Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 19:18, контрольная работа
Столыпинская аграрная реформа заключалась в том, чтобы, отменить оставшиеся выкупные платежи, дать возможность всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность. При этом имелось в виду, что только экономическими методами можно побудить помещиков продавать свою землю крестьянам, а также использовать государственные и иные земли для наделения ими крестьян.
1 вопрос. Экономическое обоснование реформы П.А. Столыпина.
1. Суть аграрной реформы……………………………………………стр. 3
1.1. Цели и задачи реформы………………………………………….стр. 3
1.2. Составные части реформы………………………………………стр. 4
1.3. Развитие кооперативного движения…………………………….стр. 7
2. Последствия аграрной реформы……………………………………..стр. 8
2.1. Причины незавершенности реформы……………………………стр. 8
2.2. Противоречивые результаты проведения реформы………….стр. 11
2 вопрос. Рынок и государственное регулирование в концепциях неолиберализма
1. Суть неолиберализма………………………………………………..стр. 13
1.1. Этапы формирования и методологические основы неолиберализма………………………………………………стр. 13
1.2. Экономическая роль государства…………………………стр. 15
Список литературы
2010 год
План:
2.1. Причины
незавершенности реформы…………………
2.2. Противоречивые
результаты проведения реформы…
2 вопрос.
Рынок и государственное
Список
литературы
Столыпинская аграрная реформа заключалась в том, чтобы, отменить оставшиеся выкупные платежи, дать возможность всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность. При этом имелось в виду, что только экономическими методами можно побудить помещиков продавать свою землю крестьянам, а также использовать государственные и иные земли для наделения ими крестьян.
Подразумевалось, что постепенно число крестьянских собственников и площадь земли в их руках будут возрастать, а община и помещики будут ослабевать. В результате должен был быть решен извечный для России аграрный вопрос, причем мирно и эволюционно. Так оно и было, многие помещики уже продавали земли, а Крестьянский банк их покупал и продавал на условиях льготного кредитования желающим крестьянам.
Для решения аграрного вопроса существовало три пути:
Именно
третий вариант и выбрал П.А.Столыпин.
Он прекрасно понимал, что грубая, агрессивная
политика не только не даст положительных
результатов, но и может еще больше усугубить
и без того напряженную обстановку.
Столыпин видел решение имеющегося кризиса
в том, чтобы дать возможность крестьянам
получить сначала временно, а затем закрепить
за ним отдельный участок, вырезанный
из государственных земель или из земельного
фонда Крестьянского банка. Основными
«донорами» для формирования земельного
фонда Крестьянского банка стали разоренные
помещики, не желающие или не способные
эффективно вести хозяйство в условиях
складывания капиталистической конкуренции.
Столыпинская аграрная реформа в корне
отличалась от идеи левых политиков конфисковать
землю у помещиков и просто раздать ее.
Во-первых, такой подход был неприемлем
с точки зрения норм цивилизованной частной
собственности. Во-вторых, то, что дается
даром, в России редко используется эффективно.
Таким
образом, Столыпин придерживался чисто
экономических принципов
Естественно, существование общины и доминирование
помещиков было отражением политической
системы тогдашней России. В этом смысле
против Столыпина выступали не только
левые, которые хотели насильственной
экспроприации земли для передачи крестьянам,
но и правые, которые видели в реформе
прямую угрозу существующему политическому
строю.
В марте 1906 г. вышел указ о землеустроительных комиссиях, и временные правила о них были внесены в Думу. Но законом они стали лишь 29 марта 1911г. Двенадцатого августа 1906 г. Крестьянскому поземельному банку передали для продажи малоземельным крестьянам удельные земли и затем 27 августа 1906 г. – казенные земли.
Десятого октября 1906 г. Столыпин докладывал и самостоятельно защищал проект реформы на заседании Совета министров. Однако все члены правительства находили, что община не заслуживает далее покровительства закона. Меньшинство министров считало необходимым опереться на народное представительство, то есть внести вопрос на рассмотрение Государственной думе.
9
ноября 1906 г. проект «Особого журнала»
Совета министров был доложен
царю Николаю II, который написал
на нем положительную резолюцию. Реформа
получила четкие очертания.Она начала
осуществляться с принятия двух важнейших
указов царя. Первый был выпущен в развитие
Указа от 3 ноября 1905 г. об уменьшении выкупных
платежей крестьян с 1 января 1906 г. наполовину,
а с 1 января 1907 г. - полностью. Второй –
в развитие Указа о помощи Крестьянского
банка малоземельным крестьянам в покупке
земли (правда, этот указ практически не
исполнялся).
9 ноября 1906 г. последовал Указ о крестьянском
землевладении и землепользовании. Этот
важнейший указ дал каждому владельцу
общинного надела право закрепить его
себе в личную собственность. При этом
в общинах, где не было переделов в течение
24 лет, за крестьянином закреплялся весь
его надел, а в остальных за излишки сверх
расчетной доли каждого члена общества
надо было платить обществу по первоначальной
средней выкупной цене за десятину.
В указе говорилось, что выход из общины осуществляется в месячный срок после подачи заявления по приговору общины простым большинством голосов, причем община устанавливает конкретный участок земли и необходимую доплату. Если общество в указанный срок не делает такого приговора, то все полномочия переходят земскому начальнику или соответствующему ему должностному лицу.
Выходящий из общины мог также требовать, чтобы ему выделяли участок в одном месте (а не в разных местах), а при невозможности этого – получить в качестве компенсации за разрозненные участки некоторые деньги. Чересполосица в основном сохранялась.
Циркуляр Министерства внутренних дел от 9 декабря 1906 г. устанавливал, что если крестьянин подал заявление о выходе после решения схода об очередном переделе, но до его утверждения уездным съездом, то он закрепляет надел в прежнем размере. То есть фактически государство прекратило переделы, так как каждый теряющий хорошую землю мог выйти из общины и тем самым остановить передел. На этот циркуляр было столько жалоб, что в декабре 1907 г. его отменили, но свою положительную роль он сыграл.
Наконец,
14 июня 1910 г. был издан Закон об
изменении и дополнении некоторых
постановлений о крестьянском землевладении,
который фактически в принудительном
порядке признавал личными
Реформа подразумевала огромную техническую
работу по развертыванию тысяч деревень,
что могло привести к огромному числу
спорных ситуаций. Нужны были детальные
инструкции, многие тысячи хорошо подготовленных
землемеров.
Кроме
этого, параллельно чисто аграрным
вопросам правительство пыталось двигать
реформы и в других сферах жизни.
Например, Указ от 5 декабря 1906 г. ввел свободу
избрания места жительства для крестьян,
отменил телесные наказания по приговору
волостных крестьянских судов, упразднил
право земских и крестьянских
начальников арестовывать и штрафовать
крестьян за административные нарушения.
В 1908 г. число укрепившихся крестьян выросло
в 10 раз по сравнению с 1907 г. В целом из
общины за период реформы выделились миллионы
домохозяев. К 1 января 1916 г. из 9,2 млн общинных
дворов вышло 2,5 млн крестьян-общинников
(более четверти) и почти 15% общинных земель
(17 млн. десятин). В том числе на отруба
и хутора вышло более 1,3 млн домохозяев,
что также было несомненным успехом, хотя
и не решило всех проблем российского
сельского хозяйства. Всего за годы реформы
из общины вышло около 3 млн. человек - около
трети домохозяев. Вместе с ними из общины
вышло 22% всей земли.
Важно отметить не только сам выход крестьян из общины, но и уничтожение чересполосицы, развитие отрубов и хуторов частично в ее рамках. Реформа качественно меняла и саму общину, повышая эффективность ее функционирования. Все эти изменения, безусловно, сказались на состоянии сельского хозяйства, которое постепенно начало трансформироваться. Понятно, что этому помогли и отмена выкупных платежей, обширная деятельность Крестьянского банка, большая коммерциализация аграрных отношений в целом.
В
ходе реформы обострилась и проблема
размеров крестьянских наделов –
именно для ее решения нужны были
государственные, удельные, кабинетные
земли, переселение в Сибирь. П.Столыпин,
в частности, сам продал часть своей земли
(нижегородское имение), в том числе и чтобы
показать пример другим помещикам.
Ссуды
крестьянского банка не могли
полностью удовлетворить спрос
На
первом этапе преобладали
На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудно-сберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.
Кредитные
отношения дали сильный импульс
развитию производственных, потребительских
и сбытовых кооперативов. Крестьяне
на кооперативных началах
В начале 1990-х годов об аграрной реформе в России много говорили, а потом забыли. Недоброжелатели до сих пор упорно пыжатся доказать, что П.Столыпин не является автором своей реформы, что она не удалась.
Во-первых, реформы были осуществлены достаточно поздно – не 1861, а только в 1906 году. Кроме этого, не следует забывать, что переход от натурального типа экономики к рыночному в условиях административно-командной системы возможен на основе активной деятельности государства. При этом особую роль должна сыграть финансово-кредитная деятельность государства. Примером этому может служить правительство, которое сумело с поражающей быстротой и размахом переориентировать мощный бюрократический аппарат империи на энергичную работу. При этом локальная экономико-хозяйственная рентабельность была принесена в жертву сознательно ради будущего общественного эффекта от создания и развития новых экономических форм. Так действовали министерство финансов, Крестьянский Банк, Министерство земледелия, другие государственные институты.
К тому же, там, где господствовали административные принципы управления экономикой и уравнительные способы распределения, всегда будет существовать сильная оппозиция преобразованиям. Следовательно, необходимо иметь социальную опору в лице инициативных и квалифицированных слоев населения.
И
все же, будучи главной реформой
Столыпина, аграрная реформа была доведена
до определенного результата. С экономической
точки зрения, начатая аграрная реформа
была необходима и прогрессивна. В
случае удачи она сулила более
интенсивные формы