Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 04:31, реферат
Русская культура первой четверти XVIII в. развивалась под влиянием трех взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились еще в предшествующем столетии: происходило дальнейшее обмирщение культуры, развивалось личностное начало, наконец, преодолевалась ее национальная замкнутость. Но, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой XVII в., следует подчеркнуть, что это было не плавное развитие, лишенное качественных сдвигов, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ 4
2. РЕФОРМЫ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 7
2.1. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 7
2.2. РАЗВИТИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ 13
2.3. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИИ И ГЕОЛОГИИ 15
2.4. ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА И ДРУГИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗЛИЧНЫХ НАУК. 16
3. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА. 22
По инициативе Петра 1 в России было положено начало собранию научных коллекций. В 1720 году из хранилищ бесчисленных монастырей были истребованы грамоты, старинные рукописи и книги. Таким образом положено было начало архиву. Книги, захваченные в Митаве, во время Северной войны и сложенные первоначально в Санкт-Петербургском Летнем Дворце, образовали основу библиотеки — непосредственный плод победы. Оставалось еще создать художественный музей. Поэтому в 1717 году Петр обратился к содействию флорентийских художников, между прочим к Боначчи, которому заказал две статуи, изображающие Адама и Еву. В 1713 году он сделал покупки в Риме. Его агент Кологривов сообщал: «На сих днях купил я статую мраморную Венуса, старинная, найдена с месяц... Не разнит ничем против Флоренской славной, {но еще лучше тем, что сие целое, а Флоренская изломана во многих местах ; у незнаемых людей попалась и ради того заплатил 196 ефимков, а как купить бы инако, скульптор говорит, тысяч десять и больше стоит». Школа живописи и ваяния присоединяется к музею в удивительном сочетании с оружейной канцелярией. Вход в музей был даровой. Напрасно возбуждая вопpoc, часто поднимающийся в наше время, советники царя убеждали его установить небольшую плату за вход, употребив ее на обогащение коллекции, но Петр не разделял такого мнения: по его приказанию, посетителям даром раздавались прохладительные питья! Обычай этот существовал вплоть до царствования Анны Иоанновны и составлял ежегодный расход в четыреста рублей. В садах, окружающих Летний дворец, шестьдесят скульптурных групп, украшающих фонтаны, знакомили петербургскую публику с баснями Эзопа. Текст басен был напечатан рядом. Статуи из позолоченного свинца не отличались красотой, но дидактическое намерение — превосходно.
В 1718 году вышел указ, предписывавший населению предъявлять «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов», а также «старые надписи на каменах, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно». С этого момента началась организация отечественного музееведения. В 1719 году для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание «раритетов» которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др.
Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Так, М. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания «потаенных судов» (подводных лодок И. Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструмент Известным механиком петровского времени был А. Нартов изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.
В первой четверти XVIII века был написан целый ряд исследований по отечественной истории. Крупнейшими и были: двухтомная «Гистория Свойской войны», создававшаяся при участии самого Петра 1 (издана князем М. М. Щербатовым в XVIII веке под заглавием «Журнал, или Поденная записка императора Петра Великого»); «Ядро российской истории» —написана царем русского посольства в Швеции А. И. Манкиевым в 1715 году (вышла в свет в 1770 год ); «Гистория о царе Петре Алексеевиче, составленная видным дипломатом Петровской эпохи князем Б. И. Куракиным и опубликованная в конце XIX века.
Итогом достижений петровского времени в области наук и образования стало создание Академии наук. По совету Лейбница за год до смерти своей, Петр издал указ (от 28 января 1724 года ) об учреждении Академии: «Учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводились бы книги. Для художеств и наук обыкновенно употребляется двоякого рода учреждения: университет и академия, но в России нельзя следовать тому, что принято в других государствах; надобно смотреть на состояние здешнего государства: одну академию нельзя учредить, потому, что она не в состоянии скоро распределить знания в народе; университеты также не для чего заводить, когда нет ещё гимназий и семинарий; надобно, следовательно, основать такое учреждение, которое бы из лучших ученых людей состояло; но эти ученые должны не только сами заниматься науками и двигать их вперед, но и должны обучать молодых людей публично, и потому некоторых людей должны при себе обучать, чтобы они потом могли в свою очередь обучать первым основаниям всех наук». Таким образом, в 1725 году Академия наук была создана не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. В ней были открыты университет и гимназия.
Ïðîöåññ åâðîïåèçàöèè Ðîññèè â ýïîõó Ïåòðà Âåëèêîãî - íàèáîëåå ïðîòèâîðå÷èâàÿ ÷àñòü Ïåòðîâñêèõ ðåôîðì. Åùå äî Ïåòðà áûëè ñîçäàíû ïðåäïîñûëêè øèðîêîé åâðîïåèçàöèè, çàìåòíî óñèëèëèñü ñâÿçè ñ çàðóáåæíûìè ñòðàíàìè, â Ðîññèþ ïîñòåïåííî ïðîíèêàþò çàïàäíîåâðîïåéñêèå êóëüòóðíûå òðàäèöèè, äàæå áðàäîáðèòèå óõîäèò êîðíÿìè â äîïåòðîâñêóþ ýïîõó.  1687 ã. áûëà îòêðûòà Ñëàâÿíî-ãðåêî-ëàòèíñêàÿ àêàäåìèÿ - ïåðâîå âûñøåå ó÷åáíîå çàâåäåíèå â Ðîññèè. È âñå æå äåÿòåëüíîñòü Ïåòðà áûëà ðåâîëþöèîííîé. Â.ß.Óëàíîâ ïèñàë: "Íîâûì â ïîñòàíîâêå êóëüòóðíîãî âîïðîñà ïðè Ïåòðå Âåëèêîì áûëî òî, ÷òî òåïåðü êóëüòóðà áûëà ïðèçíàíà ñîçèäàòåëüíîé ñèëîé íå òîëüêî â îáëàñòè ñïåöèàëüíîé òåõíèêè, íî è â åå øèðîêèõ êóëüòóðíî-áûòîâûõ ïðîÿâëåíèÿõ, è íå òîëüêî â ïðèëîæåíèè ê èçáðàííîìó îáùåñòâó... íî è ïî îòíîøåíèþ ê øèðîêèì ìàññàì íàðîäà".
Âàæíåéøèì ýòàïîì â ïðîâåäåíèè ðåôîðì ñòàëî ïîñåùåíèå Ïåòðîì â ñîñòàâå Âåëèêîãî ïîñîëüñòâà ðÿäà åâðîïåéñêèõ ñòðàí. Ïî âîçâðàùåíèè Ïåòð íàïðàâëÿåò ìíîãî ìîëîäûõ äâîðÿí â Åâðîïó äëÿ èçó÷åíèÿ ðàçëè÷íûõ ñïåöèàëüíîñòåé, ãëàâíûì îáðàçîì äëÿ îâëàäåíèÿ ìîðñêèìè íàóêàìè. Öàðü çàáîòèëñÿ è î ðàçâèòèè îáðàçîâàíèÿ â Ðîññèè.  1701 ã. â Ìîñêâå, â Ñóõàðåâîé áàøíå îòêðûâàåòñÿ Øêîëà ìàòåìàòè÷åñêèõ è íàâèãàöêèõ íàóê âî ãëàâå ñ ïðîôåññîðîì Àáåðäèíñêîãî óíèâåðñèòåòà øîòëàíäöåì Ôîðâàðñîíîì. Îäíèì èç ïðåïîäàâàòåëåé ýòîé øêîëû áûë Ëåîíòèé Ìàãíèöêèé - àâòîð "Àðèôìåòèêè...".  1711 ã. â Ìîñêâå ïîÿâëÿåòñÿ èíæåíåðíàÿ øêîëà.
Ïåòð ñòðåìèëñÿ ê òîìó, ÷òîáû êàê ìîæíî ñêîðåå ïðåîäîëåòü âîçíèêøóþ åùå ñî âðåìåí òàòàðî-ìîíãîëüñêîãî èãà ðàçîáùåííîñòü Ðîññèè è Åâðîïû. Îäíèì èç åå ïðîÿâëåíèé áûëî ðàçíîå ëåòîèñ÷èñëåíèå, è â 1700 ã. Ïåòð ïåðåâîäèò Ðîññèþ íà íîâûé êàëåíäàðü - 7208 ãîä ñòàíîâèòñÿ 1700-ì, à ïðàçäíîâàíèå Íîâîãî ãîäà ïåðåíîñèòñÿ ñ 1 ñåíòÿáðÿ íà 1 ÿíâàðÿ.
 1703 ã. â Ìîñêâå âûõîäèò ïåðâûé íîìåð ãàçåòû "Âåäîìîñòè" - ïåðâîé ðóññêîé ãàçåòû, â 1702 ã. â Ìîñêâó ïðèãëàøàåòñÿ òðóïïà Êóíøòà äëÿ ñîçäàíèÿ òåàòðà.
Ïðîèñõîäèëè âàæíûå èçìåíåíèÿ â áûòó ðîññèéñêèõ äâîðÿí, ïåðåäåëàâøèå ðîññèéñêîå äâîðÿíñòâî "ïî îáðàçó è ïîäîáèþ" åâðîïåéñêîãî.  1717 ã. âûõîäèò êíèãà "Þíîñòè ÷åñòíîå çåðöàëî" - ñâîåãî ðîäà ó÷åáíèê ýòèêåòà, à ñ 1718 ã. ñóùåñòâîâàëè Àññàìáëåè - äâîðÿíñêèå ñîáðàíèÿ ïî îáðàçöó åâðîïåéñêèõ.
Îäíàêî
íåëüçÿ çàáûâàòü î òîì, ÷òî âñå
ýòè ïðåîáðàçîâàíèÿ èñõîäèëè èñêëþ÷èòåëüíî
ñâåðõó, à ïîòîìó áûëè äîñòàòî÷íî áîëåçíåííû
êàê äëÿ âûñøèõ, òàê è äëÿ íèçøèõ ñëîåâ
îáùåñòâà. Íàñèëüñòâåííûé õàðàêòåð íåêîòîðûõ
èç ýòèõ ïðåîáðàçîâàíèé âíóøàë îòâðàùåíèå
ê íèì è âåë ê ðåçêîìó íåïðèÿòèþ îñòàëüíûõ,
ïóñòü äàæå ñàìûõ ïðîãðåññèâíûõ, íà÷èíàíèé.
Ïåòð ñòðåìèëñÿ ñäåëàòü Ðîññèþ åâðîïåéñêîé
ñòðàíîé âî âñåõ ñìûñëàõ ýòîãî ñëîâà è
ïðèäàâàë áîëüøîå çíà÷åíèå äàæå ñàìûì
ìåëêèì äåòàëÿì ïðîöåññà.
Ãëàâíûì èòîãîì âñåé ñîâîêóïíîñòè Ïåòðîâñêèõ ðåôîðì ñòàëî óñòàíîâëåíèå â Ðîññèè ðåæèìà àáñîëþòèçìà, âåíöîì êîòîðîãî ñòàëî èçìåíåíèå â 1721 ã. òèòóëà ðîññèéñêîãî ìîíàðõà - Ïåòð îáúÿâèë ñåáÿ èìïåðàòîðîì, à ñòðàíà ñòàëà íàçûâàòüñÿ Ðîññèéñêîé Èìïåðèåé. Òàêèì îáðàçîì áûëî îôîðìëåíî òî, ê ÷åìó øåë Ïåòð âñå ãîäû ñâîåãî öàðñòâîâàíèÿ - ñîçäàíèå ãîñóäàðñòâà ñî ñòðîéíîé ñèñòåìîé óïðàâëåíèÿ, ñèëüíîé àðìèåé è ôëîòîì, ìîùíîé ýêîíîìèêîé, îêàçûâàþùåãî âëèÿíèå íà ìåæäóíàðîäíóþ ïîëèòèêó.  ðåçóëüòàòå Ïåòðîâñêèõ ðåôîðì ãîñóäàðñòâî íå áûëî ñâÿçàíî íè÷åì è ìîãëî ïîëüçîâàòüñÿ ëþáûìè ñðåäñòâàìè äëÿ äîñòèæåíèÿ ñâîèõ öåëåé.  èòîãå Ïåòð ïðèøåë ê ñâîåìó èäåàëó ãîñóäàðñòâåííîãî óñòðîéñòâà - âîåííîìó êîðàáëþ, ãäå âñå è âñÿ ïîä÷èíåíî âîëå îäíîãî ÷åëîâåêà - êàïèòàíà, è óñïåë âûâåñòè ýòîò êîðàáëü èç áîëîòà â áóðíûå âîäû îêåàíà, îáõîäÿ âñå ðèôû è ìåëè.
Ðîññèÿ ñòàëà ñàìîäåðæàâíûì, âîåííî-áþðîêðàòè÷åñêèì ãîñóäàðñòâîì, öåíòðàëüíàÿ ðîëü â êîòîðîì ïðèíàäëåæàëà äâîðÿíñêîìó ñîñëîâèþ. Âìåñòå ñ òåì îòñòàëîñòü Ðîññèè íå áûëà ïîëíîñòüþ ïðåîäîëåíà, à ðåôîðìû îñóùåñòâëÿëèñü â îñíîâíîì çà ñ÷åò æåñòî÷àéøåé ýêñïëóàòàöèè è ïðèíóæäåíèÿ.
Ðîëü Ïåòðà Âåëèêîãî â èñòîðèè Ðîññèè òðóäíî ïåðåîöåíèòü. Êàê áû íå îòíîñèòüñÿ ê ìåòîäàì è ñòèëþ ïðîâåäåíèÿ èì ïðåîáðàçîâàíèé, íåëüçÿ íå ïðèçíàòü - Ïåòð Âåëèêèé ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ñàìûõ çàìåòíûõ ôèãóð ìèðîâîé èñòîðèè.
 çàêëþ÷åíèå ìîæíî ïðèâåñòè ñëîâà ñîâðåìåííèêà Ïåòðà - Íàðòîâà:
"... è õîòÿ íåò áîëåå Ïåòðà Âåëèêîãî ñ íàìè, îäíàêî äóõ åãî â äóøàõ íàøèõ æèâåò, è ìû, èìåâøèå ñ÷àñòèå íàõîäèòüñ÷ ïðè ñåì ìîíàðõå, óìðåì âåðíûìè åìó è ãîðÿ÷óþ ëþáîâü íàøó ê çåìíîìó áîãó ïîãðåáåì âìåñòå ñ ñîáîé. Ìû áåç ñòðàõà âîçãëàøàåì îá îòöå íàøåì äëÿ òîãî, ÷òî áëàãîðîäíîìó áåññòðàøèþ è ïðàâäå ó÷èëèñü îò íåãî".