Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 13:54, реферат
Актуальность темы обусловлена важной социальной, политической и культурной ролью, которую играла церковь в период становления русской государственности, огромным значением духовенства, в становлении ее политических и культурных традиций. Обращение к этой теме позволяет подробно рассмотреть процесс формирования в российском общественном сознании представлении о характере властных отношений. Исследование этой проблемы дает возможность изучить и специфику норм общественно-политического взаимодействия в российском обществе. Обращение к данной проблематике позволяет глубже понять развитие церковно-государственных отношений сегодня, когда представители власти разных уровней всячески демонстрируют, хотя бы внешне, приверженность к православной культурной традиции.
Задачи:
•рассмотреть представленные в российской исторической литературе точки зрения на роль русской православной церкви в формировании единого централизованного государства;
•раскрыть роль Русской Православной церкви в создании единого централизованного государства и особенности взаимоотношений государства и церкви в период становления единого государства.
Введение………………………………………………………………………3
1.Историографический обзор темы……………………………………5
2.Роль русской православной церкви в становлении
Российского государства …….........................................................11
3.Становление русской национальной церкви как один из
факторов складывания централизованного государства..............14
4.Еретические течения внутри церкви и отношение
к ним государства………………………………………………….....18
5.Церковь и государство в XVI вв…………………………………….20
Заключение ……………………………………………………………….….22
Список использованной литературы………………………………………23
Признавалось влияние на великокняжескую власть «прочных традиций, коренившихся в патриархальности представлений о характере власти, которые имели к тому же и религиозную санкцию».
В частности говорилось о сходстве некоторых церковных и светских идей в объединительной идеологии и даже признавалось влияние религиозного идеала светской власти на политику московских князей. В поле зрения исследователей стали попадать не только факты союзнических отношений церкви и светской власти в этот период, но и моменты противоречий и борьбы между ними как следствие сопротивления церкви своему подчинению княжеской власти. Эти особенности отмечались такими исследователями, как Н.Я. Щапов, А.А. Зимин, В.Т. Пашуто, A.M. Сахаров, В.И. Корецкий, А.С. Хорошев, Н.С. Борисов.
Рассматривая церковь как «крупнейшего феодала», «крупный пережиток феодальной раздробленности», они отмечали не только ее «положительную вспомогательную роль» в процессе централизации, но и сопротивление духовенства этому процессу в своей борьбе за самостоятельность от светской княжеской власти.
Ими был сделан важный вывод о значительной степени независимости церкви от светской власти, которая сохранялась у нее в течение почти всего XV столетия. Основным аспектом участия церкви в формировании централизованного государства в работах названных историков продолжало оставаться «освящение» духовенством «политики московских князей», «идеологическая окраска» их действий.
В
конце 80 - начале 90-х гг. в связи
с развитием научного интереса к
проблемам православия в
Сегодня появились диссертационные исследования,
посвященные изучению общественного сознания
XIV – XVI вв. и его влиянию на развитие
процесса централизации
власти. В них обращается внимание на проблему
идейного воздействия РПЦ на формирование
новой системы социально-политических
связей в обществе этого времени.
В работах исследователей Д.Ю. Кривцова, В.А. Кучкина, Б.Н. Флори, А. В. Кореневского рассматриваются такие аспекты духовного влияния церкви на становление русского общества и государства, как воздействие нравственно-этической системы ценностей православного черного духовенства, «принципов... этической системы общежительных монастырей» на характер формировавшихся в этот период властных отношений; на их структуру; на общественные представления о государственной власти того времени.
Снова
обращается внимание на идею «православного
царя». Объектом пристального изучения
вновь стала идея «христианского царства»,
«христианской империи».
Роль
русской православной
церкви в становлении
Российского государства
В
отличие от западных национальных государств,
централизация которых
Русская Православная Церковь, как говорилось выше, была не только одним из факторов религиозного единства русского народа, но и представляла собой институционализированный каркас этого единства.
В течение относительно короткого времени двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия.
Во время татаро-монгольского ига ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской православной церкви митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой, подолгу жил в Москве, где и умер в 1326 г., и был погребен в Успенском соборе. Его приемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества.
Православное духовенство сыграло активную роль в освободительном процессе от татаро- монгольского ига. Особые заслуги в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы
В подготовке битвы большое значение имело создание соответствующего духовно-нравственного настроя Сергием Радонежским. Именно в это время подготовки Руси к великим испытаниям Сергию пришло видение. Ему во сне явилась Богородица и обещала свою заботу и покровительство русской земле» Такого рода духовные откровения имели огромное влияние на настроение и состояние духа людей. Весть о «явлении Богородицы» Сергию быстро распространилась по русским землям, что способствовало подъему патриотического чувства, единения русского народа. Обещание Богородицы оберечь русскую землю соединилось в народном сознании с подготовкой к отпору новому золотоордынскому нашествию.
Трудно переоценить значение полученного Дмитрием Донским накануне Куликовского сражения от преподобного Сергия благословения «на битву за землю русскую». Вместе с благословением Сергий Радонежский отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монастыря богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета.
Преподобный Сергий стремился преодолеть конфликты между русскими князьями, способствовал их консолидации во имя интересов Русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерег Рязанского князя Олега от выступления на стороне Орды. И князь Олег послушался увещевания авторитетного священнослужителя, что без сомнения способствовало победе русских войск. После Куликовской битвы в 1387 году он настоял на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега Федором. Таким образом, были сняты проблемы в отношениях Москвы и Рязани и между ними надолго был заключен мир.
Победа
на Куликовом поле (1380 г.) не позволила
Дмитрию Донскому свергнуть иго, но
Москва окончательно закрепила за собой
роль общенационального центра. Однако
лествичное право наследования великого
стола, постоянное дробление отчины —
великого княжения — на уделы не соответствовали
интеграционным процессам и дальнейшему
укреплению великокняжеской власти, отвечает
христианскому представлению о богоугодном
характере власти. Переход на новый принцип
престолонаследия (от отца к сыну) привел
к династической войне 1433—1453 гг. Несмотря
на огромные бедствия и тяжелые неудачи
в ходе войны, Василий II Темный отстоял
свою власть, и процесс объединения русских
земель вступил в завершающую фазу — Московское
княжество из удельного превращалось
в Русское государство.
Становление
русской национальной
церкви как один из
факторов формирования
единого централизованного
государства
В формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской православной церкви. В процессе становления национальной Русской православной церкви можно выделить две стороны — формально-организационную и содержательно-духовную. Формально-организационная сторона связана с постепенным обретением Русской православной церкви самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной (независимой) церкви. Как известно, с начала своего образования, Русская православная церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должностное лицо на Руси — митрополит Киевский, затем Владимирский и Московский прямо назначались Константинополем и были по национальности греки. В ХIII-ХV вв., в связи с татаро-монгольским нашествием на Балканский полуостров и захватом крестоносцами Византии, процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась
Чаще всего митрополит посвящался дома, на Руси, а патриарх лишь утверждал это посвящение. В конце XV века в отношениях православных церквей Руси и Константинополя произошли существенные изменения. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию — документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам.
Веками
православная Русь воспитывалась в
духе ненависти к Римской
В содержательно-духовном плане в формирование единого русского государства и становлении национальной православной церкви большое значение имело создание общерусских святынь. Известный российский историк и общественный деятель П.Н.Милюков отмечал, что еще во времена Киевской Руси жители каждой местности любили иметь у себя свою особенную, специально им принадлежащую святыню: свои иконы и своих местных угодников, под покровительством которых находился тот или другой край. Естественно, что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали и даже относились к ним враждебно.
Объединение земель требовало и изменения взглядов на местные святыни. Собирая уделы, московские князья без церемоний перевозили важнейшие из этих святынь в новую столицу. Таким образом, появились в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода, икона I Благовещения из Устюга, икона Божьей Матери Одигитрия из Смоленска и др. Цель собирания этих святынь в Москве не в том, чтобы лишать покоренные области местных святынь, привлечь к себе их благосклонность, а в том, чтобы привлечь все местные святыни во всеобщую известность и таким образом создать единую сокровищницу национального благочестия.
На решение этой же задачи была направлена работа двух духовных соборов в период правления Ивана Грозного по канонизации русских святых. На первом соборе (1547 г. ) было канонизировано 22 святых угодника. На втором (1549г.) — еще 17 угодников. В Русской православной церкви за 3 года было канонизировано столько святых, сколько не было канонизировано за пять предыдущих веков ее существования. Таким образом, Русская православная церковь доказала, что она имеет богатые духовные основания и в этом плане способна потягаться с любой древней христианской церковью.
На фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV века начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме». Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками. Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III игумен псковского монастыря Филарет. «Церковь старого Рима пала неверием апполинариевой ереси, второго же Рима — Константинопольскую церковь иссекли секирами агаряне. Сия же ныне третьего нового Рима — державного твоего царствия — святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христиан царь. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть. Твое христианское царство уже иным не достанется». Таким образом, московский государь получил религиозное освещение не только на управление всеми русскими землями, но и всем миром.