Автор: a***************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 21:36, доклад
Древние Афины явились одним из наиболее развитых государств древнего мира, они сыграли важную роль в развитии не только европейской, но и всей мировой цивилизации, культуры и науки. Уникальность и неповторимость Афинского государства проявились в том, что оно достигло высшей и весьма редкой для стран древнего мира формы - демократической республики
Законодательство Солона затронуло практически все стороны общественной жизни Афин: экономические отношения, комплекс социальных структур, систему государственных учреждений, принципы военной организации. Прежде всего Солон осуществил т. н. сисахфию (в переводе с греческого - «стряхивание бремени»), т. е. полную отмену всех существовавших долговых обязательств. Все заложенные земли возвращались их прежним владельцам, задолженность бедняков аннулировалась. Афиняне, попавшие в рабство за долги, получали свободу, а проданные за границу - выкупались за государственный счет. Самозаклад должника впредь отменялся. Отныне рабами могли быть только иноплеменники, захваченные в плен, купленные на невольничьем рынке, или их потомки, рожденные в доме господина. В дальнейшем экономические отношения в Афинах стали строиться не на кабале соплеменников, а на извлечении прибыли из труда иностранцев-рабов, вследствие чего интенсивность их эксплуатации постоянно возрастала, а сама система рабовладения утрачивала свой патриархальный характер, превращаясь в рабство классического типа.
Отмена
долгового рабства была тяжелым
ударом по аристократии, поскольку
в дореформенный период именно этим
путем шел процесс формирования
крупной земельной
Была
унифицирована система мер и
весов, осуществлена денежная реформа.
Проводились активные меры борьбы против
расточительства и
Помимо
ремесленников-афинян в Афинах проживало
много пришлых ремесленников-
Не менее существенными являлись и политические реформы Солона. Важнейшей среди них была тимократическая (или цензовая) реформа. До Солона полнотой политических прав пользовались, как уже указывалось, только люди знатного происхождения — эвпатриды. Солон проводит так называемую тимократическую реформу (тимэ — «имущество», «ценз») и устанавливает имущественный ценз, который теперь стал определять политические права граждан. По имущественному цензу все гражданское население Аттики было разделено на четыре класса, или разряда. За основу ценза был принят доход, выраженный в медимнах — единице измерения сыпучих и жидких тел (в переводе на наши меры равный 52,5 литра). Первый разряд составляли пентакосиомедимны, т. е. получавшие со своих полей, садов и огородов доход в 500 медимнов. Ко второму разряду, всадников, принадлежали граждане, имевшие 300 медимнов дохода, т. е. способные содержать боевого коня. Третий и самый многочисленный разряд составляли зевгиты — собственники — крестьяне средней руки, имевшие 200 медимнов дохода. Все прочие граждане, получавшие доход меньше 200 медимнов или вообще дохода не имевшие, зачислялись в четвертый разряд — фетов. Права и обязанности граждан государства стали устанавливаться соразмерно величине их земельной собственности. Деление на имущественные разряды преследовало не только политические, но и военные цели. На гражданах каждого разряда лежала обязанность несения военной службы и снаряжения на собственные средства. Первые два класса составляли конницу (всадничество), выезжавшую в поход на лошадях, зевгиты входили в состав тяжеловооруженной пехоты (гоплитов), феты служили в легковооруженной пехоте, составляли экипаж военных судов и несли нестроевую службу в войске. Сверх того, на первые два класса налагались еще и другие общественные повинности (литургии): устройство общественных праздников, поставка государству оснащенных кораблей (навкрарий) и т. д.
Одновременно при Солоне возрастает роль народного собрания, в котором теперь могли участвовать все без исключения взрослые афинские граждане. Экклесия выбирала всех должностных лиц, но избранными на высшие государственные должности архонтов могли быть только граждане первых классов.
Таким образом, цензовая реформа предоставила возможность активного участия в управлении государством богатым и состоятельным гражданам вне зависимости от их происхождения. Власть перестала быть монополией одних эвпатридов. Однако практически наиболее состоятельной частью населения Аттики продолжали оставаться эвпатриды; по величине получаемого со своих земель дохода они были зачислены в высшие имущественные разряды. Афинские надписи показывают, что и после реформы Солона ведущие государственные должности преимущественно находились в руках лиц аристократического происхождения.
Фетам фактически предоставлялось только право принимать участие в народном собрании. Кроме того, они могли быть выбраны в созданный Солоном суд присяжных — гелиею. Этот суд был высшим судебным органом Афин. Передача судебных функций гелиее, в значительной мере состоявшей из неимущих, была, по мнению Аристотеля, одним из самых демократических мероприятий Солона.
Для
предварительного рассмотрения дел, поступавших
на обсуждение народного собрания, Солон учре
Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.
Претензии Солону предъявл
После
отъезда Солона классовая борьба в
Афинах разгорелась с новой силой. В ней
участвовали следующие группы: жители
равнины — педиеи, представители крупного
землевладения (эвпатриды), стремившиеся
к возврату досолоновских порядков; паралии
— жители приморской полосы, где преобладали
торговцы и ремесленники, боровшиеся за
сохранение солоновских реформ, и диакрии
— крестьяне гористой области Аттики,
которые были недовольны реформами Солона и
стремились к переделу земли. Вождем педиеев
был Ликург, паралиев — Алкмеонид Мегакл,
диакриев — Писистрат.
Политическая борьба порой обострялась
до такой степени, что невозможно было
избрать высших магистратов — архонтов
(отсюда возникновение понятия анархия,
что буквально означало «время без архонта»).
Следует
отметить, что в результате реформ
Солона начался процесс постоянного
увеличения роли народных собраний. На
них при всевозрастающей
Кроме реформ в области государственного устройства, Солону приписывается разработка целого свода законов, регулировавших частную жизнь граждан. Этот свод заменил собой законодательство Драконта (из последнего были сохранены только установления, касающиеся убийств). Начертанные на деревянных трехгранных призмах, вращавшихся на своей оси, законы Солона были выставлены в акрополе. В своем первоначальном виде эти законы до нас не дошли, и об их содержании можно судить лишь по упоминаниям в позднейших источниках.[1,с.93-97]
Итак, Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и бедными гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: землевладельцев, купцов, ремесленников. Реформы Солона повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие землевладельцы, верхушка ремесленников и купцов.
Борьба
между ними продолжалась и привела
через некоторое время к
Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н. э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.
После
смерти Солона, еще долгое время
политики обращались к его конституции,
используя ее в качестве авторитетного
источника права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
мы рассмотрели деятельность Солона
как архонта. Нельзя не согласиться,
что любые реформы, проводимые личностями,
наделенными властными
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.