Реформы Столыпина

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 03:15, контрольная работа

Описание работы

Имя крупнейшего деятеля предреволюционной поры Петра Аркадьевича Столыпина всегда вызывало споры.
Это имя втягивает нас в круговорот страстных взаимоисключающих оценок. Ни один из политических деятелей царизма начала ХХ века не может идти с ним в сравнении по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров.

Содержание

Введение
Глава I. Роль Столыпина в борьбе с революционным движением
Глава II. Проведение аграрной реформы
Глава III. Общая оценка и итоги аграрной реформы
Глава IV. Административные реформы
Глава V. Программа реформ
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

23.doc

— 98.50 Кб (Скачать)
 

1

План

Введение

Глава I. Роль Столыпина  в борьбе с революционным движением

Глава II. Проведение аграрной реформы

Глава III. Общая оценка и итоги аграрной реформы

Глава IV. Административные реформы

Глава V. Программа  реформ

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Имя крупнейшего деятеля  предреволюционной поры Петра Аркадьевича  Столыпина всегда вызывало споры.

Это имя втягивает  нас в круговорот страстных взаимоисключающих  оценок. Ни один из политических деятелей царизма начала ХХ века не может  идти с ним в сравнении по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров.

«Период столыпинской реакции», виселицы - «столыпинские  галстуки», с одной стороны, и  «борец за благо России», человек, «достойный сесть за царский трон» - с другой.

Карьера Столыпина  длилась всего лишь 5 лет. Это был  взлет после многолетней обычной  службы в провинции, стремительное  превращение из саратовского губернатора  в министра внутренних дел и председателя Совета министров - в государственную фигуру с огромной властью, грандиозными планами… Вся его деятельность - это органическое сочетание трагедии и элементов фарса, придворных интриг и высокой политики.

Но причина особого  интереса к фигуре Столыпина заключается  не только в личной его судьбе и драматизме сопровождающих ее событий. Его деятельность тесно связана с вопросом о том, каково значение столыпинского курса и почему не состоялся путь реформ.

Многие исследователи  считают, что помешали осуществиться  столыпинским реформам не объективные факторы, а ограниченность и слепота царизма, верхов, распутинщина и т.п. Даже те авторы, которые признают, что Столыпин не справился прежде всего с революционным движением, делают особый акцент на ограниченности и автократизме Николая II и правящих кругов вообще, на том, что царь не любил Столыпина, и это было главным препятствием в проведении реформ.

Сами же реформы  были столь значительны, что увенчайся  они успехом, никакого не только октября, но и февраля не было бы.

Аграрная реформа, а также комплекс мер, направленных на улучшение благосостояния общества, входили в программу столыпинских преобразований, главной целью которых были экономическая и политическая стабильность России Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М.: Политиздат, 1991, стр. 4..

Законопроекты, раскрывающие основные направления реформаторского  курса П.А. Столыпина в своей  совокупности позволяют понять замысел, содержание и механизмы реализации преобразований, выводивших Россию в  число ведущих стран мира по темпам экономического развития, обеспечивавших укрепление ее целостности и единства.

Интеллектуальные  наработки, технологии осуществления  столыпинских преобразований начала ХХ века вполне могут быть востребованы и в современной России, которая  на протяжении уже более 10 лет ведет трудный поиск оптимального выхода из кризиса. В свое время Столыпин решал те же политические задачи, которые актуальны и сегодня: формирование гражданского общества и правового государства, создание рыночной экономики и среднего класса, реальное законодательное закрепление прав и свобод личности, повышение уровня образования и улучшение материального положения народа.

Именно этим задачам, которые пришлось решать Столыпину, будет посвящена главная часть  моего реферата.

Глава I. Роль Столыпина в  борьбе с революционным движением

Социальные противоречия и неспособность правительства  решить важнейшие политические проблемы привели в начале ХХ века к глубокому  социально-политическому кризису. Он выражался в обострении рабочего и аграрно-крестьянского вопросов, в борьбе трудящихся против самодержавно-полицейского строя, в создании леворадикальных политических партий и либеральных оппозиционных союзов, в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса.

Перед правительством встала задача: или сохранение существующего строя регрессивными методами, или его модернизация.

Драматические события  в августе 1906 года показали, что правительство  по-прежнему на первый план ставит борьбу с революционным движением. 12 августа 1906 года было совершено покушение эсерами-максималистами на даче П.А. Столыпина на Аптекарском острове, когда погибли 27 и были ранены 32 человека, в том числе сын и дочь Столыпина.

Покушение еще более  укрепило престиж Столыпина в  правящих кругах.

24 августа 1906 года  была опубликована правительственная программа, воплощавшая идею Столыпина: «Сначала успокоение, а потом реформы».

Правильнее оценить  суть происходившего, глубину переживаний  П.А. Столыпина помогает непредвзятый и всесторонний подход к этому  вопросу автора книги о Столыпине Зырянова П.Н.:

«Сам Столыпин очень  изменился. Когда ему говорили, что  раньше он вроде бы рассуждал иначе, он отвечал: «Да, это было до бомбы  Аптекарского острова, а теперь я  стал другим человеком.»11 Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет. - М: 1992, стр.35

И действительно, с  этого времени он подавил в  себе эту гуманность, которую нередко  проявлял, например, в Саратове, особенно до начала революции. 19 августа 1906 г. в  чрезвычайном порядке, по 87-й статье Основных законов, был принят указ о военно-полевых судах. Рассмотрению этих судов, в состав которых назначались строевые офицеры, подлежали такие дела, когда совершение «преступного деяния» представлялось «настолько очевидным», что не усматривалось надобности в его расследовании. Судопроизводство должно было завершиться в пределах 48 часов, а приговор по распоряжению командующего округом исполнялся в 24 часа. Впоследствии Столыпин признавался, что подобные меры - это «тяжелый крест», который ему приходится нести против своей воли.»

Столыпин понимал, что при помощи репрессий можно сбить волну революционного движения, но нельзя решить вопросов, вызвавших революцию. Он поставил задачу провести серию реформ, которые решили бы эти вопросы в угодном для правительства и правящих кругов духе.

Под руководством Столыпина были составлены законопроекты, некоторые из которых были проведены в августе-ноябре 1906 г. по 87-й статье. 9 ноября 1906 г. был издан указ, положивший начало столыпинской аграрной реформе.

Вывод: Первая русская  революция 1905-1907 г. показала царизму невозможность дальнейшего сохранения полуфеодальных отношений в деревне.

Главный результат  заключался в том, что верховная  власть была вынуждена пойти на изменение  социально-политической системы России. В ней сложились новые государственные структуры, свидетельствовавшие о начале развития парламентаризма.

Крестьяне добились отмены выкупных платежей. Была расширена  свобода передвижения крестьян и  ограничена власть земских начальников. Началась аграрная реформа, разрушавшая  общину и укреплявшая права крестьян как землевладельцев, что способствовало дальнейшей капиталистической эволюции сельского хозяйства.

Окончание революции  привело к установлению временной  внутриполитической стабилизации в  России.

Глава II. Проведение аграрной реформы

Столыпинская аграрная реформа - совокупность законодательных актов царского правительства, осуществлявшихся с конца 1906 г. по 1916г., направленных на ликвидацию общинного крестьянского землевладения с целью создания широкой социальной опоры царизма в лице купечества.

Столыпинская реформа  была продуктивна реакционным Советам  объединенного дворянства и носила резко выраженный насильственный характер по отношению к большинству крестьянства.

Центральное место  в этих мероприятиях занимал указ 9 ноября 1906 г. о порядке выхода крестьян из общины и закрепления в личную собственность наделенной земли. После утверждения с некоторыми изменениями Думой и Государственным Советом это указ получил название Закона от 14 июня 1910 г. Его дополняло «Положение о землеустройстве» от 29 мая 1911 г. К другим мероприятиям реформы относилась деятельность Крестьянского банка, а также переселенческая политика. Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. Б.А. Введенский. II издание, 1956 г., стр. 38.

Борьба крестьян заставила  правительство отменить (ноябрь 1905 г.) выкупные платежи наполовину, а с 1907 г. - полностью. Но этого было недостаточно. Крестьяне требовали земли. Правительство вынуждено было вернуться к идее отказа от общинного и перехода к частному крестьянскому землевладению. Она высказывалась еще в 1902 г., но тогда правительство отказалось от ее реализации. П.А. Столыпин настоял на проведении реформы, и поэтому ее назвали Столыпинской.

План аграрной реформы  Столыпина заключался в следующем  Петухова Н.Е., Анохина С.Л. История  России. IX-XX в.в.: Учеб.пособие. - М.: Инфра-М, 2003, стр.72-73.:

- Разрешить крестьянам  свободный выход из общины  с закреплением своего надела  в частную собственность. Этим  достигались 2 цели:

1) разрушилась община, которая в силу своих отсталых  традиций и обычаев давно стала тормозом прогресса в сельском хозяйстве;

2) созывался класс  мелких частных собственников,  который должен стать опорой  власти - этот момент приобретал  особое знание, так как разложение  класса помещиков, сокращение  их земельных владений интенсивно продолжались; будучи полными собственниками земли, крестьяне начнут заботиться о повышении ее плодородия, урожайности, расширяет применение сельскохозяйственных машин. (09.11.1906 г. - указ представлял право крестьянам свободно покидать общины, закрепляя в собственность эту землю в виде отдельного участка (отруб), на который мог перенести и свою усадьбу (хутор). Указ не разрушал специально крестьянские общины, но развязывал руки крестьянам, пожелавшим хозяйствовать самостоятельно. Таким образом, планировалось создать в деревне прослойку крепких домовитых хозяев, чуждых революционному духу, и в целом повысить производительность сельского хозяйства). - Закон от 14 июня 1910 г. сделал выход обязательным.

Большая роль возлагалась  на Главное управление землеустройством и земледелием (с 1908 - министерство земледелия), которое организовало на местах правильное размежевание земли. Планировалось развитие медицины и ветеринарии социальной помощи крестьянами;

- Создавался фонд  из части казенных и императорских  земель (для покупки этих и помещичьих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды);

- Параллельно были  организованы переселения крестьян  из зон с острым дефицитом  земли в Сибирь, Казахстан, другие  малолюдные районы (организация  переселения была не на высоте: из 3,5 млн. переселенцев около 500 тыс. самостоятельно вернулись обратно).

Столыпин определил  срок проведения реформы в 20 лет, чтобы  крестьяне получили возможность  убедиться в преимуществах единоличного частичного хозяйствования перед общественным.

Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье землевладение и одновременно ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйство, преодолеть общинную ментальность и воспитать в каждом крестьянине чувство собственника, хозяина земли, сняв тем самым социальную напряженность в деревне и создав там прочную социальную опору правительства в лице сельской буржуазии.

Реформа способствовала подъему экономики страны. Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер. Увеличились покупательная  способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

Однако социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Из общины вышло в  разных районах только 20-35 % крестьян, так как большинство сохраняло  коллективистскую психологию и традиции. Хуторское хозяйство завело лишь 10 % домохозяев. Кулаки чаще выходили из общины, чем бедняки. Первые покупали землю у помещиков и обедневших односельчан, заводили рентабельное хозяйство. 20 % крестьян, получивших ссуды Крестьянского банка, разорились. Около 16 % переселенцев не смогли устроиться на новом месте, вернулись в центральные районы страны и пополнили ряды пролетариев. Реформа ускорила социальное расслоение - формирование сельской буржуазии и пролетариата. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, так как не удовлетворило нужды крестьян в землеОрлов А.С. История России: Учеб.-2-е изд. перераб и доп. М.: Изд-во Проспект, 2004, стр.309..

Глава III. Общая оценка и  итоги аграрной реформы

Игнорирование региональных различий было одним из недостатков столыпинской аграрной реформы. Она относительно неплохо шла в таких степных губерниях, как Самарская, Ставропольская, Херсонская, Таврическая, где община была слаба и инертна. Со скрипом, но шла в центрально-черноземных губерниях, где ей сильно мешало крестьянское малоземелье. Она почти не шла в нечерноземных губерниях (например, в Московской), лде община была более динамичной и настолько срослась с развивающимися капиталистическими отношениями, что порой невозможно было уничтожить ее не повредив этих самых отношений. И она встречала озлобленное сопротивление на Украине, где не было земельных переделов, где крестьянин сжился со своими клочками и полосками, вложил в них труд и деньги и не хотел уходить с них не на хутор, ни на отруб. К тому же и сам Столыпин признавал, что эта реформа может иметь успех только в сочетании с другими крупными мероприятиями по поднятию крестьянского хозяйства, включая кредит, мелиорацию, агрономическую помощь, развитие образования. Вследствие финансовых затруднений этот комплекс мероприятий в основном остался неосуществленным.

Информация о работе Реформы Столыпина