Религиозные идеи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:43, реферат

Описание работы

Последние десятилетия характеризуются изменением роли и места религии в жизни белорусского общества.

Религиозные ценности и идеи стали важной составляющей, как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций, прежде всего традиционных для белорусского народа конфессий - Белорусской православной церкви, Римско-католической церкви, Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.

Содержание

Введение
Понятие религии. Религиозные идеи и их сущность. Компоненты религии. Виды. Основные функции. Сущность идей.

1.1 Христианство

а) Основы христианства

б) Церковь и христианство

в) География христианства

г) Раскол христианства

1.2 Православие

а) Развитие в России

б) Развитие в Византии

1.3 Старообрядчество

1.4 Католичество

1.5 Протестантизм

а) Развитие в США

б) Развитие в России

1.6 Ислам

а) Священная книга мусульман

б) Значимость молитвы

1.7 Буддизм

а) Учение Будды

б) Восьмисоставный путь

в) Современный буддизм

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Религиозные идеи.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

         Сегодня католическая  церковь  провозглашает  необходимость  поисков решения глобальных проблем современности в духе гуманизма, уважения жизни  и достоинства человеческой личности.

         В первой половине XVI века реформаторское публичное и религиозное движение, направленное на изменение самых основ устройства церкви и связанное с мировоззрением нарождавшейся буржуазии, привело к тому, что от католицизма откололись обширные районы Центральной, Западной и Северной Европы.

Прибегнув к  помощи контрреформации, церковная  церковь смогла выстоять и вплоть до сегодняшнего дня вся её церковная иерархия во главе с римским отцом являет собой серьезную силу, влияние которой ощущается во многих районах мира.

 

 

                                   Протестантизм 

        Возникает  новая  разновидность  христианства,  буржуазная  по своему духу – протестантизм. Ему присущ индивидуализм в делах  веры:  каждый верующий  вправе  читать  и  интерпретировать  откровение  божье  –  Библию. Протестантизм учил, что важны  не  столько  обряды,  сколько  добросовестное выполнение  каждым  своих  обязанностей,  то  есть  в  добросовестном  труде человек  воплощает  христианские  заповеди.           Протестантизм   (евангелическое учение)  утверждает  равенство  всех  верующих  перед  Богом  и  проповедует спасение верой уже в земной жизни, отрицает монашество,  а  также  безбрачие духовенства ( кстати,  обязательное  для  католических  священников),   не принимает  церковные  чины  и  признает   только   авторитет   библии.    

     Самой евангелизированной страной (то  есть  наиболее  протестантской) считаются  США:  22%  всех  евангелистов  живут  здесь,  образуя  более  250 различных   конфессий (вероисповеданий).   Крупные   группы   протестантов проживают в Европе и  Америке, меньше их число – в Африке, Азии,  Австралии. 

    Протестантизм  широко  распространен  в  России.  Наиболее  многочисленны евангельские христиане-баптисты,  адвентисты  седьмого  дня,  пятидесятники, лютеране.  Протестантизм  начал   проникать   в   Россию   из   экономически расстроенной Европы с начала XVII века вместе с умелыми людьми,  пытавшимися здесь найти применение своим талантам и способностям.   

                   

        Пятидесятники – секта, образовавшаяся в США в начале XX века и  тогда  же появившаяся в России. Главная отличительная черта  этого  учения  –  вера  в «сошествие Святого Духа» на апостолов на пятидесятый день после  воскресения Христа.  В  России  объединения  пятидесятников  представлены  на  всей   ее

территории. 

         Для протестантизма  характерно  стремление  разделить  сферы  влияния   духовной власти церкви и светской власти государства. Протестантизм  переносил  центр  тяжести  религиозной   жизни   с церковных форм на отдельную личность, на ее совершенствование.

 

                                           Ислам 

        Ислам  –  вторая  после  христианства  по  числу  последователей  мировая религия, религия смирения и полной покорности всевышней воле. Её  основал  в VII  веке  на  почве  арабских  племенных  религий   пророк   Мухаммед.   Он провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все  должны  быть покорны его воле. Это был призыв к сплочению арабов   под  знаменем  единого бога. Мухаммед призвал  арабов  верить  в  единого  бога  и  служить  ему  в ожидании конца мира, судного дня и установления  «царства  справедливости  и мира» на Земле. В исламской религии  Аллах  –  бог  единственный,  безликий, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший, творец  всего  сущего  и  его верховный судья. Рядом с ним нет  никаких  богов,  никаких  бы  то  ни  было самостоятельных существ. Здесь нет  христианской  троицы  с  ее  запутанными взаимоотношениями  между  богом-отцом,   его  сыном  Иисусом  и  мистической фигурой бога-духа святого. В исламе есть учение о  рае  и  аде,  о  воздании человеку в загробном мире за его дела. На  страшном  суде  сам  Аллах  будет допрашивать каждого из живых и мёртвых, и они, нагие, с  книгой,  в  которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Грешники попадут  в  ад, праведные в рай.

         Священная книга мусульман – Коран. В нем зафиксированы  основные  идеи  и вероучения Мухаммеда. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст  Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила. Аллах  не  раз передавал  свои  священные  заповеди  через  различных  пророков  –  Моисея, Иисуса,  наконец  Мухаммеда.   Этим   исламское   богословие   объясняет   и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии.

         Коран состоит из 114 глав, в которых говорится обо всех  сторонах  жизни, включая  правосудие,  мораль,  обрядовые  предписания.  По   характеру   эти трактаты очень разнообразны. Наряду с переложением библейских историй  здесь можно найти рассуждения о порядке развода, наряду с описаниями  исторических событий – рассуждения о мироздании,  о  взаимоотношениях  человека  с  миром сверхъестественных сил. Много места  уделяет  Коран  основам  мусульманского права, встречаются в  нем  и  лирико-поэтические  тексты,  и  мифологические сюжеты.  Словом,  Коран,  как  и  Библия,  это  своего   рода   божественная энциклопедия, «книга книг», свод знаний и  инструкций  чуть  ли  не  на  все случаи жизни.

         Около четверти текста Корана посвящено  описаниям  жизни  и  деятельности различных  пророков.  В  ранге  пророка  в  Коране  почему-то  оказались   и первочеловек  Адам  и  даже  знаменитый  Александр  Македонский  (Искандер). Замыкающим в  этом  списке  стоит  Мухаммед  –  последний  и  величайший  из пророков. После него пророков более не было и  не  будет,  вплоть  до  конца

света и страшного  суда,  до  второго  пришествия  Иисуса.  Описания  деяний пророков почти целиком взяты из Библии, лишь с некоторыми изменениями.

        Коран был доступен далеко не каждому – его изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую  очередь знатоки  исламской  догматики,  богословы  и  правоведы.  До  широких   масс простого народа,  неграмотных  крестьян  заповеди  ислама  доходили  лишь  в устной  форме  проповедей  и  в  виде  священных   заповедей,   составлявших обязательный для каждого  правоверного  комплекс  правил  поведения,  прежде всего религиозного.

        Молитва – обязательный  каждодневный  пятикратный ритуал.  Те,  кто не молится пять раз в  день  –  неверные.  По  пятницам  и  в  праздничные  дни свершаются торжественные богослужения, которыми  руководят  имамы  («стоящие впереди»). Перед  молитвой  правоверный  обязан  совершить  омовение,  обряд очищения (малого – мытьё рук, ног, лица;  и  большого,  в  случае  серьёзной нечистоты, – полное  омовение  всего  тела).  Если  нет  воды,  её  заменяют песком.                    

         Место богослужения, проповедей и   молитв  –  мечеть.  Это  также  место собраний правоверных  во всех важных случаях жизни, своего  рода  культурный центр. Строительство мечетей в исламе всегда  считалось  богоугодным  делом. Средств на это не жалели, так что  мечети,  особенно  в  городах,  столицах, представляют собой нередко  великолепные  сооружения.  Внутреннее  помещение мечети выглядит скромно, даже  если  закрытая  часть  его  устлана  богатыми коврами. Здесь нет ни идолов, ни украшений, ни музыкальных инструментов.

        Важная функция мечети  – организация обучения  детей.  Образование в исламских странах было всегда религиозным и находилось  под попечительством местных духовных властей. Имам  и  мулла  данной  мечети  были  одновременно здесь и учителями.

        В отличие от христианства,  ислам развивался  в условиях  религиозно  – политической слитности, так что его авторитетами были  сами  политические  и одновременно  религиозные  вожди  –  пророк,  халифы,  эмиры,  представители власти на местах. Любой чиновник обязан был согласовывать  свои  действия  с нормами  Корана и шариата, т.е.  считаться  с  ролью  духовенства,  с  силой

религии. Ислам  послужил мощным  импульсом   развития  такого  феномена,  как «мусульманский мир», который вырос на обширной территории  Ближнего  Востока с мощной политической структурой и  высокоразвитой  цивилизацией.  Успехи  и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в том числе  и на  культурные  центры  христианской  Европы.  Кроме  арабских  стран  ислам исповедуется в Индии, Китае,  Индонезии.  От  арабских  государств  Северной Африки ислам распространился  в соседние негритянские страны и  продвигается дальше на юг.

        Из многих религиозных систем современного мира ислам является одной из наиболее значительных сил.

 

                                              Буддизм 

   К  мировым  религиям  относится  также  и  буддизм.  Буддизм  –  религия преодоления страданий. Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до  н.э.,  на  пять столетий раньше христианства и на  двенадцать  – ислама.  Сиддхартха  Гаутама Шакъямуни, известный миру под  именем  –  Будды,  т.е. Просветлённого,  был сыном князя из племени Шакъя.

                                              Учение Будды

   Мир,  как его видел Будда,  это   бесконечное  число  отдельных   мимолётных сущностей, находящихся в состоянии  безначального  волнения,  но  постепенно направляющихся к успокоению и абсолютному уничтожению всего живого,  когда его элементы приведены один за другим к полному покою.  Успокоение  – вот реальное единственное блаженство, которое может дать жизнь.

   Рождение  и старение, болезнь  и  смерть,  разлука  с  любимым  и   союз  с нелюбимым,  недостигнутая  цель  и  неудовлетворённое  желание  –  всё   это страдание. Страдание происходит  от  жажды  бытия,  наслаждений,  созидания, власти,  вечной  жизни.  Уничтожить  эту  ненасытную  жажду,  отказаться  от желаний, отрешиться от земной суеты – вот путь  к уничтожению страданий.

Чтобы  избежать  страдания,  человек   должен   подавить   в   себе   всякую привязанность, всякое желание, стать  безразличным  к  радостям  и  горестям жизни, к самой смерти. Именно  за  этим  путём  лежит  полное  освобождение, нирвана. 

                                    «Восьмисоставной путь»

   Развивая  свое  учение,  Будда  разработал   подробный   так   называемый восьмиступенный путь, метод постижения истины и приближения к нирване.

          Восьмисоставной путь состоит:  

1. Праведная  вера (следует поверить Будде,  что мир полон скорби и   страданий

   и что  необходимо подавлять в себе  страсти).

2. Праведная  решимость (следует  твердо  определить  свой  путь,  ограничить

   свои  страсти и стремления.

3. Праведная  речь (следует следить за своими  словами, дабы они  не  вели  ко

   злу  – речь должна быть правдивой,  доброжелательной).

4.   Праведные   дела   (следует   избегать   недобродетельных    поступков, сдерживаться и делать добрые дела).

5.  Праведная   жизнь  (следует  вести  жизнь   достойную,  не  принося  вреда  живому).

6. Праведная  мысль (следует следить за направлением своих мыслей, гнать всё злое и настраиваться на доброе).

7. Праведные  помыслы (следует уяснить, что  зло – от вашей плоти).

8.  Праведное   созерцание  (следует  постоянно   и  терпеливо  тренироваться,  достигать умения  сосредоточиваться,  созерцать,  углубляться  в   поисках истины).

    Следуя  этим путём, человек достигает  просветления, становится  святым  и погружается в нирвану – небытие,  когда  прекращается  цепь  перерождений  и смерть уже не ведёт к новому рождению, а освобождает  от  всего  –  от  всех желаний, а с  ними  и  от  страданий,  от  возвращения  в  какой-либо  форме индивидуального существования.

   В буддизме большое значение имеет заповедь  милосердия.  Нельзя  убивать никакое живое существо. Нужно равно доброжелательно относиться и к добрым  и злым. Нельзя платить злом за зло, ибо  это  лишь  множит  зло  и  страдание. 

Ближе всего  стоят  к  учению  буддизма  отказавшиеся  от  всего мирского  и отдавшие  всю  жизнь  благочестивым  размышлениям   монахи.   Вступившие   в монастырь (сангху) отказываются от всего, что связывало их с  миром,  –   от семьи, касты, собственности, – и принимают пять обетов: не убий, не  укради, не пьянствуй, не лги, не прелюбодействуй.

   Главное  в буддизме – этическое   учение  о личном  спасении  человека  без помощи сверхъестественных сил. 

                                   Современный буддизм

   В жизни  современной Индии колоссальные сложности  связаны  с  религиозной рознью между индуистами и мусульманами, сикхами.

Информация о работе Религиозные идеи