Российская Федерация в 90-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

После развала СССР пришедшие к власти радикалы выдвинули программу так называемых либеральных экономических реформ и начали осуществлять их по модели «шокотерапии». Их аргумент – стратегия эволюционной перестройки государственной экономки – не состоялся. Поэтому начался тотальный демонтаж советского строя и утверждение рыночно–капиталистических механизмов.

Содержание

1) Введение……………………………………………..2 – 3 страница.
2) Итоги распада СССР , экономический спад…...3 – 5 страница.
3) Экономические реформы современной России….5 – 7 страница.
4) Результаты экономических реформ……………….7 – 10 страница.
5) Отрицательные результаты реформ………… 10 – 11 страница
6) Заключение ……………………………………….11 – 12 страница.
7) Список используемой литературы……………13 страница.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по истории.docx

— 50.68 Кб (Скачать)

С 1990года сокращение выпуска продукции  растениеводства и животноводства приобрело устойчивый характер.

Политики образца 1991 года утверждали, что вся беда в колхозах и совхозах. А настоящая беда – в развале  коллективных хозяйств; в неудовлетворительной материально–технической базе сельско–хозяйственного производства; особенно пищевых и  перерабатывающих отраслей; отсталых технологиях; громадных потерях  урожая.

Происходит возврат к  примитивному земледелию и натуральному хозяйству. Все реформы на селе сведены  к реорганизации и приватизации коллективных хозяйств и фермеризации. Государство свернуло инвестиционную и финансовую поддержку АПК, его  материальное и техническое обеспечение. Этопривело к тому, что в 1995году объем  продукции сельского хозяйства  России, по сравнению со среднегодовым  производством за 1986–90годы, уменьшился на 35%, а в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности – более  чем в 2раза. Производство зерна и  сахарной свеклы сократилось почти  в двое, картофеля в 4раза, овощей – в 3, мяса и мясных продуктов  – на 40%, молока в 2раза. Резко снизилась  численность крупного рогатого скота, овец и коз, свиней и птицы.  
Животноводство отброшено на несколько десятков лет назад  
(см., таблицу).

Сельское хозяйство

Валовые сборы  и урожайность основных сельскохозяйственных культур характеризуется следующими данными:

 

все категории хозяйств

 

1995 г .

в % к 1994г.

1986–1990гг.

(в среднем за год)

1

2

3

4

зерно (в весе после доработки) валовой  сбор, млн. тонн

63,5

78

104,3

урожайность ц/га

11,6

81

15,9

сахарная свекла (фабричная) валовой сбор, млн. тонн

19,1

137

30,8

урожайность, ц/га

176

140

225

подсолнечник, валовой сбор, млн. тонн

4,2

164

3,1

урожайность, ц/га

10,2

126

12,7

льноволокно, валовой сбор, тыс. тонн

68,6

127

124

урожайность, ц/га

3,9

98

2,5

картофель, валовой сбор, млн. тонн

39,7

117

35,9

урожайность, ц/га

117

116

108

овощи, валовой сбор, млн. тонн

11,2

116

11,2

урожайность, ц/га

140

109

154


 

Результаты экономических  реформ

Валовые сборы крупяных культур  снизились: гречихи – почти на четверть, риса – на 12%. В наибольшей степени уменьшилось производство зернофуражных культур (овса, ячменя, зернобобовых) – на 36%.

Производство основных продуктов животноводства в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составило:

 

1995 г .

в % к 1994г.

1986–1990гг.

(в среднем за год)

мясо (в убойном весе)

5,9

87

9,7

молоко

39,3

93

54,2

яйца, млрд. штук

33,7

93

47,9


 

 

Животноводство

Численность скота во всех категориях хозяйств характеризуется следующими данными:

 

1995 г .

в % к 1994г.

1986–1990гг.

(в среднем за год)

крупный рогатый скот

39,2

90

60,5

сельхозпредприятия

27,3

88

 

хозяйства населения

11,3

97

 

фермерские хозяйства

0,6

102

 

в т.ч.

     

коровы

17,4

94

21,3

свиньи

22,6

91

40,2

овцы и козы

28,4

82

64,1


Результат – разрушена производственная база, заброшены прогрессивные технологии и научная поддержка аграрного сектора. Огромный урон причинен птицефабрикам и животноводческим комплексам, племенным и специализированным сельскохозяйственным предприятиям.

Возник губительный для крестьян диспаритет цен: из отрасли изъято за последние 5лет около 200трлн. рублей.  
Разрушена финансово–кредитная система. С1994г. сельскохозяйственное производство в целом стало убыточным. Большинство товаропроизводителей не могут осуществлять даже простое воспроизводство.

Прекращено финансирование всех социальных программ (жилье, объекты  соцкультбыта, газификация и электрификация, дороги, водоснабжение, связь, во многих селах не работают радио и телевидение). Крестьяне получают самую низкую заработную плату, и нерегулярно.

Современные международные  нормы – импорт 30% продовольствия – угроза национальной продовольственной безопасности.

США – стабильно импортировали 17–19 % продовольствия;

СССР – импортировал 14–16%, что мало; дополнительные 3–5% импорта  сняли бы проблему пресловутых очередей.

«Демократическая» Россия – 1995г. (Госкомстат) – 54% импорта продовольствия. При этом брали кредит на оплату. 1996г. – еще больше.

Обеспечение продуктами за годы «реформ» сократилось с 7и перешло  на 40–е место в мире. Потребление  мяса, молока, яиц и масла уменьшилось  на 30–40 % к дореформенному уровню.

1995г. – среднедушевое  потребление – 2347килокалорий  в сутки. По данным ООН: 2150ккал. – это постоянное недоедание. 2/3 россиян вплотную подошли к  этой черте.

Результатом всего этого явилось  обнищание большинства населения  страны, углубляющееся вот уже 6лет. Масштабам потребления россияне оказались отброшенными на 20лет назад. Общество подошло к самой границе возможности существования российской популяции. По данным Всемирной организации здравоохранения, потребление животного белка не должно опускаться ниже 30граммов на человека в день. У россиян этот показатель – 32грамма. П ритаком положении неудивительно, что 30% беременных женщин страдают анемией, рожают больных детей. Растут заболевания, связанные с ослаблением иммунитета.

Обобщенным показателем  продовольственного благополучия является питание на уровне медицински обоснованных норм. В дореформенный период россияне потребляли, в среднем, 3300ккал. В  настоящее время на отечественные  продукты приходится 1100–1200ккал. –  ниже грани, с которой начинается голод.

Реформаторы винят в этом общественную собственность на землю как детище коммунистической системы. Между тем, ее отстаивали Руссо, Толстой, Энгельгардт, Чаянов, Кондратьев и др. «Демократы»  уверяют, что мелкие формы частного землевладения и производства –  магистральный путь сельскохозяйственного  развития современных капиталистических  стран, тогда как во всем цивилизованном мире прогресс в аграрном производстве стоит на путях концентрации и специализации, внедрения новейших технологий.

Сама по себе форма собственности  на землю не в состоянии обеспечить рациональное хозяйствование. Важна  совокупность всех факторов, определяющих эффективность индустриального  производства, позволяющих получить высокую отдачу. Ни в одном указе Президента РФ, постановлениях Правительства не ставятся задачи повышения эффективности и роста сельскохозяйственного производства, улучшения условий жизни сельского населения. Всюду речь о создании частной собственности, разрушении общественного хозяйствования. А в это время развитые страны активно используют интенсивные ресурсосберегающие технологии. Можно сказать, они стремятся специализировать землепользование и вообще вывести сельское хозяйство из сферы прямого воздействия рынка. Это потому, что в аграрном секторе оборот капитала совершается гораздо медленнее, чем в других сферах. Поэтому сельскохозяйственное производство не конкурентоспособно по сравнению с другими отраслями экономики.

В последние 6 лет цены на энергоносители и промышленную продукцию росли в России в 3раза быстрее. В результате село не может укреплять и обновлять свою материально–техническую базу: приобретение сельскохозяйственных машин упало в 25раз по сравнению с дореформенным периодом.  
Внесение минеральных удобрений снизилось в 1995г. до 8кг. на1га пашни против 100кг в РСФСР, до реформ, и против 400–700 кг – в западноевропейских странах.

В десяти развитых странах  мира вообще нет частной собственности  на землю. Вдругих развитых государствах частная собственность все в  большей степени вытесняется  арендой, а продажа земли –  правом пользования землей и т.п.

Если в колхозах и совхозах труд был (на специализированных комплексах) полностью механизирован и автоматизирован  на 75%, то у наших фермеров и частников  он на 85% ручной. Хозяйство фермеров, как правило, убыточно.

Сегодняшняя аграрная программа называется «Стратегия реформ в продовольственном  и агарном секторах экономики  бывшего СССР. Программа мероприятий  на переходный период».  
Авторы: Международный валютный фонд и Международный Банк реконструкции и развития. Они исходили из аграрно–правовых теорий, предназначенных для стран третьего мира.

 

 

Все вышеизложенное позволяет  заключить, что «реформы» создали  определенные противоречия внутри общества и послужили причиной многих социальных конфликтов.

 

Отрицательные результаты реформ.

 

 

Внутренние  противоречия :

•  Рассогласованность целей экономической реформы и методов ее осуществления с интересами большинства населения страны.

•  Основную угрозу безопасности российского государства создает противостояние и нарастающее противоречие между выбором власти и отношением к нему большинства населения России.

•  Нестабильность стимулируется разрывом между конституционными, правовыми основами и реальной практикой, а так же противоречием между национальной ориентацией России на социальный прогресс и несовпадающими с этим геополитическими интересами ведущих стран мира.

Источники социальных конфликтов:

•  дальнейшее снижение уровня и качества жизни населения;

•  углубление имущественной дифференциации;

•  развитие социального неравенства и антагонизация общественных отношений;

•  отсутствие равных стартовых возможностей для граждан России, номенклатурно–криминальный раздел государственной собственности;

•  отчуждение народа не только от собственности, но и от власти;

•  девальвация интеллектуального и творческого труда как основной социальной ценности;

•  рост безработицы;

•  криминализация общественных отношений;

•  использование военной силы и карательных функций государства при решении политических проблем;

•  разгул преступности.

Таким образом, необходим  новый выбор пути реформирования общества, так как старые «реформы» 90–хгодов завели Россию в тупик. Вывести из тупика страну на основе устаревших идейно–теоретических доктрин  нельзя. Нужно заменить консервативно–либеральные  ориентиры на иную идеологию реформ, способную консолидировать общество. Базовыми ценностями новой стратегии  должны стать: многообразие форм собственности; правовое государство; свобода, равноправие, социальная справедливость; национальная солидарность и солидарная ответственность; укрепление национальной безопасности России. Это во–первых.

Во–вторых, без государственного управления экономикой России жить нельзя. Об этом сейчас говорят многие из руководства  России.Без эффективной социальной поддержки многие не выживут. Обстановка требует упрочения Российской государственности. Без сильного государства не бывать сильной России.

В–третьих, Государственные  органы власти обязаны принять все  меры, чтобы обеспечить соблюдение экономических и социальных прав граждан, закрепленные в Конституции  РФ 1993года.

90–е годы в социально–экономической  жизни России прошли под знаком  явной рассогласованности провозглашенных  целей радикальных рыночных реформ  и методов их реализации с  жизненными интересами подавляющего  большинства населения.

Заключение.

В отличие от наиболее развитых стран, в которых приоритетное значение приобретает ориентация, преодоление  растущей социальной дезинтеграции, неравенства  населения, Россия погрязла в эгоизме, коррупции и стяжательстве чиновников. Главная опасность – рассогласованность целей экономической реформы  и методов ее осуществления с  жизненными интересами подавляющего большинства  населения страны.

Основную угрозу безопасности Российского государства создает  противостояние и нарастающее противоречие между выбором власти и отношением к этому большинства населения  России.

Разрыв между конституционными, правовыми основами и реальной практикой, а также противоречие между национальной ориентацией России на социальный прогресс и не совпадающими с этим геополитическими интересами ведущих стран мира, все  это сохраняет нестабильность как  внутри страны, так и на международной  арене.

Новые факторы дестабилизации, проявившиеся к началу 1997года, усугубляют действие названных выше противоречий, среди которых можно выделить следующие: очевидное укрепление института  президентства проходило на фоне снижения доверия населения к  Президенту России; Договор об общественном согласии выполняется не всеми подписавшими его сторонами. Повинна в этом, больше всего, исполнительная власть: война в Чечне и ее тяжелые  последствия отразили новый виток  борьбы за власть.

Информация о работе Российская Федерация в 90-е годы