Реформы Петра I развития культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 04:31, реферат

Описание работы

Русская культура первой четверти XVIII в. развивалась под влиянием трех взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились еще в предшествующем столетии: происходило дальнейшее обмирщение культуры, развивалось личностное начало, наконец, преодолевалась ее национальная замкнутость. Но, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой XVII в., следует подчеркнуть, что это было не плавное развитие, лишенное качественных сдвигов, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ 4
2. РЕФОРМЫ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 7
2.1. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 7
2.2. РАЗВИТИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ 13
2.3. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИИ И ГЕОЛОГИИ 15
2.4. ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА И ДРУГИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗЛИЧНЫХ НАУК. 16
3. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА. 22

Работа содержит 1 файл

Реформы Петра I и их значение для развития культуры.doc

— 118.50 Кб (Скачать)
n="justify">      2.4. Петровская Кунсткамера  и другие достижения  в области различных наук.

      По  инициативе Петра 1 в России было положено начало собранию научных коллекций. В 1720 году из хранилищ бесчисленных монастырей были истребованы грамоты, старинные рукописи и книги. Таким образом положено было начало архиву. Книги, захваченные в Митаве, во время Северной войны и сложенные первоначально в Санкт-Петербургском Летнем Дворце, образовали основу библиотеки — непосредственный плод победы. Оставалось еще создать художественный музей. Поэтому в 1717 году Петр обратился к содействию флорентийских художников, между прочим к Боначчи, которому заказал две статуи, изображающие Адама и Еву. В 1713 году он сделал покупки в Риме. Его агент Кологривов сообщал: «На сих днях купил я статую мраморную Венуса, старинная, найдена с месяц... Не разнит ничем против Флоренской славной, {но еще лучше тем, что сие целое, а Флоренская изломана во  многих местах ; у незнаемых людей попалась и ради того заплатил 196 ефимков, а как купить бы инако, скульптор говорит, тысяч десять и больше стоит». Школа живописи и ваяния присоединяется к музею в удивительном сочетании с оружейной канцелярией. Вход в музей был даровой. Напрасно возбуждая вопpoc, часто поднимающийся в наше время, советники царя убеждали его установить небольшую плату за вход, употребив ее на обогащение коллекции, но Петр не разделял такого мнения: по его приказанию, посетителям даром раздавались прохладительные питья! Обычай этот существовал вплоть до царствования Анны Иоанновны и составлял ежегодный расход в четыреста рублей. В садах, окружающих Летний дворец, шестьдесят скульптурных групп, украшающих фонтаны, знакомили петербургскую публику с баснями Эзопа. Текст басен был напечатан рядом. Статуи из позолоченного свинца не отличались красотой, но дидактическое намерение — превосходно.

      В 1718 году вышел указ, предписывавший населению предъявлять «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов», а также «старые надписи на каменах, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно». С этого момента началась организация отечественного музееведения. В 1719 году для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание «раритетов» которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др.

      Большими  успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Так, М. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания «потаенных судов» (подводных лодок И. Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструмент Известным механиком петровского времени был А. Нартов изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.

      В первой четверти XVIII века был написан  целый ряд  исследований по отечественной истории. Крупнейшими и были: двухтомная «Гистория Свойской войны», создававшаяся при участии самого Петра 1 (издана князем М. М. Щербатовым в XVIII веке под заглавием «Журнал, или Поденная записка императора Петра Великого»); «Ядро российской истории» —написана царем русского посольства в Швеции А. И. Манкиевым в 1715 году (вышла в свет в 1770 год ); «Гистория о царе Петре Алексеевиче, составленная видным дипломатом Петровской эпохи князем Б. И. Куракиным и опубликованная в конце XIX века.

      Итогом  достижений петровского времени  в области наук и образования стало создание Академии наук. По совету Лейбница за год до смерти своей, Петр издал указ (от 28 января 1724 года ) об учреждении Академии: «Учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводились бы книги. Для художеств и наук обыкновенно употребляется двоякого рода учреждения: университет и академия, но в России нельзя следовать тому, что принято в других государствах; надобно смотреть на состояние здешнего государства: одну академию нельзя учредить, потому, что она не в состоянии скоро распределить знания в народе; университеты также не для чего заводить, когда нет ещё гимназий и семинарий; надобно, следовательно, основать такое учреждение, которое бы из лучших ученых людей состояло; но эти ученые должны не только сами заниматься науками и двигать их вперед, но и должны обучать молодых людей публично, и потому некоторых людей должны при себе обучать, чтобы они потом могли в свою очередь обучать первым основаниям всех наук». Таким образом, в 1725 году Академия наук была создана не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. В ней были открыты университет и гимназия.

      3. Общее значение  реформ для развития  культуры

      Ïðîöåññ åâðîïåèçàöèè Ðîññèè â ýïîõó Ïåòðà  Âåëèêîãî - íàèáîëåå ïðîòèâîðå÷èâàÿ ÷àñòü  Ïåòðîâñêèõ ðåôîðì. Åùå äî Ïåòðà  áûëè ñîçäàíû ïðåäïîñûëêè øèðîêîé åâðîïåèçàöèè, çàìåòíî óñèëèëèñü ñâÿçè ñ çàðóáåæíûìè ñòðàíàìè, â Ðîññèþ ïîñòåïåííî ïðîíèêàþò çàïàäíîåâðîïåéñêèå êóëüòóðíûå òðàäèöèè, äàæå áðàäîáðèòèå óõîäèò êîðíÿìè â äîïåòðîâñêóþ ýïîõó.  1687 ã. áûëà îòêðûòà Ñëàâÿíî-ãðåêî-ëàòèíñêàÿ àêàäåìèÿ - ïåðâîå âûñøåå ó÷åáíîå çàâåäåíèå â Ðîññèè. È âñå æå äåÿòåëüíîñòü Ïåòðà áûëà ðåâîëþöèîííîé. Â.ß.Óëàíîâ ïèñàë: "Íîâûì â ïîñòàíîâêå êóëüòóðíîãî âîïðîñà ïðè Ïåòðå Âåëèêîì áûëî òî, ÷òî òåïåðü êóëüòóðà áûëà ïðèçíàíà ñîçèäàòåëüíîé ñèëîé íå òîëüêî â îáëàñòè ñïåöèàëüíîé òåõíèêè, íî è â åå øèðîêèõ êóëüòóðíî-áûòîâûõ ïðîÿâëåíèÿõ, è íå òîëüêî â ïðèëîæåíèè ê èçáðàííîìó îáùåñòâó... íî è ïî îòíîøåíèþ ê øèðîêèì ìàññàì íàðîäà".

      Âàæíåéøèì ýòàïîì â ïðîâåäåíèè ðåôîðì ñòàëî  ïîñåùåíèå Ïåòðîì â ñîñòàâå Âåëèêîãî ïîñîëüñòâà ðÿäà åâðîïåéñêèõ ñòðàí. Ïî âîçâðàùåíèè Ïåòð íàïðàâëÿåò ìíîãî ìîëîäûõ äâîðÿí â Åâðîïó äëÿ èçó÷åíèÿ ðàçëè÷íûõ ñïåöèàëüíîñòåé, ãëàâíûì îáðàçîì äëÿ îâëàäåíèÿ ìîðñêèìè íàóêàìè. Öàðü çàáîòèëñÿ è î ðàçâèòèè îáðàçîâàíèÿ â Ðîññèè.  1701 ã. â Ìîñêâå, â Ñóõàðåâîé áàøíå îòêðûâàåòñÿ Øêîëà ìàòåìàòè÷åñêèõ è íàâèãàöêèõ íàóê âî ãëàâå ñ ïðîôåññîðîì Àáåðäèíñêîãî óíèâåðñèòåòà øîòëàíäöåì Ôîðâàðñîíîì. Îäíèì èç ïðåïîäàâàòåëåé ýòîé øêîëû áûë Ëåîíòèé Ìàãíèöêèé - àâòîð "Àðèôìåòèêè...".  1711 ã. â Ìîñêâå ïîÿâëÿåòñÿ èíæåíåðíàÿ øêîëà.

      Ïåòð  ñòðåìèëñÿ ê òîìó, ÷òîáû êàê  ìîæíî ñêîðåå ïðåîäîëåòü âîçíèêøóþ åùå ñî âðåìåí òàòàðî-ìîíãîëüñêîãî èãà ðàçîáùåííîñòü Ðîññèè è Åâðîïû. Îäíèì èç åå ïðîÿâëåíèé áûëî ðàçíîå ëåòîèñ÷èñëåíèå, è â 1700 ã. Ïåòð ïåðåâîäèò Ðîññèþ íà íîâûé êàëåíäàðü - 7208 ãîä ñòàíîâèòñÿ 1700-ì, à ïðàçäíîâàíèå Íîâîãî ãîäà ïåðåíîñèòñÿ ñ 1 ñåíòÿáðÿ íà 1 ÿíâàðÿ.

      Â 1703 ã. â Ìîñêâå âûõîäèò ïåðâûé íîìåð  ãàçåòû "Âåäîìîñòè" - ïåðâîé ðóññêîé  ãàçåòû, â 1702 ã. â Ìîñêâó ïðèãëàøàåòñÿ òðóïïà Êóíøòà äëÿ ñîçäàíèÿ òåàòðà.

      Ïðîèñõîäèëè âàæíûå èçìåíåíèÿ â áûòó ðîññèéñêèõ äâîðÿí, ïåðåäåëàâøèå ðîññèéñêîå äâîðÿíñòâî "ïî îáðàçó è ïîäîáèþ" åâðîïåéñêîãî.  1717 ã. âûõîäèò êíèãà "Þíîñòè ÷åñòíîå çåðöàëî" - ñâîåãî ðîäà ó÷åáíèê ýòèêåòà, à ñ 1718 ã. ñóùåñòâîâàëè Àññàìáëåè - äâîðÿíñêèå ñîáðàíèÿ ïî îáðàçöó åâðîïåéñêèõ.

      Îäíàêî  íåëüçÿ çàáûâàòü î òîì, ÷òî âñå  ýòè ïðåîáðàçîâàíèÿ èñõîäèëè èñêëþ÷èòåëüíî ñâåðõó, à ïîòîìó áûëè äîñòàòî÷íî áîëåçíåííû êàê äëÿ âûñøèõ, òàê è äëÿ íèçøèõ ñëîåâ îáùåñòâà. Íàñèëüñòâåííûé õàðàêòåð íåêîòîðûõ èç ýòèõ ïðåîáðàçîâàíèé âíóøàë îòâðàùåíèå ê íèì è âåë ê ðåçêîìó íåïðèÿòèþ îñòàëüíûõ, ïóñòü äàæå ñàìûõ ïðîãðåññèâíûõ, íà÷èíàíèé. Ïåòð ñòðåìèëñÿ ñäåëàòü Ðîññèþ åâðîïåéñêîé ñòðàíîé âî âñåõ ñìûñëàõ ýòîãî ñëîâà è ïðèäàâàë áîëüøîå çíà÷åíèå äàæå ñàìûì ìåëêèì äåòàëÿì ïðîöåññà. 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Ãëàâíûì èòîãîì âñåé ñîâîêóïíîñòè Ïåòðîâñêèõ ðåôîðì ñòàëî óñòàíîâëåíèå â Ðîññèè ðåæèìà àáñîëþòèçìà,  âåíöîì êîòîðîãî ñòàëî èçìåíåíèå â 1721 ã.  òèòóëà ðîññèéñêîãî ìîíàðõà - Ïåòð îáúÿâèë ñåáÿ èìïåðàòîðîì, à  ñòðàíà ñòàëà íàçûâàòüñÿ Ðîññèéñêîé Èìïåðèåé.  Òàêèì îáðàçîì áûëî îôîðìëåíî òî,  ê ÷åìó øåë Ïåòð âñå ãîäû ñâîåãî öàðñòâîâàíèÿ  - ñîçäàíèå ãîñóäàðñòâà ñî ñòðîéíîé ñèñòåìîé óïðàâëåíèÿ, ñèëüíîé àðìèåé è ôëîòîì, ìîùíîé ýêîíîìèêîé, îêàçûâàþùåãî âëèÿíèå íà ìåæäóíàðîäíóþ ïîëèòèêó.  ðåçóëüòàòå Ïåòðîâñêèõ ðåôîðì ãîñóäàðñòâî íå áûëî ñâÿçàíî íè÷åì è ìîãëî ïîëüçîâàòüñÿ ëþáûìè ñðåäñòâàìè äëÿ äîñòèæåíèÿ ñâîèõ öåëåé.  èòîãå Ïåòð ïðèøåë ê ñâîåìó èäåàëó ãîñóäàðñòâåííîãî óñòðîéñòâà - âîåííîìó êîðàáëþ, ãäå âñå è âñÿ ïîä÷èíåíî âîëå îäíîãî ÷åëîâåêà - êàïèòàíà,  è óñïåë âûâåñòè ýòîò êîðàáëü èç áîëîòà â áóðíûå âîäû îêåàíà, îáõîäÿ âñå ðèôû è ìåëè.

      Ðîññèÿ  ñòàëà ñàìîäåðæàâíûì, âîåííî-áþðîêðàòè÷åñêèì  ãîñóäàðñòâîì, öåíòðàëüíàÿ ðîëü â  êîòîðîì ïðèíàäëåæàëà äâîðÿíñêîìó  ñîñëîâèþ. Âìåñòå ñ òåì îòñòàëîñòü Ðîññèè íå áûëà ïîëíîñòüþ ïðåîäîëåíà, à ðåôîðìû îñóùåñòâëÿëèñü â îñíîâíîì çà ñ÷åò æåñòî÷àéøåé ýêñïëóàòàöèè è ïðèíóæäåíèÿ.

      Ðîëü  Ïåòðà Âåëèêîãî â èñòîðèè Ðîññèè òðóäíî ïåðåîöåíèòü. Êàê áû íå îòíîñèòüñÿ ê ìåòîäàì è ñòèëþ ïðîâåäåíèÿ èì ïðåîáðàçîâàíèé, íåëüçÿ íå ïðèçíàòü - Ïåòð Âåëèêèé ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ñàìûõ çàìåòíûõ ôèãóð ìèðîâîé èñòîðèè.

      Â çàêëþ÷åíèå ìîæíî ïðèâåñòè ñëîâà  ñîâðåìåííèêà Ïåòðà - Íàðòîâà:

      "... è õîòÿ íåò áîëåå Ïåòðà Âåëèêîãî ñ íàìè, îäíàêî äóõ åãî â äóøàõ íàøèõ æèâåò, è ìû, èìåâøèå ñ÷àñòèå íàõîäèòüñ÷ ïðè ñåì ìîíàðõå, óìðåì âåðíûìè åìó è ãîðÿ÷óþ ëþáîâü íàøó ê çåìíîìó áîãó ïîãðåáåì âìåñòå ñ ñîáîé. Ìû áåç ñòðàõà âîçãëàøàåì îá îòöå íàøåì äëÿ òîãî, ÷òî áëàãîðîäíîìó áåññòðàøèþ è ïðàâäå ó÷èëèñü îò íåãî".

 

       Литература.

    1. Àíèñèìîâ  Å.Â. Âðåìÿ ïåòðîâñêèõ ðåôîðì. - Ë.:Ëåíèçäàò,1989.
    2. Ïàâëåíêî Í.È. Ïåòð Âåëèêèé. - Ì.:Ìûñëü,1990.
    3. Бушков А.А. Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы. - М.: Олма-Пресс,1997. –С.410-414.
    4. Валишевский К. Петр Великий. –М.: СП «Квадрат», 1993. –С.338-347.
    5. Ключевский В.О. Российская императорская фамилия. –М.: МГУ,1990. –С.12.
    6. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории: Учеб. дорев. России по истории. М.: Просвещение,1996. –С266.

Информация о работе Реформы Петра I развития культуры