Реформы Петра I развития культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 04:31, реферат

Описание работы

Русская культура первой четверти XVIII в. развивалась под влиянием трех взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились еще в предшествующем столетии: происходило дальнейшее обмирщение культуры, развивалось личностное начало, наконец, преодолевалась ее национальная замкнутость. Но, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой XVII в., следует подчеркнуть, что это было не плавное развитие, лишенное качественных сдвигов, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ 4
2. РЕФОРМЫ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 7
2.1. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 7
2.2. РАЗВИТИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ 13
2.3. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИИ И ГЕОЛОГИИ 15
2.4. ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА И ДРУГИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗЛИЧНЫХ НАУК. 16
3. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА. 22

Работа содержит 1 файл

Реформы Петра I и их значение для развития культуры.doc

— 118.50 Кб (Скачать)
 

      ПЛАН 

 

       ВВЕДЕНИЕ

      Русская культура первой четверти XVIII в. развивалась  под влиянием трех взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились еще в предшествующем столетии: происходило дальнейшее обмирщение культуры, развивалось личностное начало, наконец, преодолевалась ее национальная замкнутость. Но, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой XVII в., следует подчеркнуть, что это было не плавное развитие, лишенное качественных сдвигов, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств. При Петре впервые возникли: печатная газета, музей, регулярный город, специальные учебные заведения, ассамблеи, отечественные художники-портретисты и т.д. В то же время многое из того, что в XVII в. лишь пробивало себе путь и проявлялось в виде тенденций развития, в годы преобразований приобрело столь бурный рост и масштабность, что создавалось впечатление об отсутствии преемственности с предшествующим временем. Таковы гражданское зодчество, переводная литература и печатание книг светского содержания, обмирщение храмовой архитектуры, установление культурных связей с другими народами.

      Колорит эпохе придавали не родовитые  люди, косневшие в средневековых представлениях о своей исключительности, а безвестные дельцы, не имевшие знатных предков, но энергичные и сильные личности, такие, как Меншиков, Курбатов, Шафиров и другие.

      Преобразования, охватившие все стороны  жизни страны, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения, в первую очередь господствующего класса. Разросшийся бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; строительство крепостей, каналов и мануфактур побуждало иметь людей, владевших техническими знаниями. Все это вызывало расширение сети учебных заведений и реорганизацию системы обучения. Богословские предметы в школах уступили место математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу и другим наукам. Это было качественно новое явление.

      1. Общая характеристика  культуры петровского  времени

      Несмотря  на раскол, который произошел в  российском обществе при Петре 1 между высшими и низшими сословиями, в нем  сохранялись традиционные ценностные представления, образ  жизни. Одна из главных таких ценностей в жизни высших и  низших сословий — семья и семейные традиции. Авторитет семьи в российском обществе был необычайно высок. Человек, не  желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал подозрение. Только две причины могли оправдать такое решение — болезнь и желание уйти в монастырь. Русские пословицы и поговорки красноречиво говорят о значении семьи в жизни человека:  «Не женат — не человек», «В семье и каша гуще», «Семье в куче не страшна и туча» и т.д. Семья была хранительницей и передатчицей из поколения в поколение жизненного опыта, нравственности, здесь проходило воспитание и обучение детей. Так, в дворянской усадьбе сберегали портреты дедов и прадедов, рассказы и предания о них, их вещи — любимое кресло дедушки, любимую чашку матушки и т.д. В русских романах эта особенность усадебного быта предстает как неотъемлемая его черта.

      В крестьянской жизни, также пронизанной поэзией традиций, само понятие дома имело в первую очередь значение глубинных связей, а не просто жилплощади: отчий дом, родной дом. Отсюда уважение ко всему, что дом составляет. Традицией предусматривались даже разные типы поведения в различных частях дома (что можно у печки, того нельзя в красном углу и т.д.), сохранение памяти о старших — также крестьянская традиция. От стариков переходили к молодому поколению иконы, вещи и книги. Такое крестьянско-дворянское восприятие жизни не обходилось без некоторой идеализации — ведь память всюду сохраняла самое лучшее. Обрядовые традиции, связанные с церковными и календарными праздниками, повторялись практически без изменений в различных социальных слоях российского общества..

      Русская семья оставалась патриархальной, еще долгое время руководствуясь «Домостроем» — старинным сводом житейских правил и наставлений.

      Таким образом, высшие и низшие сословия, оторванные в своем историческом существовании друг от друга, тем  не менее имели одинаковые нравственные ценности.

      Между тем происходившие в России важнейшие  социально-экономические преобразования, характеризовавшиеся установлением конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, утверждением идей свободомыслия и просвещения, способствовали распространению новых европейских социокуль-турных ценностей, которые по сути не укоренились в массах — ими смогла овладеть только элита.

      Трудящиеся  массы (так называемая «почва») придерживались традиций допетровской старины. Они оберегали изначальные идеологические догматы, связанные с православием и самодержавием, глубоко укорененные традиции, политические и социальные установления. Такие ценности не могли способствовать модернизации или даже интенсивной социодинамике страны. Определяющей чертой общественного сознания в «почвенных» слоях оставался коллективизм. Он был главной нравственной ценностью в крестьянской, городской посадской и казачьей общинах. Коллективизм помогал сообща перенести испытания трудных времен, являлся главным фактором социальной защиты. Так, жизнь казаков была основана на общинной организации и принципах военной демократии: коллективное принятие решений на казачьем круге, выборность атаманов, коллективные формы собственности. Суровые и жестокие условия существования казаков способствовали созданию определенной системы ценностей.

      Народное  мироощущение мало было затронуто грандиозными переменами, которые в Новую эпоху происходили в государстве. В гораздо большей мере изменения коснулись грамотной и активной части населения России, которую В.О.Ключевский назвал «цивилизацией». Здесь формировались новые классы общества, развивалось предпринимательство и складывались рыночные отношения, появлялась профессиональная интеллигенция. Интеллигенция была представлена духовенством и дворянством, разночинцами и крепостными (актерами, музыкантами, архитекторами и т.д.). В рядах интеллигенции как стиль мышления утверждались рационализм, оптимистическое мироощущение, вера в возможность совершенствования мира. Мировоззрение освобождалось от духовной власти церкви.

      Петр 1 отменил патриаршество и поставил во главе церкви синод, по сути коллегию чиновников, тем самым подчинив церковь государству. Дальнейшее ослабление церкви произошло в 60-е годы XVIII в., когда Екатерина II, укреплявшая устои светского абсолютистского государства, конфисковала большую часть земельных владений, принадлежавших церкви и монастырям. Из 954 существовавших тогда монастырей секуляризацию пережили только 385.

      Разрушение  замкнутого православного мира во многом происходило благодаря русскому просвещению. Ф.Прокопович, В.Н.Татищев, А.Кантемир, М.В.Ломоносов, Д.С.Аничков, С.А.Десницкий, А.Н.Радищев развивали идеи о независимости природы и человека от божественного предопределения, о необходимости разделения сфер влияния религии и науки и т.д. В XIX в. идеи свободомыслия, резкой критики религии выдвигали многие декабристы, а также революционеры-демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов. Они пытались создать общую атеистическую концепцию, освещающую происхождение религии, ее социальных функций, в особенности православия.

      В системе ценностей российского  общества большую роль играли изменения в личной и общественной жизни сословий. По оценке Д.С.Лихачева, при Петре 1 «осознание перехода заставило сменить систему знаков»: надеть европейское платье, новые мундиры, «скоблить» бороды, реформировать всю государственную терминологию на европейский лад, признать европейское.

      Одной из особенностей личности дворянина  стала способность к общению, предполагавшая для него широкие дружеские связи. Немалое значение при этом имели ассамблеи, светские клубы (Английский и др.), которые ввели в общественную жизнь России женщину. После «теремного», замкнутого мира, в котором жила даже высокопоставленная женщина в эпоху средневековья, появился новый тип женщины — образованной, следующей европейским нормам жизни.

      В быт дворянства обязательно входили  обеды и балы, чтение книг и муЗицирование, наслаждение произведениями искусства. Ежедневная прогулка по парку вошла в дворянский быт не только деревни, но и города. В конце XVIII в. возник такой социокультурный феномен, как дворянская усадьба, с которой связан обширный пласт отечественной культуры, выходящей за рамки ее дворянской части.

      Противоречивость эпохи проявлялась в «возвышенных» достижениях дворянской «усадебной культуры» и наличии крепостнических нравов. Гуманность и благородство уживались с помещичьим «жестокосердием». Однако в целом для русских дворян ХVIII - ХIХ вв. характерным было неприятие помещичьего произвола, жестокости, сословной спеси, надменности. Е этой среде возник блестящий и просвещенный слой интеллигенции. Входящие в него вели замкнутый образ жизни, соблюдая определенную нравственную дистанцию по отношению в губернским и уездным администрациям, политике притеснения простого народа.

      Под влиянием западноевропейских идей формировались  новое миропонимание, стиль жизни, нравы, изменившие систему ценностей русской элиты. Однако в результате всех трансформаций в эпоху Нового времени Россия не стала Европой, она, по образному выражению Г.В.Плеханова, «имела европейскую голову и азиатское туловище». Соединение европейских и традиционных ценностей привело к возникновению проблемы «интеллигенция и народ» — вечной российской проблемы.

      2. Реформы Петра  I в области культуры

      2.1. Реформы в области  образования

      Преобразования  конца XVII в. завершают изменения в области культуры и быта. Эти новшества вытекали из предшествовавших реформ и являлись их логическим продолжением. Не требовалось проницательности Петра, чтобы уяснить простую мысль — нельзя находиться в постоянной зависимости от иноземцев как при комплектовании полков регулярной армии офицерским составом, так и при обеспечении создававшегося военно-морского флота мастерами-кораблестроителями.

      Уже начальный этап преобразований обнаружил  отсутствие множества необходимых стране специалистов самого разнообразного профиля: артиллеристов, фортификаторов, медицинского персонала, рудознатцев, астрономов, геодезистов и др. Петр вынужден был обращаться к услугам иностранных специалистов. Но их привлечение на русскую службу таило по крайней мере два негативных следствия. Одно из них обнаружилось еще во время заключения контрактов — иностранным специалистам надлежало платить в три-четыре раза более высокое жалованье, чем отечественным. Другое выявилось, когда они приступили к выполнению своих обязанностей: оказалось, что многие из них не владели необходимыми ни опытом, ни знаниями. Особенно ощутимо отрицательные последствия найма иностранцев сказывались в армии: офицерам, готовым служить всякому, кто больше платил, были чужды патриотизм, чувство долга перед Родиной, и они не выдерживали испытания в первом же серьезном деле, требовавшем жертв.

      Мысль о необходимости иметь собственных специалистов зародилась у царя задолго до поездки за границу. Путешествуя, Петр посещал музеи, университеты, лаборатории, мануфактуры и все более убеждался в выгодах распространения образования и в надобности создания школ в России.

      Страна располагала единственным учебным заведением — Славяно-греко-латинской академией, открытой братьями Лихудами в 1685 г. После их отстранения от дел в 1694 г. академия стала хиреть, а 150 ее учеников — бедствовать. Занимаемое ею здание в Заиконоспасском монастыре пришло в ветхость, изменился и профиль учебного заведения: первоначально в нем намечали не только обучать богословию, но и вооружать знаниями, необходимыми на гражданской и военной службе, однако богословие постепенно вытеснило светские науки.

      Развитие  торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирован совершенно новых структур чиновничье-бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали корень перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Петру нужны были школы «профессиональные», какие он видел в Германии, Голландии и Англии. Но он не давал себе времени выработать общий план, начав с начала, то ecть со школ первоначальных и средних; он сразу сделал скачок к образованию высшему: инженерному искусству, мореплаванию, высшей математике, и это потому, что он заботился сейчас не столько о распространении просвещения, сколько о подготовке офицеров, необходимых ему для армии и флота. Такая материалистическая точка зрения, согласная с нуждами правительств долго имела преобладающее влияние на создания Петра. Скоро в Москве появилась военно-хирургическая школа, где немецкие и английские профессора занимали щедро оплачиваемые кафедры. Не хватало только учеников. Чтобы приняться за изучение высшей математики. сыновьям дьяков и попов, имевшимся в распоряжении царя, недоставало умения читать и писать! Петр легкомысленно взобрался на вершину лестницы, не заботясь о промежуточных ступенях. В 1714 году, правда, был издан указ с планом школ провинциальных, низших и средних, при епархиях и монастырях, но в 1719 году Григорий Скорняков-Писарев, на которого возложено было заведывание этими училищами, докладывал государю, что единственная школа, где удалось собрать двадцать шесть учеников, могла быть открыта в Ярославле. В 1723 году, сорок семь учителей были разосланы по провинции из Петербурга и Москвы; восемнадцать возвратились обратно не найдя занятий. В том же году поднимался вопрос о соединении предполагаемых провинциальных школ с училищами духовными, восстановленными только что изданным приказом, Синод ответил, что единственное учреждение такого рода существует в Новгороде.

      В Инженерном училище насчитывалось  до 1713 года всего двадцать три ученика. Наконец Петр насильно поместил туда семьдесят семь молодых людей, набранных из детей дворцовых служителей, которым их ученым профессорам приходилось прежде всего преподавать — азбуку!

      В 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой  башни открылась «школа математицких и навигацких наук», ставшая  предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Mopcкой академии. В петровское время были открыты Медицинская школа (1707), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: епархиальных, готовящих священнослужителей; цифирных—для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах —для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703—1715 гг. в Москве работ особая общеобразовательная школа — «гимназия» пастора Р Глюка, бывшего учителя Екатерины Трубачевой, в которой обучали иностранным языкам, географии, этике, политике, латинской риторике, картезианской философии, танцам и верховой езде.

Информация о работе Реформы Петра I развития культуры