Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 13:54, реферат
Актуальность темы обусловлена важной социальной, политической и культурной ролью, которую играла церковь в период становления русской государственности, огромным значением духовенства, в становлении ее политических и культурных традиций. Обращение к этой теме позволяет подробно рассмотреть процесс формирования в российском общественном сознании представлении о характере властных отношений. Исследование этой проблемы дает возможность изучить и специфику норм общественно-политического взаимодействия в российском обществе. Обращение к данной проблематике позволяет глубже понять развитие церковно-государственных отношений сегодня, когда представители власти разных уровней всячески демонстрируют, хотя бы внешне, приверженность к православной культурной традиции.
Задачи:
•рассмотреть представленные в российской исторической литературе точки зрения на роль русской православной церкви в формировании единого централизованного государства;
•раскрыть роль Русской Православной церкви в создании единого централизованного государства и особенности взаимоотношений государства и церкви в период становления единого государства.
Введение………………………………………………………………………3
1.Историографический обзор темы……………………………………5
2.Роль русской православной церкви в становлении
Российского государства …….........................................................11
3.Становление русской национальной церкви как один из
факторов складывания централизованного государства..............14
4.Еретические течения внутри церкви и отношение
к ним государства………………………………………………….....18
5.Церковь и государство в XVI вв…………………………………….20
Заключение ……………………………………………………………….….22
Список использованной литературы………………………………………23
АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Кафедра
государственного строительства
Реферат
на
тему: Роль православной
церкви в формировании
централизованного
московского государства.
Исполнитель:
Листопадов Н.Ф.
Руководитель:
Шимукович С.Ф.
к. ист. н., доц.
Минск
2010
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет подготовки
Кафедра государственного строительства
на реферат
Слушателя Листопадова
Николая Федоровича____________________
Группы
Государственное строительство_________________
По дисциплине
История государственного
строительства Беларуси
и зарубежных стран_________________________
По теме:
Роль православной церкви
в формировании централизованного
московского государства. _________________
Оценка
работы
Подпись руководителя Дата
Содержание
Введение…………………………………………………………
Российского государства ……....
факторов складывания централизованного государства..............14
к ним государства…………………………………
Заключение ……………………………………………………………….….22
Список
использованной литературы………………………………………23
Введение
Духовной основой формирования единого централизованного государства в XIV-XVI вв. стало православие, так как формирование многонационального поликонфессионального государства на протяжении веков шло под влиянием русской идеи. Русская идея заключалась в богоизбранности Руси для преемственности Православия и сохранения духовных ценностей, принятых вместе с христианством от Византии.
Актуальность темы обусловлена важной социальной, политической и культурной ролью, которую играла церковь в период становления русской государственности, огромным значением духовенства, в становлении ее политических и культурных традиций. Обращение к этой теме позволяет подробно рассмотреть процесс формирования в российском общественном сознании представлении о характере властных отношений. Исследование этой проблемы дает возможность изучить и специфику норм общественно-политического взаимодействия в российском обществе. Обращение к данной проблематике позволяет глубже понять развитие церковно-государственных отношений сегодня, когда представители власти разных уровней всячески демонстрируют, хотя бы внешне, приверженность к православной культурной традиции.
Задачи:
Историографический
обзор темы
Научный интерес к проблеме идейно-политического влияния РПЦ на формирование Великорусского централизованного государства обусловлен несколькими, тенденциями в исторической науке.
Во-первых,
это начавшийся критический пересмотр
марксистской советской концепции
становления единого
Эти особенности современной отечественной исторической науки предоставляют возможность во многом по-новому взглянуть на роль русской православной церкви в процессе образования национального централизованного государства.
Поэтому изучение проблемы участия РПЦ в государственном строительстве способствует понять, какую реальную роль в этом процессе еще способна сыграть русская православная церковь как хранитель православных ценностей и идеалов.
Проблема участия русской православной церкви в формировании централизованного государства интересовала еще дореволюционных историков. В схеме ее анализа у многих из них центральное место занимала взаимосвязь власти и общества, народа и государственных структур управления. Через эту «связку» рассматривался и вопрос о роли церкви в государственном строительстве XIV - XV вв. Всю литературу по этой проблеме можно хронологически разделить на три периода: дореволюционный (XIX - начало XX в.), советский, пост советский.
Большинство исследователей дореволюционного периода рассматривало проблему формирования централизованного государства, используя традиционную для работ XIX в. схему анализа. В трудах славянофилов элементы этой схемы назывались «земля» и «государство»; в капитальном труде СМ. Соловьева – «народонаселение» и «власть»; в работах В.О. Ключевского – «государство» и «новая национальная формация».
В зависимости от того, какому из этих элементов тот или иной исследователь отдавал предпочтение, т.е. какой из них рассматривался им в качестве наиболее активной ведущей силы в процессе создания нового централизованного общественно-политического порядка, в соответствии с этим делался акцент на тех или иных участия русской православной церкви в процессе централизации власти и создания единого государства.
Так, представители государственной школы и близкие к ней исследователи, такие, как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, К. Бестужев-Рюмин в качестве активной силы в процессе централизации рассматривали, прежде всего, княжескую власть. Поэтому среди форм и способов участия церкви в формировании национального единого государства они выделяли такие, которые так или иначе сами отразили на себе влияние деятельности русских князей, не имели без нее самостоятельного значения. Это такие аспекты, как:
- монастырская колонизация, которая рассматривалась как путь проникновения влияния московских князей за пределы собственной вотчины; - превращение Москвы стараниями митрополитов в церковную столицу Руси;
- идеологическая поддержка политических акций московских князей, освящение политических успехов Москвы.
При этом все исследователи исходили из идеи неизменного союза между православной церковью и светской княжеской властью в течение всего периода государственного строительства XIV-XV вв.
Представителями государственной школы были историки начала XX в. С.Ф. Платонов, П.Н. Милюков, А.Е. Пресняков. Они опирались на идею союза церкви и государства. Роль церкви в образовании централизованного государства они понимали, прежде всего, как идеологическую поддержку духовенством княжеской власти, «освящение политики» князей «особой идеологией».
Другие исследователи проблемы в схеме «народонаселение» и «власть» делали акцент на изучении влияния народа, как носителя целостной системы ценностей и идеалов, влиявшей на процесс государственного строительства. Само же государство понималось ими как воплощение народа или общества, отражающее разные стороны народной жизни. Поэтому эти исследователи особое внимание уделяли влиянию на процесс создания единого национального государства, прежде всего, религиозных и этических представлений, идей или образов, сформированных, как они считали, у населения именно православным духовенством. Именно эти исследователи, прежде всего, обращали внимание на духовный аспект влияния церкви на государственную централизацию. Среди них нужно выделить таких, как И. Е. Забелин, В. Иконников, Е. Барсов, В. Савва, М. Дьяконов и другие. Все эти исследователи также исходили из представления о прочном союзе светской и церковной властей в течение XIV-XV вв. Основным инструментом идейного влияния церкви на процесс централизации они считали «образ царя», как идеи верховного значения светской власти. Именно через него реализовывались общественные представления об идеальном правителе.
Ускорением процессов образования централизованного государства они связывали исключительно с Флорентийской унией, падением Константинополя, приобретением РПЦ независимости от Константинопольской патриархии. В их работах практически отсутствовало исследование способов форм реализации «идеи царя» в политической практике эпохи централизации. Вместе с тем, заслуга данных историков состоит в том, что они смогли поставить эту проблему, наметив основные аспекты, на которые должны обращать внимание ее исследователи.
В советской исторической науке традиционная для историков XIX-начала XX в.в. схема изучения проблемы через взаимосвязь «народонаселения» и «власти» была отброшена. Марксистская концепция предлагала иную, органичную связь государственного объединения с экономическим развитием страны. Поэтому, фактически, произошел отказ от отмеченных еще у дореволюционных историков попыток раскрыть влияние этнического сознания и общественных представлений о государственной власти на формирующуюся централизованную государственную систему. В советской исторической науке признавалось влияние на процесс государственного строительства параллельного ему процесса формирования русской народности. В исследованиях советского периода отсутствовало внимание к духовно-идеологическим аспектам участия церкви в создании централизованного русского государства. Общие работы, посвященные этой проблеме, таких историков 30-50-х гг. как Б. Д. Греков, К. В. Базилевич, В. В.Мавродин практически не уделяли внимания вопросу о роли РПЦ в формировании единой национальной государственности. Выделялись такие аспекты ее «помощи» княжеской власти, как идеологический и материальный.
Хотя
историками и постулировалось значение
национального сознания в создании
единого национального
В 60-80-е гг. XX в. новым поколением историков были выявлены новые грани и аспекты влияния православной церкви на процесс государственной централизации. В это время исследователи стали больше обращать внимания на «идейные представления» русского общества той эпохи. Этим отличались исследования А.А. Зимина «Россия на рубеже XV-XVI веков. Очерки социально-политической истории», A.M. Сахарова «Образование единого Российского государства и идейное воздействие церкви на этот процесс», Н.С. Борисова «Русская церковь в политической борьбе XIV-XV веков», А.С. Хорошева «Политическая история русской канонизации (XI-XVI века)», В.П. Макарихина «Объединительное движение на Руси в XIV-XV веках».