Реформы от Петра до Павла

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:29, реферат

Описание работы

Введение
В работе «От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века» А.Б. Каменский стремится определить характер социального развития России в XVIII веке и ставит под вопрос расхожее представление о том, что российская история складывается из чередования кратковременной реформистской активности и длительных периодов контрреформ, застоя.
В книге представлен принципиально новый взгляд на историю переломного для России XVIII столетия. В центре внимания автора - модернизация русского общества и государства, впервые рассматриваемая как единый целостный

Содержание

Введение
Реформы Петра 1
1 Реформы государственного управления
2 Областная реформа
3 Судебная реформа
4 Контроль над деятельностью государственных служащих
5 Реформы армии и флота
6 Церковная реформа
7 Вероисповедная политика
8 Финансовая реформа
9 Преобразования в промышленности и торговле
10 Реформа самодержавия
11 Сословная политика
11.1 Дворянство
11.2 Крестьянство
11.3 Городское население
12 Преобразования в сфере культуры
13 Образование
Послепетровский этап в истории России
Реформы Екатерины Великой
Контрреформаторство Павла 1
Заключение

Работа содержит 1 файл

Реферат- реформы.docx

— 78.01 Кб (Скачать)

     НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

     КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ 
 
 
 

     Реферат 

     Тема:«Реформы от Петра  до Павла» 
 
 
 
 
 
 

     Автор: Афанасьев Р.К.

     (МП-101)

     Проверил: Преподаватель

     Канд.Ист.Наук старший преподаватель Воробьева  Э.А.

     (кандидат  исторических наук, старший преподаватель) 
 
 
 
 

     Новосибирск-2011

Содержание

    Введение

  1. Реформы Петра 1
  • 1 Реформы государственного управления
  • 2 Областная реформа
  • 3 Судебная реформа
  • 4 Контроль над деятельностью государственных служащих
  • 5 Реформы армии и флота
  • 6 Церковная реформа
  • 7 Вероисповедная политика
  • 8 Финансовая реформа
  • 9 Преобразования в промышленности и торговле
  • 10 Реформа самодержавия
  • 11 Сословная политика
    • 11.1 Дворянство
    • 11.2 Крестьянство
    • 11.3 Городское население
  • 12 Преобразования в сфере культуры
  • 13 Образование
  1. Послепетровский этап в истории России
  1. Реформы Екатерины Великой
  2. Контрреформаторство Павла 1

    Заключение 
     
     
     
     
     

Введение 

     В работе «От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII  века» А.Б. Каменский стремится определить характер социального развития России в XVIII веке и ставит под вопрос расхожее представление о том, что российская история складывается из чередования кратковременной реформистской активности и длительных периодов контрреформ, застоя.

     В книге представлен принципиально  новый взгляд на историю переломного  для России XVIII столетия. В центре внимания автора - модернизация русского общества и государства, впервые  рассматриваемая как единый целостный  процесс; делается попытка ответить на вопросы: что такое реформа?; возможно ли для России поступательное политическое развитие?

     А.Б. Каменский пишет: «История реформ –  одна из «вечных» тем историографии, ибо в значительной мере именно посредством  реформ осуществляется направленное (хотя и не всегда осознанное) изменение  людьми существующей исторической реальности. Реформы - результат рефлексии общества в целом, не удовлетворенного существующим положением дел и стремящегося к  совершенствованию условий своей  жизни, т.е. самого общества и государства».

     Если  период радикальных преобразований является исключением и требует  напряжения всех сил общества, то, очевидно, по его завершении общество нуждается  в передышке, чтобы собраться  с силами для нового рывка вперед. На новом этапе происходит усвоение или, наоборот, отторжение обществом  результатов конкретных преобразований, их проверка временем, а по необходимости  и корректировка. Вот эту корректировку  и принимают нередко за контрреформу. Между тем, когда речь идет о радикальных  реформах, то они, как правило, являются не одним каким-то преобразованием  в какой-то одной сфере, но комплексом серьезных изменений (иначе не может  быть преодолен и структурный  кризис), имеющих разнообразные последствия. Поэтому очень важно уяснить  общую направленность реформ, то направление  развитие, которое приняло после  них общества. Без этого невозможна и правильная оценка мероприятия  следующего этапа как действительной контрреформы, меняющей направление, возвращающей общество или отдельные его институты  и структуры к дореформенному состоянию, или как носящих лишь корректирующий характер». 

Ι. РЕФОРМЫ ПЕТРА 1.

     Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два  периода: 16961715 годы и 17151725.

     Особенностью  первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что  объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

 
  1. Реформы государственного управления

     С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»

     Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время  царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

     Сенат как правительство мог принимать  решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 17171721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

  • Коллегия чужестранных (иностранных) дел.
  • Военная коллегия — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
  • Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.
  • Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ.
  • Камер-коллегия — сбор доходов государства.
  • Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,
  • Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.
  • Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
  • Берг-коллегия — горно-металлургическое дело.
  • Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.
  • Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).
  • Духовная коллегия — управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод).

     В 1721 году была образована Вотчинная коллегия — ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых).

     В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви.

     С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.

     Кроме того действовали Преображенский приказ и Тайный приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

     «Первейшими»  коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.

     На  правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.

     Коллегии  подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.

  1. Областная реформа

     В 17081715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Информация о работе Реформы от Петра до Павла