Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:48, контрольная работа
Цель моей работы не только изучить и проанализировать роль
Александра II в преобразовании России, но и дать живой, полный образ царя – реформатора, разобраться в его характере, мировоззрении, побудительных мотивах его действий.
Введение…………………………………………………………………..3
1. «Образован поэтом, воспитан дворцом»
(воспитание и характер юного наследника)…………………………4
2.Александр II и начало преобразований………………………………9
2.1 Первые шаги нового императора………………………………..11
2.2 «Великие реформы» 60 -70 годов……………………………….15
2.3 Значение реформ в истории России…………………………….20
3.Убийство императора………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………….27
Контрольная работа
по Отечественной
истории
Тема:
« Роль Александра II
в преобразовании России»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. «Образован поэтом, воспитан дворцом»
(воспитание
и характер юного наследника)……
2.Александр II
и начало преобразований………………………………9
2.1 Первые шаги нового императора………………………………..11
2.2 «Великие реформы» 60 -70
годов……………………………….15
2.3 Значение реформ в истории России…………………………….20
3.Убийство
императора………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………….27
Введение
Александр II… Нигилисты прошлого и советские историки создали миф о деспотичности и жестокости Александра II. В настоящее время говорят о том, что Александр II – царь – реформатор, освободитель крестьян от крепостной зависимости.
Каким был Александр II, как государь и как человек и какова его роль в преобразовании России второй половины 19 века? Поиски ответов на эти вопросы и побудили меня обратиться к данной теме.
В трудах современных историков (Л. М.Ляшенко, Левандовский А.А и др.) Александр II выглядит достойным человеком - добрым, искренним, обладавшим чувством ответственности за свое нелегкое "царское дело", но не наделенным ни силой воли - так ярко выраженной у его отца, Николая I, ни из ряда вон выходящими способностями, которыми обладал его дядя Александр I. И тем не менее, не они талантливые и сильные, а именно этот, в общем-то, по-человечески, достаточно заурядный Государь, взвалил на себя непосильную ношу и, как мог, тащил ее до своего рокового конца. В этом, наверное, было его величие, и в этом, несомненно, была его трагедия.
Его называли Царь-Освободитель, Александр- Освободитель.
Одно только освобождение крестьян, не говоря уже о последующих реформах которые позже историки назовут «великими», заслуживает подобного определения. Ведь речь шла о том, чтобы в корне изменить русскую жизнь, как, наверное, не менял ее еще никто...
Конечно же, Александр II требует самого пристального внимания - и как государственный деятель, и как человек.
Цель моей работы не только изучить и проанализировать роль
Александра
II в преобразовании России, но и дать
живой, полный образ царя – реформатора,
разобраться в его характере, мировоззрении,
побудительных мотивах его действий.
1.
«Образован поэтом,
воспитан дворцом»…
Великий князь Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года в Москве, в доме митрополита Платона при Чудовом монастыре в Кремле. Отцом Александра был третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович, матерью - дочь прусского короля Фридриха III принцесса Шарлотта, ставшая после православного крещения, необходимого для свадьбы с Николаем Павловичем, Александрой Федоровной.
Рождение первенца принесло Николаю и Александре огромную радость, и это чувство разделялось не только ими, так как имело важное государственное значение. Однако к радости родителей Саши примешивалась изрядная доля грусти, объясняемая предчувствием неизбежно трудной участи сына "В 11 часов утра, - вспоминала Александра Федоровна, - я услыхала первый крик моего первого ребенка Никс (Николай Павлович ) целовал меня... не зная еще, даровал нам Бог сына или дочь, когда матушка (вдовствующая императрица Мария Федоровна ), подойдя к нам, сказала "Это сын". Счастье наше удвоилось, однако, я помню, что почувствовала что-то внушительное и грустное при мысли, что это маленькое существо будет со временем императором". Эти слова, хотя они и написаны задним числом, можно считать первым предостережением нашему герою. Материнское сердце, как говорят, вещун.
Естественно, что огромное значение уделялось воспитанию и образованию будущего монарха. Воспитателями его были генерал Мердер (командир роты в школе гвардейских прапорщиков, обладавший замечательными педагогическими способностями, «кротким нравом и редким умом»), М. М. Сперанский, Е. Ф. Канкрин. В. А. Жуковский, близко знавший заслуженного офицера и работавший вместе с ним над образованием наследника, отмечал: "Отменно здравый ум, редкое добродушие и живая чувствительность, соединенные с холодной твердостью воли и неизменным спокойствием души - таковы отличительные черты его характера".
Главной задачей, поставленной перед ним родителями Саши, являлось военно-физическое воспитание великого князя, включавшее обучение верховой езде, знакомство с военными уставами, "фрунтом" (строевой подготовкой и приемами с оружием), гимнастические упражнения. Вскоре Александр увлеченно гарцевал на парадах и разводах, отдавая звонким голосом команды гвардейским гусарам. Однако только военными занятиями воспитатель великого князя ограничиться, к счастью, не захотел. В своем дневнике, Мердер писал: "Государь дал мне то, что для него и для целой России всего драгоценнее. Да поможет мне Бог исполнить свое великое дело. Буду считать себя несчастным, если не достигну того, что он (наследник.) будет считать единственным наслаждением - помогать несчастным".
В своем желании пробудить в наследнике сострадание, человеколюбие Карл Карлович не был ни оригинален, ни одинок. Лучшие люди России, в том числе один из ее крупнейших поэтов В. А. Жуковский, желали видеть в Александре Николаевиче образец нравственного совершенства.
Регулярное обучение наследника престола началось с 1826 года, когда Александру исполнилось восемь лет. План обучения, рассчитанный, как бы мы сейчас сказали, на десять классов, поручили составить все тому же Василию Андреевичу Жуковскому. В основу своего плана Жуковский положил идеи швейцарского педагога Песталоцци, который считал, что в воспитании человека участвуют три фактора: личность воспитателя, то есть его влияние на питомца своем примером и убеждениями; сама жизнь, то есть условия, в борьбе с которыми вырабатывается самостоятельность и закаляется характер; наконец, чувство человеколюбия, сознание долга перед людьми, деятельная любовь к ним.
Главную идею своего плана Василий Андреевич ясно изложил в письме к императрице Александре Федоровне: "Его величеству, - отмечал он, - нужно быть не ученым и просвещенным. Просвещение должно ознакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага... Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью". Иными словами, основной идеей плана стало образование для добродетели, развитие добрых природных качеств наследника престола и искоренение его дурных наклонностей.
Путеводной нитью образования, главным его предметом Жуковский не без оснований считал историю, на примере которой должны были вырабатываться правила поведения, нормы жизни будущего монарха. Если попытаться воспроизвести их вкратце, то они гласили следующее: верь, что власть царя происходит от Бога, но не делай эту власть насмешкой над Богом и человеком... Уважай закон, если законом пренебрегает царь, он не будет храним и народом... Люби и распространяй просвещение. Народ без просвещения сть народ без достоинства. Им кажется легко управлять, но из слепых рабов легко сделать свирепых мятежников... Свобода и порядок - одно и то же... Окружай себя достойными помощниками... Уважай народ свой...
Отметим, что эти правила, во всяком случае некоторые из них, наследник усвоил так прочно, что позднее старался, насколько это ему казалось возможным, действовать в соответствии с ними.
Александр рос резвым, физически крепким подростком, многое схватывал, что называется, на лету, умел нравиться людям, был добр и сентиментален, обожал своих родных, особенно мать и сестер. Доброта и сентиментальность быстро стали чертами его характера, а черты характера - это те инструменты, с помощью которых мы пытаемся приспособиться к окружающей нас действительности. Так что он выбрал не самый плохой набор инструментов.
Однако наставники постоянно отмечали и те негативные черты характера великого князя, которые требовали, по их мнению, исправления и даже искоренения. Самым неприятным и непонятным и для них, и для родителей Александра была странная апатия, хандра, нападавшая на ребенка
совершенно внезапно и погружавшая его, в некое подобие транса. В такие минуты для него не существовало ни уроков, ни игр, ни соучеников или наставников, и он, разоткровенничавшись, начинал говорить, «что не хотел бы родиться великим князем». Это состояние особенно усиливалось, когда наследник сталкивался с задачей, которую ему не удавалось решить сразу, одним махом. И кто знает, были ли такие проблемы связаны только с учебными занятиями? Прежде чем порассуждать на эту тему, приведем еще одно свидетельство из «Записок воспитателя» Мердера.
«В великом князе, - растерянно свидетельствовал генерал, - совершенный недостаток энергии и постоянства; малейшая трудность или препятствие останавливает его и обессиливает. Не помню, чтобы когда-нибудь он
чего-нибудь желал полно и настойчиво. Малейшая боль, обыкновенный насморк достаточен, чтобы сделать его малоспособным заняться чем бы то ни было... Ему случается провести час времени, в продолжение которого ни одна мысль не придет ему в голову; этот род совершенной апатии меня приводит в отчаяние...». Другой чертой характера наследника, волновавшей воспитателей, была его, как они это называли, «невыдержанность». Тот же Мердер вспоминал, как во время прогулки по реке Виельгорский, дурачась, неосторожно вел шлюпку и зачерпнул бортом воду. Великий князь так рассердился, что схватил Иосифа за шею и дал ему несколько пинков,
прежде чем вмешались воспитатели, сделавшие выговор наследнику. Уже став императором, Александр Николаевич мог накричать на незадачливого собеседника, в сердцах плюнуть в него, но тут же обнять и просить прощения. Подобные сцены не являлись, конечно, нормой поведения монарха, но они действительно случались. И кто знает, не были ли эти крики и плевки человека, родившегося наследником престола, подавленного контролем воспитателей, местью или протестом за отсутствие у него нормального детства. Тем более что вообще-то Александр Николаевич умел прекрасно владеть собой, что он не раз доказывал и на охотах (однажды спас егеря, попавшего в лапы к медведю), и во время покушений террористов, и во время тушения многочисленных пожаров, случавшихся в Петербурге.
В день своего 16-летия, 17 апреля 1834 г., Александр дал клятвенное обещание в большой церкви Зимнего дворца и в Георгиевском зале на торжественном собрании по случаю вступления в действительную службу. К присяге его готовил М.М.Сперанский, известный российский законотворец. Совершеннолетие для Александра означало ответственные назначения по гражданской и военной службе и приобщение к государственной деятельности: в 1834 г. - присутствующий в Сенате, в 1835 г. - член Синода, в 1836 г. -- генерал-майор с причислением к свите Николая. В 1834 -- 1837 гг. продолжалось обучение. Сперанский в течение полутора лет вел "беседы о законах", министр финансов, известный русский финансист Е.Ф.Канкрин делал "обозрение русских финансов", советник Министерства иностранных дел Ф.И.Брунов знакомил с основными принципами внешней политики государства со времен Екатерины II. Генерал А.Жомини, военный историк и теоретик, преподавал на французском языке военную политику России и стратегические отношения с соседними государствами. Программа образования была завершена путешествием по России в мае - декабре 1837 г. Вместе со своими наставниками, воспитателями и свитой Александр посетил 29 губерний Европейской России. Через полгода последовала поездка в "чужие края"- за границу. Она длилась со 2 мая 1838 г. по 23 июня 1839 г. Наследник побывал в Швеции, Дании, в Ганноверском королевстве, Пруссии, Баварии, Неаполе, Сардинии, Австрии, Голландии, Англии и в других государствах. За время путешествия Александр получил немало орденов и дипломов. Это пополнило список имевшихся у него уже российских наград.
Во время заграничного вояжа цесаревич увлекся 15-летней принцессой Марией Гессен-Дармштадтской. В марте 1840 г. состоялась помолвка, а 16 апреля 1841 г. - венчание (будущая императрица, приняв православие, была наречена Марией Александровной). В этом браке Александр II имел шесть сыновей и дочь.
В начале 40-х гг. наследник престола все
больше и больше приобщается к государственным
делам в 1841 - 1842 гг. он является членом
Государственного совета и Комитета министров.
На протяжении последуших десяти лет
он являлся правой рукой своего отца. Так
во время двухмесячного отсутствия Николая
I в столице в 1842 г. Александр Николаевич
принял решение всех государственных
дел на себя. В 1846 г. он был назначен председателем
Секретного комитета, по крестьянскому
делу. В то время Александр Николаевич
проявлял полную приверженность крепостничеству.
Понадобилось еще десять лет, прежде чем
он пришел к убеждению необходимости освобождения
крестьян. Как отмечают многие исследователи,
в период до восшествия на престол гражданские
дела не особенно занимали Александра
Николаевича. Основное его внимание и
интерес были сосредоточены на армии.
В 40е и в начале 50-х гг. он продолжает расти
в военных чинах: в 1844 г. ему присваивается
звание "полного генерала", Судя по
свидетельствам историков, Александр
II находился под сильным влиянием отца,
и перенимал некоторые его качества. Однако
от железного характера Николая его отличали
врожденная мягкость и великодушие. Именно
поэтому личность Александра нельзя оценить
однозначно — в разные моменты жизни он
производит разное впечатление.
Информация о работе Роль Александра II в преобразовании России