Реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 20:30, реферат

Описание работы

Цель реферата – изучение реформ Петра Великого.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть предпосылки, цели и характер петровских реформ;
- описать изменения, которые повлекла военная реформа;
- исследовать реформу государственного управления;
- ознакомиться с реформами гражданского и уголовного законодательства, церковной, финансовой реформами;
- охарактеризовать преобразования в промышленности и торговле, культуре и образовании.

Содержание

Введение 3
1.Предпосылки, цели и характер петровских реформ 4
1. Реформы государственного управления 5
2. Военная реформа 7
3. Церковная реформа 8
4. Финансово-податная реформа 9
5. Торгово-промышленная реформа 10
6. Социальная реформа 13
7. Преобразования в сфере культуры 13
8. Реформа образования 14
9. Реформа гражданского шрифта 16
2. Роль и значение рефор Петра I 17
Заключение 19
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 59.46 Кб (Скачать)

    В 1719 г. Петр вновь возвратился к  проблеме местной администрации. По новому указу страна была разделена  на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохранились, но в руках губернаторов оставались только военные и судебные дела. В территориальном же отношении губернатор управлял лишь провинцией губернского города. Провинции соответственно делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами.

    В сложную и запутанную систему  местных учреждений влились и  судебные органы. В 1719 г. были введены  нижние (провинциальные и городовые) и верхние (надворные) суды. Во главе надворных судов стояли губернаторы. Однако уже к 1722 г. нижние суды были упразднены, а надворные просуществовали лишь до 1727 г. Попытка отделения суда от администрации, таким образом, провалилась.  

     
    1. Военная реформа

    Ядром военной реформы стали два  гвардейских (бывших “потешных”) полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой армии.Помимо подготовки офицерских кадров из солдат и сержантов гвардейских полков, кадры готовились также в бомбардирской школе (1698 г.), артиллерийских школах (1701 и 1712 гг.), навигацких классах (1698 г.) и инженерных школах (1709 г.) и Морской академии (1715 г.). Практиковалась также посылка молодых дворян для обучения за границу. Рядовой состав первоначально комплектовался из числа “охотников” (добровольцев) и даточных людей (крепостных, которых отбирали у помещиков). К 1705 г. окончательно оформился порядок набора рекрутов. Их набирали по одному от каждых 20 крестьянских и посадских дворов раз в 5 лет или каждый год - по одному от 100 дворов.

    Таким образом, установилась новая повинность - рекрутская для крестьянства и  посадских людей. После введения подушной подати и переписи мужского населения податных сословий в 1723 г. порядок рекрутского набора был изменен. Рекрутов стали набирать не от количества дворов, а от численности мужских податных душ. Вооруженные силы делились на полевую армию, которая состояла из 52 пехотных (из них 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков, и гарнизонные войска. В состав пехотных и кавалерийских полков включалась артиллерия.

    Регулярная  армия содержалась полностью  за счет государства, одета была в  единообразную казенную форму, вооружена  казенным оружием (до Петра I оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение боеприпасами. Ведь ранее, в XVI - XVII веках, пушки отливались индивидуально пушечными мастерами, которые их и обслуживали. Армия обучалась по единым Воинским уставам и инструкциям.

    Общая численность полевой армии к 1725 г. составляла 130 тыс. человек, в гарнизонных  войсках, призванных обеспечить порядок  внутри страны, насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме того, для охраны южных границ были образованы ланд милиция в составе  нескольких конных иррегулярных полков общей численностью в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьи украинские и донские полки и национальные формирования (башкирские и татарские) общей численностью 105-107 тыс. чел. 
 

    
    1. Церковная реформа

    Важную  роль в утверждении абсолютизма  играла церковная реформа Петра. Во второй  половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг.  роводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

    Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

    Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое  время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами  церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью. Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь  нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724  г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

    В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи  Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в «Святейший правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра.

    Принятие  Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор. В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью. 

    
    1. Финансово-податная реформа

     Доставшаяся Петру I от его предшественников на троне введенная в России в 1678 г. подворная система налогообложения, в которой единицей учета и обложения выступало крестьянское или посадское хозяйство — двор, в условиях беспрецедентного роста государственных расходов уже не могла удовлетворять потребности бюджета. На первых порах правительство пыталось решить эту задачу путем увеличения прямых налогов и значительного расширения косвенных платежей. Специальными «прибыльщиками», возглавляемыми А.А.Курбатовым, выискивались все новые источники пополнения казны: вводились банная, рыбная, медовая, конская и другие подати, вплоть до налогов на бороды и дубовые гробы. Значительные доходы приносила и казенная торговля (в том числе винная монополия). В дополнение к этому вводились также прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и другие особые сборы. Немалые средства приносила чеканка монеты меньшего веса.

     Поиски  новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе  всей налоговой системы — введению единой подушной подати, при которой учитывалось все мужское население страны. С конца 1718 по 1724 гг. в России проводилась перепись населения, а затем из-за неверных данных, поданных помещиками о количестве крестьян, силами офицеров была проведена первая ревизия. (С этого времени переписи населения в Российской империи назывались ревизиями.) В соответствии с ее результатами было учтено 5,6 млн душ мужского пола, обложенных единой податью: с помещичьих крестьян — 74 коп., с государственных крестьян — 1 руб. 14 коп., с посадских (ремесленников и купцов) — 1 руб. 20 коп. Эти суммы были определены из потребностей ежегодного содержания армии (4 млн руб.) и флота (2,2 млн руб.).

     Осуществление податной реформы имело не только финансовые, но также и серьезные  социальные последствия, еще более усилив крепостнический гнет и распространив податную повинность на ранее свободные категории населения («гулящие люди», вольные холопы), одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Наконец, новая фискальная система еще больше ужесточила полицейский надзор в стране, учредив паспортную систему, которая стала дополнительным средством прикрепления сельского населения. В итоге по сравнению с 1701 г. государственные доходы к концу петровского правления выросли почти в 4 раза и составили 8,5 млн руб., из которых более половины (4,6 млн руб.) приходилось на подушную подать. 

    
    1. Торгово-промышленная реформа

    В наследие Петру Великому от Московского  государства достались слабо  развитые зачатки промышленности, насаждаемые  и поддерживаемые правительством, плохо  развитая торговля, связанная с плохим устройством государственного хозяйства.

    Путь  к поднятию народного благосостояния Пётр увидел в развитии торговли и  промышленности.

    Желание удешевить содержание войска и флота естественно наводило на мысль, что было бы дешевле производить всё то, что нужно для экипировки и вооружения армии и флота. А так как фабрик и заводов, которые могли бы выполнить эту задачу, не было, то возникала мысль, что их надо построить, пригласив для этого знающих иностранцев.

    Сознавая, что Россия не только не уступает, но и превосходит другие страны обилием  природных богатств, Пётр решил, что государство должно взять на себя развитие промышленности и торговли страны.

    Таким образом, осознав значение торговли и промышленности и усвоив на Западе идеи меркантилизма, Пётр приступил к реформированию этих сфер, принуждая к этому подданных, хотя бы и насильственным методом.

    По  всей России была предпринята геологоразведка  рудных богатств и тех мануфактурных  промыслов, которые могли бы при  поддержке развиться в крупные  предприятия. По его приказу по всей страны разъезжались знатоки разных ремёсел. Были открыты месторождения  горного хрусталя, сердолика, селитры, торфа, каменного угля.

    Пётр  также усиленно привлекал к делу иностранцев. В 1698 году, когда он возвращался  из своего первого заграничного путешествия, за ним следовало множество нанятых  им ремесленников и мастеров. В  одном только Амстердаме он нанял  около 1000 человек. В 1702 году по всей Европе был опубликован указ Петра, приглашавший на промышленную службу в Россию иноземцев  на очень выгодных для них условиях. Русским резидентам при европейских  дворах Пётр велел разыскивать и нанимать на русскую службу знатоков разных производств и мастеров всякого дела.

    При Петре значительно увеличивается  число мануфактур, которые становились  техническими школами и практическими  училищами. В ученики на фабрики  и заводы принимались люди всех свободных  сословий, а крепостные – с отпускной  от помещика, но с 1720-х годов стали  принимать и беглых крестьян, но только не солдат.

    Для военных нужд и для добычи металлов Петру особенно были нужны горные и железоделательные заводы. В 1719 году к олонецким заводам, где плавили железо, лили пушки и ядра, Пётр велел набрать 300 человек учеников. На уральских заводах тоже возникли горные школы, куда набрали в ученики грамотных солдатских, подьяческих и поповских детей. В этих школах хотели учить не только практическому знанию горного дела, но и теории, арифметике и геометрии. Ученикам платили жалование – полтора пуда муки в месяц и рубль в год на платье, а тем, у кого отцы зажиточные или получают жалованье более 10 рублей в год, тем ничего от казны не выдавали, «пока не начнут учить тройного правила», тогда и им выдавали жалованье.

    В 1714 году была основана шёлковая фабрика  под руководством некого Милютина, самоучки изучившего ткацкое шёлковое дело. В 1724 году в Силезию были посланы майор Кологривов, двое дворян и несколько человек русских овчаров изучать овцеводство.

    Правительство не только входило в промышленные нужды населения и заботилось об обучении народа промыслам, оно вообще взяло под свой надзор производство и потребление. Указами его величества предписывалось не только какие товары производить, но и в каком количестве, какого размера, какого материала, какими орудиями и приёмами, а за неисполнение всегда грозили жестокие штрафы вплоть до смертной казни.

    Пётр  очень ценил леса, нужные ему для  надобностей флота, и издал строжайшие лесоохранительные законы: леса, годные на корабельное дело, было запрещено рубить под страхом смертной казни.

    Не  довольствуясь распространением одного практического обучения технике, Пётр заботился и о теоретическом  образовании путём перевода и  распространения соответствующих  книг. Был переведён и напечатан  Савариев «Лексикон о коммерции». В списке книг, напечатанных при Петре, можно найти немало руководств к обучению разным техническим знаниям. Многие из этих книг прошли строгую редакцию самого государя.

    Обыкновенно те заводы, которые были особенно нужны, т.е. горные и оружейные, а также  суконные, полотняные и парусные фабрики  устраивались казной и затем передавались частным предпринимателям. На устройство мануфактур второстепенной для казны  значимости Пётр охотно выдавал в  ссуду довольно значительные капиталы без процентов и приказывал снабжать инструментами и рабочими частных лиц, устраивавших фабрики на свой страх и риск. Из-за границы выписывались мастера, сами фабриканты получали большие привилегии: освобождались с детьми и мастерами от службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, избавлялись от податей и внутренних пошлин, могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы, дома же их освобождались от военного постоя.

Информация о работе Реформы Петра 1