Российская Федерация в 90-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

После развала СССР пришедшие к власти радикалы выдвинули программу так называемых либеральных экономических реформ и начали осуществлять их по модели «шокотерапии». Их аргумент – стратегия эволюционной перестройки государственной экономки – не состоялся. Поэтому начался тотальный демонтаж советского строя и утверждение рыночно–капиталистических механизмов.

Содержание

1) Введение……………………………………………..2 – 3 страница.
2) Итоги распада СССР , экономический спад…...3 – 5 страница.
3) Экономические реформы современной России….5 – 7 страница.
4) Результаты экономических реформ……………….7 – 10 страница.
5) Отрицательные результаты реформ………… 10 – 11 страница
6) Заключение ……………………………………….11 – 12 страница.
7) Список используемой литературы……………13 страница.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по истории.docx

— 50.68 Кб (Скачать)

Страница |


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В  Г. НАДЫМЕ

 

 

 

                              Российская Федерация в 90-е годы.

(контрольная работа)

 

 

                                                                            По дисциплине « История » 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1)  Введение……………………………………………..2 – 3 страница.

2)  Итоги распада СССР , экономический спад…...3 – 5 страница.

3) Экономические реформы современной России….5 – 7 страница.

4) Результаты экономических реформ……………….7 – 10 страница.

5) Отрицательные  результаты  реформ………… 10 – 11 страница

6) Заключение ……………………………………….11 – 12 страница.

7) Список используемой  литературы……………13 страница.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

После развала СССР пришедшие  к власти радикалы выдвинули программу  так называемых либеральных экономических  реформ и начали осуществлять их по модели «шокотерапии». Их аргумент –  стратегия эволюционной перестройки  государственной экономки – не состоялся. Поэтому начался тотальный демонтаж советского строя и утверждение  рыночно–капиталистических механизмов.

Апробация новой программы состоялась в 1992–1993гг. Практика, показала, что  уже к концу 1992г. замысел радикального движения потерпел поражение. Результатом  стал процесс деиндустриализации. Однако выводы сделаны не были.  
Принятая в декабре 1993г. менее чем 1/4голосов населения новая Конституция РФ законодательно закрепила демонтаж советской системы.

Положение усугублялось тем, что с начала 90–х годов в России обострился системный кризис, унаследованный от политики «перестройки». Однако это  обстоятельство не остановило реформаторов. В результате реформ – без ухудшения  положения народных масс – и быстрого создания гражданского общества и демократических  институтов не состоялось. Ожидания не оправдались. Под прикрытием «реформ» развернулась ожесточенная борьба за власть. Ее результаты имели в октябре 1993г. трагический исход.

К середине 90–х годов страна сошла  с траектории системного кризиса  и вступила в фазу экономического, политического и социального регресса.

В сфере экономики обвальный спад производства и технологическое отставание вошли в стадию разрушения промышленного и аграрного потенциала, исторически сложившихся связей и инфраструктур. Свнутреннего рынка исчезают отечественные товаропроизводители; научно–технический прогресс заблокирован; сырьевой и торгово–посреднический бизнес вытесняют из экономики и финансовой системы страны индустриальное предпринимательство.

Результаты нынешнего  социально–экономического курса наглядно просматриваются на примере деятельности правительства В.Черномырдина. Вдекабре 1992г. седьмой Съезд народных депутатов  Российской Федерации утвердил его  главой правительства. Заистекшие 4года страна имеет рекордное падение  национального производства за всю  нашу историю, включая годы войны. Валовой  внутренний продукт в совокупности снизился на 28%. Для сравнения: за 1914–1917 гг. он снизился на 25%; за 1918–1922 гг. –  на 23%; за 1941–1945 гг. – на 21%.

По валовому внутреннему продукту , характеризующему стоимость товаров и услуг, производимых в отраслях народного хозяйства и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта, в 1987г. СССР превосходил ФРГ вдовое, соперничая с Японией за 2место в мире. Сейчас Россия в экономическом отношении уступает Франции в 2,5раза, Японии – в 7, США – в 12раз. По величине ВВП Россия значительно отстает от Германии, Японии, Франции, Австрии, Италии, Великобритании и других стран, ненамного опережает Бразилию и Индонезию, и за последние 10лет скатилась на 55–57место в мире.

Произведенный в 1993г. национальный доход составил 57% от уровня 1990г., продукция промышленности – 63%, капитальные вложения – 43%. По данным Госкомстата РФ, отставание экономики России от США за 4года «реформ» выросло на 64%.

Особенно заметно отставание России в военно–технической сфере. По сравнению с США, Россия продает  танков в 17раз меньше, БМП – в 3,5раза, ракетных комплексов – в 20раз  меньше. Доля США и ФРГ в мировой  торговле оружием возросла более  чем в 3раза, доля России снизилась  втрое. Одна из главных причин –  развал экономики страны, поспешное  свертывание разработок по производству новейшего вооружения.

Если сравнить современное  состояние нашей экономики с  экономикой периода Великой Отечественной  войны, то оно выглядит следующим  образом. Годовые потери в уровне производства даже в тяжелейшем 1942г. не превысили 23%. В 90–е годы спад производства превысил 50% (в машиностроении – 70%, в легкой и текстильной – 80%, в  военно–промышленном комплексе  – 90%). Известно, что при спаде  производства свыше 30% начинается цепная реакция разрушения всей промышленности. В сложившейся ситуации идет целенаправленное уничтожение всей базовой промышленности страны, без которой невозможен прогресс.

За годы реформ неуклонно рос  государственный долг.  
Внешний долг к началу 1997года составил 150млрд.долл. против 95млрд.долл. в 1992году. В конце 1992года не было внутреннего долга, оформленного государственными ценными бумагами. К исходу 1996года этот долг составил около 250трлн. руб., или 45млрд. долл. по текущему валютному курсу.  
Итого:за 4года долг правительства вырос на 77млрд. долларов. Только в 1996году он вырос на 42млрд. долларов за год, т.е.возрастал на 3,5млрд.долларов ежемесячно.

Что касается «реформ» в  целом, то за прошедшие годы не решена ни одна из средне– или долгосрочных проблем, стоящих перед страной, ни одна реформа (аграрная, военная, жилищно–коммунального  хозяйства, социальной сферы, судебной системы, правоохранительных органов) не проведена в жизнь. В последние  годы прибавился «букет» новых кризисов – бюджетного, неплатежей, расчетного, инвестиционного, долгового, банковского.

Итоги распада СССР , экономический  спад.

 

Важным показателем состояния  экономики страны является  
занятость населения . Допустимым уровнем безработицы считается 6%, критическим – 8%. В России сейчас она – свыше 13%; Это официально, на самом же деле – больше 20млн. безработных при среднегодовой численности занятых в экономике в 1994году 70,2млн.человек.

Весьма серьезным социальным показателем  здоровья народа является потребление алкоголя . По оценкам ВОЗ употребление его свыше 8л. на человека в год ведет к началу генного вырождения нации. В России сегодня уровень потребления – от 15 до 20л. на человека.

В итоге приватизации негосударственный сектор стал ведущим, в частные руки перешло 110тыс. предприятий. Но это не принесло ни роста эффективности производства, ни улучшения обслуживания населения.

В результате чековой приватизации произошло ограбление народа. Она  дала в бюджет страны всего 1трлн.рублей.  
Например, ЗИЛ со стоимостью основных фондов не менее 1млрд.долларов – был продан за 4млн.долларов.

Уникальный Норильский горно–металлургический комбинат (НГМК) был включен правительством в перечень стратегически важных объектов, не подлежащих приватизации. Однако это не помешало банкирам «ОНЕКСИМ–банка»  выкупить контрольный пакет акций  РАО «Норильский никель» всего  за 170млн.-долларов. Это составляло месячную выручку одного только НТМК, удовлетворяющего 47% мировой потребности в платиноидах, в общероссийском масштабе производящего 74% никеля, 62% меди, 78% кобальта.

Фактическую экономическую  власть в стране после приватизации государственной промышленности получило примерно около 5% населения России.

По данным комиссии Государственной  Думы Федерального Собрания убытки, понесенные государственной казной от приватизации, превысили 9квадриллионов рублей (в  ценах 1995года). Это привело к обострению проблемы социальной защиты уязвимых слоев населения России, показало полную несостоятельность и крах гайдаровско–чубайсовской модели реформ. Цены возросли во много тысяч раз  при медленном росте заработной платы. Попризнанию одного из экс–лидеров  «первой волны» демократов, бывшего  мэра Москвы Гавриила Попова «прежде  всего надо решительно порвать с  гайдаровской моделью «нулевого  цикла», когда сначала все разоряется, а потом что–то формируется. Великая  держава может не выдержать такого самораздевания: ее могут просто съесть на этапе слабости. Постиндустриальная эпоха, к которой мы стремимся, предполагает 20–30% госсобственности, 60–70% бесплатного  образования и лечения. Мы пока же разрушаем то, что есть» .

Идеология и практика либерального радикализма оказалась социальной утопией, которая не должна быть основой  формирования экономической и социальной политики, отражающей национальные интересы настоящего и будущего России.

В ходе реформирования произошло  резкое социальное расслоение общества, в котором выделилось пять основных групп, различающихся, прежде всего, по величине доходов.

Первая группа – низкооплачиваемые  работники – рабочие и служащие бюджетной сферы, государственных  учреждений и организаций, преподаватели (включая профессуру), военнослужащие и др. – примерно 70% населения.

Вторая группа – среднеоплачиваемые работники – рабочие и служащие негосударственных учреждений, государственные  служащие – высокие должности, элитный  слой рабочих топливно–сырьевого комплекса  – примерно 20% населения.

Третья группа – высокооплачиваемые работники – генералитет; обслуживающий  персонал элитной части общества, служащие банков и других финансовых структур – примерно 4% населения, а  также мелкие предприниматели – 3% населения.

Четвертая группа – богатые  люди – обслуживающие, в основном, внутренний рынок – примерно 3% населения.

Пятая группа – сверхбогатые люди – предприниматели, связанные  с внешним рынком – 0,2%населения. Им принадлежит больше половины всех доходов.

Проблема поляризации  доходов – одна из острейших проблем  современной России. По мере расширения «ножниц» она становится очень опасной. На Западе общество считается нестабильным, если доходы 10% богатых превышают доходы 10% бедных в 8раз. В России эта планка значительно выше. По официальной статистике, превышение равно 12,3раза, по расчетам Института социально–экономических проблем народонаселения РАН, грань превышена более чем в 20раз. Все это породило нестабильность в обществе – постоянный стресс, депрессию, рост самоубийств, алкоголизма. По оценке ВОЗ, в России идет «вялотекущая деградация».

Более того, богатые и  бедные находятся в состоянии  социального антагонизма. Первые, как  и во времена царизма, считают, что  неимущие–это лодыри, которые ничего не делают, чтобы выбраться из ямы, и потому презирают их. Бедные, оставаясь  месяцами без зарплаты и пенсии, в свою очередь, называют «новых русских» их грабителями, которые криминальным путем захватили государственные  ценности, созданные многолетним  трудом всего народа.

В современной России активно формируется  «социальное дно»: бомжи, нищие, уличные  проститутки, беспризорники. Поданным Института социально–экономических  проблем народонаселения РАН  «на дне» уже 10% населения – примерно 14млн.человек. А вокруг них, в так называемом «придонье», концентрируются группы риска с большой вероятностью люмпенизации. Социальный парадокс в том, что в категорию «новых бедных» вошли учителя, врачи, научно–техническая интеллигенция. «Новая» пирамида неравенства растет. Все это привело к возникновению как бы двух Россий , не похожих по своему материальному положению, поведению, предпочтениям, ориентациям. А средний класс–основа любого общества – так и не сформировался.

Уровень жизни  населения

 

1995 г .

1994 г .

Реальные среднедушевые денежные доходы

87

113

Реальная среднемесячная начисленная  зарплата

74

92

Средний размер назначенных пенсий

(в месяц)

183,5

75,9


 

Реальный размер назначенной месячной пенсии

81

94

Прожиточный минимум (в среднем  на душу в месяц), тыс. руб.

264,1

86,6

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, млн. человек

36,6

33,3

в % к общей численности населения

24,7

22,5

в % к соответствующему периоду  прошлого года

110

80


 

Экономические реформы  современной России

В ходе рыночных реформ произошло  увеличение смертности и сокращение рождаемости. За пять лет страна потеряла на 3,5миллиона человек больше, чем  родилось. Уходят из жизни трудоспособные мужчины. Уже сейчас ожидаемая средняя  продолжительность их жизни – 58лет. В большинстве своем они не доживают до пенсии.

Здоровье становится проблемой  и для молодежи и детей. А это свидетельствует, нас ждет «больное» будущее. Потери идут не только в численности, но и в «качестве» людей: по физическому, психическому здоровью, образованию, профессиональному уровню. Мы теряем свой нравственный потенциал, культуру. Ситуация выходит за ту черту, когда уже эффективно не могут решаться ни экономические, ни государственные, ни политические проблемы, а Россия превращается в сырьевой придаток Запада. Об этом свидетельствует ситуация в решении продовольственной проблемы.

Агропромышленный  комплекс . По производству сельскохозяйственной продукции на душу населения СССР в предреформенное время находился в одном ряду с наиболее развитыми государствами мира. По производству зерна, картофеля, птицы (кур) и молока Россия превосходила 12 стран Европейского Сообщества и уступала им только по производству мяса на душу населения. Картофеля и молока в стране производилось больше, чем в США.

Производство на душу населения, кг (в среднем за год)

Продукция

1986–1990 годы

 

Россия

США

ЕС–12

Зерно

711

1360

512

Картофель

245

75

159

Молоко

370

267

359

Мясо

66

120

88

Информация о работе Российская Федерация в 90-е годы