Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:26, контрольная работа
Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.
Введение.
1. Абсолютизм и государственное устройство
2. Политические преобразования.
3. Социально-экономические преобразования.
4. Культурные преобразования.
Заключение.
Список литературы.
Так
главная задача, стоявшая перед Петром
после Полтавы решительным
Управлять Россией Петру было некогда, он большую часть своего времени то метался из одного конца страны в другой, то путешествовал по Европе. Для того чтобы править по-настоящему Россией, у него просто не хватало времени.
“Когда бросишь взгляд только на стол его корреспонденции с Екатериной, — пишет Валишевский, — всего 223 письма, опубликованные министерством иностранных дел в 1861 году, где видишь их помеченными и Лембергом в Галиции, Мариенвердером в Пруссии, Царицыном на Волге, на юге империи, Вологдой на севере, Берлином, Парижем, Копенгагеном, — то прямо голова кружится.
...И
таким образом всегда, от начала
года до конца, с одного конца
жизни до другого. Он всегда
спешил. В карете он ехал галопом;
пешком он не ходил, а бегал”.
Войны с Турцией и Швецией выявили отсталость России от европейских государств в военном и экономическом отношениях и стали стимулом к коренным преобразованиям.
Население России к началу царствования Петра I составляло 15 млн. человек. Правительство уделяло большое внимание развитию промышленности: в первую очередь отраслям, обеспечивающим нужды армии - судостроительной, металлургической. текстильной, кожевенной, строительной. В первой четверти XVIII в. было создано около 200 мануфактур. Особенно быстрыми темпами развивалась металлургия. Правительство предпринимало активные меры по строительству металлургических заводов в Олонецком крае (рядом с театром военных действий). Новым металлургическим центром становился Урал. Характерной чертой экономики было наличие большого количества казенных мануфактур?1.51 (особенно в областях, работающих на нужды армии и флота, например, Адмиралтейство, Литейный двор, Смоляной двор, Пороховые заводы в Петербурге). В то же время правительство содействовало созданию мануфактур частными лицами. Русские промышленники получали субсидии, сырье, оборудование от государства. Так, М.Н. Демидову?2.77 был передан Невьянский завод на Урале, где он вскоре наладил производство боевых ружей, ядер, бомб и др. Вскоре Н. Демидов из мелкого предпринимателя превращается в крупного Уральского заводчика, владевшего не одним заводом. Другой особенностью созданной при Петре промышленности стало использование принудительного труда. В 1721 г. вышел Указ, разрешающий владельцам мануфактур покупать крестьян для работы на предприятиях. Такие крестьяне назывались посессионными?1.52. Другой категорией рабочих стали приписные крестьяне, которые отрабатывали на предприятиях государственную подать?1.54. Кроме того, на казенных заводах трудились ссыльные, рекруты?1.53, крепостные рабочие. Широкое использование крепостного труда становиться тормозом к развитию русской промышленности, которая приобретает феодальный характер. Успехи в области развития промышленности, тем не менее, были впечатляющи. К концу царствования Петра I Россия уже могла полностью обеспечить себя металлом и оружием, создала крупнейший военный флот на Балтике.
Характерной чертой экономической политики Петра I стало активное вмешательство государства в промышленность и торговлю, по отношению к которым правительство проводило политику протекционизма. В 1724 г. был введен торговый тариф, поощрявший вывоз за границу русских товаров. Выход к Балтийскому морю способствовал развитию внутренней и внешней торговли. Центр внешней торговли перемещается из Архангельска в Петербург, Ригу, Ревель. Улучшились внутренние пути сообщения. Были построены Вышневолоцкий и Ладожский каналы. Финансовые трудности, вызванные войной, привели к введению государственной монополии на производство и продажу ряда товаров (соль, табак, водка, лен, меха, пенька, воск и др.). Однако, позднее государство ликвидирует ряд монополий, предоставляет ссуды и льготы купечеству, способствуя развитию свободного предпринимательства.
Война и грандиозные преобразования Петра I требовали больших расходов. Ужесточается налоговая политика. В 1718- 1724 гг. была проведена перепись населения и подворная подать была заменена подушной. Теперь налог брался с каждой "души мужского пола". Вводилось множество косвенных налогов - на бороды, бани, ульи, рыбную ловлю. Соль, дубовые гробы и пр. (в податные сословия не входили дворянство и духовенство). Было образовано новое сословие государственных крестьян, в которое вошли черносотенные крестьяне, ясашные, однодворцы и некоторые другие категории населения. Все податное население страны было прикреплено к месту уплаты подушной подати.
Продолжалась
раздача земель дворянам. Чтобы не
допустить дробления дворянских
земель, был издан указ " О единонаследии"
(1714 г.). Указ уравнял поместье и вотчину,
установив единое наследование земель
по мужской линии и старшинству. Младшие
должны были идти на военную или гражданскую
службу. Служба для дворян становится
пожизненной. В 1722 г. вводится "Табель
о рангах". В табеле устанавливалось
14 служебных рангов для военной, гражданской
придворной службы, которые регулировали
продвижение по службе. Это давало возможность
человеку незнатному сделать карьеру,
благодаря своим заслугам, а не знатности.
Дослужившись до 8-го ранга на гражданской
или 12-го ранга на военной службе, можно
было получить дворянство. При Петре I
дворянство окончательно формируется
как высшее господствующее сословие.
Развитие
мануфактурного производства
Характернейшая особенность экономического развития России состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Учрежденные Петром 1 Берг-, Мануфактур-, Коммерц -коллегии- и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия. В промышленной политике прослеживаются два этапа: 1700—1717 гг. — главный основатель мануфактур — казна; с 1717 г. мануфактуры стали основывать частные лица. При этом владельцы мануфактур освобождались от государевой службы.
На первом этапе приоритет отдавался выпуску продукции для военных нужд. На втором этапе промышленность стала выпускать продукцию и для населения.
Указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличие от Западной Европы их организовывало государство, а не сами ремесленники, для изготовления изделий, необходимых армии и флоту.
Более высокой формой промышленного производства была мануфактура. В результате преобразований Петра I в первой четверти XVIII в. в развитии мануфактурной промышленности произошел резкий скачок. По сравнению с концом XVII в. число мануфактур увеличилось примерно в пять раз и в 1725 г. составило 205 предприятий.
Особенно большие успехи были достигнуты в металлургической промышленности, что вызывалось необходимостью вооружения армии и строительства флота. Наряду с заводами в старых районах (Тула, Кашира, Калуга) возникли заводы в Карелии, а затем на Урале. Именно в этот период началось широкое освоение железных и медных руд Урала, который вскоре стал основной металлургической базой страны. Выплавка чугуна достигла 815 тыс. пудов в год, по этому показателю Рорсия вышла на третье место в мире, уступая только Англии и Швеции. Было организовано крупное производство меди. На втором месте шли текстильные мануфактуры, получившие развитие в центре страны. Здесь работали также кожевенные предприятия, обеспечивавшие изделиями прежде всего армию.
При Петре 1 в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.
В развитии крупной промышленности большую роль играло государство. Оно строило заводы, помогало частным предпринимателям, обеспечивало мануфактуры рабочей силой.
На
мануфактурах использовался как
вольнонаемный, так и принудительный
труд крестьян, работавших на вотчинных
предприятиях своих помещиков, а
также приписных крестьян из государственной
и дворцовой деревни. Указом 1721 г.
купцам была разрешена покупка для своих
заводов крепостных крестьян, которые
стали называться впоследствии посессионными.
Таким образом, в первой четверти XVIII в.
произошел скачок в развитии крупного
производства и в использовании вольнонаемного
труда. Это можно считать вторым этапом
в начальном периоде генезиса капиталистических
отношений в промышленности России (первый
этап — XVII в.).
Торговля
В годы царствования Петра I получила стимулы к развитию внутренняя и внешняя торговля. Этому способствовали развитие промышленного и ремесленного производства, завоевание выхода к Балтийскому морю, улучшение путей сообщения. В этот период были построены каналы, соединившие Волгу и Неву (Вышневолоцкий и Ладожский). Между отдельными частями страны усилился обмен, росли обороты российских ярмарок (Макарьевской, Ирбитской, Свенской и др.), в чем проявлялось формирование всероссийского рынка.
Для развития внешней торговли имели важное значение не только строительство Петербургского порта, но и поддержка русских купцов и промышленников со стороны правительства Петра I. Это нашло отражение в политике протекционизма и меркантилизма, в принятии Покровительственного "тарифа 1724 г. В соответствии с ним (а в его разработке принимал участие сам император) поощрялся вывоз русских товаров за границу и ограничивался ввоз иноземных изделий. Большинство заграничных товаров облагалось очень высокой пошлиной, доходившей до 75% стоимости товара. Доходы от торговли способствовали накоплению капиталов в сфере торговли, что тоже вело к росту капиталистического уклада. Общая особенность развития торговли заключалась в проведении политики меркантилизма, суть которой состояла в накоплении денег за счет активного торгового баланса. Государство активно вмешивалось в развитие торговли:
вводились
монополии на заготовку и сбыт
определенных товаров: соли, льна, юфти,
пеньки, табака, хлеба, сала, воска и
др., что привело к повышению цен на эти
товары внутри страны и ограничению деятельности
русских купцов;
Денежная
реформа
Нередко сбыт определенного товара, на который была введена государственная монополия, передавался конкретному откупщику за уплату им большой суммы денег;
Резко были увеличены прямые налоги (таможенные, питейные сборы) и т.п.;
Практиковалось принудительное переселение купцов в Санкт-Петербург, бывший в то время неблагоустроенным приграничным городом.
Применялась
практика административного
В
условиях, когда произошло существенное
расширение промышленного производства,
увеличились обороты внутренней и внешней
торговли, потребовалось реформировать
денежную систему. Она сложилась в XVII в.
и теперь, в эпоху петровских преобразований,
перестала соответствовать интересам
хозяйственного развития. Для оптовой
торговли и внешнеторговых операций ходившая
в обращении серебряная копейка оказалась
слишком мелкой денежной единицей. В то
же время для мелкой рыночной торговли
она была излишне ценной. Поэтому Петр
1 провел реформу монетного дела. Ею предусматривалась
чеканка золотой, серебряной и медной
монет. В основу монетной системы был положен
десятичный принцип: рубль, гривенник,
копейка. Главными единицами новой монетной
системы стали медная копейка и серебряный
рубль, который для облегчения внешнеторговых
расчетов по весу был приравнен к талеру,
использовавшемуся в качестве денежной
единицы в ряде европейских стран. Чеканка
монеты стала монополией государства.
Сельское
хозяйство
Заметным
явлением в истории сельского
хозяйства XVIII в. стал процесс территориального
разделения труда, начавшийся еще в XVII
столетии. В основном завершилось формирование
районов, специализировавшихся на производстве
определенной сельскохозяйственной продукции,
четче обозначилась их торговая направленность.
В земледелии преобладало производство
зерновых, технических культур, среди
которых ведущее место занимали лен и
конопля.
Социальная
политика
В области социальной политики петровское законодательство следовало в принципе той общей тенденции, которая наметилась в XVIII в. Прикрепление крестьян к земле, зафиксированное Уложением 1649 г., в тот период не только не изменилось, но и получило дальнейшее развитие. Об этом свидетельствует введение новой системы учета населения и налогообложения, проведенное с целью повысить эффективность контроля за сбором податей с населения. Государство, стремясь выявить каждого индивидуального налогоплательщика, ввело новый принцип обложения — подушную подать. Налоги стали собираться теперь не со двора, а с ревизской души'. В 1718—1724 гг. была проведена перепись всего податного населения, причем все внесенные в списки должны были платить определенную подушную подать в год. Введение подушной подати привело к нескольким важным последствиям:
●
закреплению существующих социальных
структур, усилению власти помещиков над
крестьянами и, кроме того, распространению
налогового бремени на новые группы населения.