Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:29, реферат
Введение
В работе «От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века» А.Б. Каменский стремится определить характер социального развития России в XVIII веке и ставит под вопрос расхожее представление о том, что российская история складывается из чередования кратковременной реформистской активности и длительных периодов контрреформ, застоя.
В книге представлен принципиально новый взгляд на историю переломного для России XVIII столетия. В центре внимания автора - модернизация русского общества и государства, впервые рассматриваемая как единый целостный
Введение
Реформы Петра 1
1 Реформы государственного управления
2 Областная реформа
3 Судебная реформа
4 Контроль над деятельностью государственных служащих
5 Реформы армии и флота
6 Церковная реформа
7 Вероисповедная политика
8 Финансовая реформа
9 Преобразования в промышленности и торговле
10 Реформа самодержавия
11 Сословная политика
11.1 Дворянство
11.2 Крестьянство
11.3 Городское население
12 Преобразования в сфере культуры
13 Образование
Послепетровский этап в истории России
Реформы Екатерины Великой
Контрреформаторство Павла 1
Заключение
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
Реферат
Тема:«Реформы
от Петра до Павла»
Автор: Афанасьев Р.К.
(МП-101)
Проверил: Преподаватель
Канд.Ист.Наук
старший преподаватель
(кандидат
исторических наук, старший преподаватель)
Новосибирск-2011
Содержание
Введение
Заключение
Введение
В работе «От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века» А.Б. Каменский стремится определить характер социального развития России в XVIII веке и ставит под вопрос расхожее представление о том, что российская история складывается из чередования кратковременной реформистской активности и длительных периодов контрреформ, застоя.
В
книге представлен
А.Б.
Каменский пишет: «История реформ –
одна из «вечных» тем историографии,
ибо в значительной мере именно посредством
реформ осуществляется направленное (хотя
и не всегда осознанное) изменение
людьми существующей исторической реальности.
Реформы - результат рефлексии общества
в целом, не удовлетворенного существующим
положением дел и стремящегося к
совершенствованию условий
Если
период радикальных преобразований
является исключением и требует
напряжения всех сил общества, то, очевидно,
по его завершении общество нуждается
в передышке, чтобы собраться
с силами для нового рывка вперед.
На новом этапе происходит усвоение
или, наоборот, отторжение обществом
результатов конкретных преобразований,
их проверка временем, а по необходимости
и корректировка. Вот эту корректировку
и принимают нередко за контрреформу.
Между тем, когда речь идет о радикальных
реформах, то они, как правило, являются
не одним каким-то преобразованием
в какой-то одной сфере, но комплексом
серьезных изменений (иначе не может
быть преодолен и структурный
кризис), имеющих разнообразные
Ι. РЕФОРМЫ ПЕТРА 1.
Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
С
первых лет правления Петра
Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.
Сенат
как правительство мог
В 1721 году была образована Вотчинная коллегия — ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых).
В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви.
С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.
Кроме того действовали Преображенский приказ и Тайный приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.
«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.
На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.
Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.
В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.