Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 04:31, реферат
Русская культура первой четверти XVIII в. развивалась под влиянием трех взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились еще в предшествующем столетии: происходило дальнейшее обмирщение культуры, развивалось личностное начало, наконец, преодолевалась ее национальная замкнутость. Но, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой XVII в., следует подчеркнуть, что это было не плавное развитие, лишенное качественных сдвигов, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ 4
2. РЕФОРМЫ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 7
2.1. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 7
2.2. РАЗВИТИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ 13
2.3. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИИ И ГЕОЛОГИИ 15
2.4. ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА И ДРУГИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗЛИЧНЫХ НАУК. 16
3. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА. 22
Обмирщение школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой постановки образования. В 1701 году Петр положил основание светским школам в России, открыл математические и навигацкие школы в Москве с помощью англичан – учителей. Ученики отсюда рассылались по цифирным школам (1714 г.) в провинции. Дети изучали в этих школах арифметику и начала геометрии, причем в роли преподавателей выступали выпускники Навигацкой школы. К концу первой четверти XVIII в. по губерниям были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащихся. Но эти школы не привились. В 1715 году Навигацкая школа, переведенная в Санкт – Петербург, обращена в Морскую академию. Московские школы распались на Артиллерийскую (1701 г.), Инженерную(1712 г.), Латинскую . В 1716 году отослано было несколько учеников латинских школ в Персию для изучения восточных языков. Также было открыто Медицинское училище в 1707 г. В 1719 году 30 учеников было отослано к доктору Блументросту для изучения медицины. Дети духовенства проходили обучение в 46 епархиальных школах, а дети солдат —в гарнизонных школах. При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые в России горные школы, готовившие специалистов горнорудного дела.
Чтобы удержать командные высоты в государстве, дворянство должно было овладевать знаниями. Поэтому обучение дворянских детей стало для них повинностью. Наряду с обучением в русских школах молодых дворян для овладения навигационным делом отправляли за границу. Но и тут возникали затруднения: Англия защищала свои учебные заведения против вторжения пришельцев; также не хватало денег.
До открытия Навигацкой школы Петр использовал более эффективный способ обучения специалистов — отправку русских людей за границу, причем не столько для усвоения теоретических знаний, сколько для приобретения практических навыков в кораблестроении, управлении кораблем во время боя, кораблевождении. Учащиеся в большинстве случаев постигали премудрости навигации и кораблестроения не за партой, а с топором в руках либо на корабле, где они зачислялись в состав экипажа и наряду со штатными матросами выполняли самые разнообразные обязанности. По прибытии в Петербург навигаторы держали экзамены, нередко в присутствии царя.
Большинство дворянских недорослей, особенно из аристократических фамилий, стремились уклоняться от обучения, поэтому в 1714 г. был издан указ, грозивший таким недорослям запрещением жениться. Отправка русских людей за границу с целью обучения производила крутой переворот в сознании современников. До Петра общение с иноземцами не поощрялось, разрешение на выезд за рубеж получали лишь две категории людей: лица, находившиеся в составе посольств, и гости. Для последних это была существенная привилегия: среди торгово-промышленного населения только гости имели право покидать пределы страны для заключения торговых сделок. Теперь отправка русских за границу не только не запрещалась, но поощрялась и даже проводилась в принудительном порядке.
Первым отправился за границу для обучения сын старшего дьяка Посольского приказа Василия Тимофеевича Посникова Петр Васильевич. В 1687—1691 годах он успешно овладевал знаниями в Славяно-греко-латинской академии, а в 1692 году — надо полагать, по рекомендации ее основателей братьев Лихудов — его командировали в Италию для обучение медицине. Блестящие способности, обнаруженные Посниковым в Падуанском университете, позволили ему получить две ученые степени — доктора медицины и философии. Затем он совершенствовал свое образование в Парижском и Лейденском университетах. Сведений об использовании П. В. Посниковым медицинских знаний во врачебной практике не сохранилось, но его эрудиция и владение многими европейскими языками пригодились царю во время его первого путешествия за границу: он сопровождал Петра в Амстердаме и Лондоне и консультировал его по поводу приобретения естественнонаучных коллекций и медикаментов. В Вене Посников был передан в распоряжение П. Б. Возницына и вместе с ним участвовал в Карловицком конгрессе.
Отправка за границу Посникова и командирование в том же 1692 году сына генерала Петра Ивановича Гордона Федора были первыми ласточками. Более или менее широко эта практика стала внедряться с конца 1696 года: 22 ноября этого года стольникам обоих государей был объявлен указ об отправке их «в разные государства учиться всяким наукам». Указ назвал поименно 61 человека: 39 из них надлежало держать путь в Италию, 22 — в Голландию и Англию. Свыше трети отправляемых — 23 стольника — принадлежали к княжеским фамилиям: Борис Иванович Куракин, будущий посол в Париже; Григорий Федорович Долгорукий, будущий посол в Варшаве; Петр Алексеевич Голицын, будущий посол в Вене; Дмитрий Михайлович Голицин, будущий сенатор; Владимир и Василий Петровичи Шереметьевы, родные братья будущего фельдмаршала и другие.
С другой стороны, в надежде завоевать доверие царя за границу для обучения мореходству отправлялись немолодые дворяне. Так, известный дипломат П.А. Толстой отправился в Венецию, уже имея внуков. Пребывание Толстого за границей в течение года и одиннадцати месяцев оказалось для него крайне полезным. 26 февраля 1697 года в Италию выехал московский книжник, а вернулся в Москву 27 января 1699 года человек с изящными манерами, облаченный в европейское платье, свободно владевший итальянским языком. Его кругозор расширился настолько, что он был в праве отнести себя к числу если не образованнейших, то достаточно европеизированных людей России, чтобы стать горячим сторонником преобразований.
Уже в 1700 году в бытность свою в Амстердаме Петр поручил голландцу Ивану Тессингу, при помощи поляка Копьевского или Копьевича основать там русскую типографию. Таким образом был напечатан первый выпуск книги, касавшейся предметов самых разнообразных: истории, географии, лингвистики, арифметики, военного искусства, мореплавательного искусства. По большей части это были переводы или изложения. без всякой научной ценности, но весьма пригодные для популяризации. В 1707 году эта типография открыла второе отделение, послав в Москву наборщика и словолитчика, принесших в Россию русскую азбуку нового типа. То был «гражданский шрифт», так названный в противоположность старой славяно-сербской азбуке, сохраненной церковью. Петр его применил сейчас же в первой напечатанной книге — учебнике геометрии, и во второй, — руководстве для приветствий, переводе с немецкого. Затем следовали переводы сочинений по военному искусству, причем царь сам исправлял корректуры.
С расширением сети школ связано появление разнообразной учебной литературы. Учитель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов в 1701 году выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим». В 1703 году вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука одчислительная» Леонтия Магницкого, в течение полувека служившая основным учебным пособием по математике. Учебник Магницкого давал практические советы, например, как определить глубину колодца, высоту стен и т. д.
Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 году вышла в свет «Арифметика, сиречь Наука числительная. . . » Л.Ф.Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили «Таблицы логарифмов и синусов». В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф. П. Поликарпов , Г.Г. Скорняков-Писарев, Ф. Прокопович и другие.
Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII века бурное развитие получило издательское дело. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий, немалое число которых были переводные.
Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 году в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу для библиотеки Академии наук. Большие собрания книг принадлежали князю Д. М. Голицыну, графу Б. П. Шереметеву, графу А.А. Матвееву и другим вельможам.
Наконец, значение и влияние периодической печати не ускользали от пытливого взора великого мужа. В 1702 году на барона Гюнесена была возложена обязанность, посредством денежных субсидий, поддерживать хорошие отношения между царем и общественным мнением. Барон переводил, печатал и распространял намерения государя, относившиеся к военной организации его империи, приглашал ученых всех стран посвящать свои изведения его величеству и даже писать сочинения, клонящиеся к его похвале. Он наводнял Голландию и Германию брошюрами, в которых задолго до Полтавы Карл XII был разбит и поставлен в безвыходное положение; он субсидировал в Лейпциге журнал «Europaeische Fama», добросовестно за то отплачивавший царю восхвалением и лестью. В 1703 году в Москве появилась первая русская газета. Это второе окно к просвещению и к Западу. До сих пор царь один, или почти один, знал, что творится в чужих краях. Выдержки из иностранных газет (куранты), составлявшиеся в «Приказе Внешних сношений», предназначались только для государя и его приближенных. Новости внутренней жизни передавались исключительно из уст в уста, искаженные, сея заблуждения в наивных душах. Первый номер новой газеты содержал сообщение о качествах пушек, только что отлитых в Москве и числе учеников, посещавших недавно основанные школы.
С декабря 1702 года стало выходить первое в России периодическое издание —газета «Ведомости» (тираж от 100 до 2500 экз. ).
В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых.
Крупный вклад в развитие отечественной науки внесли географы. Отважные русские землепроходцы, нередко малообразованные, но наблюдательные и с острым умом, производили описание Сибири и открытых «новых землиц». К их числу принадлежит устюжский крестьянин Владимир Атласов, назначенный приказчиком в Анадырский острог. На свои скромные средства Атласов в 1697—1699 годах составил первое этнографическое и географическое описание Камчатки. В 1719 году два флотских офицера Петра 1, Иван Евреинов и Федор Лужин, отправились в экспедицию для исследования берегов Камчатки. На них было возложено разрешение вопроса, поставленного Лейбницем: соприкасаются ли здесь Азия и Америка или они разделены морем? Результатом экспедиции явилась только карта Курильских островов; но настойчиво преследуя свою мысль, Петр снова, в 1725 году, возобновил попытку с Берингом. Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 годы. Таким образом был открыт пролив, увековечивший имя смелого исследователя.
Однако основных успехов отечественная география достигла в обследовании уже известных территорий и нанесении их на карту. Русские картографы Ф. Соймонов и К. Верден нанесли на карту Каспийское море и описали его. В 1720 году карта была опубликована в России, подарена Петром 1 Парижской академии, которая избрала его своим членом. Эта карта, не будучи совсем точной, исправила имеющиеся на Западе сведения об этих странах. Картографы петровского времени «открыли» Аральское море, о котором западноевропейские ученые не имели достоверных сведений. Трудами Василия Киприянова, Алексея Зубова и Якова Брюса на карты были нанесены Балтийское и Азовское моря, бассейн Дона.
В 1720 году правительство организовало первую в России экспедицию для изучения Сибири, перед которой были поставлены исключительно научные цели. Экспедиция, руководимая Даниилом Мессершмидтом, собрала большое количество естественно-исторических и этнографических коллекций, характеризующих быт и религию сибирских племен, природу Сибири.
Широкий размах приобрели геологические изыскания. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. В петровское время было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г. В. де Геннин, В. Н. Татищев, Я. В. Брюс.
Поиски полезных ископаемых увенчались открытием залежей каменного угля в районах Подмосковья, Дона и Кузнецка и нефти в Поволжье. «Земляной» уголь в то время еще не умели использовать в практических целях, проводились лишь первые опыты употребления его в качестве топлива при выварке соли, а нефть применяли лишь в медицине. Особенно успешно велось изучение горнорудных богатств Урала и Сибири.
Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В. Атласовым, И. Евреиновым и Ф. Лужиным, Д. Г. Мессершмидтом, Ф. Беневениным, И. Унковским и др. Начатая на рубеже XVII— XVIII вв. работа С. Ремезова по картографии «Чертежная книга Сибири» (1699—1701гг.) была продолжена в первой четверти XVIII века И. К. Кирилловым, приступившим к составлению сводного «Атласа Всероссийской империи», первый том которого вышел в 1732 году.