Роль личности в Российской истории: Николай I

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Летом 1819 г. Александр I сообщает Николаю и невестке о своем намерении отказаться от трона в его пользу. Весть эта настолько их поразила, что Николай позже сравнивал свое (и жены) ощущение с ощущением спокойно гулявшего человека, когда у того "вдруг разверзается <...> под ногами пропасть, в которую непреодолимая сила ввергает его, не давая отступить или воротиться. Вот совершенное изображение нашего ужасного положения" [8]. Но, объявив Николаю о предуготованной ему судьбе, Александр I не делает никаких попыток начать приобщение младшего брата к государственным делам. Да и сам Николай тоже был инертен, ибо, как он позже признавался, его мало влекло к трону и он со страхом взирал "на тягость бремени, лежавшего на благодетеле моем" [8].

Содержание

Предисловие……………………………………………………………..3-4
Исторические условия, в которых правил Николай 1………………...4-7
Цели и задачи правления.…….……………………………………….…..7
Личные качества Николая 1……………………………………………7-10
Результаты его деятельности…………………………………………10-15
Заключение…………………………………………………………….15-16
Список литературы……………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Курсовая история.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельхозразвития  Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Пермская государственная  сельскохозяйственная академия имени академика  Д.Н. Прянишникова» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподавателю по истории,

зав.каф. «Истории и социологии»

Волковой  Т.С. 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

«Роль личности в Российской истории: Николай I» 
 

Выполнила студентка

Заочного  отделения

Группы  Мн-11-1

Мальцева  Елена  
 
 
 
 

Пермь, 2011

Содержание 

  1. Предисловие……………………………………………………………..3-4
  2. Исторические условия, в которых правил Николай 1………………...4-7
  3. Цели и задачи правления.…….……………………………………….…..7
  4. Личные качества Николая 1……………………………………………7-10
  5. Результаты его деятельности…………………………………………10-15
  6. Заключение…………………………………………………………….15-16
  7. Список литературы……………………………………………………….17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предисловие

«…как Манилов и Чичиков, стояли в дверях, уступая один другому дорогу"   

     Летом 1819 г. Александр I сообщает Николаю и невестке о своем намерении отказаться от трона в его пользу. Весть эта настолько их поразила, что Николай позже сравнивал свое (и жены) ощущение с ощущением спокойно гулявшего человека, когда у того "вдруг разверзается <...> под ногами пропасть, в которую непреодолимая сила ввергает его, не давая отступить или воротиться. Вот совершенное изображение нашего ужасного положения" [8]. Но, объявив Николаю о предуготованной ему судьбе, Александр I не делает никаких попыток начать приобщение младшего брата к государственным делам. Да и сам Николай тоже был инертен, ибо, как он позже признавался, его мало влекло к трону и он со страхом взирал "на тягость бремени, лежавшего на благодетеле моем" [8].

     25 ноября 1825 г. из Таганрога пришло неожиданное известие о смертельной болезни императора Александра I. Однако намерение Николая тотчас заявить свои права на престол было достаточно резко и решительно пресечено военным генерал-губернатором столицы М.А. Милорадовичем, в распоряжении которого были части гарнизона Петербурга. На его предостережение, что "ни народ, ни войско не поймут отречения (цесаревича Константина. - М.Р.) и припишут все измене", что гвардия "решительно откажется принести Николаю присягу", что "неминуемым последствием затем будет возмущение", Николаю Павловичу возразить было нечего. Поэтому, когда утром 27 ноября пришло известие о смерти императора, Николай, имевший достаточно времени для обдумывания своих дальнейших действий, первым присягнул "законному императору" Константину.

     В России начался спровоцированный самой  царствующей фамилией политический кризис -17-дневное междуцарствие. По меткому замечанию одного из современников, великие князья Константин и Николай, "как Манилов и Чичиков, стояли в дверях, уступая один другому дорогу" [6]. Как говорил французский посланник Лафероннэ, братья "играют короной России, перебрасывая ее, как мячик, один другому". В сложившейся ситуации действия Николая понятны: желая соблюсти законность передачи власти и отвести обвинения в ее узурпации, он хотел, во что бы то ни стало добиться приезда Константина в Петербург и получить от него публичное подтверждение факта отречения от престола. В поведении же Константина была некая двусмысленность: вместо того, чтобы поспешить в столицу, как того настоятельно требовала обстановка, он ограничивается витиеватыми письмами матери и брату со словесными уверениями в отказе от трона. Мотив подобных его действий объясняет дочь фельдмаршала М.И. Кутузова Дарья, супруга бывшего адъютанта вел. кн. Константина Павловича Ф.П. Опочинина, пользовавшегося у цесаревича большим доверием. По ее словам, Константин в узком кругу частенько говорил: "На престоле меня задушат, как задушили отца" [16].

     Когда окончательно стало ясно, что ждать  приезда Константина бессмысленно, Николай в ночь с 13 на 14 декабря  предстал перед Государственным  советом и зачитал заготовленный М.М. Сперанским манифест о своем восшествии на престол. Рано утром церемония присяги новому императору без всяких эксцессов прошла в Сенате и Синоде. Стали поступать первые известия о присяге Николаю из гвардейских полков. Примечательно, что на все поздравления близких, как пишет личный секретарь императрицы Марии Федоровны, Николай I отвечал: "Меня не с чем поздравлять, обо мне сожалеть должно" [13].  
 

              "Тридцатилетнее  царствование <...> настоящая тридцатилетняя  война против просвещения и здравого смысла - было постоянно основано на трех началах: на глубоком презрении к человечеству, на боязни, неосновательной и смешной, всех идей либеральных и благородных и на безумном, постоянно возраставшем боготворении своей личности" (кн. П.В. Долгоруков)

     Правление Николая I справедливо считается  одним из самых реакционных периодов нашей истории. Это время великих свершений и ожиданий, но одновременно — время несбывшихся упований и горьких разочарований. Он прославился бескомпромиссной борьбой с революционными, демократическими, либеральными направлениями общественного движения не только в России, но и во всей Европе.

     В России предпринимались серьезные  меры для укрепления, и даже расширения самодержавной власти. Они были направлены на дальнейшую концентрацию всей системы управления в руках монарха. В области просвещения проводилась противоречивая политика. С одной стороны, правительство пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, с другой – поступательное развитие страны требовало его совершенствования и расширения.

     Крестьянский  вопрос был центральным в социально-экономической  и политической жизни страны. В  начале царствования существовали секретные  комитеты по вопросу о судьбе крепостного крестьянства, но уже во второй четверти XIX в. правительство ограничилось полумерами, направленными на смягчение крепостного права (1841 – закон о запрещении продавать крестьян поодиночке и без земли, 1842 – закон об "обязательных крестьянах" и др.).

     В общественном и идейном движении России XIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное. Борьба между этими направлениями определяла характер общественного развития страны во второй четверти XIX в.

     Если  говорить об экономике страны в целом  и ее отдельных отраслей, то они развивались по своим законам и большей частью без прямого участия императора. Не обладавший сколько-нибудь удовлетворительными экономическими знаниями и соответствующим практическим опытом Николай Павлович вследствие своей некомпетентности особо и не вмешивался в решение хозяйственных вопросов, и это было меньшим злом, чем, если бы и здесь доминировал царский диктат и его прихоть. По свидетельству П.Д. Киселева, при обсуждении на правительственном уровне того или иного конкретного вопроса, требующего предметного знания его сути, Николай I находил мужество честно признаваться: "Я этого не знаю, да и откуда мне знать с моим убогим образованием? В 18 лет я поступил на службу и с тех пор - прощай, ученье! Я страстно люблю военную службу и предан ей душой и телом. С тех пор как я нахожусь на нынешнем посту <...> я очень мало читаю <...> Если я и знаю что-то, то обязан этому беседам с умными и знающими людьми" [5]. Он отчего-то убежден, что именно такие беседы, а не чтение книг тоже - "самое лучшее и необходимое просвещение, какое только можно вообразить" [5]. Тезис по меньшей мере спорный, да к тому же Николай Павлович не счел нужным пояснить, кого из своего окружения он относил к "знающим и умным людям". Среди его министров не было ни одного, "с кем можно было бы посоветоваться", сетовал сам Николай своему любимцу-острослову А.С. Меншикову.

     Начало XIX в. – время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Культурному подъему способствовала также политика “просвещенного абсолютизма”, проводимая Александром I. В первой половине XIX в. в России появились великие ученые, писатели, художники, архитекторы. Русская культура заняла выдающееся место в мировой культуре.

     Одним из важнейших явлений в истории  русской культуры этого времени  стало преобразование системы народного  просвещения в 1803 г. Нижней ступенью в ней стали 2-классные приходские училища для крестьянских детей; следующей — 4-классные уездные училища для детей мещан; в губернских городах учреждались гимназии для дворянских отпрысков, откуда открывался путь в университет. Система, таким образом, носила сословный характер, но в принципе была открыта, незамкнута: существовала возможность перехода с одной ступени на другую. Центральное место в этой системе занимали университеты: старый, Московский, и новые — Харьковский, Казанский, Виленский, Дерптский, открытые в 1804г.; в Петербурге был создан Педагогический институт, также вскоре преобразованный в университет. Устав 1804 г. предусматривал широкую автономию университетов; кроме того они стали центрами учебных округов, отвечая за организацию и работу расположенных в нем училищ и гимназий. Особые чиновники, попечители учебных округов, поначалу представляли их интересы в столице, не вмешиваясь во внутренние учебные и организационные вопросы. При Николае I положение изменилось: переход с одной ступени на другую стал практически невозможен. В 1835 г. был издан и новый университетский устав, который свел на нет автономию, передав власть над университетом и учебным округом попечителю.

     И так, можно сказать, что Россия в начале XIX в. была самой большой в территориальном отношении страной мира, но с маленькой плотностью населения, многонациональной и исповедующей все мировые религии. Подразделялось на сословия, главным из которых было дворянство, а самым многочисленным - крестьянство. Феодально-крепостнический строй тормозил экономическое развитие страны, которая управлялась самодержавным императором и массой чиновников-бюрократов. Россия требовала реформ. 

«Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока, Божьею милостью, я буду императором». (Николай I) 

    Главная цель внутренней политики Николая I - недопущение революции в России. Отсюда характерные черты внутренней политики Николая I:

1) бюрократизация  всей системы управления государством;

2) мелочная  регламентация всех сторон жизни  общества;

3) сосредоточение  всех нитей управления в руках самого императора, который решал даже самые незначительные вопросы;

4) организация  государственной машины по военному  образцу (военная дисциплина, субординация).

5) подавление  восстания декабристов.

В период царствования Николая I Россия постоянно  участвовала в войнах: Кавказской войне 1817-64, русско-персидской войне 1826-28, русско-турецкой войне 1828-29, Крымской войне 1853-56. 

   «…он  вечно позирует и  потому никогда не бывает естествен, даже когда кажется искренним <...> Император всегда в своей роли, которую он исполняет как большой актер. Масок у него много, но нет живого лица»

   (Д  е Кюстин)

Что за человек был Николай I?

   С детских лет образование и  воспитание Николая было чисто домашнее с военным уклоном и осуществлялось под руководством старого немецкого генерала Ламсдорфа, человека сурового, жестокого, до крайности вспыльчивого и, по мнению современников, не обладавшего ни одной из способностей, необходимых воспитателю. Николая I как третьего из сыновей Павла не готовили к царствованию и вообще к серьезным государственным делам. Педант, солдафон, самодур, он, по мнению Ф. Энгельса, представлял собой лишь «самодовольную посредственность с кругозором ротного командира». «Высочайший фельдфебель», — сказал о нем Герцен.

   На  становлении личности Николая и  как человека, и как будущего монарха сильно сказались унаследованные от отца Павла Петровича и деда Петра Федоровича родовые черты характера - бешеная вспыльчивость, почти напоказ выставляемая грубость, самонадеянность, упорство в отстаивании своих намерений и решений. Как зло, но верно заметил Герцен, "его (Николая I) упорность доходила до безумия беременных женщин, когда они чего-нибудь хотят животом" [3]. Все это накладывалось на присущее Николаю с самого раннего детства стремление во что бы то ни стало быть первым, в том числе и за счет морального и физического подавления слабейших [12]. Крайне непривлекательной чертой еще только формирующегося характера подростка Николая было и то, что уже со стороны своих товарищей по детским играм он "не сносил никакой шутки, казавшейся ему обидою, не хотел выносить ни малейшего неудовольствия <...> он как бы постоянно считал себя и выше, и значительнее всех остальных" [12]. И это чувство превосходства над всеми сохранилось у него на всю жизнь, причем Николай был убежден в божественном происхождении своей власти и в том, что так нужно для блага России.

Информация о работе Роль личности в Российской истории: Николай I