Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 20:30, реферат
Цель реферата – изучение реформ Петра Великого.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть предпосылки, цели и характер петровских реформ;
- описать изменения, которые повлекла военная реформа;
- исследовать реформу государственного управления;
- ознакомиться с реформами гражданского и уголовного законодательства, церковной, финансовой реформами;
- охарактеризовать преобразования в промышленности и торговле, культуре и образовании.
Введение 3
1.Предпосылки, цели и характер петровских реформ 4
1. Реформы государственного управления 5
2. Военная реформа 7
3. Церковная реформа 8
4. Финансово-податная реформа 9
5. Торгово-промышленная реформа 10
6. Социальная реформа 13
7. Преобразования в сфере культуры 13
8. Реформа образования 14
9. Реформа гражданского шрифта 16
2. Роль и значение рефор Петра I 17
Заключение 19
Список использованных источников 20
Содержание
Введение 3
1.Предпосылки, цели и характер петровских реформ 4
2. Роль и значение рефор Петра I 17
Заключение 19
Список
использованных источников 20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что мы живем, как правило, не задумываясь о том, что наш сегодняшний день тысячами незримых нитей связан с событиями и людьми далекого прошлого. Эти давным-давно умершие люди и столь же давние события зачастую оказывают заметное влияние на современную жизнь независимо от того, сознаем мы это или нет.
Так эпоха правления Петра I (1682 —1725) явилась поистине переломным периодом в истории России. Реформы царя-преобразователя охватили все сферы государственно-политической и общественной жизни страны, определив на длительную перспективу ее развитие по пути великодержавия. Созданная Петром военно-феодальная, бюрократическая абсолютистская империя и ее основные политические институты пережили своего создателя на два столетия.
В
годы правления Петра при
Объектом изучения является государственно-политическое развитие России в XVII веке, а предметом – реформы Петра Великого.
Цель реферата – изучение реформ Петра Великого.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть предпосылки, цели и характер петровских реформ;
- описать изменения, которые повлекла военная реформа;
- исследовать реформу государственного управления;
- ознакомиться с реформами гражданского и уголовного законодательства, церковной, финансовой реформами;
- охарактеризовать преобразования в промышленности и торговле, культуре и образовании.
Методологической основой исследования послужили логический, системно-структурный методы научного познания.
Истоки преобразований эпохи Петра Великого следует искать в предыдущем, XVII столетии. В результате деятельности первых Романовых был преодолен глубочайший социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени, и к концу века наметилась тенденция европеизации России, а активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российского государства; интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением реформы «посадского строения», принятием «Уставной таможенной грамоты» (1653) и «Новоторгового устава» (1667); реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем; переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов.
Кроме того, важнейшей из предпосылок грядущих преобразований стала тенденция к абсолютизации верховной власти, дальнейшее укрепление российского самодержавства, что выразилось в легитимизации титула «самодержец», укреплении административной централизации, отмирании Земских соборов как органов сословного представительства и др. Огромное значение имело также оформление общегосударственного законодательства (Соборное уложение 1649 г.) с учетом европейских законодательных актов и дальнейшее совершенствование кодификации.
Среди ключевых предпосылок реформаторской деятельности Петра следует назвать реорганизацию и совершенствование вооруженных сил — создание полков иноземного «нового строя», изменения в порядке комплектования и набора в полки, реформу военно-окружной системы. Наконец, заметную роль сыграло постепенное размежевание российского общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление в нем национально-консервативного и западнического течений.
В XVII в. отставание России от уровня развития западноевропейских государств было весьма значительным, несмотря на обозначившуюся тенденцию к сокращению разрыва. Государству нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, энергией, смелостью и решительностью, умом и талантом преобразователя. И такой государственный деятель появился на исторической арене в лице Петра I.
Вся государственная деятельность Петра Великого условно делится на два периода: 1695 - 1715 и 1715 -1725гг.
Важнейшей особенностью реформаторской деятельности первого периода является ее обусловленность, прежде всего, задачами внутреннего переустройства, которые были продиктованы нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики. Отсутствие опыта, военные неудачи, давление старого консервативного аппарата власти придали многим реформам непродуманный, поспешный характер.
Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, реформы стали более планомерными и последовательными.
Преобразования оформлялись законодательными указами царя (их количество за первую четверть XVIII в. составило более 2,5 тыс.). Однако это вовсе не противоречит тому факту, что реформаторская деятельность Петра носила в основном насильственный характер.
В
целом петровские реформы были подчинены
интересам не отдельных сословий,
а всего государства — его
процветанию, благополучию и приобщению
к западноевропейской цивилизации.
Они служили осуществлению своеобразной
революции сверху и шаг за шагом формировали
в России систему абсолютной
монархии — типа государственной власти,
при которой монарху принадлежит неограниченная
верховная власть. При абсолютизме достигается
высшая степень централизации, создается
разветвленный бюрократический аппарат,
постоянная армия и полиция, а деятельность
сословно-представительных органов фактически
прекращается.
С
первых лет правления Петра
Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя, Сенат в составе 9 человек в скором времени превратился из временного учреждения в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.
Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом, Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.
Для лучшего контроля за работой правительства была создана новая должность. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль за Сенатом осуществляют генерал-прокурор (П.И. Ягужинский) и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.
Новое положение о Сенате 1722 г. зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат стал послушным орудием в руках монарха в деле управления страной. Но в его ведении оказалось слишком много повседневной, черновой работы. В связи с этим назрела необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных государственных органов. Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов и канцелярий с их расплывчатыми функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания центральных ведомств с четким разграничением сфер управления. Реформа 1717 — 1721 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта организации государственного управления. В отличие от приказов, в новых органах решения принимались коллективно.
Всего было создано, в соответствии с изученными датскими и шведскими образцами, 11 коллегий со строгим разграничением административных полномочий и сфер деятельности (три важнейших «государственных» коллегии: Коллегия иностранных (чужестранных) дел, Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия; Камер-коллегия отвечала за сбор доходов, Штатс-контор-коллегия следила за расходами, а Ревизион-коллегия контролировала сбор и расходование казенных средств; Коммерц-коллегия ведала вопросами судоходства, таможням и организацией торговли, Берг-коллегия занималась горным делом, Мануфактур-коллегия руководила легкой промышленностью; Юстиц-коллегия курировала судебную систему стран; Вотчинная коллегия (1721), регулировавшая вопросы дворянского землевладения; Главный магистрат (1720 г.), управлявший городскими сословиями (ремесленниками и купечеством)).
Коллегии не охватывали все отрасли государственного управления. Поэтому дворцовое, строительное, ямское, медицинское дело и ряд других по-прежнему находились в ведении особых приказов, канцелярий, палат и контор. Политическим сыском на протяжении всей Петровской эпохи занимался Преображенский приказ (с 1695 по 1729 гг.), находившийся в Москве, а также созданная в Петербурге в 1718 г. Тайная канцелярия.
Поначалу каждая коллегия руководствовалась собственным регламентом, но в 1720 г. был издан обширный (из 56 глав) «Генеральный регламент» — устав гражданской государственной службы, детально определявший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности обновленного административного аппарата.
Развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги взамен старого служебно-родового механизма нашло отражение в знаменитой петровской Табели о рангах 1722 г. Новый закон разделил «государеву» службу на гражданскую, военную и придворную. Табель устанавливала 14 классов, или рангов чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса по гражданской («статской») службе получал потомственное дворянство, а статские классные чины с 14-го по 9-й давали его обладателю личное дворянство. В армии и флоте даже низший офицерский чин 14-го класса давал потомственное «кавалерство». Именно эта система предельной бюрократизации государственного аппарата позволила качественно изменить и укрепить социальную опору российского абсолютизма — «благородное шляхетство», рекрутировав в состав дворянства выходцев из других социальных слоев. Так, около трети офицерского корпуса петровской армии получили дворянство исключительно благодаря службе. В то же время все они, дворяне старой и новой формации, получали земли и крепостных. Поэтому в Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение. Обязательному привлечению дворян к службе способствовал и принятый в 1714 г. Указ о единонаследии, приравнявший поместья к вотчинам.
Наряду
с укреплением центрального аппарата
управления еще раньше началась реформа
местных учреждений. Вместо воеводской
администрации в 1708 — 1715 гг. была введена
губернская система
управления. Первоначально страна была
разделена на восемь
губерний: Московскую, Ингерманландскую
(позднее — Петербургскую), Смоленскую,
Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую
и Сибирскую. Затем были образованы еще
четыре губернии. Во главе губерний стояли
губернаторы, в руках которых находилась
вся полнота административно-полицейской
и судебной власти. В помощь губернатору
были приданы чиновники, руководившие
отдельными отраслями. Во главе уездов
место воевод заняли коменданты. В 1713 г.
при губернаторе создали коллегию из 8
— 12 ландратов, избираемых дворянами,
но уже на следующий год ландраты превратились
в назначаемых чиновников, которые управляли
новыми административно-