Религиозные идеи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:43, реферат

Описание работы

Последние десятилетия характеризуются изменением роли и места религии в жизни белорусского общества.

Религиозные ценности и идеи стали важной составляющей, как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций, прежде всего традиционных для белорусского народа конфессий - Белорусской православной церкви, Римско-католической церкви, Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.

Содержание

Введение
Понятие религии. Религиозные идеи и их сущность. Компоненты религии. Виды. Основные функции. Сущность идей.

1.1 Христианство

а) Основы христианства

б) Церковь и христианство

в) География христианства

г) Раскол христианства

1.2 Православие

а) Развитие в России

б) Развитие в Византии

1.3 Старообрядчество

1.4 Католичество

1.5 Протестантизм

а) Развитие в США

б) Развитие в России

1.6 Ислам

а) Священная книга мусульман

б) Значимость молитвы

1.7 Буддизм

а) Учение Будды

б) Восьмисоставный путь

в) Современный буддизм

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Религиозные идеи.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

         Наконец, Церковь может пониматься как форма  христианской  веры.  За  два тысячелетия в христианстве  сложились и оформились  несколько  различных традиций, каждая из которых имеет свой Символ веры,  свой  обряд  и  ритуал. 

                         География христианства

         Первые   шаги   христианства   в   I-II   вв.   ограничивались    районом Средиземноморья, затем оно проникло в центрально-европейские страны  и  лишь в VII-XII вв. – на северо-восток  Европы.  В  эпоху  Великих  географических открытий   началась   активная   деятельность    христианских    миссионеров (проводников религиозного учения), которая продолжается и в  наше  время.  В конце XV в. они вместе с завоевателями  высадились  на  берегах  только,  что открытой Америки.

        В XVI в. к христианскому миру была присоединена большая часть Филиппин. Неудача постигла миссионеров в Африке. Лишь в XIX в. в  результате  активной колонизации  удалось  обратить  в  христианство  многих   жителей   «чёрного континента». Та же колонизация приобщила к нему и основную  часть  населения Океании. 

                            Раскол христианства 

   Христианство  уже  давно  перестало   быть  монолитной  религией.  Причины политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная  с IV в., привели в  XI  в.  к  трагическому  расколу.  И  до  этого  в  разных поместных церквях существовали различия в богослужении  и богопонимании.  С разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два центра христианства – в Риме и в Константинополе (Византия).  Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви.  Традиция,  сложившаяся на  Западе,   привела  в  Риме  к  совершенно  особой  роли  папы   Римского первосвященника – главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Церковь на Востоке. Образовались две  христианские  конфессий

– православие  и католичество. 

 

                                      Православие. 

       Православие утвердилось в Европе на  территории,  некогда  принадлежавшей Византийской империи или странам, находившимся под её влиянием:  на  большей части Балканского полуострова и в России.

        Слово  «православие»  –  перевод  греческого  «ортодоксия».   «Ортос»   – «правильный», а  слово  «докса»  имеет  в греческом языке два значения: «суждение», «мнение» и  «слава»,  «славление». Таким образом,  слово «ортодоксия» можно было бы перевести на  русский язык и как «правомыслие», и как «православие»,  т.е.  умение  правильно славить Бога.  Восточная Церковь выбрала для себя  второй   смысл,   тем   самым подчёркивая преобладания  этико-эстетического  начала  над  рассудочным.  В древней Церкви словом «ортодоксальность» обозначалось главное  требование  к

вере и жизни  христиан. Определение «православная» закрепилось  за  Восточной Церковью в позднем средневековье.

        В православной  церкви  в  целом  вследствие  относительной  слабости  и политической малозначимости никогда не было массовых  гонений  типа  «святой инквизиции», хотя это не  означает,  что  она  не  преследовала  еретиков  и раскольников во имя укрепления своего влияния  на  массы.  В  то  же  время, вобрав в себя многие древние языческие обычаи тех племен и народов,  которые приняли православие,  церковь сумела переработать  и использовать их во имя укрепления своего  авторитета. Древние божества превратились в святых православной церкви, праздники  в  их честь стали церковными праздниками, верования и обычаи получили  официальное освещение и признание

         Императорская власть поддерживала стремление к церковному единству и тем самым способствовала все более стройному и четкому раскрытию православного вероучения. Никакое лицо, никакой орган Церкви, как бы широк по составу он  ни  был,  не  может быть совершенно непогрешимым.

          В православии Предание понимается не  только  как свод  священных  книг, писаний и решений соборов, но и как непосредственное действие  Духа  Святого и  земной  Церкви.  Считается,  что  именно  эта  мистическая   составляющая

церковного  Предания сохраняет преемственность  и чистоту Православной  Церкви с апостольских времен.

         С усилением древней Руси  заимствованное  ею  из  Византии  православие постепенно  укреплялось  и  назначавшиеся  из  Константинополя   митрополиты превратились,  наконец,  в  XVI  в.  в  самостоятельных  патриархов.  Период независимости Русской церкви от Константинопольского патриархата  фактически начался с 15  декабря  1448  года. Русская православная  церковь  не  только  поддерживала   царскую   власть,   но   и подчинялась ей, охотно сотрудничала с нею (лишь изредка  бывали  исключения; например,  патриарх  Никон  в  XVII  веке  пытался  поставить  церковь  выше светской власти).

          Православие принесло  с  собой  из  Византии  на  Русь  высокий  уровень культуры, нравственного опыта, философско-богословской мысли,  эстетического чувства.  Церковное  искусство  оставило   бесценные   творения   зодчества, иконописи, пения.

         В годы татаро-монгольского ига и смут Русская православная церковь мирила враждующих князей, была хранительницей национальной культуры.  Она  занимала патриотические позиции в годы бедствий, вражеских нашествий. Так  было  и  в 1812 году, и в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов.

     Русская  православная  церковь   совершает  богослужение   по   юлианскому календарю.

          В  нынешнее время православие   исповедуют   верующие   славянского происхождения. Основной  богослужебный  язык  церковнославянский.  В   приходах Западной Европы службы совершаются на основных европейских языках. 

 

                                   Старообрядчество 

  С историей Русской Православной церкви  тесно  связано  старообрядчество.

         Старообрядчество возникло во второй половине XVII в. в результате раскола в Русской Православной Церкви, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона  (1652-1666), осуществленную при поддержке царя Алексея

Михайловича (1645-1676). Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение "аллилуйи" - тройным, хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели - хождением против солнца, написание имени Исус - на Иисус.

        Историки Русской Церкви Н.  Каптерев и Е. Голубинский убедительно доказали, что реформы Патриарха Никона, так называемые «никоновы новины» были   малообоснованны, и старообрядцы во многом, хотя и далеко не во всем, были абсолютно правы в своем несогласии с ними. Однако эта формальная правота оборачивается нравственной неправотой в отношении стаpообpядцев к самой Церкви.

         Раскольники подвергались преследованиям, в 1685 году указом царевны Софьи были объявлены вне закона.

         Трагедия раскола состояла в том, что с самого начала в их рядах не было ни одного епископа, за исключением Павла Коломенского, умершего еще в 1654 году и не оставившего себе преемника. Но по каноническим правилам Православная Церковь без епископа существовать не может, так как только епископ имеет право посвятить священника и диакона. Священники дониконовского поставления очень скоро умерли.

          Старообрядчество разделилось на  два основных толка: поповский  (признающий необходимость священников при богослужении и обрядах) и беспоповский (отрицающий возможность существования "истинного" духовенства).

             Наиболее крайняя часть стаpообpядцев решила, что после pефоpм Никона благодать полностью исчезла из Цеpкви и следует смиpенно ожидать гибели миpа и Стpашного Суда. Эти отвеpгнувшие священство стаpообpядцы получили название беспоповцы. Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Кеpженец в Нижегородских землях.Впоследствии, в беспоповском движении возникли новые разделения и образовались новые согласия:  даниловское (поморское), федосовское, часовенное, спасов, аpистово и другие, более мелкие и экзотические, вроде средников, дыpников и бегунов.

           Другая, более практичная, часть стаpообpядцев решила, что по нужде можно прибегать к священникам, получившим поставление в Никонианской Церкви, если они проклянут Никоновы новины и получат надлежащую испpаву. Эти стаpообpядцы стали называться поповцами или беглопоповцами, так как принимали «беглых», то есть покинувших своего епархиального епископа священников. У стаpообpядцев-беглопоповцев всегда была жива мечта о собственном епископе, но заиметь его они смогли только в середине 19-го столетия. Причем и среди этих приемлющих священство стаpообpядцев нет литургического единства, так как одна часть из них признает иеpаpхию, восстановленную в 1846 году, а другая принимает иеpаpхию, основанную в 1923 году.

              В 1864г. Император Александр II утвердил «Правила» о старообрядцах. Старообрядческим толкам, лояльным к светской власти, дозволялось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности, выезжать за границу. По существу произошла легализация «раскола» и прекратились гонения на старообрядцев, происходившие при Императоре Николае I.

            История старообрядчества – одна из самых трагических страниц в историине только Русской Церкви, но и всего русского народа. Торопливая реформа патриарха Никона разделила русский народ на два непримиримых лагеря, привела к отпадению от Церкви миллионов верующих соотечественников. Раскол разделил русский народ на два класса по самому важному для русского человека признаку религиозной веры. На протяжении двух с лишним столетий люди, искренне считавшие себя православными, испытывали друг к другу недоверие, вражду и не желали никакого общения.

             Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов, благодаря чему были сохранены многие элементы древнерусской культуры: пение, духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и старопечатные книги, утварь, облачения и т.д.

 

                                          Католичество. 

       В жизни Западной  Европы  вплоть  до  XVI  века  доминировала   римско- католическая церковь. Догматических и литургических отличий  католицизма  от православия немного. Православие иначе трактует троицу (считает, что  святой дух исходит только от бога-отца), не признаёт чистилища между раем  и  адом, причащает хлебом (причём  не  пресным,  а дрожжевым) и вином. Но за эти различия оно всегда  держалось очень крепко, особенно после окончательного разрыва с католицизмом в 1054 году.

        Термин  «католичество»  (или «католицизм»)  образован от   греческого прилагательного  «кафоликос»  -  «всеобщий».  «Экклесия  кафолика»  означает «всеобщая (соборная) Церковь».

         Католическая Церковь – значит всеобщая, вселенская, претендующая на  то, что она, и единственно лишь она,  является  истинным  и  полным воплощением христианства.  Католическая  церковь,  в  отличие  от  православной,   имеет единого главу - Папу.  Глава церкви считается наместником Христа на земле  и преемником апостола Петра. Папа исполняет тройную  функцию:  епископа  Рима, пастыря Вселенской Церкви и главы Государства Ватикан.

        Католическая  церковь,  согласно  учению, несла в себе «запас добрых дел» и божественную благодать,  которые  помогали достичь спасения, снять грехи с души человеческой. Католицизм занял  ведущее место  во  многих  странах  Европы  и  Америки.   С  благословения   римской католической церкви были  преданы забвению  и осуждены  многие  культурные традиции «языческой» античности  с её  свободомыслием. 

         Сокровенную суть католической веры, конечно,  нельзя  постичь  с  помощью цифр, однако, они могут дать  хотя  бы  общее  представление  о  деятельности Католической Церкви. Согласно статистическим данным,  в  мире  насчитывается от 600  до  850  млн.,  католиков,  что  составляет  около  15%  планеты.  В Латинской Америке 90% населения  - католики,  В Европе  их  около 40%,  в Северной Америке – только 25%, в Африке – 13%, а в Азии  не  больше  2,5%, причем две трети из них живут на Филиппинах.

        В мире существует несколько крупных католических  сообществ,  живущих и развивающихся по  своим,  особым  законам. 

        В непростых условиях оказалась Католическая Церковь в странах Восточной Европы, долго находившихся под давлением атеистической пропаганды. Однако  с начала 90-х  годов  в  этих  странах  существует   право  свободного  выбора вероисповедания. В мусульманских государствах к  немногочисленным  католикам относятся  по-разному  в  зависимости  от  уровня  веротерпимости  в  данной стране.

Информация о работе Религиозные идеи