Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 20:30, реферат
Цель реферата – изучение реформ Петра Великого.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть предпосылки, цели и характер петровских реформ;
- описать изменения, которые повлекла военная реформа;
- исследовать реформу государственного управления;
- ознакомиться с реформами гражданского и уголовного законодательства, церковной, финансовой реформами;
- охарактеризовать преобразования в промышленности и торговле, культуре и образовании.
Введение 3
1.Предпосылки, цели и характер петровских реформ 4
1. Реформы государственного управления 5
2. Военная реформа 7
3. Церковная реформа 8
4. Финансово-податная реформа 9
5. Торгово-промышленная реформа 10
6. Социальная реформа 13
7. Преобразования в сфере культуры 13
8. Реформа образования 14
9. Реформа гражданского шрифта 16
2. Роль и значение рефор Петра I 17
Заключение 19
Список использованных источников 20
Что касается торговли, то на нее, на лучшую ее постановку и облегчение торгового дела со стороны государства Пётр обратил внимание тоже очень давно. Ещё в 1690-х годах он был занят беседами о коммерции со знающими иноземцами и, конечно, торговыми европейскими компаниями заинтересовался не менее, нежели промышленными.
Предметом вывоза из русских портов были преимущественно сырые продукты: пушной товар, мёд, воск. С XVII века стали особенно ценить на Западе русский строевой лес, смолу, дёготь, парусное полотно, пеньку, канаты. Тогда же пошли усиленно на вывоз продукты скотоводства – кожа, сало, щетина, со времён Петра за границу пошли продукты горного промысла, по преимуществу железо и медь. Особенным спросом пользовались лён и пенька; торговля хлебом была слабая по причине бездорожья и правительственных запретов отпускать хлеб за границу.
Таким
образом, при Петре было положено
основание русской
«Табель о рангах» закрепил работу, начатую административной реформой в части упразднения в 1711 г. Боярской думы и замены ее Сенатом. В управлении пришли люди, способные решать задачи по преобразованию России».
24
января 1722 года закон под названием
«Табель о рангах» был издан
и действовал он затем, с
небольшими изменениями,
По табели все чины подразделялись на 3 типа: воинские, статские (гражданские) и придворные. Воинские чины состояли из 4 разрядов (сухопутные, гвардия, артиллерийские и морские) и объявлялось выше соответствующих им по классу других воинских чинов. Чинопроизводство устанавливалось строго в порядке возрастания классов и старшинства в получении очередного чина.
В Табель не были включены унтер-офицеры и низшие государственные служащие (копиисты, канцеляристы, писари, курьеры и т.п.), хотя первоначально в нее, кроме собственно чинов, было включено много различных должностей (общее число чинов и должностей-262).
Чины имели и профессора высших учебных заведений, члены Академии наук и Академии художеств. Лица, окончившие университеты и другие высшие учебные заведения, при поступлении на государственную службу получали чины 12-8-го классов.
После появления Табели стала складываться система титулования, то есть специального обращения к лицам, имеющим чины. Чины 1-го и 2-го классов имели титул «высокопревосходительство», 3-го и 4-го - «превосходительство», 5-го-«высокородие», с 6-го по 8-й - «высокоблагородие», 9-14-го-«благородие». Лица, имевшие чины, не дававшие дворянства, с 1832 года получали права почетных граждан.
По
замыслу Петра, каждый дворянин, вне
зависимости от своего социального
происхождения, должен был начинать
службу с самого низа и постепенно
пробиваться наверх, насколько позволяют
его способности и заслуги
и никак не выше того.
Пётр I отменил действующий в России календарь и ввёл юлианский календарь, по которому Новый год праздновался 1 января. По юлианскому календарю Россия жила до 1918 года, когда Советская власть ввела григорианский календарь, на который к XX веку перешли все страны Европы.
После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями старорусского образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.
При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы). В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).
Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.
Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом, знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.
Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.
Постепенно
в правящей среде складывалась иная
система ценностей, мировосприятия,
эстетических представлений.
Петр I заставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение.
В течение первой четверти XVIII в. была создана сеть школ начального обучения. Прежде всего, это цифирные школы, первоначально предназначенные для дворянских приказных, дьяческих и подьяческих детей 10—15 лет. К концу первой четверти XVIII в. открыто было 42 таких школы, главным образом, в провинциальных городах. Но уже в 1727 г. их число сократилось до 27. Ведало ими Адмиралтейство, а учились уже только дьяческие и подьяческие дети. Широкое распространение получили епархиальные школы для детей представителей духовенства, начало которым было положено еще в XVII в. По духовному регламенту такие школы стали в епархиях обязательными для подготовки священства. К концу правления Петра I число таких школ достигло 46. Наконец, среди школ начального обучения заметное место заняли и гарнизонные школы для солдатских детей.
Особое значение приобрели специальные школы, дававшие молодым людям профессию в области промышленности. В 1716 г. появилась горная школа при Олонецких заводах. В 1721 г. была учреждена школа для будущих канцелярских служащих. По инициативе В.Н. Татищева при уральских заводах основали школы для детей мастеровых и подьячих. В начале XVIII в. при Посольском приказе была открыта школа переводчиков.
Особую группу учебных заведений составляли школы, готовящие высокообразованные кадры духовенства. Прежде всего, это Славяно-греко-латинская академия в Москве, основанная еще в XVII в. Переданная в 1727 г. Синоду, она именуется теперь «школами», первая из которых Славяно-латинская. В 1727 г. в ней было 357 учеников. Вторая - Славяно-российская (143 ученика), а третья - Еллино-греческая (41 ученик). Последняя школа при Стефане Яворском была ущемлена и едва сохранялась. Другим крупным центром духовного образования был Киев, где на Подоле, в Братском монастыре действовала Киево-Могилянская академия. В 1727 г. в ней училось более 500 человек.
Наконец, самыми важными в системе петровского просвещения были технические специальные учебные заведения. Самая известная из них - Навигацкая школа в Москве. В нее принимали детей от 12 до 17, а позже и до 20 лет. Приготовишки учили в двух классах русскую грамоту и арифметику. Потом - геометрию, тригонометрию с приложениями в геодезии, астрономии, навигации и мореплавании. В числе предметов были живопись и «рапирное дело». Из Навигацкой школы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров и т.п. Вскоре подобные школы были открыты в Ревеле, Нарве и Новгороде.
В 1715 г указом царя в Петербурге была основана Морская академия. Штат ее (305 учеников) был укомплектован из учеников Навигацкой школы, а также из Новгородской и Нарвской навигацких школ. Учились там в основном дети из знатных семей от 10 до 18 лет. Среди специальных предметов были навигация, фортификация, артиллерийское, мушкетное дело. Главное же, здесь учили кораблестроению. Как и в Навигацкой школе, в Морской академии первое время основными учителями были иностранные профессора. В 1701г. в Москве на новом Пушечном дворе было велено построить деревянные школы. Это была Артиллерийская школа, куда сразу же набрали 180 учеников. В 1712г. в Москве стала действовать Инженерная школа, а в Петербурге в 1719 г соответственно—Инженерная рота, куда принимали окончивших Инженерную школу. Наконец, в 1707 г. в Москве было открыто Медицинское училище.
Наиболее масштабным достижением реформ Петра было создание Академии наук. Мысль о ней великий реформатор высказал в 1718 г. 28 января 1724 г. Сенат огласил проект об Академии, который и был по исправлении утвержден царем.
В
начальном варианте Академия как
организация была синкретична (это
и научно-исследовательское сообщество,
и университет, и гимназия). В Академии
было три отделения: математическое, физическое
и «гуманиора». Первые члены Академии
(а их было 12) должны были следить за всей
новой литературой по специальности, делать
“изобретения” и выступать с докладами
и «советами». Наряду с русскими учеными
и способными к науке людьми в Академию
были приглашены иностранцы, в ряде случаев
очень крупные ученые. К Академии были
присоединены библиотека и музей (Кунсткамера),
созданные в 1714 г.
Книги в России печатались церковнославянскими литерами, имевшим сложную и витиеватую конфигурацию, что затрудняло чтение текста. Петр активно участвовал в выработке более упрощенного начертания букв. Из нового алфавита были исключены буквы со сложным звучанием: «кси» и «пси», устранены были и титлы, употреблявшиеся для сокращений в середине слов.
Первые книги «новоизобретенными литеры» появились в 1708 г. Но после этого шрифт непрерывно совершенствовался и окончательно был утвержден в 1710 г. Церковные книги продолжали печатать церковнославянским шрифтом. Ещё раньше было изменено обозначение чисел. Теперь вместо букв числа стали обозначать арабскими цифрами, которыми мы пользуемся и поныне. Первая книга с арабскими цифрами появилась в 1703 г. Это был учебник, составленный талантливым педагогом Леонтием Магницким: «Арифметика, сиречь наука числительная».
При содействии Петра Россия вступила в полосу расцвета книжного и типографского дела. К концу первой четверти XVIII в. в новой и старой столицах действовало 6 типографий, печатавших исключительно светские книги.
Свыше трети из 320 книг гражданской печати, опубликованных с 1708 по 1725 г., было посвящено военной и военно-морской тематике. Выходили также художественные произведения, книги юридического содержания, словари, календари и т.д. К новым видам печатной продукции относились также сенатские и царские указы, реляции о победах русских войск. С конца 1702г. в России стала выходить первая печатная газета «Ведомости».
В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями, как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок.
Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены.
Коренным
образом изменились место и роль
России в международных отношениях
того времени. Естественно, все эти
изменения происходили на феодально-крепостнической
основе. Но сам этот строй существовал
уже в совершенно иных условиях.
Он еще не утратил возможности
для своего развития. Более того,
темпы и размах освоения им новых
территорий, новых сфер экономики
и производительных сил значительно
возросли. Это позволяло ему решать
давно назревшие