Реформы Столыпина

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 03:15, контрольная работа

Описание работы

Имя крупнейшего деятеля предреволюционной поры Петра Аркадьевича Столыпина всегда вызывало споры.
Это имя втягивает нас в круговорот страстных взаимоисключающих оценок. Ни один из политических деятелей царизма начала ХХ века не может идти с ним в сравнении по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров.

Содержание

Введение
Глава I. Роль Столыпина в борьбе с революционным движением
Глава II. Проведение аграрной реформы
Глава III. Общая оценка и итоги аграрной реформы
Глава IV. Административные реформы
Глава V. Программа реформ
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

23.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Одной из важнейших  составляющих столыпинской программы  реформ была не решенная и поныне задача обеспечения социального партнерства  между различными слоями населения. Реформа рабочего законодательства мыслилась Столыпиным в двух взаимосвязанных направлениях: с одной стороны, планировалось постепенное ограничение административного вмешательства в отношения рабочих и предпринимателей, предоставление тем и другим необходимой свободы действий посредством профсоюзов, примирительных камер и т.п., а с другой - оказание реальной материальной помощи рабочим в виде государственного попечения о неспособных к труду путем страхования в случаях болезни, увечий, инвалидности, старости, а также организации врачебной помощи и пересмотра нормирования труда подростков и женщин (сокращение продолжительности труда, запрещение использовать труд детей и женщин на подземных работах и в ночное время). Наряду с социальным законодательством рабочих был разработан пакет законопроектов, касающихся улучшения труда и быта различных категорий служащих (торговых, железнодорожных, почтовых, телеграфных, а также ремесленников, учителей начальной и средней школы, средних и мелких чиновников). Кроме того, в целях улучшения жизни россиян была предложена система мер, создающих благоприятные условия для получения населением дешевого кредита (сельскохозяйственного, переселенческого, жилищного и т.д.). Правительство поощряло развитие различных форм благотворительности и милосердия.

Сознавая тесную зависимость экономического и политического развития страны от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения, Столыпин планировал совместно с общественными учреждениями (земствами и городскими управами) создать единую и общедоступную образовательную сеть, включавшую всеобщее начальное, среднее и высшее образование.

Правительство ассигновало  значительные средства на строительство  и содержание гимназий и реальных училищ, промышленных и сельскохозяйственных учебных заведений. В 1906-1911 гг. были открыты новые университеты и институты, а также новые факультеты при существовавших высших учебных заведениях. Была пересмотрена политика в отношении женского образования: создана сеть женских учительских семинарий, прогимназий, гимназий, институтов. Одновременно были расширены льготы при поступлении в высшие и специальные учебные заведения. Столыпинская реформа образования предусматривала формирование современной и эффективной модели профессионально и граждански ориентированной подготовки специалистов для всех отраслей народного хозяйства, управления и самоуправления.

Следует особо подчеркнуть, что Столыпин придавал принципиально  важное значение развитию отечественной  науки и культуры. Значительные финансовые средства отпускались на фундаментальную  академическую науку, на научные экспедиции, на содержание различных научных обществ, библиотек (в частности, Публичную библиотеку), музеев, на издание научной литературы и журналов, на развитие театрального дела, кинематографии, охрану и реставрацию памятников древности.

Правительством Столыпина  была разработана и реализована  система мер по благоустройству  городов и поселков городского типа (проведение канализации, водопровода, электрического освещения, трамвайных линий, телефонизация), по развитию медицины и курортного дела, а также по борьбе с пьянством.

Являясь категорическим противником силовых методов  разрешения внешнеполитических конфликтов в условиях кризисной ситуации в  России, Столыпин, вместе с тем, выступал последовательным и решительным  сторонником укрепления военно-стратегической мощи России. Предлагаемые им реформы в военной сфере включали разработку нового воинского устава, введение льгот по отбыванию воинской повинности для различных категорий призывников, увеличение содержания офицерского состава, создание благоприятных условий для военнослужащих срочной службы.

Достаточно сказать, что в 1907-1913 гг. прямые военные расходы  в России составили 4,36 млрд. руб. См.: Кризис самодержавия в России 1895-1917.Л., 1984.С. 421.

План преобразований, включает в себя: создание семи новых министерств (труда, местного самоуправления, национальностей, социального обеспечения, исповеданий, обследования и эксплуатации природных богатств, здравоохранения); реорганизацию действующих министерств (финансов, народного просвещения, военного, морского, внутренних дел, иностранных дел, и даже Совета министров); понижение земского ценза (примерно в 10 раз) с тем, чтобы в земском управлении могли принимать участие владельцы хуторов и рабочие, имеющие недвижимую собственность. Кроме того, Столыпин, высказал ряд предположений, касавшихся строительства международных отношений: создание международного парламента, а также международного фонда для урегулирования конфликтов и борьбы с мировыми экономическими кризисами.

Заключение

Всего за пять лет пребывания на посту премьер-министра Столыпину удалось вывести Россию из системного кризиса, создать условия для включения ее экономики в общемировую хозяйственную систему. В итоге к кануну Первой мировой войны Россия по темпам экономического роста вышла на пятое место в мире. Правительству Столыпина удалось создать благоприятный инвестиционный климат для промышленности и предпринимательства, наладить социальное партнерство между различными стратами, улучшить качество жизни россиян, укрепить обороноспособность страны, упрочить ее позиции на международной арене. Результативность реформ обусловливалась, в первую очередь, активным использованием регулирующих рычагов формирующегося правового государства и пробуждением активности среднего класса. Все это позволяет говорить о том, что столыпинские преобразования создали мощный задел для дальнейшего поступательного развития России, превращения ее в Великую мировую державу.

Список  используемой литературы

1. Аврех А.Я. П.А.  Столыпин и судьбы реформ в  России. - М.: Политиздат.1991.-286с.

2. Барабанов В.В.  История России с древнейших  времен до конца 20века: Уч. Пособие/  В.В.Барабанов, И.М. Николаев, Б.Т.  Рожков.-М.: ООО ”Издательство Апрель”, 2003.-494с.

3. Введенский П.А.  Большая советская энциклопедия /гл. редактор Введенский П.А.2-ое  издание,1956г. -650с.

4. Зуев М.Н. История  России с древнейших времен  до конца 20века: Для школьников  ст. классов и поступающих в  Вузы: уч. Пособие.-М.: Дрофа, 1999.-896с.

5. Зырянов П.Н. Петр  Столыпин: политический портрет.-М.: Высшая школа.,1992 -159с.

6. Орлов А.С,. Георгиев  В.А. История России: учеб.-2-е изд., перераб. И доп. -М.: Т.К. Велби,  издательство Проспект,2004 -520с.

7. Петухова Н.Е., Анохина  С.Л. История России 19-20в.в./под ред. Я.А. Пляйса.-М.: Инфра-М., 2003 -272с.

8. Рыбас С.Ю., Тараканова  А.В. Реформатор: Жизнь и смерть  П. Столыпина -М : Недра,1991 -204с

9. Шацилло К.Ф. Книга  для чтения по истории Отечества,  нач. 20в. -М.: Просвещение, 1993 -256с.

10. П.А. Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. В 2т. /Т. 1. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. -764с.

Информация о работе Реформы Столыпина