Роль православной церкви в формировании централизованного Московского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 13:54, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлена важной социальной, политической и культурной ролью, которую играла церковь в период становления русской государственности, огромным значением духовенства, в становлении ее политических и культурных традиций. Обращение к этой теме позволяет подробно рассмотреть процесс формирования в российском общественном сознании представлении о характере властных отношений. Исследование этой проблемы дает возможность изучить и специфику норм общественно-политического взаимодействия в российском обществе. Обращение к данной проблематике позволяет глубже понять развитие церковно-государственных отношений сегодня, когда представители власти разных уровней всячески демонстрируют, хотя бы внешне, приверженность к православной культурной традиции.

Задачи:

•рассмотреть представленные в российской исторической литературе точки зрения на роль русской православной церкви в формировании единого централизованного государства;
•раскрыть роль Русской Православной церкви в создании единого централизованного государства и особенности взаимоотношений государства и церкви в период становления единого государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1.Историографический обзор темы……………………………………5
2.Роль русской православной церкви в становлении
Российского государства …….........................................................11

3.Становление русской национальной церкви как один из
факторов складывания централизованного государства..............14

4.Еретические течения внутри церкви и отношение
к ним государства………………………………………………….....18

5.Церковь и государство в XVI вв…………………………………….20
Заключение ……………………………………………………………….….22

Список использованной литературы………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     В XVI веке формирование национальной церкви приобретает новые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени превращается в государственную церковь. Предпосылки  такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. На Руси эту традицию стремился продолжить князь Владимир и его наследники -Андрей Боголюбский, Владимир Мономах и др. Но после распада единого русского государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства.

     Наибольший импульс установлению такого союз, превращению в государственную национальную церковь придали три крупных церковных деятеля XVI века: игумен Волоколамского монастыря Иосиф, митрополиты Даниил и Макарий. Как отмечает П.Н.Милюков, Иосиф теоретически поставил русского князя на то место, которое занимал в восточной церкви император византийский. Даниил практически подчинил церковь и ее представителей воле светской власти. Наконец, Макарий применил теорию в практику светского вмешательства к пересмотру всего духовного содержания национальной церкви.

     Венцом  Иосифлеенской политики были духовные соборы первых годов самостоятельного правления Ивана Грозного (Милюков  П.Н. Очерки по истории Русской культуры в 3т. Т.2. Ч. 1. С.37). Важнейшим плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих — создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни. 

Еретические движения внутри церкви и отношение к ним государственной власти 

     С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского  государства. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь  стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская власть в лице великих князей вынуждена была искать зачастую компромиссные пути.

     Вторая  половина XIV-XVI вв. - время острых религиозных  споров. Еще в XIV в. на Руси появляются еретические движения. Ереси - это  религиозные учения, противоречащие ортодоксальным догматам церкви. Так, возникшая в 70-х годах в Новгороде ересь стригольников критиковала Библию и сочинения «отцов церкви», отвергала церковные обряды, осуждала возвеличивание духовенства. Идеи стригольников (происхождение этого названия неясно) содержали также социальный протест: они выступали против закабаления свободных людей. Несмотря на преследования, сторонники стригольничества (низшее духовенство и ремесленники) встречались и в середине XV в.

     Новая ересь (вторая половина XV в.) получила название ереси «жидовствующих», так как ее приверженцы обвинялись в переходе в иудаизм. Видимо, действительно, эти еретики использовали какие-то сочинения иудейских авторов, в целом оставаясь в пределах христианского вероучения. Еретики-священники отрицали церковную иерархию, не принимали догмат о троичности божества, считали ненужными иконы и обряды.

     Против  еретичества повела решительную  борьбу церковь. Высшие церковные иерархи: новгородский архиепископ Геннадий и игумен крупнейшего монастыря Иосиф Волоцкий - призывали применить силу против них. В 1490 г. ересь была осуждена церковным собором в Москве. Тем не менее, она проникла даже в великокняжеский дворец, и одно время еретикам покровительствовал Иван III. Но в 1502 г. он окончательно порвал с ними. Тогда новый церковный собор в 1504 г. осудил еретиков на смерть.

     Внутреннее  церковное движение связано и  с такими направлениями, как «осифлянство» и «нестяжательство». В центре спора между ними стоял вопрос о церковных богатствах. Теория «нестяжательства» зародилась в конце XV в. среди монашества заволжских монастырей. Их идеологом стал Нил Сорский. Он настаивал на необходимости строгого использования церковных правил и обрядов, в целях нравственного самоусовершенствования проповедовал ведение аскетического образа жизни и отказ от мирских удовольствий. В этой связи Нил пришел к выводу о вреде монастырского крупного землевладения и считал возможной его ликвидацию.

     Другие  же церковные деятели настаивали на необходимости для церкви иметь большие материальные средства, чтобы можно было успешно выполнять функции проводника христианской веры. Они также требовали невмешательства светской власти в церковные дела, добиваясь сильной, богатой и независимой церкви, занимающей высокое положение в политической жизни государства. Во главе этого направления стоял настоятель подмосковного Волоцкого монастыря Иосиф (отсюда – «осифляне»).

     Между нестяжателями и осифлянами развернулась борьба, продолжавшаяся до середины XVI в. Преследуя свои интересы, великокняжеская власть первоначально поддерживала нестяжателей. В 1503 г. на церковном соборе по инициативе Ивана III был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладений. Однако церкви удалось отстоять свое имущество, а нестяжатели потерпели поражение. Но, несмотря на это, в первые годы своего правления Василий III все еще поддерживал их. Однако вскоре выяснилось, что при относительно слабой великокняжеской власти, ориентация на сильную церковь более предпочтительна. Шаг навстречу сделал и глава осифлян. Борьба против «нестяжателей» приобретает более решительный характер.  

Церковь и государство  в XVI в. 

    Процесс усиления государственной власти неизбежно  вновь выдвигал вопрос о положении  церкви в государстве. Царская власть, источники доходов которой были немногочисленными, а расходы велики, с завистью смотрела на богатства церквей и монастырей.

    На  совещании молодого царя Ивана IV с митрополитом Макарием в сентябре 1550 г. была достигнута договоренность: монастырям запрещалось основывать новые слободы в городе, а в старых слободах ставить новые дворы. Посадские люди, бежавшие от тягла в монастырские слободы, кроме того, «выводились» назад. Это было продиктовано потребностями государственной казны.

    Однако  такие компромиссные меры не удовлетворили  государственную власть. В январе-феврале 1551 г, был собран церковный собор, на котором были зачитаны царские вопросы, составленные Сильвестром и проникнутые нестяжательским духом. Ответы на них составили сто глав приговора собора, получившего название Стоглавого, или Стоглава. Царя и его окружение волновало, «достойно ли монастырям приобретать земли, получать различные льготные грамоты. По решению собора прекратилось царское вспомоществование монастырям, имеющим села и другие владения. Стоглав запретил из монастырской казны давать деньги в «рост» и хлеб в «насп», т.е. - под проценты, чем лишил монастыри постоянного дохода.

    Ряд участников Стоглавого собора (иосифляне) встретили программу, изложенную в  царских вопросах, ожесточенным сопротивлением.

    Программу царских реформ, намеченных Избранной Радой, в наиболее существенных пунктах Стоглавый собор отклонил. Гнев Ивана IV обрушился на наиболее видных представителей иосифлян. 11 мая 1551 г. (т.е. через несколько дней после завершения собора) была запрещена покупка монастырями вотчинных земель «без доклада» царю. У монастырей отбирались все земли бояр, переданные ими туда в малолетство Ивана (с 1533 г.). Тем самым был установлен контроль царской власти над движением церковных земельных фондов, хотя сами по себе владения остались в руках у церкви. Церковь сохраняла свои владения и после 1551 г.

    Вместе  с тем, были проведены преобразования во внутренней жизни церкви. Утверждался  созданный ранее пантеон общерусских  святых, унифицировался ряд церковных  обрядов. Были приняты также меры по искоренению безнравственности духовного сословия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Таким образом,  церковно-государственные  отношения, оформившиеся на Руси к середине XV в., характеризовались тесным переплетением функций церковных и государственных институтов. Доминирующим, однако, оказывалось влияние великокняжеской власти.

     Со  времен Дмитрия Донского, когда великое  княжение Владимирское сделалось наследственным владением в роду князей Московского  дома, явственно обозначилась ситуация подчинения духовной власти светским властям. Но решающим нарушением баланса сил между государством и церковью в пользу государства стало фактическое утверждение автокефалии русской церкви, лишившее ее заступничества константинопольского патриарха. Осознание далеко идущей общности интересов государства и церкви в период антиордынской борьбы сменилось со стороны великокняжеской власти стремлением единолично регулировать сферу компетенции, издревле составлявшую прерогативу церковной организации.

     Переход церковных учреждений к обладанию земельными вотчинами, совершившийся в XIV - XV столетиях создал область столкновения интересов церкви с правами государственного и частного патроната, неизвестную практике прежних веков. Нарастающей конфликтностью во взаимоотношениях государства и церкви характеризуется эпоха Ивана III. Апогеем противостояния светской и церковной властей стал церковный собор 1503 г., на котором обсуждался план конфискации монастырских вотчин.   Но уже в эпоху Ивана IV была произведена первая масштабная конфискация церковных владений Новгородской церкви.  
 
 
 

Список  литературы 
 

  1. Борисов, Н. С. Русская церковь в политической борьбе XIV - XV веков./Н.С. Борисов. - М., 1986.- С. 17, 73, 133.
  2. Галкин, В. А. Роль народных масс в образовании русского централизованного государства в XIV - XV веках./В.А. Галкин. - М., 1958. - С. 26,28.
  3. Графский, В. Г. Представление о власти и законе в средневековой Руси: римско-византийские влияния. // Римско-константинопольское наследие на Руси.- М.,1995.
  4. Зимин, А. А. Россия на рубеже XV - XVI веков./А.А. Зимин - М.,1982. - С. 239.
  5. Зимин, А. А. Россия на рубеже XV - XVI веков. Очерки социально - политической истории./А.А. Зимин. - М., 1982. - С. 242.
  6. Ипатов, А. Н. Православие и русская культура./А.Н. Ипатов - М., 1985. - С. 16.
  7. Ключевский, В. О. Курс Русской истории./В.О. Ключевский. - Кн. И. - М: Мысль, 1988. - С. 45.
  8. Красников, Н. П. Русское православие, государство и культура. (Исторический аспект.)./Н.П. Красников - М., 1989. - С. 16, 17.
  9. Мавродин, В. В. Формирование русской нации. Стенограмма публичной лекции, прочитанной 7 июля 1947 года./В.В. Мавродин. - Л., 1947. - С. 18, 19.
  10. Милюков,  П. Н. Очерки по истории русской культуры.//Н. Милюков. - Т. 2. - М., 1994. - С. 33.
  11. Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории./С.Ф. Платонов. - Петрозаводск, 1996. - С. 164.
  12. Пресняков, А. Е. Образование Великорусского государства./А.Е. Пресняков. - М., 1998. -С. 201, 210.

Информация о работе Роль православной церкви в формировании централизованного Московского государства