Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:43, реферат
Последние десятилетия характеризуются изменением роли и места религии в жизни белорусского общества.
Религиозные ценности и идеи стали важной составляющей, как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций, прежде всего традиционных для белорусского народа конфессий - Белорусской православной церкви, Римско-католической церкви, Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.
Введение
Понятие религии. Религиозные идеи и их сущность. Компоненты религии. Виды. Основные функции. Сущность идей.
1.1 Христианство
а) Основы христианства
б) Церковь и христианство
в) География христианства
г) Раскол христианства
1.2 Православие
а) Развитие в России
б) Развитие в Византии
1.3 Старообрядчество
1.4 Католичество
1.5 Протестантизм
а) Развитие в США
б) Развитие в России
1.6 Ислам
а) Священная книга мусульман
б) Значимость молитвы
1.7 Буддизм
а) Учение Будды
б) Восьмисоставный путь
в) Современный буддизм
Заключение
Список литературы
Кафедра теории и истории государства
и права
Управляемая самостоятельная работа по дисциплине:
«Основы идеологии белорусского государства»
По теме: «Религиозные идеи»
Введение
1.1 Христианство
а) Основы христианства
б) Церковь и христианство
в) География христианства
г) Раскол христианства
1.2 Православие
а) Развитие в России
б) Развитие в Византии
1.3 Старообрядчество
1.4 Католичество
1.5 Протестантизм
а) Развитие в США
б) Развитие в России
1.6 Ислам
а) Священная книга мусульман
б) Значимость молитвы
1.7 Буддизм
а) Учение Будды
б) Восьмисоставный путь
в) Современный буддизм
Заключение
Список
литературы
Последние десятилетия характеризуются изменением роли и места религии в жизни белорусского общества.
Религиозные ценности и идеи стали важной составляющей, как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций, прежде всего традиционных для белорусского народа конфессий - Белорусской православной церкви, Римско-католической церкви, Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.
Одной из определяющих областей взаимоотношения государства и религиозных организаций является сфера духовного, нравственного, патриотического образования и воспитания.
Нравственная сила религиозной этики сегодня все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего поколения.
Проблема развития духовности и нравственности молодого поколения - одна из самых актуальных в современном обществе. В условиях смены ценностных установок молодежи необходимо указать новые ориентиры в гуманитарном поиске. В связи с этим актуализируется изучение религии как социокультурного феномена, являющегося неотъемлемым компонентом гуманистического образования. Религия в этих рамках рассматривается в качестве составной части культуры в ее взаимодействии с другими областями человеческой жизни.
Молодежь интересуется
Религиозность молодых людей в целом носит мировоззренческий характер и в малой степени влияет на их культовое поведение, т. е. на регулярное посещение богослужений, чтение молитв, соблюдение постов, религиозных праздников и т.д.
Вместе с тем религия, как носитель духовно-нравственных
идеалов и хранитель культурных традиций,
имеет высокую ценность в глазах современной
молодежи.
Республика
Беларусь является поликонфессиональным
государством, в котором мирно сосуществуют
25 конфессий и религиозных направлений,
каждая из которых несет в себе определенную
идею.
Понятие
религии. Религиозные идеи их сущность.
Компоненты религии. Виды. Основные функции.
Сущность идей.
Существует несколько точек зрения
происхождение слова «религия» (от лат. religio —
Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон в благоговении перед высшими силами, Божеством.
Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего связывать, соединять. Поэтому и религию он определял как союз благочестия человека с Богом.
Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.
На основании приведенных выше описаний понятия «религия» сделаем вывод о современном определении.
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т.д.
Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветленными или посвященными, святыми и т.п.
В большинстве религий
важное значение имеют духовные лица,
служители религиозного культа.
В структуре религии выделяют следующие компоненты:
Основные функции и роли религии:
Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя ( письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т.д.)
Дезинтегрирующая —
религия может быть использована для разъединения
людей, для разжигания вражды и даже войн.
Религиозные идеи и
сущность
Основные мировые религии – христианство, ислам, буддизм.
Но существуют и другие, такие
как: православие,
Христианство включает в себя
такие основные составляющие, как:
православие, католичество и
Наиболее распространенная и одна из
самых развитых религиозных систем
мира – христианство, появившееся в I веке
нашей эры в Иудее – восточной
провинции Римской империи.
Основа христианства
В основе христианства – учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришёл к людям с добрыми деяниями и заповедал им законы праведной жизни. Это религия, в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришёл в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал и принял во искупление грехов людей великие страдания и мученическую смерть на кресте. Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, о Он Сам. Главным делом Иисуса было Его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.
Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретённую возможность вечной жизни с Богом. Отсюда для христиан начинается история Нового Завета с Богом. Это Завет Любви. Его важнейшее отличие от Ветхого (т.е. старого, прежнего) Завета заключается в самом понимании Бога, Который «есть Любовь». На протяжении всего Ветхого Завета основа отношений Бога и человека – закон. Христос же говорит: «Заповедь новую даю вам: да любите, друг друга, как Я возлюбил вас».
Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый, «разовый» процесс, направляемый богом: от начала (сотворения) к завершению, концу (приход мессии, страшный суд). Содержание этого процесса составляет драма впавшего в грех человека, отпавшего от бога, спасти которого может только милость божья, и эту милость он может обрести в вере в Спасителя и церковь, которая является носителем этой веры.
Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум не вмещает представления о едином Боге, существующем в трёх лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого.
Священное Писание христиан – Библия – это не изложение вероучения и не история человечества, это рассказ о том, как Бог искал человека, это речь Бога, обращенная к людям. В ней к Ветхому завету (священной книге последователей иудаизма) добавлен Новый завет, повествующий о жизни и учении Христа. Эти произведения считаются «богодуховными» т.е. хотя и написанными людьми, но по внушению Святого Духа.
Основная идея христианства – идея греха
и спасения человека. Люди грешны перед
богом, и именно это уравнивает их: греков
и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных,
богатых и бедных – все грешники,
все “рабы божьи”.
Церковь и христианство
Особенность христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь – это сообщество людей, верящих во Христа: “…где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них”.
Однако слово “церковь” имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединенных общим местом проживания, одним священнослужителем, одним храмом. Такая общность составляет приход.
Церковью, особенно в православии, принято называть также храм, который в этом случае воспринимается как “дом Божий” – место совершения таинств, обрядов, место совместной молитвы.