Реформы Столыпина

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 03:15, контрольная работа

Описание работы

Имя крупнейшего деятеля предреволюционной поры Петра Аркадьевича Столыпина всегда вызывало споры.
Это имя втягивает нас в круговорот страстных взаимоисключающих оценок. Ни один из политических деятелей царизма начала ХХ века не может идти с ним в сравнении по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров.

Содержание

Введение
Глава I. Роль Столыпина в борьбе с революционным движением
Глава II. Проведение аграрной реформы
Глава III. Общая оценка и итоги аграрной реформы
Глава IV. Административные реформы
Глава V. Программа реформ
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

23.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Другим ее слабым местом была идеализация хуторов и отрубов, а также и вообще частной собственности  на землю. В мире нет абсолютно  хороших и плохих форм собственности. Всё зависит от исторических условий, в которых одна и та же форма собственности может играть разную, даже противоположную роль. Обычно же в народном хозяйстве присутствуют различные формы собственности (частная, общественная, государственная). Важно, чтобы их сочетания и пропорции устанавливались не «сверху», а «снизу», в ходе естественного экономического развития. Законодательство должно лишь ограничивать интересы каждой формы собственности.

Всего за годы реформы  из общины вышло около 3 млн. домохозяев. Из общинного оборота было изъято 22 % земель. Около половины из них пошло на продажу.

Однако напряжение в деревне сохранялось. Многие крестьяне, в основном, бедняки и середняки, разорились. Из-за плохой организации  переселенческого дела рос поток  “обратных” переселенцев. Вернувшись на родину, они уже не получали ни двора, ни земли. Кроме того, крестьяне не считали реформу справедливой, поскольку она не затронула помещичьего землевладения.

В конечном итоге властям  не удалось ни разрушить общину, ни создать достаточно массовый строй  крестьян - фермеров. Так что можно говорить об общей неудачи столыпинской реформы.

Но огульно отрицательное  отношение к ней было бы несправедливо. Некоторые мероприятия, сопутствовавшие  реформе, были полезным делом. Это касается предоставления крестьянам большей  личной свободы (в семейных делах, передвижении и выборе занятий, в полном разрыве с деревней).

Несомненно плодотворной была идея Столыпина о создании хуторов  и отрубов на банковских землях, хотя она не получила достаточного развития.

Приносили пользу и  некоторые виды землеустроительных работ: устройство отрубов в южных губерниях, размежевание соседних общин в Нечерноземье11 Шацилло К.Ф. Книга для чтения по истории Отечества, начало XX века - М.: Просвещение, 1993, стр. 294..

Наконец, в рамках реформы достигло небывалого развития переселение в Сибирь.

В целом аграрная реформа  Столыпина имела прогрессивное  значение. Заменив отжившие структуры  новыми, она способствовала росту  производительных сил в земледелии. За время реформы в сельском хозяйстве  страны произошли заметные сдвиги. Посевная площадь увеличилась с 1905 по 1913 г. на 10 %. Валовой сбор зерна вырос с 1900 по 1913 г. в 1,5 раза, а технических культур - в 3 раза. На Россию приходилось 18 % мирового производства пшеницы, 52 % ржи. Она поставляла 25 % мирового экспорта зерна, что было больше поставок США, Канады и Аргентины вместе взятых. Стоимость экспорта хлеба из России выросла на 1 млрд. рублей по сравнению с концом XIX в. Важнейшим следствием аграрной реформы стало значительное повышение товарности сельского хозяйства, возросла покупательная способность населения.

Торговый оборот в 1903-1913 г.г. возрос в 1,5 раза (на 2,3 млрд. рублей). Внешняя торговля была в целом  прибыльной, особенно в связи с  тем, что мировые цены на хлеб перед  войной (русско-японской (1904-1905 г.г.) и первой мировой (1914-1918 г.г.)) выросли на 35 %. Эти обстоятельства явились одним из факторов промышленного подъема в стране в 1909-1913 г.г.. За это время промышленное производство увеличилось на 54 %, а общая численность рабочих - на 31 %. Промышленный подъем распространился в первую очередь на базовые отрасли промышленности - металлургическую, нефтедобывающую, производство электроэнергии и машиностроение.

Глава IV. Административные реформы

Цели индивидуализации крестьянского хозяйства получили свое конкретное воплощение и стали твердым курсом аграрной политики правительства, которое с июля 1906 г. возглавил П.А.Столыпин.

Аграрная реформа  была безусловно важной и необходимой, поскольку переустройство крестьянской деревни, как считал Столыпин, приведет к последующим реформам в различных сферах российской жизни.11 Радугин А.А. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций. - М.:Центр, 2001, стр.204 Поэтому его программа включала широкий круг внутриполитических, экономических, социальных и культурных преобразований.

Правительственная программа  Столыпина предполагала также целый  комплекс мер по перестройке местного самоуправления, народного образования  и вероисповедания. Столыпин предусматривал восстановить безсословный принцип и снизить имущественный ценз на выборах в земства, а также ликвидировать волостной суд крестьян, что должно было уравнять их в гражданских правах со всем остальным населением. Он считал необходимым ввести всеобщее начальное образование. Это отвечало бы потребностям индустриального развития страны и позволяло крестьянину повысить свой образовательный ценз, необходимый для представительства в земских органах самоуправления. Свободу совести и веротерпимость призвана была осуществить реформа церкви.

Таким образом, реформы  Столыпина были нацелены на то, чтобы  положить начало культурной революции  в российской деревне. Мыслилось, что  именно такие меры, как рост образовательного уровня крестьянской массы, широкое участие крестьян в местном самоуправлении, уравнение их в правах с другими слоями населения, будут служить развитию частной и общественной предприимчивости, приблизят Россию к западной модели. Предполагалось такое же развитие реформ, как и в прошлом веке: начатые в 1861 г. с крестьянских преобразований, они получили свое продолжение в последующие 60-70-е г.г. и включили в себя глубокие изменения в политической, культурной и других областях российской жизни. Однако проекты предполагаемых реформ Столыпина были отклонены Государственным советом. В итоге попытки Столыпина подвести социально-экономический фундамент под предложенную «сверху» альтернативу революции - ограничение монархии вместо ее свержения - провалились.

Глава V. Программа реформ

Расширить и обогатить представления о многообразии, сущности, характере и направленности столыпинских системных реформ, затрагивающих все без исключения сферы жизнедеятельности страны, позволяет целый комплекс законопроектов, разработанных правительством Столыпина. Важнейшие из них следующие:

1) о свободе вероисповедания;

о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений  и стеснений отдельных групп  населения;

об улучшении крестьянского  землевладения;

об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;

о реформе местного управления, которое предполагается организовать таким образом, чтобы  губернские и уездные административные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мелкую земскую единицу;

о введении земского самоуправления в Прибалтийском, а  также Северо- и Юго-Западном крае;

о введении земского и городского самоуправления в губерниях  Царства Польского;

о преобразовании местных  судов;

о реформе средней и высшей школы;

10) о подоходном  налоге;

о полицейской реформе, направленной, между прочим, к слиянию  общей и жандармской полиций;

о мерах исключительной охраны государственного порядка и  общественного спокойствия, с объединением нынешних различных видов исключительной охраны в одном законе.

Предлагаемая Столыпиным система мер направлена на создание предпосылок и условий, обеспечивающих динамичный рост и укрепление позиций  среднего класса в экономической, социальной и культурных сферах. В этих целях Столыпин выступал за создание благоприятного налогового, инвестиционного, кредитного климата в странах, позволяющего широким слоям собственников, не только в городе, но и в деревне, упрочнить свое положение в складывающейся системе рыночных отношений.

Столыпин сделал ставку на регулирующие функции государства, на обновление и укрепление административного  аппарата на всех ступенях исполнительной власти. При этом Столыпиным был  учтен как западноевропейский, так  и особенно, российский опыт, обусловленный  и вытекающий из исторических особенностей формирования государства в России и его ролевых функций. По его мнению, процесс создания среднего класса должен был инициироваться и одновременно контролироваться, в рамках закона, со стороны сильного государства.

Столыпин был одним из немногих государственных деятелей, осознававших необходимость формирования в России гражданского общества, расширения гражданских прав и свобод личности. В частности, согласно указу 5 октября 1906 г., принятому при его действенной поддержке, отменялись ограничения в правовом положении самого многочисленного сословия - крестьян: ликвидировались прежние препоны при поступлении их на государственную службу, в учебные заведения, им предоставлялось право свободного получения паспортов и выбора места жительства, устранялись препятствия к уходу крестьян на заработки, отменялись статьи законодательства, запрещавшие семейные разделы; крестьяне, имевшие купленную землю, могли участвовать в земских выборах по курии землевладельцев. Программа намечаемых в этой сфере реформ предусматривала переход от традиционного сословного общества к бессословному гражданскому обществу, его институтам и структурам (Государственная дума, эффективно действующее и распространенное на всю Россию местное самоуправление, общественные организации, политические партии, профсоюзы, кооперативы, примирительные камеры и т.д.). Согласно представленным правительством Столыпина в Государственную думу законопроектам, намечалась постепенная ликвидация сословных, национальных и конфессиональных ограничений, поэтапное расширение гражданских и политических прав личности, которая должна была стать активным субъектом масштабных преобразований.

Будучи последовательным сторонником введения законности и  правопорядка во все сферы жизни, Столыпин считал крайне важным создать единое правовое пространство в масштабах Российской империи. В этом плане он продолжал и развивал славные традиции судебной реформы 1864 г., в частности, восстановление института мировых судей. По замыслу Столыпина, реформирование должно было привести судебную систему в соответствие с происходящими в обществе изменениями и сделать суд более доступным для граждан. Одновременно предполагалось преобразовать и полицию: общая полиция должна была слиться с жандармскими управлениями, а функции политического дознания передавались следственным органам. Намеченные Столыпиным преобразования в области суда и судопроизводства во многом созвучны современной судебной реформе.

Сильная вертикаль  исполнительной власти, за укрепление которой ратовал Столыпин, предполагала широкое реформирование местного управления и самоуправления. Основная цель реформы местного управления состояла в том, чтобы, с одной стороны, ликвидировать архаичные сословные структуры (земских начальников, уездных предводителей дворянства), а с другой - укрепить губернское и уездное административное звено коронными чиновниками.

В области местного самоуправления предполагалось распространить земства на всю территорию Российской империи, включая Прибалтику, Западный край и Польшу.

Система ориентировалась  на защиту имущественных и личных интересов крестьян-собственников, которым, через создание низовых  институтов управления и самоуправления (волостного и поселкового), предоставлялась  реальная возможность активного  участия в выработке и принятии жизненно важных решений.

Чрезвычайно актуальны  сегодня идеи Столыпина относительно проведения земельной реформы. Столыпин рассчитывал, с одной стороны, полностью  и окончательно уничтожить социальную основу для революции, а с другой создать условия и предпосылки для формирования мощного среднего класса, динамичный рост которого в перспективе обеспечил бы вытеснение старых социальных страт, по преимуществу ориентированных на сохранение традиционных форм экономического развития и методов управления страной.

Принципиально важное значение Столыпин уделял вопросам реформирования экономики и финансовой системы. Законопроекты предусматривали: интенсивное  развитие производительных сил страны, освоение природных богатств, обеспечение  доступа к ним представителей бизнеса, дешевый кредит, налоговые льготы для представителей среднего и мелкого бизнеса, облегчение налогового бремени для рядовых тружеников. Планировалось дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры: строительство железных (например, второй путь Сибирской магистрали), шоссейных и грунтовых дорог, подъездных путей, морских портов и торговых гаваней, товарных складов и элеваторов, холодильных установок, развитие средств телефонного и телеграфного сообщения, гидроэлектростанций и т.д. Большое внимание уделялось созданию благоприятных условий для внутренней и внешней торговли - совершенствовалась тарифная и таможенная политика), Учитывая назревшую необходимость реформирования архаичной налоговой системы, правительство Столыпина разработало и внесло в Думу законопроект о введении в России прогрессивного налога, который, с одной стороны, должен был изменить приоритеты налогообложения с целью «достижения возможной равномерности обложения и возможного освобождения широких масс неимущего населения от дополнительного налогового бремени», а с другой - стимулировать население активнее вкладывать средства в различные сферы экономики. Следует также подчеркнуть, что динамичный рост государственного бюджета на протяжении пяти лет пребывания Столыпина у власти позволял, при распределении, использовать его не только на собственно государственные нужды, включая затраты на реализацию пакета реформ, но и передавать часть средств в распоряжение органов самоуправления - земским и городским управам на социальную сферу, на дальнейшее развитие образования и культуры.

Информация о работе Реформы Столыпина