Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:56, реферат
Административным преобразованиям способствовал и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой необходимые рычаги управления, которые он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными потребностями. Как и во всех других своих начинаниях, Петр при реформе государственной власти не считался с российскими традициями и широко переносил на русскую почву известные ему по западноевропейским вояжам структуры и методы управления. Не имея четкого плана административных реформ, царь, вероятно, все же представлял желаемый образ государственного аппарата. Это строго централизованный и бюрократический аппарат, четко и быстро исполняющий указы государя, в пределах своей компетенции проявляющий разумную инициативу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.Учреждение Правительственного Сената……………………………5
2. Коллегиальная реформа……………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог петровским
реформам в сфере государственного
управления, можно отметить, что
их результатом стала невиданная
ранее централизация и
«Бюрократизация – пишет по этому поводу Е.В.Анисимов, - необходимый элемент структуры государств нового времени. Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха – единственный источник права, когда чиновник не ответственен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической машины стало своеобразной «бюрократической революцией», в ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии. Начиная с петровских времен, он начал работать по присущим ему внутренним законам – ради конечной цели – упрочения своего положения, - мобильно и гибко откликаясь на изменения жизни. Все эти черты созданной петровским режимом бюрократии позволили ей успешно функционировать вне зависимости от того, какой конкретно властитель сидел на троне – умный или глупый, деловой или бездеятельный. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократии неуязвимой и до сего дня»18.
По мнению Ключевского В.О. преобразование
управления - едва ли не самая показная,
фасадная сторона преобразовательной
деятельности Петра; по ней особенно охотно
ценили и всю эту деятельность. Ключевский,
вообще относившийся к деятельности Петра
весьма критически, считал, что реформы
управления проводились наспех, беспрограммно.
Те или иные изменения в государственном
управлении, административно-
В целом русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра I: "резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок перенеся Россию через несколько этапов", "даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса"20.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Мухин О.Н. Петр I: Личность и эпоха в поисках идентичности / О.Н.Мухин // Методологический синтез: прошлое, настоящее, возможные перспективы.- М.: "Логос", 2005- С. 92.
2 Пихои, Р.Г. История государственного управления в России / Р.Г.Пихои. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – С.78
3 Пихои, Р.Г. История государственного управления в России / Р.Г.Пихои. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – С.79
4 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность / Л.А.Тихомиров - М.: Издательство "Библиотека Сербского Креста", 2004. – С.380.
5См. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. СПб.,1830. Т. IV. № 2330. П. 9.
6 Там же. Т. V. № 2786; Т. VI. № 3745.
7 См.: Стешенко Л. А. Фискалы и прокуроры в системе государственных органов России первой четверти XVIII в. // Вестник МГУ. Сер. 12. Право. 1966. № 2.
8 Орлова, С. А. Сенат как высший надзорно-контрольный и судебно административный орган России /С. А. Орлова //Правоведение. -2000. - № 2. - С. 227
9 См.: Ефремова Н. Н. Судоустройство в России в XVIII — первой половине XIX вв. (историко-правовое исследование) / Ефремова Н.Н. - М.: Наука, 1993 - С. 50.
10 См.: Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т. 1/ Муравьев Н.В. – М.: Унив. тип., 1889.
11 Пихои, Р.Г. История государственного управления в России / Р.Г.Пихои. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – С.82
12 Победоносцев К.П. Законы и постановления. Выписки из Полного собрания законов / К.П. Победоносцева. – СПб.: Б.и., 1895 – С. 195.
13 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность / Л.А.Тихомиров - М.: Издательство "Библиотека Сербского Креста", 2004. - 512 с.
14 Мавродин В.В. Петр Первый / В.В.Мавродин. – М.: Молодая гвардия, 1948 – С. 295
15 Указ Петра I «О назначении в коллегиях президентов и вице-президентов» от 15 декабря 1717 г. / ПСЗРС. Т. V. № 3133.
16 См. гл. XXVIII Генерального регламента Петра I от 28 февраля 1720 г. (ПСЗРИ, Т.VI, № 3534)
17 См. гл. III. V, VII, XVIII. XXIII Генерального регламента Петра I от 28 февраля 1720 г. (ПСЗРИ, Т.VI, № 3534)
18 Анисимов Е.В. Время Петровских реформ / Е.В.Анисимов. – Л.: Лениздат, 1989. – С.275
19 См.: Ключевский В. О. Сочинения в 9 т. Т.4. Ч.4. М.: Мысль. 1989.
20 Водарский Я. Петр I / Я. Водарский // Вопросы истории. - 1993.- № 6. - С.78.
Информация о работе Реформы органов центрального управления при Петре I