Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:43, реферат
Последние десятилетия характеризуются изменением роли и места религии в жизни белорусского общества.
Религиозные ценности и идеи стали важной составляющей, как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций, прежде всего традиционных для белорусского народа конфессий - Белорусской православной церкви, Римско-католической церкви, Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.
Введение
Понятие религии. Религиозные идеи и их сущность. Компоненты религии. Виды. Основные функции. Сущность идей.
1.1 Христианство
а) Основы христианства
б) Церковь и христианство
в) География христианства
г) Раскол христианства
1.2 Православие
а) Развитие в России
б) Развитие в Византии
1.3 Старообрядчество
1.4 Католичество
1.5 Протестантизм
а) Развитие в США
б) Развитие в России
1.6 Ислам
а) Священная книга мусульман
б) Значимость молитвы
1.7 Буддизм
а) Учение Будды
б) Восьмисоставный путь
в) Современный буддизм
Заключение
Список литературы
Сегодня католическая церковь провозглашает необходимость поисков решения глобальных проблем современности в духе гуманизма, уважения жизни и достоинства человеческой личности.
В первой половине XVI века реформаторское публичное и религиозное движение, направленное на изменение самых основ устройства церкви и связанное с мировоззрением нарождавшейся буржуазии, привело к тому, что от католицизма откололись обширные районы Центральной, Западной и Северной Европы.
Прибегнув к помощи контрреформации, церковная церковь смогла выстоять и вплоть до сегодняшнего дня вся её церковная иерархия во главе с римским отцом являет собой серьезную силу, влияние которой ощущается во многих районах мира.
Возникает новая разновидность
христианства, буржуазная по своему
духу – протестантизм. Ему присущ индивидуализм
в делах веры: каждый верующий
вправе читать и интерпретировать
откровение божье – Библию.
Протестантизм учил, что важны не
столько обряды, сколько добросовестное
выполнение каждым своих обязанностей,
то есть в добросовестном
труде человек воплощает христианские
заповеди.
Протестантизм (евангелическое
учение) утверждает равенство
всех верующих перед Богом
и проповедует спасение верой уже в
земной жизни, отрицает монашество,
а также безбрачие духовенства
( кстати, обязательное для католических
священников), не принимает церковные
чины и признает только
авторитет библии.
Самой
евангелизированной страной (то есть
наиболее протестантской) считаются
США: 22% всех евангелистов
живут здесь, образуя более
250 различных конфессий (вероисповеданий).
Крупные группы протестантов
проживают в Европе и Америке, меньше
их число – в Африке, Азии, Австралии.
Протестантизм широко распространен в России. Наиболее многочисленны евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, лютеране. Протестантизм начал проникать в Россию из экономически расстроенной Европы с начала XVII века вместе с умелыми людьми, пытавшимися здесь найти применение своим талантам и способностям.
Пятидесятники – секта, образовавшаяся в США в начале XX века и тогда же появившаяся в России. Главная отличительная черта этого учения – вера в «сошествие Святого Духа» на апостолов на пятидесятый день после воскресения Христа. В России объединения пятидесятников представлены на всей ее
территории.
Для протестантизма характерно стремление разделить сферы влияния духовной власти церкви и светской власти государства. Протестантизм переносил центр тяжести религиозной жизни с церковных форм на отдельную личность, на ее совершенствование.
Ислам – вторая после христианства по числу последователей мировая религия, религия смирения и полной покорности всевышней воле. Её основал в VII веке на почве арабских племенных религий пророк Мухаммед. Он провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле. Это был призыв к сплочению арабов под знаменем единого бога. Мухаммед призвал арабов верить в единого бога и служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления «царства справедливости и мира» на Земле. В исламской религии Аллах – бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Рядом с ним нет никаких богов, никаких бы то ни было самостоятельных существ. Здесь нет христианской троицы с ее запутанными взаимоотношениями между богом-отцом, его сыном Иисусом и мистической фигурой бога-духа святого. В исламе есть учение о рае и аде, о воздании человеку в загробном мире за его дела. На страшном суде сам Аллах будет допрашивать каждого из живых и мёртвых, и они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Грешники попадут в ад, праведные в рай.
Священная книга мусульман – Коран. В нем зафиксированы основные идеи и вероучения Мухаммеда. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила. Аллах не раз передавал свои священные заповеди через различных пророков – Моисея, Иисуса, наконец Мухаммеда. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии.
Коран состоит из 114 глав, в которых говорится обо всех сторонах жизни, включая правосудие, мораль, обрядовые предписания. По характеру эти трактаты очень разнообразны. Наряду с переложением библейских историй здесь можно найти рассуждения о порядке развода, наряду с описаниями исторических событий – рассуждения о мироздании, о взаимоотношениях человека с миром сверхъестественных сил. Много места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нем и лирико-поэтические тексты, и мифологические сюжеты. Словом, Коран, как и Библия, это своего рода божественная энциклопедия, «книга книг», свод знаний и инструкций чуть ли не на все случаи жизни.
Около четверти текста Корана посвящено описаниям жизни и деятельности различных пророков. В ранге пророка в Коране почему-то оказались и первочеловек Адам и даже знаменитый Александр Македонский (Искандер). Замыкающим в этом списке стоит Мухаммед – последний и величайший из пророков. После него пророков более не было и не будет, вплоть до конца
света и страшного суда, до второго пришествия Иисуса. Описания деяний пророков почти целиком взяты из Библии, лишь с некоторыми изменениями.
Коран был доступен далеко не каждому – его изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного.
Молитва – обязательный каждодневный пятикратный ритуал. Те, кто не молится пять раз в день – неверные. По пятницам и в праздничные дни свершаются торжественные богослужения, которыми руководят имамы («стоящие впереди»). Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения (малого – мытьё рук, ног, лица; и большого, в случае серьёзной нечистоты, – полное омовение всего тела). Если нет воды, её заменяют песком.
Место богослужения, проповедей и молитв – мечеть. Это также место собраний правоверных во всех важных случаях жизни, своего рода культурный центр. Строительство мечетей в исламе всегда считалось богоугодным делом. Средств на это не жалели, так что мечети, особенно в городах, столицах, представляют собой нередко великолепные сооружения. Внутреннее помещение мечети выглядит скромно, даже если закрытая часть его устлана богатыми коврами. Здесь нет ни идолов, ни украшений, ни музыкальных инструментов.
Важная функция мечети – организация обучения детей. Образование в исламских странах было всегда религиозным и находилось под попечительством местных духовных властей. Имам и мулла данной мечети были одновременно здесь и учителями.
В отличие от христианства, ислам развивался в условиях религиозно – политической слитности, так что его авторитетами были сами политические и одновременно религиозные вожди – пророк, халифы, эмиры, представители власти на местах. Любой чиновник обязан был согласовывать свои действия с нормами Корана и шариата, т.е. считаться с ролью духовенства, с силой
религии. Ислам послужил мощным импульсом развития такого феномена, как «мусульманский мир», который вырос на обширной территории Ближнего Востока с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в том числе и на культурные центры христианской Европы. Кроме арабских стран ислам исповедуется в Индии, Китае, Индонезии. От арабских государств Северной Африки ислам распространился в соседние негритянские страны и продвигается дальше на юг.
Из многих религиозных систем современного мира ислам является одной из наиболее значительных сил.
К мировым религиям относится также и буддизм. Буддизм – религия преодоления страданий. Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н.э., на пять столетий раньше христианства и на двенадцать – ислама. Сиддхартха Гаутама Шакъямуни, известный миру под именем – Будды, т.е. Просветлённого, был сыном князя из племени Шакъя.
Мир,
как его видел Будда, это
бесконечное число отдельных
Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворённое желание – всё это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суеты – вот путь к уничтожению страданий.
Чтобы избежать
страдания, человек должен
подавить в себе всякую
привязанность, всякое желание, стать
безразличным к радостям и
горестям жизни, к самой смерти. Именно
за этим путём лежит полное
освобождение, нирвана.
Развивая свое учение, Будда разработал подробный так называемый восьмиступенный путь, метод постижения истины и приближения к нирване.
Восьмисоставной путь состоит:
1. Праведная вера (следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий
и что необходимо подавлять в себе страсти).
2. Праведная решимость (следует твердо определить свой путь, ограничить
свои страсти и стремления.
3. Праведная речь (следует следить за своими словами, дабы они не вели ко
злу – речь должна быть правдивой, доброжелательной).
4. Праведные дела (следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела).
5. Праведная жизнь (следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому).
6. Праведная
мысль (следует следить за
7. Праведные помыслы (следует уяснить, что зло – от вашей плоти).
8. Праведное созерцание (следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины).
Следуя этим путём, человек достигает просветления, становится святым и погружается в нирвану – небытие, когда прекращается цепь перерождений и смерть уже не ведёт к новому рождению, а освобождает от всего – от всех желаний, а с ними и от страданий, от возвращения в какой-либо форме индивидуального существования.
В буддизме
большое значение имеет заповедь милосердия.
Нельзя убивать никакое живое существо.
Нужно равно доброжелательно относиться
и к добрым и злым. Нельзя платить злом
за зло, ибо это лишь множит
зло и страдание.
Ближе всего стоят к учению буддизма отказавшиеся от всего мирского и отдавшие всю жизнь благочестивым размышлениям монахи. Вступившие в монастырь (сангху) отказываются от всего, что связывало их с миром, – от семьи, касты, собственности, – и принимают пять обетов: не убий, не укради, не пьянствуй, не лги, не прелюбодействуй.
Главное
в буддизме – этическое
учение о личном спасении
человека без помощи сверхъестественных
сил.
В жизни современной Индии колоссальные сложности связаны с религиозной рознью между индуистами и мусульманами, сикхами.