовое бегство крестьян. В 1724 г. Петр издал указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без письменного разрешения. Так в России было положено начало паспортной системе.

4. Культурные преобразования

      Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный усилиями Петра, все же нельзя не считать поистине титаническим.

        По мнению С. Ф. Платонова,  разделяемому большинством историков,  Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый быть». Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта. Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700–1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга. К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили.

        Не менее значимые преобразования  были проведены в сфере сельского  хозяйства и промышленности. Стараниями  Петра были освоены новые культуры  растений: помимо хрестоматийно известного картофеля (который, правда, будучи завезен в страну Петром, получил широкое распространение только во II половине XVIII – начале XIX вв.), царь активно содействовал распространению культуры винограда. Специальными указами насаждались более совершенные сорта технических культур: льна, конопли. Заводился голландский скот. Совершенствовались технологии: специальными указами серпы заменялись косами-литовками.

        Преобразования в технике и  промышленности относятся, пожалуй,  к разряду самых неохватных сфер деятельности Петра.

      Заинтересовавшись привезенной князем Долгоруковым астролябией  и случайно найденным в сарае  старым английским ботиком, который, к  изумлению молодого царя, обладал  способностью ходить галсами против ветра, он на всю жизнь сохранил увлеченность техникой. Петр сам был мастером многих ремесел – умел работать руками. Его увлечением, которому он часто посвящал свободное время, было токарное дело. Технический прогресс был непременным условием военно-политического могущества России.

      При Петре русская промышленность выходит  на новый уровень развития. В России при активном участии государства  устраиваются мануфактуры, совершенствуется их техническое оснащение, появляются современные армия и флот. Петр вникал во все мелочи. Издавались указы, регламентировавшие ширину холстов, указы, под страхом ссылки на галеры запрещающие выделывать кожу для обуви дегтем и требующие обрабатывать ее ворванным (китовым) салом, указы, касающиеся обработки пеньки. Трудно сказать, были ли мелочная опека и жестокое принуждение необходимым условием проведения реформ. Вполне возможно, что в стране, население которой было ориентировано на дедовские традиции и не спешило расставаться со средневековыми методами хозяйствования, другого пути не было. Сам Петр в одном из своих указов высказался на этот счет так: «наш народ яко дети, <…> которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят».

        Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности – служить была добавлена еще одна – учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. – Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины – со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе (т. е. получать специальность моряка), нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. Как ни странно, при общей секулярционной политике в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.

        С учениками в учебных заведениях  обращались весьма строго. В классе  велено было присутствовать отставным  солдатам и иметь в руках  хлыст: «а буде кто из учеников  станет бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии  не был».

        Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого, которую М. В. Ломоносов назвал в числе книг, ставших для него «вратами учености».

        Реформы Петра положили начало  развитию отечественной науки.  В 1725 г. в Петербурге была  открыта Академия наук. Проект  устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. «В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской Академии», – писал академик С. И. Вавилов. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие европейские знаменитости Бернулли, Эйлер. При академии были открыты гимназия и академический университет.

        В начале XVIII в. резко возрастает  объем выпуска печатной продукции.  Открываются новые типографии. В  1708 г. витиеватый церковно-славянский  шрифт был заменен новым гораздо  более простым гражданским. Старый  шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости», пришедшая на смену «Курантам», изготавливавшимся в единственном экземпляре для Алексея Михайловича и его приближенных.

        Суровые меры, к которым приходилось  прибегать Петру, порождали недовольство  народных масс. В народе ходили  слухи, что царь не настоящий,  что его подменили. Апологеты  древнерусской старины склонны  были видеть в Петре самого Антихриста. Глобальная перестройка, охватившая страну, требовала соответствующего идейного оформления. Основной идеей, которую идеологи петровской эпохи противопоставили традиционалистским стремлениям консервативной части общества, была идея сильного государства, в укреплении которого, пусть и ценой жертв, виделся единственный путь ко «всеобщему благу» и «всенародной пользе».

        Большая творческая задача построения  нового сильного государства,  которую всеми силами своей  неординарной личности решал Петр, не могла не увлечь наиболее передовых людей эпохи. В работу над поиском оптимальных путей реформирования по собственной инициативе включались представители наиболее активной, мыслящей части общества. Появилась целая серия публицистических по сути произведений, характерной особенностью которых было то, что обращены они были не столько к широкому читателю, сколько к самому Петру, и содержали своеобразные «советы» царю, соображения, рассуждения на тему обустройства России.

      Петровская  реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой.

      Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в  обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы  овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира.

      Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин  и А. М. Матвеев. Иван Никитьевич Никитин (1690–1742) родился в семье московского  священника. С ранней юности он проявил способности к рисованию. Петр, узнав о его способностях, велел брать уроки живописи и рисунка, а для завершения образования отправил его на стажировку в Италию. Вернувшись, И. Н. Никитин был пожалован званием «гофмалера» (придворного художника).

      Работ, принадлежавших кисти Никитина, сохранилось  немного. Наиболее известная из них  – портрет канцлера графа Г. И. Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что  особенно важно, передачей внутреннего  облика умного, волевого государственного деятеля.

      В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести  возникновение регулярной городской  застройки. Не имеющим аналогов экспериментом  было строительство Петербурга –  первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж. — Б. Леблон, П. М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 – 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования