Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 11:55, контрольная работа
Летом 1819 г. Александр I сообщает Николаю и невестке о своем намерении отказаться от трона в его пользу. Весть эта настолько их поразила, что Николай позже сравнивал свое (и жены) ощущение с ощущением спокойно гулявшего человека, когда у того "вдруг разверзается <...> под ногами пропасть, в которую непреодолимая сила ввергает его, не давая отступить или воротиться. Вот совершенное изображение нашего ужасного положения" [8]. Но, объявив Николаю о предуготованной ему судьбе, Александр I не делает никаких попыток начать приобщение младшего брата к государственным делам. Да и сам Николай тоже был инертен, ибо, как он позже признавался, его мало влекло к трону и он со страхом взирал "на тягость бремени, лежавшего на благодетеле моем" [8].
Предисловие……………………………………………………………..3-4
Исторические условия, в которых правил Николай 1………………...4-7
Цели и задачи правления.…….……………………………………….…..7
Личные качества Николая 1……………………………………………7-10
Результаты его деятельности…………………………………………10-15
Заключение…………………………………………………………….15-16
Список литературы……………………………………………………….17
Министерство сельхозразвития Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермская
государственная
сельскохозяйственная
академия имени академика
Д.Н. Прянишникова»
Преподавателю по истории,
зав.каф. «Истории и социологии»
Волковой
Т.С.
Контрольная работа
«Роль
личности в Российской
истории: Николай I»
Выполнила студентка
Заочного отделения
Группы Мн-11-1
Мальцева
Елена
Пермь, 2011
Содержание
Предисловие
«…как
Манилов и Чичиков, стояли
в дверях, уступая один
другому дорогу"
Летом 1819 г. Александр I сообщает Николаю и невестке о своем намерении отказаться от трона в его пользу. Весть эта настолько их поразила, что Николай позже сравнивал свое (и жены) ощущение с ощущением спокойно гулявшего человека, когда у того "вдруг разверзается <...> под ногами пропасть, в которую непреодолимая сила ввергает его, не давая отступить или воротиться. Вот совершенное изображение нашего ужасного положения" [8]. Но, объявив Николаю о предуготованной ему судьбе, Александр I не делает никаких попыток начать приобщение младшего брата к государственным делам. Да и сам Николай тоже был инертен, ибо, как он позже признавался, его мало влекло к трону и он со страхом взирал "на тягость бремени, лежавшего на благодетеле моем" [8].
25 ноября 1825 г. из Таганрога пришло неожиданное известие о смертельной болезни императора Александра I. Однако намерение Николая тотчас заявить свои права на престол было достаточно резко и решительно пресечено военным генерал-губернатором столицы М.А. Милорадовичем, в распоряжении которого были части гарнизона Петербурга. На его предостережение, что "ни народ, ни войско не поймут отречения (цесаревича Константина. - М.Р.) и припишут все измене", что гвардия "решительно откажется принести Николаю присягу", что "неминуемым последствием затем будет возмущение", Николаю Павловичу возразить было нечего. Поэтому, когда утром 27 ноября пришло известие о смерти императора, Николай, имевший достаточно времени для обдумывания своих дальнейших действий, первым присягнул "законному императору" Константину.
В России начался спровоцированный самой царствующей фамилией политический кризис -17-дневное междуцарствие. По меткому замечанию одного из современников, великие князья Константин и Николай, "как Манилов и Чичиков, стояли в дверях, уступая один другому дорогу" [6]. Как говорил французский посланник Лафероннэ, братья "играют короной России, перебрасывая ее, как мячик, один другому". В сложившейся ситуации действия Николая понятны: желая соблюсти законность передачи власти и отвести обвинения в ее узурпации, он хотел, во что бы то ни стало добиться приезда Константина в Петербург и получить от него публичное подтверждение факта отречения от престола. В поведении же Константина была некая двусмысленность: вместо того, чтобы поспешить в столицу, как того настоятельно требовала обстановка, он ограничивается витиеватыми письмами матери и брату со словесными уверениями в отказе от трона. Мотив подобных его действий объясняет дочь фельдмаршала М.И. Кутузова Дарья, супруга бывшего адъютанта вел. кн. Константина Павловича Ф.П. Опочинина, пользовавшегося у цесаревича большим доверием. По ее словам, Константин в узком кругу частенько говорил: "На престоле меня задушат, как задушили отца" [16].
Когда
окончательно стало ясно, что ждать
приезда Константина
"Тридцатилетнее царствование <...> настоящая тридцатилетняя война против просвещения и здравого смысла - было постоянно основано на трех началах: на глубоком презрении к человечеству, на боязни, неосновательной и смешной, всех идей либеральных и благородных и на безумном, постоянно возраставшем боготворении своей личности" (кн. П.В. Долгоруков)
Правление Николая I справедливо считается одним из самых реакционных периодов нашей истории. Это время великих свершений и ожиданий, но одновременно — время несбывшихся упований и горьких разочарований. Он прославился бескомпромиссной борьбой с революционными, демократическими, либеральными направлениями общественного движения не только в России, но и во всей Европе.
В России предпринимались серьезные меры для укрепления, и даже расширения самодержавной власти. Они были направлены на дальнейшую концентрацию всей системы управления в руках монарха. В области просвещения проводилась противоречивая политика. С одной стороны, правительство пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, с другой – поступательное развитие страны требовало его совершенствования и расширения.
Крестьянский
вопрос был центральным в социально-
В общественном и идейном движении России XIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное. Борьба между этими направлениями определяла характер общественного развития страны во второй четверти XIX в.
Если говорить об экономике страны в целом и ее отдельных отраслей, то они развивались по своим законам и большей частью без прямого участия императора. Не обладавший сколько-нибудь удовлетворительными экономическими знаниями и соответствующим практическим опытом Николай Павлович вследствие своей некомпетентности особо и не вмешивался в решение хозяйственных вопросов, и это было меньшим злом, чем, если бы и здесь доминировал царский диктат и его прихоть. По свидетельству П.Д. Киселева, при обсуждении на правительственном уровне того или иного конкретного вопроса, требующего предметного знания его сути, Николай I находил мужество честно признаваться: "Я этого не знаю, да и откуда мне знать с моим убогим образованием? В 18 лет я поступил на службу и с тех пор - прощай, ученье! Я страстно люблю военную службу и предан ей душой и телом. С тех пор как я нахожусь на нынешнем посту <...> я очень мало читаю <...> Если я и знаю что-то, то обязан этому беседам с умными и знающими людьми" [5]. Он отчего-то убежден, что именно такие беседы, а не чтение книг тоже - "самое лучшее и необходимое просвещение, какое только можно вообразить" [5]. Тезис по меньшей мере спорный, да к тому же Николай Павлович не счел нужным пояснить, кого из своего окружения он относил к "знающим и умным людям". Среди его министров не было ни одного, "с кем можно было бы посоветоваться", сетовал сам Николай своему любимцу-острослову А.С. Меншикову.
Начало XIX в. – время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Культурному подъему способствовала также политика “просвещенного абсолютизма”, проводимая Александром I. В первой половине XIX в. в России появились великие ученые, писатели, художники, архитекторы. Русская культура заняла выдающееся место в мировой культуре.
Одним из важнейших явлений в истории русской культуры этого времени стало преобразование системы народного просвещения в 1803 г. Нижней ступенью в ней стали 2-классные приходские училища для крестьянских детей; следующей — 4-классные уездные училища для детей мещан; в губернских городах учреждались гимназии для дворянских отпрысков, откуда открывался путь в университет. Система, таким образом, носила сословный характер, но в принципе была открыта, незамкнута: существовала возможность перехода с одной ступени на другую. Центральное место в этой системе занимали университеты: старый, Московский, и новые — Харьковский, Казанский, Виленский, Дерптский, открытые в 1804г.; в Петербурге был создан Педагогический институт, также вскоре преобразованный в университет. Устав 1804 г. предусматривал широкую автономию университетов; кроме того они стали центрами учебных округов, отвечая за организацию и работу расположенных в нем училищ и гимназий. Особые чиновники, попечители учебных округов, поначалу представляли их интересы в столице, не вмешиваясь во внутренние учебные и организационные вопросы. При Николае I положение изменилось: переход с одной ступени на другую стал практически невозможен. В 1835 г. был издан и новый университетский устав, который свел на нет автономию, передав власть над университетом и учебным округом попечителю.
И
так, можно сказать, что Россия в начале XIX в. была
самой большой в территориальном отношении
страной мира, но с маленькой плотностью
населения, многонациональной
и исповедующей все мировые религии. Подразделялось
на сословия, главным из которых
было дворянство, а самым многочисленным - крестьянство. Феодально-крепостнический
строй тормозил экономическое развитие
страны, которая управлялась
самодержавным императором и массой чиновников-бюрократов. Россия
требовала реформ.
«Революция
на пороге России, но,
клянусь, она не проникнет
в нее, пока во мне сохранится
дыхание жизни, пока,
Божьею милостью, я буду
императором». (Николай
I)
Главная цель внутренней политики Николая I - недопущение революции в России. Отсюда характерные черты внутренней политики Николая I:
1) бюрократизация
всей системы управления
2) мелочная
регламентация всех сторон
3) сосредоточение всех нитей управления в руках самого императора, который решал даже самые незначительные вопросы;
4) организация
государственной машины по
5) подавление восстания декабристов.
В период
царствования Николая I Россия постоянно
участвовала в войнах: Кавказской войне
1817-64, русско-персидской войне 1826-28, русско-турецкой
войне 1828-29, Крымской войне 1853-56.
«…он вечно позирует и потому никогда не бывает естествен, даже когда кажется искренним <...> Император всегда в своей роли, которую он исполняет как большой актер. Масок у него много, но нет живого лица»
(Д е Кюстин)
Что за человек был Николай I?
С
детских лет образование и
воспитание Николая было чисто домашнее
с военным уклоном и
На становлении личности Николая и как человека, и как будущего монарха сильно сказались унаследованные от отца Павла Петровича и деда Петра Федоровича родовые черты характера - бешеная вспыльчивость, почти напоказ выставляемая грубость, самонадеянность, упорство в отстаивании своих намерений и решений. Как зло, но верно заметил Герцен, "его (Николая I) упорность доходила до безумия беременных женщин, когда они чего-нибудь хотят животом" [3]. Все это накладывалось на присущее Николаю с самого раннего детства стремление во что бы то ни стало быть первым, в том числе и за счет морального и физического подавления слабейших [12]. Крайне непривлекательной чертой еще только формирующегося характера подростка Николая было и то, что уже со стороны своих товарищей по детским играм он "не сносил никакой шутки, казавшейся ему обидою, не хотел выносить ни малейшего неудовольствия <...> он как бы постоянно считал себя и выше, и значительнее всех остальных" [12]. И это чувство превосходства над всеми сохранилось у него на всю жизнь, причем Николай был убежден в божественном происхождении своей власти и в том, что так нужно для блага России.
Информация о работе Роль личности в Российской истории: Николай I