Автор: a***************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 21:36, доклад
Древние Афины явились одним из наиболее развитых государств древнего мира, они сыграли важную роль в развитии не только европейской, но и всей мировой цивилизации, культуры и науки. Уникальность и неповторимость Афинского государства проявились в том, что оно достигло высшей и весьма редкой для стран древнего мира формы - демократической республики
Введение.
Древние Афины явились одним из наиболее развитых государств древнего мира, они сыграли важную роль в развитии не только европейской, но и всей мировой цивилизации, культуры и науки. Уникальность и неповторимость Афинского государства проявились в том, что оно достигло высшей и весьма редкой для стран древнего мира формы - демократической республики.
Развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств. В конце 11 тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т.д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.
Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.
Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии. Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т.д.
Процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т.д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов.
В VIII столетии до н. э. в. Аттике вырос (вокруг древней крепости) город, которому предстояло сделаться величайшим центром античной и мировой культуры. Его назвали в честь богини-покровительницы Афинами.
Город стал средоточием людей, принадлежащих к разным племенам, родам, фратриям: вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. На смену старому делению приходит новое. Знатные образуют сословие эвпатридов ("благородных"), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники - демиургов.
Замещение
всех важных должностей стало привилегией
эвпатридов. В результате этого совет
старейшин превращается в чисто
аристократическое собрание, никем
не выбираемое и ни перед кем не
отчитывающееся. Оно заседало на холме
бога войны Ареса, и потому его
назвали ареопагом. Ареопаг законодательствует,
осуществляет высший суд, наблюдает
за действиями должностных лиц, первое
место среди которых
Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. "Бедные, - пишет Аристотель, -находились в порабощении не только сами, но и их дети и жены. Назывались они... шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестую часть урожая. - 3.4.). Вся же вообще земля находилась в руках немногих. При этом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей".
Всюду на полях стояли закладные камни. На них было написано, кому и на какой срок заложен участок. Такая форма залога - ипотека - была ранним изобретением Греции. Земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа - столь обыкновенной - переходила к кредитору.
Начиная с VI века до н. э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включался новый социальный элемент. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI веках до н. э. и особенно благоприятные природные условия самой Аттики (с ее небольшим земельным фондом и удобным для торговли местоположением) способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Боевую часть его составляли матросы многочисленного афинского флота. В отличие от аристократии все эти новые люди (а также крестьяне) называли себя "демосом" - "народом".
Демос
находился в постоянной вражде с
презиравшей его аристократией.
Шаг за шагом вырывал он у нее
политическую власть. Когда это ему
удалось, в Афинах установилась рабовладельческая
демократия, а значит, и государство
в его начальной, еще не завершенной
форме.
Общественные реформы и законодательство Солона.
Запись законов не могло вполне удовлетворить афинское крестьянство и торгово - ремеслснные слои демоса.
Положение сельского населения в Аттике в VII—VI вв. до н. э. было в высшей степени тяжелым как в материальном, так и в правовом отношении. Несмотря на известный схематизм и односторонность в освещении событий, самый факт разорения аттического крестьянства не вызывает сомнений. Главным бичом деревни было ростовщичество, усиливавшее обезземеливание крестьян.
Земля в то время была неотчуждаемой родовой собственностью. Ее нельзя было ни продать, ни завещать по желанию, ни отдать за долги. Однако эвпатриды, занимавшиеся ростовщичеством, нашли способ обходить эти древние установления. Они давали общинникам ссуды под залог земли и на заложенных участках ставили долговые столбы с именем заимодавца. Если общинник не выплачивал свой долг в срок, земля фактически переходила во владение кредитора, хотя продолжала формально считаться собственностью того рода, к которому принадлежал должник.
Общинник
работал по-прежнему на своей земле,
но значительную часть урожая он отдавал
кредитору — фактическому хозяину
земли. Такие крестьяне-должники назывались
пелатами, или гектеморами-шестидольниками,
так как они должны были отдавать хозяину-эвпатриду
то ли одну шестую, то ли пять шестых снятого
урожая.
Аристотель сообщает, что в Аттике накануне
солоновых реформ (начало VI в. до н. э.) масса
мелких землевладельцев оказалась в долгу
у богатых эвпатридов. Должники обрабатывали
землю у богачей или же брали деньги под
залог личной свободы. Заимодавцы, согласно
суровым обычаям долговой кабалы, имели
право обратить неисправного должника
и членов его семьи в рабство и продать
за пределы Аттики.
Против эвпатридов, сосредоточивших в своих руках политическую власть и не желавших расставаться с родовыми порядками, выступали не только порабощенные шестидольники. Политическим господством аристократии тяготились и торгово-ремесленные слои населения. Наметился раскол и в среде самих эвпатридов. Главным источником обогащения некоторых аристократов становится морская торговля, а не земледелие, и они охотно блокируются с торгово-ремесленными кругами, так как имеют с ними общие интересы. Таким образом, господство эвпатридов вызывает недовольство всех элементов складывавшегося полиса, среди них и части «благородных», по каким-либо причинам оторвавшихся от своего сословия. В таких условиях наиболее дальновидной группе эвпатридов стало ясно, что удержать власть в своих руках можно только ценой некоторых уступок.
Таким
образом, Древние Афины, в рассматриваемый
период, представляли собой аристократическое
государство, где главную роль в
управление стали играть аристократы
– эвпатриды. Главу Афинского государства
– архонта, избирал исключительно привилегированный
слой общества. Остальные же не имели ни
пассивного избирательного права ни активного.
Существовал так же ареопаг, обладающий
общими судебными и законодательными,
который в течение ряда столетий остававшийся
строго аристократическим учреждением,
никем не избираемым и ни перед кем не
подотчетным. Неудивительно, что захват
власти эвпатридов вызывал общий протест
широких слоев населения, который впоследствии
получил наименование “демос”. Перед
реформой Солона общество кипело: эвпатриды
хотели окончательно захватить всю полноту
власти в свои руки и укрепления своего
положения за счет долговых обязательств,
“демос” же желал политических прав,
передела земель и отмены долговых отношений.
К началу периода правления Солона страна
стояла на истоках гражданской войны.[1,c.90-93].
Солон (Solon) (род.ок. 640 - ум. ок. 560 гг. до н.э.) - греческий государственный деятель и поэт. Был сыном Эксекестида из афинского аристократического рода Медонтидов, по материнской линии находился в родстве с будущим тираном Афин Писистратом. [7] Солон происходил из знатного рода, но его отец разорился и впал в бедность. Солон много путешествовал и занимался торговлей, разбогател и после возвращения в Афины (610 г.) застал там ожесточенную борьбу партий.
Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он оп секрету обещал раздел земли, а людям богатым - обеспечение долговых обязательств: Его выбрали архонтом, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с удовольствием: богатые - как человека зажиточного, бедные - как честного.
В 594 г.
до н. э., на политической арене появился Солон. Солон принадле
Возвышение Солона традиция
связывает с войной Афин против Мегар
из-за Саламина. Афиняне настолько были
утомлены долгой и неудачной войной с
Мегарами, что даже издали закон, запрещавший
под страхом смертной казни поднимать
вопрос о возобновлении войны за Саламин.
Учитывая
воинственные и патриотические настроения
афинского общества и особенно молодежи,
не мирившейся с потерей Саламина
и жаждавшей только предлога для возобновления
военных действий, Солон пошел на хитрость: прикинувшись
помешанным, он вышел на площадь и, став
на камень, продекламировал заранее сочиненную
им элегию «Саламин». В ней он призывал
афинян к войне за Саламин.
Агитация Солона возымела
действие: закон был отменен, и снова началась
война с Мегарами. Военными действиями
было поручено руководить самому Солону, и они принесли победу
Афинам. После этого Солон стал самым популярным
человеком в Аттике. Широкие слои населения
видели в Солоне человека, способного
освободить афинское общество от тяготевших
над ним бед и примирить интересы враждовавших
групп.
К
VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне
сложная обстановка. Развитие товарно-денежных
отношений привело к дальнейшему социальному
расслоению свободного населения. В среде
эвпатридов и геоморов выделяются богатые
землевладельцы, некоторая часть эвпатридов
беднеет, а геоморов - превращается в батраков,
обрабатывающих чужую землю, получая за
это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую
кабалу, теряет свободу и продается в рабство
за границу. Растет экономическая роль
богатой торгово-ремесленной верхушки
горожан, по-прежнему отстраненной от
власти. Растет и число бедняков-фетов.
Все неустойчивее становится положение
средних и мелких землевладельцев и ремесленников.
В результате в среде свободных возникает
целый комплекс противоречий - между богатыми
и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими
власть, и богачами из землевладельцев,
торговцев и ремесленников, стремящимися
к власти и использующими недовольство
бедноты и средних и мелких собственников.
Эти противоречия кристаллизовались как
противоречия между богатой родовой аристократией
и народом (демосом), возглавляемым богачами.[5,с.68]
Для
смягчения этих противоречий и сплочения
всех свободных в единый господствующий
класс требовались глубокие социальные
и политические преобразования. Начало
им положил Солон, избранный архонтом
в 594 году. Избранный архонтом, Солон
был наделен чрезвычайными